Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ректор XXI века: менеджер, бизнесмен, ученый





В 1971 г. Михаил Абдурахманович Эскиндаров стал студентом первого курса МФИ. Во время учебы в институте он активно участвовал в студенческой научной работе и общественной жизни, был секретарем комитета комсомола института. Закончив вуз в 1976 г., будущий ректор учился в аспирантуре, а после ее окончания в 1981 г. и защиты кандидатской диссертации начал преподавательскую деятельность ассистентом кафедры политэкономии. В те же годы М.А. Эскиндаров начал административную деятельность, работая в 1982–1984 гг. начальником отдела кадров. В одном из своих многочисленных интервью ректор отмечал, что сорок лет его жизни неразрывно связаны с Университетом, что он «нигде не работал больше, за исключением трех лет заграничной командировки». Сейчас это, по словам ректора, позволяет ему «чувствовать полную уверенность», глубокое понимание жизни вуза, его потребностей и интересов, хорошо знать трудовой коллектив Университета. Именно из этого складывается видение ректором перспектив развития Фин­университета в XXI веке.

В 1984 г. М.А. Эскиндаров по инициативе ректора МФИ В.В. Щербакова был назначен деканом факультета МЭО. В 1987–1991 гг. М.А. Эскиндаров возглавил группу советских преподавателей в Аденском университете (Йемен), где знакомился с организаций учебной и научной работы. Это было особенно важно, если учесть, что в те годы в СССР разворачивалась перестройка как в финансово-экономической сфере, так и в образовании, и зарубежный опыт был остро востребован. По возвращении в МФИ М.А. Эскиндаров занимал должности проректора по экономической работе, первого проректора по учебной работе, первого проректора Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Не оставлял М.А. Эскиндаров в то время и преподавательской, и научной работы, являясь профессором кафедры МЭ и МВКО.

В 2000 г. М.А. Эскиндаров защитил докторскую диссертацию на тему «Особенности развития корпоративных отношений в современной российской экономике». Ректор является автором более 200 научных работ, в том числе таких, как «Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и реалии России», «Капитал финансово-корпоративных структур: теория и практика», «Экономические основы функционирования фирмы: анализ российского и иностранного опыта», «Мировая экономика на пороге XXI века».

Особое место в научной деятельности ректора занимают проблемы развития образования. Такие труды, как «Концептуальные основы системы высшего образования в России», «Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации», «История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации: история и современность», «Преподаватель – основная фигура в реализации инновационной системы образования», внесли существенный вклад в формирование российской системы подготовки специалистов для финансово-экономического сектора, способствовали созданию современной парадигмы образования. По вопросам развития образования в современном обществе М.А. Эскиндаров неоднократно выступал на международных конференциях и симпозиумах.

Первенствующую роль в развитии Финуниверситета ректор отдает профессорско-преподавательскому составу. Он подчеркивает значение для всех преподавателей, включая себя самого, постоянное повышение квалификации, совершенствование методики преподавания в соответствии с широким внедрением информационных технологий в образовательную сферу. Не меньшее значение ректор придает работе преподавателей по формированию у студентов навыков работы с учебной и научной литературой.
В ряде своих выступлений ректор говорил, что у него есть мечта – чтобы библиотеки работали круглосуточно для всех: студентов, аспирантов, преподавателей. М.А. Эс­кин­даров отмечает, что до сих пор идеология российского образования мало чем отличается от советской. Больше аудиторных часов – это не всегда хорошо. По его мнению, главная задача преподавателей не столько транслировать знания, сколько научить студентов самостоятельно получать их, ведь каждый день появляются новые направления, новые задачи, новые продукты, в том числе финансовые. Всё это нельзя предусмотреть в учебниках и даже в лекциях.

Финансовый университет существует в первую очередь для студентов. Ректор убежден, что в нашем вузе учатся очень подготовленные, серьезно мотивированные студенты, «лучшие из лучших». Свою задачу он видит в том, чтобы создать все условия для успешной учебы, помочь тем, кому не всегда удается справиться с освоением той или иной учебной дисциплины. М.А. Эскиндаров считает, что молодые люди должны быть уверены – диплом Финансового университета делает их конкурентоспособными на рынке труда. «Мы обязаны студенту это обеспечить, – говорит ректор, – хотя бы потому, что он пришел к нам с надеждой на нас». Вместе с тем он признает, что среди студентов встречаются ребята, не готовые к напряженной учебе, с ними приходится расставаться.

В отличие от многих других вузов, считает М.А. Эс­кин­даров, «мы стараемся сохранить воспитательный процесс». Одной их важнейших форм общения ректора со студентами Фин­университета стал инициированный им «Час ректора». Эти встречи посвящены ответам на вопросы студентов. М.А. Эскин­даров, как он сам говорит, готов отвечать на вопросы, в том числе очень серьезные.

Ректор неоднократно заявлял, что важно, чтобы такие понятия, как «нравственность», «патриотизм» никогда не уходили из вузов, а все ценности не должны сводиться к деньгам. В 2009 г. было широко отпразднован 90-летний юбилей нашего вуза, по инициативе ректора продолжилось изучение истории Финуниверситета. В 2010 г. к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне под редакцией М.А. Эскиндарова вышла книга «Ради жизни на земле: Воспоминания ветеранов (1941–1945)».

Ректор Финансового университета, где работают и учатся около 25 тыс. человек, является общественно значимой фигурой, ведь руководить таким большим коллективом без политических навыков, не владея искусством управлять людьми, трудно. За свою работу по развитию образования, научную и общественную деятельность наш ректор отмечен Премией Президента Российской Федерации.

Продолжая лучшие традиции своих предшественников, М.А. Эс­киндаров считает важной деятельность по выработке стратегии развития вуза. Первая и самая главная задача, которая под его руководством уже решена – получен статус университета. На очереди – качественно новая задача – войти в состав национальных исследовательских университетов. Это особая категория вузов, сейчас их в России около 30 и на 99% – это технические университеты. М.А. Эскиндаров уверен, что в интересах страны необходимо развивать науку и образование, в том числе в финансовых университетах. «Мы, – говорит ректор, – такую задачу себе поставили: к 2015 году добиться присвоения нашему вузу статуса национального исследовательского университета».

Достижение этих стратегических целей требует модернизации всех структур и направлений жизни Финуниверситета, что в свою очередь требует от ректора принципиально новых качеств руководителя. М.А. Эскиндаров считает, что, кроме осуществления традиционных функций ректора – организации учебного процесса и научной деятельности преподавателей, он является и топ-менеджером. По мнению ректора, необходимо поддерживать хороший бренд Университета, чтобы обеспечить престиж вуза и высокий уровень востребованности наших выпускников на рынке труда. М.А. Эскиндарову приходится заниматься также планированием, бюджетированием, бухгалтерским учетом, решать социальные проблемы коллектива. Эти функции ректора – новации, они обеспечивают эффективное развитие современного университета в условиях рыночной экономики, когда имеется серьезная конкуренция в образовательной сфере и на рынке труда.

Действительно, образование и экономика в наше время связаны неразрывно, но связи эти не так просты, как кажется на первый взгляд. Наш ректор является членом Научного совета при Совете Безопасности России, членом Общественного Совета при Минфине РФ и других организаций. Кроме того, он является членом Советов директоров ряда ведущих финансовых и промышленных компаний России – ВТБ, Банка «Возрождение», крупной металлургической компании. Это дает ректору, по его словам, «дополнительные знания о ситуации бизнесе» и «понимание его потребностей». Опыт, полученный в сфере бизнеса, ректор активно внедряет в учебный процесс, возглавляет его модернизацию в соответствии с требованиями бизнеса усилить практическую подготовку будущих специалистов. Одним из результатов этой деятельности стало приглашение в Финуниверситет в качестве преподавателей практических работников, с тем чтобы студенты непосредственно от них узнавали о новых продуктах финансовых негосударственных институтов и государственных структур.

Ректор смотрит на себя, как на бизнесмена, также и потому, что возглавляемый им Университет зарабатывает на свои нужды помимо государственного финансирования около 1,5 млрд руб. в год. Эти внебюджетные средства надо не только заработать, но еще и разумно распределить. Важнейшим направлением их использова­ния является социальная сфера. За три года ректорства М.А. Эс­киндарова зарплата преподавателей была поднята в три раза.

М.А. Эскиндаров, как и всякий крупный руководитель, каждодневно сталкивается с текущими делами жизни Университета. Они посвящены профессиональным и личным проблемам преподавателей, сотрудников, студентов. Университет ныне располагает огромным комплексом учебных, жилых и подсобных зданий на четырех территориях, загородным хозяйством, разворачивается строительство нового корпуса на Ленинградском проспекте. Всё это находится в сфере внимания ректора.

Свою «сверхзадачу» как ректора одного из ведущих российских университетов М.А. Эскиндаров видит в том, чтобы наш вуз можно было сопоставить с такими высшими учебными заведениями мирового уровня, как Кембридж, Оксфорд, МГУ им. М.В. Ломоносова, чтобы бренд Финансового университета говорил сам за себя.

\\\

Народная мудрость гласит: «Время выбирает своих людей». Это верно. В 1920-е гг. трудами первых ректоров были заложены основы не только нашего вуза, но всего финансово-эконо­мического образования как самостоятельной отрасли в системе подготовки специалистов для народного хозяйства. Д.П. Бого­лепов, А.М. Галаган, П.И. Шелков стояли у наших истоков.

В тяжелые 1930–1950 гг. ректоры Д.А. Бутков, П.М. Цвет­ков, Н.Н. Ровинский вновь и вновь восстанавливали вуз, несмотря на разрушительные удары репрессий, непродуманных реорганизаций, войны, послевоенной разрухи.

В 1960–1980 гг., когда перед СССР встали новые задачи по развитию советской экономики и формированию финансово-банковских кадров, способных решать новые задачи, во главе нашего вуза встал В.В. Щербаков, имевший большой организаторский опыт, твердый и настойчивый характер в реализации поставленных задач. Его усилиями сформировалась современная основа нашего вуза. Флагманом финансово-экономического образования в условиях рыночной экономики наш вуз стал при ректоре А.Г. Грязновой.

Возглавивший в 2006 г. Финакадемию ректор М.А. Эскин­да­ров в своей работе постоянно опирается на богатый опыт работы предшественников, труд, который они вложили в становление и развитие вуза. В 2010 г. Финансовая академия получила статус Финансового университета при Правительстве РФ. На заседании Ученого совета 30 августа 2010 г. были приняты стратегия и программа развития Университета на 2010–2015 гг. Весь коллектив ученых, преподавателей, сотрудников Университета видят миссию нашего вуза в «обеспечении многоуровневого образования, соответствующего международным стандартам качества». Это будет достойным продолжением 90-летней истории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

è Вопросы для повторения

1. Каких ректоров 1920-х гг., внесших вклад в развитие советского финансово-экономического образования, вы знаете?

2. Расскажите о жизненном пути и деятельности на посту ректора Д.П. Боголепова.

3. Расскажите о жизненном пути и деятельности на посту ректора А.М. Галагана и П.И. Шелкова.

4. Каково значение деятельности директора МФЭИ – МФИ Д.А. Бут­кова в 1930–1940 гг.?

5. Расскажите об особенностях деятельности на посту ректора МФИ Н.Н. Ровинского.

6. Какой вклад в развитие МФИ в 1960–1970 гг. внес ректор В.В. Щербаков?

7. Расскажите о научной и организационной деятельности ректора Финансовой академии А.Г. Грязновой.

8. Расскажите об особенностях деятельности ректора Финансового университета М.А. Эскиндарова.


Глава 8

 

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
на 2010–2020 годы

Постановлением Правительства Российской Федерации 14 ию­ля 2010 г. Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации придан статус университета. Это не только высокая оценка работы нашего вуза, но и стимул к достижению нового уровня.

Статус университета обязывает ко многому. Во-первых – это повышение качества научно-образовательной деятельности, творческое освоение новых направлений подготовки в системе университетского образования. Во-вторых – активная работа по формированию условий для перехода нашего вуза в состав научно-образовательной элиты страны. Современная концепция создания в России университетов мирового уровня и национальных исследовательских университетов исходит из потребности в научных центрах для решения и масштабных региональных проблем, и общегосударственных задач. Итогом нашей деятельности в качестве Финуниверситета должно стать получение статуса «Национального исследовательского университета – Финансового университета при Правительстве Российской Федерации». Стремление к этой цели отражает понимание того, что модернизация российского образования, в том числе подготовка финансово-экономических кадров для инновационной экономики, требует именно университетского уровня.

Глобализирующаяся экономика стимулирует процессы обновления и интеграции трех элементов знания – образования, исследовательской деятельности и инноваций. Первые два аспекта всегда реализовывались вузами. Третий аспект – инновации – заявил о себе в условиях быстро меняющейся экономики, когда потребовались специалисты не только понимающие суть происходящих явлений, но и готовые превращать знания в работающие технологии. Для успешной интеграции в единое целое трех компонентов знания нужны условия. Площадка, где можно развернуть эту работу – исследовательский университет, в котором наряду с первокурсниками, приобщающимися к исследовательской работе, действуют специальные крупные исследовательские звенья в виде институтов, центров, лабораторий.

Коллектив Университета проделал большую организационную работу по перестройке образовательного процесса на инновационных основах: осуществлен переход на уровневую систему подготовки финансово-банковских кадров с высшим образованием, успешно внедряются компетентностная система в обучении студентов и модульная система организации образовательного процесса. Кафедры внедряют методы креативной педагогики, соответствующей системе подготовки бакалавров, растет эффективность самостоятельной работы студентов, реорганизована магистратура, расширились и укрепились связи с работодателями.

30 августа 2010 г. на расширенном заседании Ученого совета Финуниверситета по докладу ректора М.А. Эскиндарова был принят основополагающий документ для дальнейшего нашего развития – «Стратегия и программа развития Финансового университета». Этот документ вобрал в себя основные положения Концепции модернизации российского образования, Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г. и программу деятельности нашего коллектива по переходу на статус национального исследовательского университета. Этот документ, первоначально размещенный на сайте Университета, публикуется в качестве приложения в настоящем учебном пособии.

Главная цель Университета – подготовить специалистов для финансовой, экономической, управленческой, социологической и правовой сфер, способных на основе полученных знаний, умений и навыков эффективно управлять финансово-банковскими процессами, самостоятельно решать как традиционные, так и нестандартные задачи, быть восприимчивыми к инновационным явлениям, уметь включаться в новые виды деятельности, сочетать принципы конкретного подхода с широким взглядом на экономические процессы в целом.

8.1. Мы – Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации

Инновации в экономике имеют свои особенности. Они отражают сложные, зачастую неявные отношения в обширной системе жизнедеятельности общества. Вместе с тем они непосредственно влияют на экономическую и социальную сферы общества, а главным рычагом управления ими являются финансы и денежно-кредитные отношения. Этим определяется возрастание роли современного финансово-экономического образования для нашей страны.

При перестройке образовательного процесса Финуниверситет исходит из того, что эпоха постиндустриального общества с информационной экономикой изменяет требования к системе образования. Во-первых, возрастает количество заказчиков. Это – государство, хозяйствующие субъекты различных форм собственности. Во-вторых, возрастают требования к качеству подготовки специалиста. Требуются не только знания, но и способность к профессиональной деятельности в быстро меняющихся условиях. В-третьих, возрастает необходимость в готовности выпускника работать в условиях конкуренции. В-четвертых, убыстряется темп изменений, сокращается продолжительность жизненного цикла технологий, бизнес-процессов. Всё это обеспечивается новыми образовательными технологиями на основе компетентностного подхода.

Подготовка финансистов и экономистов для современной инновационной экономики – задача сложная. Это должен быть не просто менеджер, но человек, способный благодаря своему образованию, управлять финансово-экономическими, правовыми и социальными процессами, самостоятельно решать как стандартные, так и инновационные задачи менеджмента, сочетать принципы конкретного подхода с широтой взглядов на процесс в целом. Для решения этой задачи Финансовый университет располагает всеми необходимыми ресурсами.

В настоящее время мы – ведущий вуз, имеющий хороший педагогический и научный потенциал В Финуниверситете работают более 50 кафедр, где более 1000 преподавателей, в числе которых более 200 докторов наук и профессоров готовят кадры для финансово-банковской, управленческой, юридической и других сфер деятельности. Финуниверситет имеет развитую региональную сеть – 11 филиалов-колледжей и четыре региональных представительства.

Университет был в числе первых вузов России, перешедших на уровневое образование. В настоящее время Финуниверситет располагает учебными программами для бакалавров и магистров по всем направлениям подготовки. Это отвечает требованиям Болонской конвенции. Бакалавриат и магистратура – это главные звенья в современной системе непрерывного образования, включающей в себя все ступени от школы, колледжа до институтов переподготовки специалистов с высшим образованием. Именно по этому принципу и организована структура Финуниверситета.

Наши выпускники конкурентоспособны и полностью востребованы на рынке труда. Университет – центр подготовки руководящих кадров по президентским и правительственным программам. Выигранные конкурсы на подготовку кадров для государственной службы и преподавательского состава вузов России свидетельствуют о наших возможностях. Новый импульс этой работе Финуниверситета дает Институт подготовки государственных служащих Высшей школы государственного управ­ления (ВШГУ). За последние годы у нас прошли подготовку и переподготовку 120 тыс. государственных служащих и служащих различных предприятий и фондов.

Университет возглавляет Всероссийское учебно-методи­чес­кое объединение по наиболее востребованным в условиях инновационной экономики специальностям – финансы, кредит, бухгалтерский учет, аудит, налоги, мировая экономика. В объединение входит более 700 российских государственных и негосударственных вузов.

Университет – центр подготовки специалистов в области международных валютно-финансовых отношений. Это позволяет нам ставить и решать задачи вхождения России в мировое научное и образовательное пространство. Наш потенциал в этой области возрос с открытием в составе Университета Международного финансового факультета с преподаванием всех дисциплин на иностранных языках. На факультете обучаются иностранные и российские граждане.

Университет развивает международные связи, деятельность в этом направлении является неотъемлемой частью его инновационного развития. Нашими партнерами выступают университеты и другие высшие учебные заведения, научные центры, центры профессионального банковского и страхового обучения, бизнес-школы, центры, осуществляющие квалификационные экзамены, выдачу сертификатов, экспертизу учебных программ и аккредитацию учебных заведений. Широкие связи Университет имеет с банками, страховыми, аудиторскими и промышленными компаниями, с зарубежными научными фондами – всего с 90 партнерскими учреждениями из 29 стран.

Особенно интенсивно развиваются деловые контакты с учебными заведениями таких стран, как Австрия, Болгария, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Китай, Нидерланды, США, Франция.

Продолжается развитие международных образовательных программ «двойного диплома» по подготовке бакалавров, магистров и международных программ МВА. Ряд образовательных программ Финансового университета прошли международную аккредитацию, в том числе учебная программа кафедры «Оценка и управление собственностью». Российско-немецкая программа МВА «Банковский менеджмент (МВА – финансы)» аккредитована Фондом Аккредитации программ международного бизнес-администрирования (FIBAA). Расширяется обмен студентами с 16 партнерскими университетами. Растет число иностранных студентов, обучающихся у нас.

В Университете сложилась новая форма международного сотрудничества – выступления с отдельными лекциями и циклами лекций выдающихся экономистов, государственных деятелей, представителей мирового бизнес-сообщества из Англии, Гер­ма­нии, Испании, Польши, США, Швейцарии.

Университет обладает стабильными финансовыми ресурсами и имеет большие планы развития нашей материальной базы. Новые возможности в этом отношении представляет созданный в Финуниверситете Эндаумент-фонд. В 2010 г. завершилось строительство нового, оснащенного компьютерной техникой учебного корпуса на Ленинградском проспекте. Разворачивается строительство еще одного учебного корпуса по Ленинградскому проспекту, что позволит создать на этой территории современный университетский комплекс для студентов всех направлений подготовки.

Черты модернизации процесса обучения и управления образовательным процессом проявляются в различных формах. Важнейшая из них – становление и развитие системы менеджмента обучения. На первый план выходит потребность адекватно определить стратегические ориентиры, добиться их реализации в практической деятельности и своевременно осуществлять назревающее обновление. Если обобщенно оценить объем уже продела­нной работы по совершенствованию управления, то можно отме­тить, что Университет находится на стадии структурно-функ­ци­ональной перестройки.

В октябре 2006 г. Ученый совет Финакадемии принял решение: для активизации инновационных процессов изменить структуру ректората, приблизить систему управления к непосредственному производству знаний и повысить роль деканатов и кафедр в решении вопросов организации и управления учебным процессом. Деканы получили дополнительные полномочия, усилились их контрольные функции. Им были переданы в оперативное подчинение кафедры, соответствующие профилю факультета. Деканы стали более активно участвовать в подборе преподавательских кадров, распределении стипендиальных фон­дов и т.д. Конечная цель этих изменений состоит в том, чтобы перейти на функционирование института деканов по принципам классических университетов.

Для реализации эффективного планирования, координации и оценки качества работы со студентами решениями Ученого совета и ректора Финуниверситета сформирован специальный ситуационный блок, который состоит из нескольких центров: качества образования, тестирования, информационно-аналити­чес­кого и мониторинга качества образования. Значение си­туа­ци­онного блока возрастает в период смены парадигмы и целей образования, практического воплощения новых идей, настройки необходимых инструментов. Действенность ситуационного блока во многом зависит от слаженного взаимодействия входящих в него центров, от выработки и реализации общих подходов и единства управления его деятельностью. Одна из его задач заключается в переходе к мониторингу сущностных показателей, влияющих на качество образования. Это – качество набора студентов, состава кафедр, уровня учебной и исследовательской деятельности преподавателей; обеспеченность студентов современными учебниками; наличие методики организации самостоятельной работы. Совокупность этих характеристик в конечном счете определяет уровень востребованности выпускников.

Главным звеном в реализации инновационного потенциала Университета выступает учебный процесс, в соответствии с этим особенную роль приобретает учебный центр по координации и планированию обучения, который новую идеологию образования реализует в учебных планах и программах. Это подразделение в режиме реального времени встраивает в учебный процесс инновационные проекты, новации кафедр, факультетов и институтов, модернизирует традиционные и разрабатывает новые методики планирования учебного процесса, формирует модульную систему реализации компетентностного подхода профессиональной подготовки выпускников.

Управление информационными потоками, взаимодействие учебных подразделений Университета, их выход в глобальную информационную среду, возложены на Управление информационных образовательных технологий. В число приоритетных направлений последних лет входит внедрение в учебный процесс виртуальных образовательных тренингов для различных сфер профессиональной деятельности финансиста, экономиста, управ­ленца, юриста и т.д. Начало этому было положено разработкой первого в России виртуального программно-методи­чес­кого комплекса «Учебное предприятие – бухгалтерский учет». Данный комплекс был высоко оценен профессиональной общественностью и удостоен диплома Х Юбилейной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Эта разработка была реализована в виде тиражируемого, отчуждаемого продукта – виртуального тренажера, который широко распространился в образовательной среде – от школ и техникумов до курсов профессиональной переподготовки университетов и академий. Следующие шаги в этом направлении – создание аналогичных виртуальных сред – «Учебный банк», «Учебная страховая компания», «Виртуальная налоговая инспекция», «Лаборатория фи­нансового менеджмента».

Переключаются на инновационную модель преподавания и кафедры. Ведущая роль в этом процессе принадлежит кафедре «Информационные технологии». Активно переходят к новым технологиям подготовки студентов кафедры «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг», «Бухгалтерский учет», «Денежно-кре­дит­ные отношения и банки», «Мировая экономика и международные валютно-кредитные отношения».

Традиционно обучение студентов осуществлялось по «линейному принципу», т.е. набор учебных дисциплин строился в соответствии с логикой предметной области. Выпускник получал определенные знания, умения и навыки в различных областях, которые не всегда увязывались в единое целое, приоритет отдавался теоретической подготовке в ущерб практической. На современном этапе идет интенсивный поиск максимального использования человеческого капитала во всех видах деятельности. Поэтому новая образовательная идеология взяла за основу компетентностный подход. Это означает, что Университет должен выпускать специалиста, готового действовать в быстро меняющейся обстановке, требующей не просто знаний, но и умения применять их практически. Инновационной экономике необходим гибкий деятельностный тип личности. Ведущие кафедры Финуниверситета ставят перед собой задачу не только помочь студентам овладеть знаниями по специальности и методами практической работы, но и умением работать в коллективе, глубоко понимать социально-экономическую ситуацию в целом. Университет стремится к тому, чтобы выпускники были готовы продолжить образование, нести ответственность за принятые решения, жить и эффективно действовать в обществе.

Это означает, что компетенции специалиста финансово-бан­ковской сферы, которые он получает в процессе обучения, – понятие комплексное. Конкретные знания по профилю основной деятельности соединяются с гуманитарными, общественно-со­ци­аль­ными, управленческими, правовыми и другими знаниями. Это соединение нацелено на создание предпосылок социального и профессионального роста выпускника Финуниверситета.

Компетентностный подход обсуждается руководителями вузов, преподавателями, учеными, представителями общественности. Разделяя идею широкого подхода к толкованию понятия «компетенция», в Финуниверситете учли особенности образовательного процесса и конкретизировали группы требований. В со­вокупности они включают в себя следующие качества: общенаучные, общепрофессиональные, профессионально-специа­ли­зи­рованные, а также инструментальные и социально-лич­ностные. Общепрофессиональные и гуманитарные кафедры, не теряя своей специфики, «встраивают» свои компетенции в ключевую, профессиональную компетенцию. В ходе обучения надпредметные компетенции развиваются и детализируются в предметные компетенции, что выражается в стандартах и учебных программах дисциплин. Например, в рамках образовательного модуля создается ключевая, профессиональная компетенция – формирование портфеля потребительских кредитов. Одновременно формируются и социальные компетенции: умение работать с населением, развитие психологических навыков оценки клиента, коммуникативность и т.д. В целом компетентностный подход и на его основе повышение качества образования – не только важнейшие проблемы модернизации образования, но и основные требования Болонского процесса.

В настоящее время Финансовый университет является признанным лидером по таким направлениям подготовки специалистов, как финансово-банковская система; мировая экономика и международные финансы; учетно-аналитическая деятельность; информационно-аналитическая деятельность в бухгалтерском учете и контроле; оценочная деятельность и управление стоимостью компаний; управление рисками и экономическая безопасность.

Значительно увеличилось число реализуемых учебных программ: восемь направлений бакалавриата, шесть направлений подготовки магистров, более ста программ дополнительного про­фессионального образования. Безусловно, большой авторитет завоевывают программы MBA, реализуемые Международной школой бизнеса и Институтом делового администрирования и бизнеса.

Управление и координация таким крупным научно-образовательным комплексом по соответствующим направлениям возложены на Управление координации научных исследований, Отдел аспирантуры и докторантуры, Отдел диссертационных советов, Редакционно-издательский отдел. Информационная поддержка научной деятельности осуществляется Библиотечно-информационным комплексом.

Названные тенденции инновационного развития Финансового университета направлены на утверждение статуса ведущего образовательного центра при Правительстве Российской Федерации. Мы нацелены на активное участие в выполнении социально значимых задач и эффективное решение проблем, стоящих перед финансово-банковской сферой России.

8.2. Приоритет развития – национальный
исследовательский университет

Эффективная и целенаправленная работа по выполнению задач, вытекающих из нашего университетского статуса, должна привести нас на новую ступень развития – придания нам статуса национального исследовательского университета. Эта – амбициозная цель в хорошем смысле слова. Чем же отличается национальный исследовательский университет от классического университета? Критерии определены инновационной Национальной программой развития университетов в России на ближайшие 10–15 лет, где различаются федеральные университеты, университеты классические и университеты национальные. При определении особенностей модели национального исследовательского университета и его структуры обращают на себя внимание следующие характеристики. Для национальных университетов главный признак – их функционально ориентированная отраслевая миссия. Здесь, как и прежде, Университету надо держать курс на расширение ниши, почти столетие занимаемой в системе отечественного образования, – подготовка высококвалифицированных выпускников для финансово-банков­ской сферы.

В программе развития Финансового университета на 2010 – 2015 гг. определено, что основным вектором движения является формирование инновационного консалтингового и проектного центра, деятельность которого должна максимально содействовать модернизации национальной экономики. Финуниверситет должен обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов финансово-банковского профиля, конкурентоспособных, компетентных, способных работать на уровне мировых стандартов, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. Реализация этих задач актуализируется особой значимостью финансово-банковских отношений в общем процессе модернизации экономики России, поскольку финансы – кровеносные сосуды экономики, а деньги – их реальное наполнение.

Другое важное требование к национальному университету – максимально эффективное управление в условиях количественного и качественного увеличения объемов деятельности, роста численности преподавательского состава, персонала и студенчества. В связи с этим привлекательной является идея перехода от строгой иерархии к органистическим структурам с более высокой степенью самостоятельности и более высокой степенью ответственности за выполнение функции управления в целом.

За последние годы в Финуниверситете значительно расширились рамки образовательного процесса, были созданы новые направления и профили подготовки выпускников, что соответствует идее университетского образования. При этом мы исходили из учета новой роли финансов и денег в рыночной экономике и необходимости более глубокой подготовки в системе макро- и микроэкономических процессов, прогнозирования экономического развития, экономико-математического моделирования. От последовательной ориентации на избранную профессиональную подготовку и будет зависеть, наряду с другими условиями, выбор среди конкурсантов на статус национального исследовательского университета по функционально-отраслевому признаку. Федеральные государственные образовательные стандарты при уровневой системе подготовки бакалавров не выделяют в направлениях обучения основную функциональную дисциплину, определяющую логику образовательного процесса, последовательность и взаимосвязь учебных дисциплин и интегрирующую все дисциплины. Впоследствии она могла бы стать основой для непрерывного образования. Это серьезная проблема, которую еще предстоит разрешить на пути становления национального исследовательского университета.

Переход на уровневую систему подготовки выпускников внес серьезные изменения в организацию и содержание образовательного процесса. По сравнению со спе<







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.