|
Контактная прочность деталей машинРаботоспособность ряда деталей машин (зубчатых колес, подшипников качения и др.) определяется контактной прочностью, т. е. прочностью их рабочих (контактирующих) поверхностей. Разрушение этих поверхностей вызывается действием контактных напряжений oh **> которые образуются в месте контакта криволинейных поверхностей двух прижатых друг к другу деталей- (рис. 3.6). При отсутствии внешней нагрузки начальный контакт криволинейных поверхностей происходит в точке (контакт двух шаров и др.) или по линии (контакт двух цилиндров и др.).
* Влияние асимметрии цикла на сопротивление усталости обычно незначительно и в формулах (3.10) и (3.11) не учитывается. *•* Индекс Н в честь основоположника теории контактных напряжений Г. Герца (Hertz).
После приложения внешней нагрузки начальный контакт этих поверхностей переходит в контакт по малой площадке с высокими значениями контактных напряжений. Эти напряжения распределяются по эллиптическому закону (рис. 3.6). Наибольшее значение ан используется в качестве главного критерия работоспособности зубчатых, червячных и других передач, а также подшипников качения. В случае начального контакта по линии, характерного для работы пары зубчатых колес и др., наибольшее значение контактных напряжений он определяется по формуле Герца, полученной для зоны касания двух цилиндров (рис. 3.6):
Рис. 3.6. Эпюра контактных напряжений
(3.13)
где q — Fr/b - - нормальная нагрузка на единицу длины контактной линии; Fr - - сила, нормальная к площадке контакта; Ъ — рабочая длина контактной линии; рпр - - приведенный радиус кривизны,
(3.14) рпр = р1 р2/(p1+p2)
p1 и р2 - - радиусы кривизны в точках контакта (знак минус берется для случая контакта выпуклой поверхности радиуса pi с вогнутой поверхностью радиуса р2); £пр - - приведенный модуль упругости,
(3.15) Епр = 2Е1 Е2/(Е1+Е2) Е1 и Е2 - - модули упругости материалов цилиндров; если материалы цилиндров одинаковы, то Епр = Е1 =Е2, н - коэффициент Пуассона. Условием контактной прочности является (3.16)
где [о]н - - допускаемое контактное напряжение. При вращении деталей под нагрузкой каждая точка их сопряженных поверхностей периодически нагружается только во время прохождения зоны контакта, а контактные напряжения <зн в этих точках изменяются по прерывистому отнулевому циклу (рис.3.7). Время одногооборота
Рис. 3.7. Прерывистый отнулевой цикл изменения он
Если значения то в результате циклического действия контактных напряжений в сопряженных поверхностях деталей возникают усталостные микротрещины. Под влиянием сил трения качения эти микротрещины располагаются наклонно вследствие пластического течения металла (рис. 3.8, а). Дальнейшее развитие трещин обусловлено наличием в зоне контакта смазочного материала. При вращении деталей в начальный момент контакта поверхностей силы трения раскрывают трещины и масло заполняет их (рис. 0.8, а). Переходя затем в зону высоких контактных напряжений, трещины смыкаются и давление масла внутри их резко возрастает, расклинивая металл, что приводит к постепенному развитию трещин.
Проверочный расчет
Проверочным расчетом фактических характеристик главного критерия работоспособности детали и сравнение их с допускаемыми значениями. При проверочном расчете определяют фактические (расчетные) напряжения и коэффициенты запаса прочности, действительные прогибы и углы наклона сечений, температуру и т. д. Проверочный расчет является уточненным; его производят, когда форма и размеры детали известны из проектировочного расчета или приняты конструктивно. Расчет и конструирование органически связаны. Конструированием называется творческий процесс создания механизма или машины в чертежах на основе проектных и проверочных расчетов. При разработке конструкции машины рассматривают различные варианты для получения оптимальной конструкции, обеспечивающей требуемые характеристики машины при наименьшей стоимости ее изготовления и эксплуатации. Конструирование требует всестороннего анализа статического материала, отражающего опыт эксплуатации машин данного типа, учета специфических факторов и параметров проектируемой машины, а также всех требований современного машиностроения. Контрольные вопросы 1. Какая разница между механизмом и машиной? 2. Что следует понимать под деталью машин? Какие детали называются деталями общего назначения? 3. Какие основные требования предъявляются к машинам и их деталям? 4. Что следует понимать под надежностью машин и их деталей? Чем оценивается надежность? 5. Что называется циклом перемены напряжений? Перечислите характеристики цикла и укажите зависимость между ними. 6. Что называется усталостным разрушением и каковы его причины? 7. Что называется пределом выносливости материала? 8. Что такое концентрация напряжений и что ее вызывает? 9. При каких обстоятельствах и где возникают контактные напряжения? По какой формуле,определяется их наибольшее значение при начальном контакте, по линии? 10. В чем сущность усталостного выкрашивания рабочих поверхностей? Назовите меры по повышению сопротивляемости поверхностей выкрашиванию. 11. Каковы основные критерии работоспособности и расчета деталей машин? 12. Каково различие между проектировочным и проверочным расчетами? ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|