|
ГЛАВА 4 . ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ПРЯМОЗУБЫЕ ПЕРЕДАЧИОбщие сведения В прямозубой передаче (см. рис. 3.1,а) зубья входят в зацепление сразу по всей длине. Из-за неточности изготовления передачи и ее износа процесс выхода одной пары зубьев из зацепления и начало зацепления другой пары сопровождается ударами и шумом, сила которых возрастает с увеличением окружной скорости колес. Прямозубые передачи применяют при невысоких и средних окружных скоростях; в частности, открытые передачи, как правило, делают прямозубыми. Согласно основной теореме зацепления (см. формулу 3.3) для понижающих передач передаточное число и=ω1/ω2=d2/d1=z2/z1. (4.1) Для пары цилиндрических зубчатых колес рекомендуется Размеры зубчатого колеса выражают через модуль и число зубьев (см. рис. 3.19). Делительный и начальный диаметры d=dω=mz (4.2) Диаметр вершин da=d+2ha=d+2m (4.3) Диаметр впадин df=d-2hf=d-2,5m (4.4) Межосевое расстояние – главный параметр зубчатой передачи аω = , (4.5) где zΣ=z1 +z2 - суммарное число зубьев.
Зная zΣ, определяют число зубьев шестерни и колеса.
Силы в зацеплении прямозубых передач
Силы взаимодействия между зубьями принято определять в полюсе зацепления П (4.1). Рис. 4.1 Схема сил в прямозубой цилиндрической передаче Распределенную по контактным линиям нагрузку в зацеплении заменяют равнодействующей Fn, которая направлена по линии давления (зацепления) NN. Силами трения в зацеплении пренебрегают, так как они малы. Для расчета зубьев, валов и опор силу Fn раскладывают на составляющие: окружная сила (4.6)
Радиальная сила (4.7) Где Т2 – вращающий момент на колесе; Ft =20° – угол зацепления. На ведомом колесе направление силы Ft совпадает с направлением вращения, на ведущем – противоположно ему. ГЛАВА 5. ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ КОСОЗУБЫЕ ПЕРЕДАЧИ Общие сведения Цилиндрические колеса, у которых зубья расположены по винтовым линиям на делительном цилиндре, называют к о с о з у б ы м и. В отличие от прямозубой в косозубой передаче зубья входят в зацепление не сразу по всей длине, а постепенно. Увеличивается время контакта одной пары зубьев, в течение которого входят новые пары зубьев, нагрузка передается но большому числу контактных линий, что значительно снижает шум и динамические нагрузки. Чем больше угол наклона линии зуба β (рис. 5.1), тем выше плавность зацепления. У пары сопряженных косозубых колес
Рис. 5.1 Косозубая передача Рис. 5.2 Геометрические размеры косозубого колеса с внешним зацеплением углы β равны, но противоположны по направлению. Если к передачам не предъявляют специальных требований, то колеса нарезают правыми, а шестерни— левыми. У косозубого колеса (рис. 5.2) расстояние между зубьями можно измерить в торцовом, или окружном (t—t), и нормальном (п — п) направлениях. В первом случае получим окружной шаг pt, во втором — нормальный шаг р. Различными в этих направлениях будут и модули зацепления: mt = pt/л; m = р/л, где mt и m — окружной и нормальный модули зубьев. Согласно рис. 5.2 pt = P/cos β, следовательно, mt = m/cos β, где β — угол наклона зуба на делительном цилиндре. Нормальный модульmдолжен соответствовать стандарту и являться исходной величиной при геометрических расчетах. Делительный и начальный диаметры (5.1) d=dw=mtz = mz/cosβ. Косозубое колесо нарезают тем же инструментом, что и прямозубые. Наклон зуба получают поворотом инструмента на угол р. Профиль косого зуба в нормальном сечениисоответствует исходному контуру инструментальной рейки и, следовательно, совпадает спрофилем прямого зуба модуля т. Высоты головки косого зуба hаи ножки hf соответственно равны: ha = m; hf = 1,25m. (5.2) Диаметр вершин da = d + 2m. (5.3) Межосевое расстояние (5.4) В косозубой передаче, меняя значение угла β, можно незначительно изменить aw. Из формулы (5.5) следует, что с увеличением β возрастает zv. Силы в зацеплении В косозубой передаче нормальная сила Fnсоставляет угол β с торцом колеса (рис. 5.4). Разложив Fnна составляющие, получим: радиальную силу (5.6) Fr = Ft tg αw/COS β где Ft = 2T2/d2 — окружная сила; осевую силу Fa = Fttg β (5.7) При определении направлений сил учитывают направление вращения колес и направление наклона зуба (правое или левое).
Рис. 5.4. Схема сил в косозубой передаче Осевая сила Fa дополнительно нагружает подшипники, возрастая с увеличениемβ. По этой причине для косозубых колес принимают β = 8... 18°. Наличие в зацеплении осевых сил является недостатком косозубой передачи.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|