Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность рынка. Классификация рынков





Что такое рынок?

Существует множество определений рынка. Среди них:

РЫНОК - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;

РЫНОК - это система отношений между спросом и предложением;

РЫНОК - это совокупность отношений товарного обмена;

РЫНОК - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

Обобщая полученную информацию по данному вопросу в истории экономических учений и современной экономической литературе, можно дать следующие определения рассматриваемой категории. Существует двоякое понимание рынка - узкое и широкое.

В узком смысле слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом.

В широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного производства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Существует множество видов рынков, главные из которых можно классифицировать по следующим признакам:

С точки зрения соответствия действующему законодательству: -легальный (законный рынок); -нелегальный (теневой рынок).

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

-потребительский;

-рынок капиталов;

- рынок рабочей силы;

- рынок информации;

- финансовый рынок;

- валютный рынок.

По пространственному признаку:

- местный;

- национальный;

- региональный;

- мировой рынок.

Современный рынок включает следующую совокупность социальных институтов:

1) Правовая система, ее основу составляет Гражданский кодекс.

2) органы государственного контроля и регулирования (налоговая система, учреждения санитарного и экологического контроля).



3) Союзы потребителей, предпринимателей и работников. Они повышают организованность, цивилизованность и эффективность действий участников рынка.

4) Инфраструктура – общее устройство хозяйственной жизни (торговые предприятия, биржи, банки. Они связывают производителей, торговых посредников и покупателей).

 

Рыночная цена и законы ее функционирования

 

Рыночная цена – это фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров.

Спрос – это платежеспособная потребность.

Закон спроса говорит: чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей.

Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность спроса.

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособность покупателей не чувствительна к изменению цен. Это товары первой необходимости.

Закон предложения говорит: чем выше цена, тем в большей мере растет предложение товаров со стороны продавцов.

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Неэластичным предложение будет, если оно не изменяется при повышении или понижении цены. Например, низкая эластичность у скоропортящихся продуктов.

На рынке могут быть следующие соотношения спроса и предложения:

1) Предложение превышает спрос. Это может быть результатом излишнего производства товаров, непомерного взвинчивания цен, невысокого качества, дефицита денег у населения при неудовлетворенных потребностях. Возникает затоваривание рынка излишними продуктами.

2) Спрос превышает предложение. Это возникает, если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск продукции, пользующийся спросом или, когда товар не отвечает потребностям покупателя.

3) Равновесие спроса и предложения. Оно характеризует соответствие между объемом, структурой спроса на товары и их объемом, структурой их предложения.

Свободный рынок по своей природе не в состоянии вообще избавиться от избытка и от дефицита товаров, т. к. свободный рынок состоит из массы независимых частных собственников и спрос и предложение испытывают никем не контролируемые изменения.

 

Функции рынка

 

Современный высокоразвитый рынок выполняет 6 основных функций, которые взаимосвязаны:

1. Посредническая функция - состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей, продавцов и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.

2. Ценообразующая функция - возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

3. Информирующая функция - проявляет себя, когда сложившиеся цены позволяют понять состояние экономики (на пример, через конкретный разброс цен на чай, кофе, какао, через их падение или рост можно узнать о размерах производства продукции, о насыщении рынка товарами, о запросах потребителей и т.д.).

4. Регулирующая функция - возникает, когда из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых отраслях - растет.

5. Стимулирующая функция - осуществляется с помощью рыночных цен. Цены как бы вознаграждают дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.

6. Оздоравливающая функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным.

Тема: Монополия и конкуренция

Изучаемые вопросы:

1. Конкуренция.

2. Монополия.

3. Формы сочетания монополии и конкуренции

 

Конкуренция

Конкуренция– соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров в целях получения наибольшей прибыли.

Конкуренция достигла высокоразвитого состояния в начальный период развития капитализма. Тогда она приняла классическую форму свободной конкуренции. Признаки свободной конкуренции:

1. Очень большое число предприятий - продавцов. Пример: рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа, рынок иностранных валют.

2. Стандартизированная продукция. При данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукт - все они аналоги. Вследствие стандартизации отсутствует основание для неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция - это конкуренция на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

З. Продавец не может осуществить контроль над ценами, так как каждая фирма производит небольшую долю продукции. Конкурентная фирма не может установить рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Продавец здесь - ценополучатель.

4. Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы свободно покидать отрасль. Не существует каких-либо препятствий технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм.

 

Монополия

 

Монополия – исключительное право производства или торговли, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.

Чистая монополия.

Одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Эта модель имеет свои характерные черты:

1. Единственный продавец. Чистая монополия - это отрасль, состоящая из одной фирмы.

2. Продукт монополии уникален, ему нет заменителей. Для покупателя нет альтернатив. Нет острой необходимости заниматься рекламой.

3. Чистый монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как она контролирует все предложения. При нисходящем спросе на продукт, монополист может вызвать изменение цены, манипулируя количество предложенного продукта.

4. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано.

Монополизация экономики стала следствием большой концентрации производства под влияние НТП.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.