Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие себестоимости, ее виды





Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Предприятия, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства. Торговые организации определяют издержки обращения.

Как экономическая категория себестоимость выполняет следующие функции:

- учет и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции;

- база для формирования оптовой цены на продукцию, определения прибыли и рентабельности;

- определение оптимальных размеров предприятия;

- экономическое обоснование для принятия любых управленческих решений.

Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.

Цеховая представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная отражает все затраты на производство и реализацию продукции, складывается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Классификация затрат

Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты (расходы на командировки, рекламу, подготовку кадров, проценты по кредитам и т. п.).

Эта классификация объединяет однородные по экономическому содержанию затраты всего предприятия. Она служит для расчета потребностей в оборотных средствах, определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета сметы затрат и экономического обоснования инвестиций.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции, затраты предприятия группируются по статьям калькуляции:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей – полную себестоимость.

Для целей калькулирования и анализа себестоимости отдельные виды затрат группируются по следующим признакам:

1) По роли затрат в производственном процессе:

а) основные расходы непосредственно связаны с процессом производства (зарплата рабочих, амортизация машин и механизмов, затраты на материалы и др.);

б) накладные – связаны с организацией, управлением и обслуживанием производства.

2) По методу отнесения затрат на выпускаемую продукцию:

а) прямые – затраты, относимые непосредственно на себестоимость данного вида продукции, работ прямым путем;

б) косвенные – затраты, условно относимые по какому-либо признаку на определенный вид продукции, поскольку они осуществляются одновременно для нескольких видов.

3) По отношению к изменению объема производства:

а) Условно-постоянные – затраты, которые не изменяются в зависимости от объема производства. К ним относятся: амортизация зданий и сооружений, расходы на управление производством и предприятием в целом, арендная плата.

б) Условно-переменные – затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. К ним относятся: сдельная зарплата рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию и др.

Кроме того, затраты бывают единовременные, производительные и непроизводительные.

Структура себестоимости

Структура себестоимости – это ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости.

На структуру влияют следующие факторы:

- специфика предприятия (различают трудоемкие, материалоемкие, фондоемкие, энергоемкие);

- научно-технический прогресс – под его влиянием уменьшается доля живого труда;

- уровень концентрации, специализации, кооперирования;

- инфляция и ставка банковского процента;

- географическое местонахождение предприятия и др.

Изучение структуры затрат позволяет выявить изменения в производстве и в условиях работы предприятий, найти более правильные пути дальнейшего снижения себестоимости и обосновать их в плане.

 

Планирование себестоимости

Существуют следующие методы калькулирования:

Позаказный – применяется в производстве с механической сборкой деталей, узлов и изделий. Объектом калькуляции является отдельный производственный заказ.

Попередельный – применяется в отраслях промышленности, в которых сырье проходит несколько отдельных самостоятельных фаз обработки - переделов.

План по себестоимости включает следующие разделы:

- смета затрат по экономическим элементам;

- себестоимость всей товарной и реализованной продукции;

- плановые калькуляции отдельных видов продукции;

- расчет снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.

Пути снижения себестоимости

Снижение себестоимости на предприятии в целом необходимо для получения максимума прибыли, улучшения финансового состояния предприятия и повышения его конкурентоспособности.

Для снижения издержек на предприятии должна быть разработана общая программа, в которой отражаются следующие мероприятия:

1. Рациональное использование материальных ресурсов.

2. Улучшение использования основных фондов.

3. Улучшение использования рабочей силы.

4. Определение и поддержание оптимального размера предприятия, чтобы минимизировать затраты в зависимости от объема производства.

5. Совершенствование организации производства и труда (концентрация, специализация, научная организация труда, структура управления).

 

Тема: Ценообразование в рыночной экономике

Изучаемые вопросы:

1. Сущность и виды цен

2. Ценовая политика на предприятии

 

Сущность и виды цен

В условиях рыночной экономики резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Цена как экономическая категория выполняет ряд функций:

- учетная функция;

- распределительная;

- функция сбалансирования спроса и предложения;

- стимулирующая.

Цены классифицируются по следующим основным признакам:

1) По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

- оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

- закупочные на с/х продукцию;

- розничные, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, организациям;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- тарифы на платные услуги населению;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

- трансфертные цены, по которым внутренние подразделения или филиалы фирмы обмениваются между собой факторами производства и продукцией и т. д.

Основу цены продукции составляет ее себестоимость.

2) В зависимости от сферы регулирования различают:

- свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;

- договорно-контрактные, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;

- монопольные;

- регулируемые – цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации.

3) В зависимости от территории действия: единые или поясные; региональные (зональные).

Единые регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:

- газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);

- продукция ядерно-топливного цикла;

- продукция оборонного производства;

- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;

- драгоценные металлы и сплавы;

- перевозки грузов, багажа, пассажиров, почты, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.

В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:

- газ природный, реализуемый населению;

- оплата населением жилья и коммунальных услуг;

- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями.

4) По времени действия: твердые (постоянные); текущие; сезонные.

На уровень цен влияют следующие факторы:

- спрос на продукцию;

- государственное регулирование цен;

- издержки по производству и реализации продукции;

- конкуренция;

- другие факторы.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.