Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные естественные и функциональные факторы оздоровления





Здоровье – это комплексное социально-биологическое понятие. Имеется много определений этого понятия. Для преподавателя физической культуры особенно важно, что здоровье нельзя рассматривать только как нормальную структуру и функционирование органов и систем, отсутствие жалоб и болезненных проявлений. Не менее важным его критерием являются приспособительные возможности организма. Здоровый человек – это, прежде всего, тот, кто адекватно, без болезненных проявлений приспосабливается к повышенным требованиям среды, способен в новых условиях полноценно выполнять свои биологические и социальные функции.

XX век внес существенные изменения в здоровье человека. С одной стороны, научно-технических прогресс, развитие медицинской науки, культуры и образования – позволили бороться с рядом ранее считавшихся неизлечимыми болезней и предупреждать их; с другой стороны, изменился весь образ жизни человека - что создало новые опасности для его здоровья. Если в прошлые века миллионы жизней уносили инфекции, то сегодня это, главным образом, сердечно-сосудистые, нервно-психические, злокачественные, обменные, аллергические, иммуннодефицитные заболевания. Сейчас сердечно-сосудистыми заболеваниями страдает почти четверть населения планеты; смертность от них составляет почти 50 % всех случаев (Р. Г. Оганов, Ю. П. Лисицын и др.). Увеличивается смертность среди мужчин трудоспособного возраста, на долю инфарктов миокарда у лиц сравнительно молодого возраста приходится уже более 10 %. Значительно раньше стали появляться и атеросклеротические изменения сосудов; по данным известного кардиолога Е.И. Чазова, такие изменения в аорте и коронарных сосудах сердца обнаруживаются даже в возрасте 10-15 лет. Увеличилось количество физиологически незрелых новорожденных, детей с наследственными болезнями, умственными и физическими дефектами.

Изучая состояние здоровья населения в ряде индустриально развитых стран мира, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделила так называемые «факторы риска», т.е. причины, способствующие развитию различных заболеваний. Среди них основное значение имеют: высокие темпы современной жизни, нервное перенапряжение и стрессы, избыточное несбалансированное питание и связанное с этим ожирение; загрязнение воздушной и водной сред, алкоголизм, курение, наркомания, появление новых болезнетворных факторов: радиация, промышленные и транспортные отходы, заражение продуктов питания, новые возбудители болезней, наконец, выраженное снижение двигательной активности человека.

Примерно половина факторов (50-55%), определявших состояние здоровья современного человека, относится к образу жизни. К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:

- экология (влияние внешней среды) – 20-25 %;

- наследственность – 20%;

- здравоохранение – 10%.

Управление здоровьем - это управление механизмами самоорганизации живой системы, обеспечивающими ее динамическую устойчивость. При этом выделяются аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Первое и самое важное по значимости - это формирование здоровья. Забота о здоровье человека начинается с доэмбрионального периода и выражается в профилактике гаметопатий и общем оздоровлении будущих родителей. Только полноценная генетическая информация в гаметах матери и отца позволяет давать положительный прогноз здоровью будущего ребенка.

Очевидно, что максимум усилий по формированию здоровья должен приходиться на ранние этапы жизни, на период активного соматического формообразования и психического становления. Однако поскольку человек постоянно меняется, этот аспект подлежит контролю на протяжении всей жизни, особенно в критические периоды (половое созревание, климактерий и др.).

Сохранение здоровья включает в себя соблюдение принципов здорового образа жизни и возвращение утраченного здоровья (оздоровление), если уровень его приобрел тенденцию к снижению. Под укреплением здоровья понимают приумножение его за счет тренирующих воздействий. Поскольку с возрастом уровень здоровья естественно снижается, поддержание его в прежнем диапазоне требует дополнительной активности. Наиболее универсальными тренирующими воздействиями являются физическая и гипоксическая тренировки, а так же закаливание.

Из представления о человеке как открытой системе пирамидального типа вытекает следующее:

- системный принцип организации определяет функционирование человека как единого целого, т.е. его внутреннее единство, при этом центром интеграции является вершина пирамиды;

- как открытая система, постоянно обменивающаяся с окружающим пространством информацией, энергией и веществом, человек един с этим пространством, хотя и неравновесен по отношению к нему.

Таким образом, человек целостен внутри себя и с окружающим миром.

Интегративный подход составляет методологическую основу практики сохранения и укрепления здоровья. Воздействия, используемые при этом, должны быть преимущественно естественными, немедикаментозными (очищение организма, оздоровительное питание, закаливание, двигательные и гипоксические тренировки, психоразгрузки, мануальные воздействия и др.).

Оздоровление - это возвращение здоровья на безопасный уровень путем активизации его механизмов.

Первым этапом оздоровления является гармонизация взаимоотношений организма с окружающей средой путем оптимизации этой среды и поиска адекватных форм жизнедеятельности в ней с учетом конституции человека. Более конкретно - это оценка региона проживания, его экологии, возможностей сохранения здоровья конкретного человека в данном месте; исследование экологии малого жизненного пространства (жилища, места роботы, одежды, питания пр.) и коррекция отрицательных моментов (биопатогенные зоны, шум, загрязненность среды и др.); анализ и коррекция психо- и биоэнергоинформационных аспектов среды обитания; оценка психосоматической конституции человека и подбор оптимальных для него в данных условиях форм обмена с окружающей средой (характера питания, двигательной активности и отдыха, общения и др.).

Поскольку человек живет не только в пространстве, но и во времени, тактика оздоровления включает организацию жизни человека согласно биологическим ритмам и коррекцию этих ритмов, если их структура нарушена. В природе все находится в ритмически организованном движении. Биоритмы - это временная организация жизни. Нарушение ее свидетельствует о предболезни или болезни.

Следующий аспект оздоровления - это внутренняя гармонизация человека, т.е. его духовная, психическая и физическая гармонизация. Она рассматривается как наиболее эффективный подход для возвращения здоровья в его «безопасную зону».

Существует ряд методов, позволяющих оздоровить, гармонизировать человека в целом или большинство элементов его системы. Сюда можно отнести энергоинформационные воздействия, действие природных факторов, мануальную коррекцию, массаж, цигун-терапию, хатха-йогу, неспецифическую адаптивную терапию и др.

Для сохранения здоровья обмен человека с окружающей средой должен соответствовать определенным требованиям. Система жизни, в которой эти требования удовлетворяются в достаточной степени и в оптимальном режиме, что позволяет сохранить здоровье на безопасном уровне, получила название здорового образа жизни. Поскольку люди различны по своим конституциональным свойствам, то и здоровый образ жизни у каждого человека имеет свои индивидуальные особенности.

4. Общие представления о механизмах оздоравливающего воздействия физических упражнений на организм человека

Общепринято, что рациональная физическая нагрузка позволяет быстро и эффективно улучшить самочувствие человека, все виды его работоспособности и повседневной активности, сопротивляемость заболеваниям, психическую стабильность, имидж в целом и др. Эффект занятий физическими упражнениями значительно повышается, если они сочетаются с правильным питанием, режимом дня, приемами психорегуляции, использованием гигиенических оздоравливающих мероприятий - т.е. всем тем, что называют рациональным образом жизни.

В чем суть оздоравливающего эффекта физических упражнений? Так как наш организм целостная система, то высокая работоспособность, хорошее самочувствие, отсутствие болезней - возможно только в том случае, если все системы и органы работают нормально. Это значит, что ни в одной клетке организма, группе клеток, органе или системе нет участков, где поврежден генетический код, нарушена иннервация или снабжение кислородом, гормонами, аминокислотами, энергетическими субстратами и т. п., а сами клетки в целом имеют высокие резервные возможности на случай «непредвиденных обстоятельств». Однако те или иные повреждения и отклонения от нормальной работы в разных отделах организма возникают постоянно. Это происходит под воздействием внешних и внутренних факторов, главные из которых: неблагоприятная экологическая обстановка, неправильное снабжение (питание) органа и функциональной системы, нарушение психогигиены, инфекции, отсутствие оптимальной физической стимуляции дееспособного состояния. Под влиянием этих и других неблагоприятных факторов и отсутствия соответствующей профилактики снижаются резервные возможности тканей, и в них накапливаются «микронарушения». Это приводит сначала к снижению физической, умственной и психической работоспособности, которое является признаком надвигающейся болезни (а не старости, как принято думать), а затем и к появлению самих болезней.

В современных условиях сложно уберечься от инфекции и токсинов, многим проблематично правильно питаться или тратить время на освоение приемов психорегуляции, «дышать свежим воздухом», посещать сауну и т. п. В связи с этим, правильно организованная физическая тренировка оказывается единственным эффективным и надежным средством компенсации возникающих в организме нарушений и поддержания его резервных возможностей. Это объясняется тем, что физическая активность может нормализующе действовать практически на все органы и системы организма, т.к. первоначально, генетически, все они возникли для обслуживания именно физической деятельности как залога выживаемости вида.

В наиболее сжатом виде оздоравливающий эффект физических упражнений можно свести к:

- нормализации процессов управления и регуляции прежде всего в триаде: центральная нервная система - гормональная система - иммунная система;

- улучшению регуляции трофических и обменных процессов в клетках за счет устранения повреждений в ДНК и, следовательно, в органеллах;

- активизации синтезирующих процессов в тканях. Это приводит, в частности, к гипертрофии клеток за счет разрастания некоторых клеточных органелл, увеличению числа клеток (гиперплазии), повышению активности ключевых клеточных ферментов и другим явлениям, которые в целом выражаются в повышении функциональных и резервных возможностей жизненно важных органов и систем организма.

В результате систематических занятий физическими упражнениями в организме происходят такие явления, как:

а) срочное и долговременное повышение защитных реакций иммунной системы против антигенов (чужеродных факторов) и в то же время активизация иммунной системы повышает тонус нервной и гуморальной систем, активизируя адаптационные перестройки в организме;

б) ускорение синтеза в клетках равносильно ускорению обновления и исправления ДНК - наследственной информации, от которой «глобально» зависит здоровье клетки;

в) ускоряется обновление самих клеточных структур (мембран, ферментативных комплексов и др.) и тем самым снижается вероятность появления глубоких повреждений внутри клеток, приводящих к их дисфункции - болезни.

Таким образом, физическая тренировка способствует тому, что на смену слабым и сломанным клеточным структурам приходят новые, молодые, более жизнеспособные.

Чтобы получить подобный оздоравливающий эффект от физических упражнений, необходимо:

1)заставлять системы организма функционировать более интенсивно за счет усиления нейрогенной (по нервным путям) и гуморальной (с током крови) стимуляции, а также механического воздействия;

2)добиться повышения притока гормонов (обеспечивающих синтез) и аминокислот (материала для строительства белков) к этим клеткам во время и после воздействия;

3) после «периода повышенной активности» создавать условия для полноценного восстановления.

Эти условия обеспечивает физическая тренировка. «Пусковую функцию» выполняет ЦНС. Ее сигналы увеличивают интенсивность функционирования клеток исполнительных органов и активизируют гормональную систему. Вслед за этим повышается активность обеспечивающих систем, ускоряющих доставку кислорода, энергетических субстратов, аминокислот и гормонов к тканям для обеспечения повышенной активности тканей в процессе самой работы. Основные же перестройки в организме, в том числе оздоравливающего характера, стимулирует и обеспечивает гормональная система. Этот механизм можно представить следующим образом. Проникновение гормонов через мембраны клеток активных тканей и их накопление в клетках ускоряет процессы целесообразного разрушения и процессы синтеза внутри клеток. Понимание этого следствия физической тренировки - ключ к пониманию ее оздоравливающего, омолаживающего, профилактического эффекта.

Описанные эффекты физических упражнений - основа профилактики возникновения многих заболеваний. Точно определить, где находится слабое звено, в котором в данный момент накопилась «опасная концентрация» генетических повреждений, невозможно (по крайней мере, в условиях современных возможностей диагностики). Поэтому условия для ускорения синтезирующих процессов должны регулярно создаваться во всем организме, во всех системах и органах. Параллельно решаются задачи укрепления мышц, увеличения их эластичности и выносливости, улучшения подвижности в суставах. А это - основа хорошего самочувствия, высокой работоспособности и, в конечном счете, отличного настроения и оптимистичного настроя, которые вместе с отсутствием заболеваний и недомоганий создают ощущение здоровья.

Рекомендуемая литература (основная):

1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – М., 1975. – 417 с.

2. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова.- Ростов-на-Дону, 2000. – 245 с.

3. Васильева, З.А. Резервы здоровья / З.А.Васильева, С.М.Любинская. – М.,1984.– 102с.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

1. Аршавский, И.А. Физиологические закономерности индивидуального развития / И.А.Аршавский. – М., 1990. – 192 с.

2. Культура здоровья: Учебное пособие в вопросах и ответах / под ред. Т.М.Брук. – Смоленск, 2002. – 236 с.

 

Вопросы для закрепления:

1. Какую структуру представляет человек как целостная система?

2. В чем особенности биологической системы организма?

3. Какие основные (базовые) цели жизни человека с учетом уровней пирамидальной структуры системы «человек»?

4. Перечислите основные функциональные факторы оздоровления

5. Перечислите основные естественные факторы оздоровления.

6. Какие аспекты, оказывают влияние на здоровье современного человека?

7. Разведите понятия «сохранение здоровья», «формирование здоровья», «укрепления здоровья».

8. Перечислите «факторы риска», воздействующие на здоровье человека.

9. Дайте определение понятия «здоровый образ жизни».

10. Раскройте суть оздоравливающего эффекта физических упражнений.

11. Какие явления происходят в организме в результате регулярных занятий физическими упражнениями?

12. Что необходимо для достижения оздоравливающего эффекта от физических упражнений?








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.