Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ





ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

 
 

 

 


 

 

 
 

 

 


Омск 2009


Рецензенты: докт.пед.наук, профессор О.Л.Трещева

докт.пед.наук, доцент В.П.Шульпина

канд.пед.наук И.И.Самсонов

 

 

Физкультурно-оздоровительные технологии: учебное пособие / сост. И.А.Ивко. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. – 148 с.

 

 

В учебном пособии рассматриваются наиболее распространенные в практике физического воспитания и оздоровительной физической культуры традиционные и нетрадиционные системы оздоровления. Представлены современные системы оздоровительных физических упражнений, наиболее известные восточные системы оздоровления, основанные на интеграции многовекового опыта и знаний, авторские комплексные системы оздоровления, оздоровительные методики дыхательных упражнений.

Пособие предназначено для студентов направления 032100 «Физическая культура» очной и заочной форм обучения для самостоятельного изучения и подготовки к зачету по дисциплине «Физкультурно-оздоровительные технологии» регионального компонента общепрофессионального цикла дисциплин.

 

 

Составитель: канд. пед. наук, и.о. доцента И.А.Ивко

 

Подписано в печать _______. Формат 60х84 1/16

Объем 5,0 уч. изд. л. Тираж 300 экз. Заказ ____

Издательство СибГУФК.

644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144

 

 

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Лекция 1. Понятие о функциональных и естественных факторах оздоровления…………………………………………………..........................  
1. Человек как целостная система…………………………………………….  
2. Принципы функционирования системы «Человек»……………………...  
3. Основные естественные и функциональные факторы оздоровления…..  
4. Общие представления о механизмах оздоравливающего воздействия физических упражнений на организм человека…………………………..  
Лекция 2. Общая характеристика оздоровительной тренировки…………………  
1. Методология оздоровительной тренировки………………………………  
2. Содержание и требования к организации и проведению физкультурно-оздоровительной тренировки……………………………...  
3. Дозирование физической нагрузки в оздоровительной тренировке…….  
Лекция 3. Разновидности традиционных двигательных систем оздоровления (часть 1)……….…………………………..……………….....  
1. Ритмическая гимнастика…………………………………………………...  
2. Оздоровительная аэробика…………………………………………………  
Лекция 4. Разновидности традиционных двигательных систем оздоровления (часть 2)………………………………………..………….….  
1. Оздоровительная растягивающая гимнастика (стретчинг)……………...  
2. Силовая гимнастика (бодибилдинг)……………………………………….  
Лекция 5. Разновидности традиционных двигательных систем оздоровления (часть 3)……………………..…………….………………….  
1. Система «Шейпинг»………………………………………………………..  
2. Система физических упражнений в фитнесе……………………………..  
Лекция 6. Разновидности традиционных двигательных систем оздоровления (часть 4)………………………………..………………….….  
1. Особенности воздействия изотонических и изометрических упражнений………………………………………………………………….  
2. Характеристика методик изотонических упражнений…………………...  
Лекция 7. Восточные системы оздоровления...............................................................  
1. Отличительные особенности восточных оздоровительных систем……..  
2. Системы оздоровительной гимнастики в Китае………………………….  
3. Йога - оздоровительная система Индии…………………………………..  
Лекция 8. Характеристика авторских комплексных систем оздоровления (часть 1)………………………………………………………………..  
1. Система естественного оздоровления П.Брэгга………………………….  
2. Система здоровья Кацудзо Ниши………………………………………….  
3. Программа аэробного оздоровления организма К.Купера……................  
Лекция 9. Характеристика авторских комплексных систем оздоровления (часть 2)………………………………………………………………...…….  
1. Программа «1000 движений» академика Н.Амосова…………………….  
2. Методика закалки-тренировки П.Иванова «ДЕТКА»……………………  
3. Система естественного оздоровления Г. Шаталовой……………………  
Лекция 10. Оздоровительные методики дыхательных упражнений…………..…  
1. Дыхательная гимнастика в системе Хатха-йога………………………….  
2. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой…………  
3. Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К.П.Бутейко………  
4. Система трехфазного дыхания О.Г.Лобановой…………………………..  
       

Лекция I. ПОНЯТИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ФАКТОРАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

1. Человек как целостная система

2. Принципы функционирования системы «Человек»

3. Основные естественные и функциональные факторы оздоровления

4. Общие представления о механизмах оздоравливающего воздействия физических упражнений на организм человека

 

Содержание и требования к организации и проведению физкультурно-оздоровительной тренировки

Технология создания программ оздоровительной тренировки интегрирует все лучшее, что разрабатывается в смежных научных дисциплинах, что позволяет обеспечивать ее высокую эффективность.

Специалисты в области физкультурно-оздоровительных технологий опираются на знания, накопленные в спорте высших достижений, разработки по теории и методике управления процессом тренировки, построения занятия, психологии физической культуры. Широко используются отработанные методики и принципиальные подходы из области лечебной физкультуры (резистболл-аэробика, система Пилатеса). Аэробика, как один из компонентов оздоровительной тренировки, вбирает в себя, переводит на свой пластический язык многие движения из различных видов спорта (каратэ, кикбоксинга, гимнастики и др.) и создает такие виды, как кикбо, каратэ-аэробика, сайклинг и др. В оздоровительных тренировках применяются достижения науки и практики в области оздоровительных систем разных народов и континентов (йоги, элементов китайской гимнастики ушу, цигун и др.), используются методы телесной и пластико-когнитивной терапии и пр.

Углубленные знания о физиологических механизмах тренировки, в частности оздоровительной, позволяют представить процесс как монолитное, многоуровневое, целое, дифференцированное на части, содержание и организация которого определяются целевыми задачами и объективными предпосылками, исходящими из закономерностей развития процесса адаптации организма к конкретному режиму мышечной деятельности.

В соответствии с программно-целевым принципом программирования тренировки вначале формируются конкретные целевые задачи, затем определяются объективно необходимые для их реализации содержание, объем и организация тренировочной нагрузки.

То, что полезно для одного человека, может оказаться вредным для другого. Занятия физическими упражнениями могут иметь и положительный, и отрицательный эффект. Применяемые упражнения в оздоровительной физической тренировке должны быть доступны для занимающихся в координационном и функциональном плане. В связи с этим проведение скрининга состояния здоровья и физической подготовленности необходимо для снижения фактора риска, снижения вероятности получения травм.

Выбор тренирующих воздействий и их организация производятся исходя из знаний функциональных и адаптационных возможностей организма и моторной специфики конкретного вида двигательной активности. Представления о физиологических механизмах и количественно-временных параметрах развития соответствующих приспособительных перестроек в организме являются объективной предпосылкой к определению содержания и организации оздоровительной тренировки.

Различают кратковременный адаптационный эффект от нагрузки и долгосрочный. Наложение срочных адаптивных процессов (при тренировке в фазе суперкомпенсации) приводит к долгосрочным адаптивным изменениям, при условии регулярных занятий. В связи с этим, оздоровительной тренировкой рекомендуется заниматься 3-5 раз в неделю.

При планировании оздоровительной тренировки следует учитывать факт обратимости адаптационных изменений. При перерыве и прекращении занятий положительные структурные и функциональные сдвиги постепенно снижаются и исчезают.

Физические нагрузки достаточной продолжительности и интенсивности дают положительные психологические эффекты. В то же время владение простейшими психологическими приемами концентрации внимания, расслабления мышц, релаксации и др. способствует более эффективному положительному воздействию упражнений на организм занимающихся.

Особенности воздействия физических упражнений на организм и требования к их применению в оздоровительной тренировке:

1. Во время тренировки активизируются два основных процесса, управляемых гормональной системой: разрушающие (катаболические) и синтезирующие (анаболические), протекающие в балансе.

В связи с этим большим оздоравливающим эффектом обладает такая нагрузка, при которой белковые структуры организма ускоренно обновляются в сравнении с процессами разрушения - катаболизма. Такая тренировка должна в наибольшей мере стимулировать синтез и выброс гормонов, вызывающих анаболический эффект (т.е. ускоряющий целесообразный синтез).

2. Большинство систем организма обслуживают мышечную деятельность. Поэтому рациональная тренировка оздоровительной направленности должна эффективно решать задачу повышения силы и выносливости практически всех мышечных групп, не оставляя слабых звеньев. Если человек имеет тренированные мышцы, то, как правило, можно говорить о том, что он обладает более высоким уровнем работоспособности всех систем, в том числе гормональной, сердечно-сосудистой, нервной, опорной и др.

3. Физические упражнения способны оказывать оздоравливающее воздействие на пищеварительную систему, включая обслуживающие ее железы (печень, поджелудочная и др.), которая стоит на первом месте среди систем, нарушения в которых непосредственно приводят к потере здоровья. Оздоровительная тренировка может способствовать оздоровлению этой системы путем:

- уменьшения отложений внутрибрюшного жира;

- «массажа» органов брюшной полости окружающими мышцами, включая диафрагму;

- нервно-рефлекторной стимуляции органов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) путем воздействия на рефлекторные зоны и акупунктурную систему при выполнении определенных упражнений;

- релаксирующим эффектом тренировки на психическую сферу.

Кроме того, питание способствует созданию в организме анаболического или катаболического фона, что предъявляет требования к его организации в соответствии с режимами нагрузки при решении задач снижения или увеличения веса, за счет сжигания жировых отложений или наращивания мышечной массы.

4. Рационально построенная тренировка должна обеспечивать профилактику заболеваний позвоночника. Многие болезни связаны с заболеваниями позвоночника. Они вызываются либо органическим поражением (травмой), либо гипертонусом мышц спины (более 80 % случаев), либо недостатком движений в этом отделе опорно-двигательного аппарата. При этом она должна быть, безусловно, травмобезопасной, стимулировать общий «анаболический фон», включать достаточно большое количество медленных движений с ограниченной амплитудой во всех отделах позвоночника для улучшения питания межпозвоночных дисков, задействовать связки, сокращать и растягивать глубокие мышцы позвоночного столба для ликвидации их «спазмов», укреплять все мышечные группы спины и брюшного пресса для создания мышечного корсета для позвоночника.

5. Значение дыхательных упражнений доказано многовековым опытом йоги и китайской оздоровительной гимнастики. Польза от дыхательных упражнений в процессе физической тренировки может определяться следующим:

- воздух, проходящий через носовые пазухи (дышать следует только через нос), рефлекторно воздействует на многие системы и органы;

- интенсивный воздушный поток, проходящий через носоглотку, оказывает закаливающий эффект;

- экскурсия диафрагмы (при глубоком «брюшном» дыхании) является дополнительным массажем органов брюшной полости;

- редкое глубокое дыхание позволяет поднять пиковую концентрацию кислорода и углекислого газа - способствующую расслаблению гладкой мускулатуры сосудов и улучшает трофику тканей;

- ритмичное глубокое дыхание уравновешивает психические процессы. Способность к устойчивой психической концентрации и связанное с ней умение управлять своим психическим состоянием - жизненно важный навык современного человека. Если характер физической тренировки позволяет достаточно длительно концентрировать внимание на определенных мышечных группах и областях тела, активных в данный момент, то тем самым формируется условно рефлекторный навык, позволяющий не только устойчиво фиксировать внимание на объекте, но и вызывать требуемые вегетативные реакции в организме (это - основа психофизиологического аутотренинга). Этот навык является основой любой психорегулирующей тренировки.

6. Избавление от лишних жировых запасов и формирование красивой фигуры - наиболее значимый стимул для занятий оздоровительной гимнастикой современного человека. И хотя похудание не следует ставить главной задачей при составлении программы занятий, оздоровительная тренировка должна эффективно изменять состав тела «в лучшую сторону».

Для снижения жировых запасов с пользой для здоровья необходимо соблюдать следующие требования:

- нормализовать работу всех органов и систем, от которых зависят обменные процессы в организме;

- увеличивать силу, выносливость и эластичность мышц для обеспечения большей подвижности и активности человека в повседневной деятельности, улучшения самочувствия и самооценки;

- активизировать нейрогуморальные механизмы, способствующие выбросу мобилизующих жировые депо липотропных гормонов и нейромедиаторов (вид биологически активных веществ) во время тренировки и сохранения их высокой концентрации после нее для освобождения и сжигания жира из подкожных жировых депо, повышение уровня основного обмена после занятий в течение одного - двух дней;

- «расслаблять» психику, создавать ощущение покоя, удовлетворения, стабильности и гармонии с окружающей средой как противовеса психологической зависимости от необходимости постоянно потреблять «вкусную и здоровую пищу» в больших количествах;

- тренировка не должна быть энергоемкой, т.к. большой энергорасход значительно снижает углеводные запасы организма, что приводит к повышению аппетита после занятий. Кроме того, увеличенное «сжигание» калорий во время тренировки - практически бесполезное занятие, если ставится задача стабильного и долговременного снижения жировых запасов, жир «сжигается» после тренировки, когда повышается основной обмен и используется низкокалорийное питание.

В целом же, при организации занятий, имеющих целью долговременное улучшение состава тела, необходимо стремиться не снижать жировые запасы любым путем, а стараться помочь занимающемуся стать «другим человеком» - более здоровым, более сильным, более активным, изменить его привычки, образ жизни и т.д. Другими словами, физическая тренировка будет эффективной только в том случае, если она является частью широкой программы работы с человеком и в центре ее находятся психологические и социологические, а не только и не столько тренировочные аспекты.

7. Тренировка может называться оздоровительной, если она проходит на положительном психоэмоциональном фоне, способствует снятию стрессов и расслабляет психику, вызывая состояние умиротворения и комфорта.

Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика - традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению. Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме.

Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится, прежде всего, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества.

В целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья, в гармоничном физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные частные задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка.

Этап массового развития ритмической гимнастики, ее особой популярности, а также программного оформления связан с 80-ми годами XX в. В этот период выполняются научно-методические разработки, выпускаются видеокассеты с различными комплексами, создаются теле- и шоупрограммы, организуются специальные оздоровительные клубы, которые в качестве основного (иногда единственного) средства используют ритмическую гимнастику.

Ритмическая гимнастика - это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Упражнения ритмической гимнастики используются в форме утренней зарядки, физкультурной паузы в течение рабочего дня, в виде индивидуальных самостоятельных занятий или строго регламентированных уроков, спортивной разминки или части тренировочного занятия.

Каждая из этих форм занятий имеет свои особенности. Для утренней зарядки характерны простейшие движения звеньями тела, беговые шаги на месте и подскоки, объединенные в короткие связки (по 4-5 движений), легкие полуприседания, полунаклоны и полуповороты, покачивания и встряхивания руками и ногами, невысокие легкие взмахи. Все это сопровождается «стильной» музыкой, задающей средний темп и ненапряженный ритм, создающие приятность выполняемых действий. Внешне комплексы ритмической гимнастики довольно просты.

Наиболее эффективной формой занятия ритмической гимнастикой является урок. Он строится по стандартной схеме и содержит подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть (или разминка) направлена на врабатывание; содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения. Продолжительность ее - до 5 минут.

Основная часть предполагает характерную проработку различных мышечных групп и воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями. И содержание, и продолжительность основной части урока ритмической гимнастики довольно вариативны, зависят от типа урока и решаемых задач.

Заключительная часть направлена на успокоение и расслабление, содержит 2-4 легких упражнений на расслабление, растягивание, акцентированное на удлиненном выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование приемов аутогенной тренировки или медитация. Продолжительность третьей части 2-5 минут.

Содержание ритмической гимнастики составляют:

- движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи;

- разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;

- элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;

- танцевально-хореографические элементы.

Выполнение данных движений в ритмической гимнастике имеет свои особенности:

- каждое упражнение в отдельности достаточно просто и поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся;

- многократные повторения каждого движения, их сочетаний в связках, сериях и целом потоке - определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата;

- большинство упражнений красивы по форме и стилю исполнения, движения в них свободны - что создает благоприятные условия для воспитания выразительности и развития пластичности;

- ритмичное музыкальное сопровождение, а также красивая и точная демонстрация движений преподавателем (или демонстратором) создают положительный эмоциональный фон, соответствующий настроению и вкусу занимающегося;

- отдельные упражнения объединяются в комплексы, позволяющие включить в работу большое количество мышечных групп, обеспечить гармоничность воздействия;

- отсутствие жестких требований к техническому обеспечению, возможность индивидуального выбора удобной и красивой экипировки, общая «веселая» обстановка делают ритмическую гимнастику популярной и массовой.

При выполнении отдельных движений следует учитывать:

1)все движения в целом должны воздействовать на весь опорнодвигательный аппарат с акцентом на шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника;

2)необходимо чередовать статические и динамические упражнения;

3)следует стремиться к точности исходных положений, направления и амплитуды движения;

4)акцент в упражнениях нужно делать на слабые звенья и мышцы;

5)желательно свободное равномерное дыхание, но допускаются кратковременные задержки, которые могут иметь положительное значение;

6)нужно постепенно усложнять движения и чередовать медленный и быстрый темп.

По сложившейся методике каждое отдельное движение повторяется не менее 8-16 раз (во все стороны), темп в процессе выполнения должен возрастать. При этом, как правило, уменьшается амплитуда движений, чем можно и пренебречь, но можно и постараться сохранить ее большой.

За условную единицу комплекса упражнений обычно принимают отдельное движение звеном тела: а)движения головой; б)движения руками; в)движения туловищем; г)движения ногами.

Все эти движения сходны с теми, что выполняются в качестве общеразвивающих, но в ритмической гимнастике они более свободны и стилизованы: позы округлены, движения пружинисты, но легки, выразительны, пластичны.

Оздоровительная аэробика

История развития «аэробики» как особой формы двигательной активности берет свое начало во второй половине XX в., когда доктор К. Купер выпустил книгу под названием «Аэробика» и стал автором этого термина. Занимаясь научно-исследовательской работой в центре по подготовке специалистов военно-воздушных сил США, он использовал форму аэробной тренировки в качестве средства общей физической подготовки, а затем создал научный центр аэробики. В дальнейшем используя аэробику Купера различные специалисты видоизменяли ее.

Взаимодействуя с К. Купером, Дж. Соренсен - специалист по танцам, используя отдельные части программы по общей физической подготовке в танцах, разработала новую форму занятий - «аэробные танцы» и распространила ее, создав широкую сеть аэробных студий.

Идеи аэробики танцевальной направленности развивали и другие специалисты (Джейн Фонда, Фемми де Люсер, Джудди Ш. Миссет) и вскоре в аэробике появилось множество направлений (табл. 4).

В 80-х годах стали появляться организации, которые занимались подготовкой инструкторов по аэробике, распространением специальных печатных изданий, организацией ежегодных «конвенций» (съездов, сборов), после которых инструкторам выдаются соответствующие сертификаты на право вести занятия (Международная ассоциация танцевальных упражнений, американская ассоциация аэробики и фитнеса).

Исходным для развития аэробики в России явился 1990 г., когда была проведена первая практическая конференция, в которой участвовали в основном преподаватели ритмической гимнастики - как наиболее близкой к аэробике по характеру занятий. На основании обобщения зарубежного и российского опыта начинается профессиональная подготовка специалистов по оздоровительной аэробике. В частности, в 1996 г. на кафедрах гимнастики Российской и Московской государственных академий физической культуры открывается специализация «оздоровительные виды гимнастики», включающая и аэробику.

В современном представлении аэробика – это система гимнастических, танцевальных и других упражнений циклического характера, выполняемых под музыку поточным или серийно-поточным методом, направленных на развитие аэробных возможностей энергообеспечения двигательной активности.


Таблица 4

Направление «восток-запад»

Йога-аэробика – оздоровительная аэробика на основе гимнастики йогов. Данное направление сочетает статические и динамические асаны, дыхательные упражнения, концентрацию внимания на работе внутренних органов. Занятия проводятся под медленную спокойную музыку. Элементы данной гимнастики могут использоваться в других направлениях оздоровительной аэробики во время стретчинга (Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2002; Б. Шоу, 2003).

На основе гимнастики йогов Д. Пилатесом была разработана комплексная оздоровительная программа одновременного развития силы и гибкости мышц, связок и суставов, которая получила название по имени автора – пилатес. Данный вид занятий может применяться для лечения закрепощенности суставов и одновременно тренировать различные мышечные группы (М.В. Анисимова, 2004).

Оздоровительная аэробика с элементами боевых искусств

Занятия с использованием боевых искусств строятся по принципам построения, используемым в аэробике. Тренировки проводятся под музыкальное сопровождение с целью повышения аэробных и силовых возможностей, а также технического мастерства занимающихся. В арсенал занятий входят удары, прыжки, падения, броски, заимствованные из различных видов боевых искусств, остальные упражнения относятся к аэробике или традиционной силовой тренировке.

В занятиях часто применяется дополнительное оборудование: боксерские мешки, макивары, «лапы», маты, скакалки и т.д. Данная разновидность позволяет развивать координацию, выносливость, силу, гибкость и быстроту реакции.

Выделяют следующие направления оздоровительной аэробики с элементами боевых искусств (В.П. Белый, 2003):

ТАЙ-БО – вид оздоровительной аэробики, в основе которой лежит тайский бокс. В Тай-Бо почти отсутствуют движения из танцевальной аэробики. В качестве основных упражнений используются удары руками и ногами, различные защитные приемы, выполняемые как по отдельности, так и в комбинациях. Занятия дополняются силовыми упражнениями и оригинальной заминкой в стиле гимнастики Цигун.

КИ-БО (кик-бокс) - это обычная танцевальная или классическая аэробика, с включением элементов техники кикбоксинга. Она отличается от обычной аэробики тем, что в шагово-танцевальную связку включаются удары руками и ногами. В занятиях могут также использоваться степ - платформы.

КАРАТЭБИКА – вид оздоровительной аэробики, созданный на базе японского каратэ. В каратэбике часто используются упражнения в средних стойках, хорошо подтягивающие мышцы бедер и ягодиц, различные удары и блоки.

Аква-аэробика (гидроаэробика) –оздоровительная аэробика в воде, часто с использованием специально для этого разработанных различных предметов. Упражнения имеют свою специфику. Водная среда облегчает, но иногда и усложняет выполнение упражнений. Занятия несут явно выраженный оздоровительный и лечебный эффект и проводятся как в мелком, 1,5-2 метровом, так и в глубоком бассейне. Во время класса аква-аэробики может использоваться различное оборудование: пояса, жилеты, гантели, манжеты, планки, перчатки, ласты, весла. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, фронтальным способом, инструктор при этом находится на суше (В.С. Кузнецова, 2003; Д. Лоуренс, 2000).

Система «шейпинг»

Шейпинг – это созданный в России один из видов оздоровительной гимнастики. Изначально создание шейпинга подразумевало улучшение физической привлекательности женщин широкого возрастного диапазона (30-50 лет), предъявляющих повышенные требования к своей внешности. Само название «шейпинг» является производным от английского слова «shape», в переводе на русский означающего «формирование», «придание формы».

Программа занятий шейпингом была разработана и научно обоснована ленинградскими специалистами под руководством И.Прохорцева и Е.Сергеевой в 1988 г. и является официально запатентованной системой.

Шейпинг - это наукоёмкая система, где используются передовые компьютерные технологии. Преподавание шейпинга проводится высококвалифицированными шейпинг-тренерами, имеющими специальное образование. Программа подготовки тренеров по шейпингу утверждена Международной федерацией шейпинга и Министерством образования России. Подготовку специалистов в этой области проводит Колледж шейпинга (г. Санкт-Петербург).

Основой создания данного способа тренировки послужили результаты исследования ленинградских ученых, которые выявили ведущие параметры телосложения, определяющие привлекательность фигуры женщин, в результате чего была разработана в качестве основы «шейпинг-модель» или математическая модель телосложения женщины. «Шейпинг-модель» - это эталон женщины, обладающей ухоженной внешностью, женственной, эстетической, сексуальной фигурой, которая умеет создать привлекательный образ при помощи красивой походки, грациозной осанки, выгодного подбора движений, поз, жестов, одежды, прически, макияжа. Модель разработана для роста от 154 до 182 см при девяти вариантах сочетания развития костного компонента в верхней и нижней частей тела.

На основе сравнения исходных показателей, определяющих состояние фигуры любой женщины с параметрами шейпинг-модели, и устанавливая текущие характеристики ее здоровья и физических возможностей, осуществляется построение физической тренировки, и достаточно точно назначаются режимы воздействия на организм для получения максимально быстрого и эффективного результата по совершенствованию фигуры.

Эта программа стала единственной запатентованной российской системой оздоровительной тренировки, получившей широкое распространение. Шейпинг - это программа занятий, направленная на физическое, духовное и эстетическое совершенствование, создание имиджа современной женственной, элегантной женщины, использующая гимнастические, танцевальные упражнения и ориентированная на людей всех возрастов и физических возможностей с широким использованием современных компьютерных технологий. Результат обеспечивается специальной технологией, включающей в себя диагностические тесты (шейпинг-тестирование), компьютерные программы и видеопрограммы с упражнениями, а также специальное питание.

Компьютерные технологии применяются с целью диагностики исходного состояния занимающегося для определения его готовности к занятиям, для текущего и этапного контроля за изменением отдельных параметров, а также конечных результатов, к которым стремится занимающийся по избранным шейпинг-моделям.

Использование видеопрограмм обеспечивает не только музыкальное оформление занятий, но и, повышая самостоятельность занимающихся, создает условия длительного лидирования и соответствующего подсказа: как надо выполнять упражнения. Кроме того, специально созданные видеопрограммы облегчают работу инструктора, позволяют ему осуществлять более качественную коррекцию действий занимающихся, более эффективно управлять процессом тренировки и контролировать их состояние.

Сочетание физических упражнений с рациональным питанием основано на принципе достаточности (состава и калорийности, набора питательных веществ), который реализуется в соответствии со степенью двигательной активности, характером профессиональной деятельности, генетической предрасположенностью в физическом развитии и пр. Обоснованы определенные правила и рацион питания при катаболической (направленной на сжигание жира) и анаболической (направленной на наращивание мышечной массы) тренировке.

При всей усредненности «параметров» телосложения в «моделях» для шейпинга характерен индивидуальный подход в организации занятий. Он проявляется: в оценке общего уровня здоровья, генетической предрасположенности развития, функционального состояния и возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; определении тканевого состава тела (в частности, жировой подкожной прослойки); подборе индивидуального рациона и режима питания и стиля поведения (вплоть до фасонов одежды и прически). Такая индивидуализация занятий сочетается со строгой регламентацией содержания и режимов выполнения упражнений и контролем за состоянием занимающихся.

Непосредственным занятиям физическими упражнениями предшествует подготовительная работа, содержанием которой является оценка особенностей и возможностей занимающегося (шейпинг-тестирование) и выбор пути индивидуального совершенствования - выбор шейпинг-технологии, - что зависит от текущих притязаний человека к улучшению своего состояния. В связи с этим в данном случае термин «технология» подразумевает точную последовательность и конкретный объем действий, правила и режимы, которым надо следовать для получения конкретного результата, определяемого выбранной моделью.

Ознакомление с занимающимися начинается с опроса, общего характера (табл. 2) (возраст, дата последнего медицинского осмотра, состояние здоровья и психических реакций, характер протекания овариально-менструальных циклов и т. д.).

Затем проводится медицинское тестирование, которое включает анкетирование (более 30 вопросов), оценку аэробной производительности и мышечной выносливости (групп живота, рук, ног, спины).

Такое медицинское обследование позволяет обнаружить факторы риска возможных нарушений, определить диапазон нагрузок, доступных и целесообразных женщине с учетом ее физических возможностей.

Кроме того, оцениваются отдельные параметры физического развития: гибкости, осанки (две категории), походки (три категории), двигательной координации.

Антропометрическое исследование включает (рис. 1): измерение 10 длиннотных размеров звеньев тела, 8 объемных размеров (шея, грудь, талия, бедро, плечо, голень, ягодицы), а также величины кожно-жировых складок (14 показателей).

Собранные объективные данные позволяют определить общ







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.