Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие, признаки права и его мест в системе социальных норм





Понятие права, его сущность. Основные признаки права. Принципы права. Место права в системе социальных норм

 

Понятие права, его сущность. Термин «право» многозначен. С его помощью обозначаются разные явления, и зависит это от того или иного подхода к пониманию права.

Представление о праве менялось в различные исторические эпохи, что даёт возможность изучения исследователями зарождения, развития и особенностей рабовладельческого, феодального, буржуазного права и права нового и новейшего времени.

Так, Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) считал «право» олицетворением политической справедливости и нормой политических отношений между людьми. Сократ (470 – 399 до н.э.) и Платон (427 – 348 до н. э.) в своём право понимании также исходили из совпадения справедливого и законного.

По мнению Р. Иеринга (1818 – 1892) содержание права составляют интересы субъектов социального взаимодействия, т.е. интересы общества в целом, а единственным источником является государство.

В целом, следует отметить, что термином «право» обозначаются следующие явления:

во-первых, система норм, издаваемых государством (позитивное право);

во-вторых, определённая система идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право);

в-третьих, определённая правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право);

Наконец, с помощью этого термина обозначается явление нравственного, морального характера.

Право – это такое же социальное образование как государство, искусство, мораль.

В зависимости от того, какой формы проявления права придерживается исследователь, в юридической науке сложились несколько разных подходов к пониманию права:

· нормативный,

· нравственный,

· социологический,

· исторический,

· психологический,

· марксистский.

Известно, что под сущностью любого социального явления, в том числе права, понимается совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающие внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления (в данном случае «права»).

Поскольку праву присущ волевой характер, то сущность раскрывает то, чью волю оно выражает, чьи интересы воплощает.

На сущность права большое влияние оказывают состояние экономики, национальный состав населения, исторические традиции, уровень правовой и политической культуры общества и т. д.

В юридической науке сложились два основных подхода к определению сущности права.

Сторонники первого подхода рассматривает право как волю экономически господствующего класса, которая навязывается остальным классам и слоям общества с помощью методов принуждения, насилия, подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход.

Второй подход видит в праве средство компромисса, средство поиска договорённости, согласия, взаимных уступок, а в целом механизм управления делами общества. Главным здесь является не насилие и принуждение, а методы компромисса и согласия.

В реальной жизни сущность права имеет двойственный характер: С одной стороны, право выражает волю того класса (или слоёв, групп), что находится у власти, но одновременно право – инструмент не только политического господства, но и общего социального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества, как единого социального организма.

С другой стороны, право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует действия людей и их общностей, выражая идеи справедливости, свободы, равенства людей, служит благу общества.

В юридической литературе справедливо указывается, что право существует только в неоднородном обществе, которое состоит из различных классов, групп, слоёв, сословий, других социальных образований, интересы которых неодинаковы, а нередко прямо противостоят друг другу.

Без снятия этих противоречий общество не может развиваться, оно должно поддерживать определённый порядок с помощью регулирования общественных отношений.

Таким образом, учитывая вышесказанное, делаем вывод, что

Право – это система общеобязательных, формально определённых норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.

Это не единственное определение права. Диалектика данного процесса, таким образом, состоит в том, что множественность определений понятия права как положительное явление выступает в то же самое время и как отрицательное явление.

В таких случаях, в сложившихся обстоятельствах наиболее эффективным, а, следовательно, и наиболее приемлемым путём или средством преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определений и подходов к праву является выделение и рассмотрение его наиболее важных признаков и черт, свойственных различным типам права.

Основные признаки права.Анализируя многочисленные, сложившиеся в различное время представления и суждения о праве, можно указать на следующие его важнейшие особенности и черты (в юридической литературе именуемых признаками).

Нормативность права заключается в том, что право складывается из норм, как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определённого вида.

В основе любых правовых норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы.

Наличие объективных факторов говорит о том, что правовые нормы не создаются стихийно, произвольно, по усмотрению и желанию тех или иных отдельных лиц. По этому проводу прав был К. Маркс, заявивший, что «законодательная власть не создаёт закона, - она лишь открывает и формулирует его» (К.М., Ф.Э. Соч. Т.1 С. 285).

Попытки произвольного, умозрительного «конструирования» отдельных правовых актов или систем норм неизбежно ведут к негативным или же непредсказуемым последствиям.

В числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране.

К субъективным факторам создания и функционирования правовых норм исследователи относят: наличие разработанной и осуществляемой в той или иной стране научно обоснованной правовой политики, подготовку и реализацию планов законодательных работ, активное участие специалистов-юристов в процессе правотворчества, право применения, в правоохранительной деятельности государственных органов.

В целом же, проблема нормативности права в юридической литературе рассматривается не однозначно.

Отдельные авторы включают в право и такие структурные элементы как правоотношения, правовые взгляды и идеи, правосознание, субъективные права граждан.

Нормы права устанавливаются и санкционируются государством, что принципиально отличает их от всех других социальных норм.

Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы, или же путём передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят о «санкционировании», т. е. даче разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными институтами.

На вопрос о полной зависимости права от государства и подчинение его государству в юридической литературе существует несколько точек зрения.

Первая из них считает государство источником права, а нормы права требованиями государства. Государство, при этом подходе, оказывается над правом, а не под ним, т.е. государство – первично, а право - вторично.

Вторая точка зрения исходит из того, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать «не факт, а право». По их государство не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права. Здесь право находится над государством, а не наоборот. Право сдерживает и ограничивает государство.

Третья точка зрения заключается в том, что бессмысленно вести спор о том, что появилось раньше государство или право.

Многие авторы считают, что государство и право настолько едины и соответствуют друг другу, что вопрос о том, что первично государство или право порождён не реальной действительностью, а специфически априорным подходом к соотношению этих двух явлений.

Поэтому можно сделать вывод, что первые две крайние точки зрения игнорируют действительные взаимосвязи, в действительности же государство и право находятся друг с другом в функциональном единстве: одно предполагает другое, одно является элементом другого.

Общеобязательность права состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, на которых распространяются.

Общеобязательность возникает вместе с возникновением нормы права и прекращается вместе с отменой акта эту норму содержащего.

Системность права проявляется в том, что право – это не простой конгломерат, не просто совокупность норм, а стройная, выверенная, упорядоченная их система. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.

Принудительность права. Принуждение призвано обеспечить обязательность права. Именно этим право и отличается от других социальных норм (например, морали).

Государственное принуждение носит организованный характер и должно быть законным (правовым). Это означает, что:

во-первых, принуждение должно быть только за то, за что оно предусмотрено;

во-вторых, при принуждении могут применяться только те меры принуждения, которые предусмотрены законом;

в-третьих, эти меры могут применяться только уполномоченными на то органами;

в-четвёртых, они применяются только с соблюдением определённой процедуры, установленной правом.

Любое другое применение мер принуждения рассматривается как нарушение законности, узурпация государственной власти, превышение её.

В юридической литературе указывается на два вида государственного принуждения: физическое и психическое.

Под физическим принуждением понимаются всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.

Что же касается психического принуждения, то здесь на первом плане стоит страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения. Именно страх психически принуждает граждан сообразовывать своё поведение с правом.

Формальная определённость права заключается в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обстоятельства, субъектов они распространяются, какие юридические последствия они влекут.

Формальная определённость права находит своё выражение и во внешних формах существования норм права – нормативных актах.

Волевой характер права. Многими правоведами признаётся, что в праве выражена воля. На тот вопрос есть две противоположные точки зрения.

Первая заключается в утверждении, что в праве выражена общая воля всего народа. Этого взгляда придерживались ещё древнеримские юристы (Папиниан, Юлиан, Цельс). Впоследствии эту теорию развивали Гегель, представители исторической школы права Иеринг, Савиньи, Пухта, представители юридического позитивизма, утверждающие, что право – это закон государства и др.

Вторая точка зрения принадлежит марксизму, утверждающему, что право – это воля экономически господствующего в обществе класса, выраженного в законе. Но эта классовая воля – не классовый произвол, она обусловлена экономическим базисом – способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений.

Представляется, что зерно истины есть в том и другом подходе.

В праве выражена не любая воля, а воля государственная, облечённая в определённую форму – закон. Нормы права, право в целом рассматриваются:

во-первых, как социальный феномен (явление), стоящий в ряду других социальных регуляторов (обычай, мораль, корпоративные нормы);

во-вторых, воля, выраженная в праве, - это не воля отдельного субъекта, не произвол, а явление социальное, выразитель общих интересов членов общества и социальных групп;

в-третьих, указанная воля, составляющая сущность права, рассматривается не как оторванная от общества, помещённая в сферу, в мир долженствования, не связанный с миром реальным, а обоснованная самой природой общества, системой его экономических, социальных, культурных, нравственных и прочих отношений;

в-четвёртых, формирование, функционирование права связано с важнейшим социальным институтом общества – государством;

в-пятых, цели, назначение, ценность права как будет показано далее, носят социальный характер.

Именно так понимают право юристы-практики, представители отраслевой юридической науки. Для них право – это нормы, содержащиеся в определённых соответствующих источниках, прежде всего в законах и иных нормативных актах.

В юридической литературе авторы рассматривают и другие признаки права:

неперсонифицированность (нормы права адресуются, как правило, неопределённому кругу лиц),

институциональность (изданию норм права соответствует определённый порядок их принятия, в результате которого они приобретают соответствующую форму),

системность (право состоит из норм, которые объединяются в институты, подотрасли, отрасли, образуя, таким образом, целостную упорядоченную систему и др.

Для более точного и полного понимания сущности права важно выяснить основные идеи, правила его формирования, развития и функционирования, что включают в себя принципы права.

Основные принципы права. Под ними понимаются основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права.

Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, статику, но и весь процесс его применения, его динамику.

Принципы права объективны. Они обусловлены:

а) экономическим и социально-политическим строем общества, существующим в той или иной стране;

б) социально-классовой природой государства и права;

в) характером господствующего в стране политического и государственного режима;

г) основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества.

Поэтому принципы построения феодального права коренным образом отличаются от принципов функционирования рабовладельческого или любой иной современной системы права. Принципы романо-германской правовой системы, сложившиеся исключительно под влиянием римского права отличаются от системы мусульманского права, сложившегося на основе мусульманской религии.

В зависимости от характера, типа и сферы распространения принципы права подразделяются на различные группы.

Так, в зависимости от типа правовых систем они классифицируются на принципы права, свойственные рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической системам права.

Выделяются также принципы права, свойственные переходным системам права от одного типа к другому.

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические. К разряду специально-юридических принципов права обычно относят следующие основные начала современных правовых систем или их исходные положения[12]:

- принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами;

- принцип непротиворечивости норм, составляющих действующую правовую систему государства, и приоритет закона перед другими нормативно-правовыми актами;

- принцип подразделения правовой системы государства на публичное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институты права;

- принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;

- принцип социальной свободы, выраженных в системе субъективных прав, субъектов общественных отношений, равенство перед законом и судом, равноправие;

- принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;

- принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет доказана в судебном порядке; презумпция невиновности;

- принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжёлую юридическую ответственность, и гуманности наказания, способствующего исправлению осуждённого

Кроме названной градации принципы права подразделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права или же на отдельную отрасль права.

В соответствии с данным критерием принципы права, распространяющиеся на всю систему права и определяющие её характер, содержание, наиболее важные её особенности и черты, называются общими принципами.

Среди них обычно называют принципы социальной справедливости, гуманизма, принцип равноправия, законности в процессе создания и реализации норм права, единства юридических прав и обязанностей, принцип демократизма и др.

Для правовых систем капиталистических стран весьма важным общим принципом является принцип закрепления свободы предпринимательства и принцип установления и охраны частной собственности.

Последнему придаётся особое значение, ибо с собственностью связывается фактическое положение личности в обществе, её социальный статус и вся её частная и гражданская жизнь.

Наряду с общими принципами в юридической литературе выделяются также межотраслевые и отраслевые принципы права.

Межотраслевые правовые принципы охватываю собой две или более отраслей права, преимущественно это смежные, весьма близко соприкасающиеся между собой отрасли права (конституционное и административное, таможенное, муниципальное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное, и др.).

Отраслевые принципы права распространяются лишь на отдельные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно, на их основе создаются и реализуются лишь нормы, составляющие только данную отрасль права.

Например, для земельного права России свойственны такие правовые принципы, как принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип государственного управления землёй, принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равенства всех субъектов землепользования, принцип целевого характера использования земли, платности её использования и др.[13]

Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых строится также на основе своих собственных, присущих только ей правовых принципов. Вместе они создают фундамент, на котором возникают и функционируют не только отдельные отрасли, но и вся система права.

Воплощение права в определённых юридических источниках, например в текстах нормативных правовых актов, обычно называют объективным правом. Оно служит критерием (определителем) юридически дозволенного (правомерного) и запрещённого (неправомерного) поведения.

Понятие «объективное право» близко по своему значению понятиям «закон», «законодательство». Хотя они и не всегда тождественны.

Вместе с тем объективное право, определяющее юридические возможности субъектов правового общения, есть исходное понятие при рассмотрении и анализе всех правовых явлений.

Объективное право обладает такими качествами как:

а) всеобщность, поскольку устанавливает общий для всех порядок;

б) общеобязательность, так как распространяет своё действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного государства;

в) способность определять рамки юридической свободы участников общественных отношений, в первую очередь свободу выбора варианта действий в пределах, установленных законом;

г) предназначение выступать в качестве стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обществе и средства защиты правоотношений.

Объективное право ещё называют позитивным, поскольку оно устанавливается государством и в этом смысле является искусственным образованием.

Под субъективным правом понимаются те конкретные права (правомочия), которые принадлежат каждому субъекту в отдельности.

Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. правовых норм, закреплённых в законе и других нормативных правовых актах. Субъективные права существуют в единстве с юридическими обязанностями.

Различие между объективным и субъективным правом состоит в том, что объективное право «не прикреплено» к конкретному субъекту, оно устанавливает возможности для каждого, кто попадает в сферу действия нормы права.

Субъективное же право представляет собой решение данной жизненной ситуации на основе объективного права. Например, решение судебного органа, акт главы администрации, решение органа милиции и т.д.

Для субъективного права характерны:

а) совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений.

б) определение меры возможного и необходимого поведения данного субъекта;

в) возникновение в результате реализации правоотношения как его содержания;

г) защита и охрана со стороны государства.

Таким образом, между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для появления субъективного права, а субъективное право есть результат реализации объективного права. Объективное право предшествует появлению субъективного права.

Право в системе социальных норм.Поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций в обществе регулируются определёнными правилами, составляющими в своей совокупности социальные нормы.

Социальная норма – это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

Социальные нормы – определённые образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения.

В системе социальных норм, как правило, отражаются: достигнутая степень экономического, социально- политического и духовного развития общества, качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти.

Виды социальных норм разнообразны.В юридической литературе выделяют экономические, политические, моральные, религиозные правовые, эстетические, корпоративные и др. нормы. К ним исторически относят также обычаи и традиции.

В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, корректируется другими социальными нормами.

В понятие «социальная норма» входят более конкретные, детальные правила и правила и правила широкого характера, воплощающие основополагающие идеи социальной жизни, которые именуются принципами.

Принципы справедливости и гуманизма, демократизм, уважение к правам человека, законности и др. оказывают глубокое воздействие на выбор определённого поведения людей, социальных групп, коллективов и в случае отсутствия норм, непосредственно регулирующих данный вид отношений.

Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям социальным группам, всему международному сообществу можно назвать общечеловеческими нормами.

Эти общечеловеческие нормы находят выражение во внутригосударственной и международной жизни.

Экономические нормы и нормативы. Государство и право активно участвуют в новом устройстве хозяйственной жизни страны: приватизация, либерализация цен, проблемы бюджета, налоговая политика, плата за производственные фонды, природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы и т.п. Всё это внесёт и вносит значительные изменения в систему социальных норм, нормативного регулирования общественных отношений.

Политические нормы регулируют: отношение социальных групп, классов, граждан к государственной власти, отношения между классами, нациями и народами; участие народа, классов, партий, социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества; взаимоотношения граждан с государством, его органами; отношения законодательной, исполнительной и судебной власти.

Корпоративные нормы. Эти нормы (установления) принимаются общественными организациями, трудовыми коллективами, учебными учреждениями, предпринимательскими союзами и регистрируются в их уставах, положениях и других актах. Они определяют и регулируют порядок формирования, построения, функционирования таких организаций, а также права, обязанности, ответственность, взаимоотношения членов этих организаций.

Обычай. Под ним понимается социальная норма, правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Это привычная для членов общества форма социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами.

Традиции. Социальная норма, весьма близкая к обычаям и представляющая собой сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемых из поколения в поколение. В качестве традиций проявляются определённые идеи, ценности, социальные установки, поддержка традиций, передача их из поколения в поколение обосновываются их полезностью для общества.

В социальной жизни, прежде всего в области бытовых, семейных отношений, обычаи, традиции проявляются в обрядах и ритуалах. Обряд – это определённого характера действие, или комплекс поступков человека, группы людей.

Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, к церкви, друг к другу, строение и функции религиозных организаций.

В Библии, Коране, Талмуде, других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы (обязанность трудиться, почитать детьми своих родителей, запрет убийств, воровства, лжесвидетельства и др.)

Моральные нормы представляют собой продукт исторического развития человечества. Мораль тесно связана с нормами права: практически они действуют в одних и тех же сферах, их действия пересекаются. Но они в то же время остаются самостоятельными нормативными регуляторами общественных отношений.

Мораль есть универсальный регулятор, распространяющий своё действие на все действия людей, но в отличие от правовых нормы морали имеют менее формализованный характер, они не обеспечиваются государственным принуждением, а их санкцией является общественное осуждении.

Правовые нормы представляют собой волевые, общеобязательные, формально определённые правила поведения, регулирующие общественные отношения путём предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдения которых обеспечено возможностью государственного принуждения.

Все социальные нормы объединяет в одну группу(следующие общие черты, особенности):

во-первых, все социальные нормы регулируют отношения между людьми;

во-вторых, у них один и тот же объект регулирования – общественные отношения, поступки и действия людей;

в-третьих, как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;

в-четвёртых, характеризуются многократностью действия, т. е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;

в-пятых, основаны на свободе воли индивида, т. е. возможности выбора варианта поведения (при отсутствии свободы воли человека не наступает ответственность – ни моральная, ни правовая, ни общественная, ни иная);

в-шестых, преследуют одну и туже цель – упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал.

Различия между отдельными видами социальных норм (рассмотрим на сопоставлении норм права и норм морали).

Они различаются:

1) способом формирования (возникновения): нормы права создаются государством, им же отменяются и изменяются, а нормы морали возникают в процессе общения людей и для их осуществления не требуется признания государством, достаточно, чтобы их признавало общество.

2) формами закрепления: нормы права закрепляются в специальных актах государства (законах, указах, декретах и др.), систематизируются, а нормы морали не имеют специальных источников фиксации, содержатся в памяти, в религиозных, литературных памятниках, в летописях, нередко передаются в устной форме;

3) методами обеспечения: нормы права обеспечиваются государственным принуждением или угрозой его применения, а нормы морали – общественным мнением;

4) критериями оценки поступков и действий: право рассматривает их с точки зрения правомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а мораль оценивает нравственными критериями: плохо – хорошо, честно – бесчестно, справедливо – несправедливо и др.;

5) характером ответственности: нарушение норм права влечёт юридическую ответственность, при этом порядок привлечения к ней строго регламентирован. При нарушении норм морали следует, как правило, общественное осуждение и здесь нет никакой процедуры привлечения к моральной ответственности;

6) уровнем требований к поведению: у морали эти требования строже, чем у норм права. Право не может требовать, чтобы абсолютно все поступки были правовыми, мораль же может оценить любой поступок, в том числе и любую норму права.

7) пространством действия: у морали оно шире, чем у права, поскольку право может регулировать не все общественные отношения, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности общества. Личные же взаимоотношения между людьми – чаще всего сфера действия морали, а не права.

Сферы взаимодействия права и морали. Мораль и право тесно взаимодействуют в сфере правотворчества, поскольку новая или проектируемая норма права или акт в целом должны учитывать нравственные устои общества, принятые этим обществом этические требования.

Они сотрудничают также в области реализации права, например при:

а) личностной характеристике правонарушителя, что влияет на избираемую меру наказания, или, например, при лишении родительских прав;

б) юридической квалификации действий субъекта, например хулиганства, клеветы, унижение достоинства человека и т. д.;

в) при толковании норм права, в частности таких оценочных критериев, как «цинизм», «особая жестокость», «недобросовестное отношение к служебным обязанностям» и др.

Между правом и моралью могут быть и противоречия. Возможны ситуации, когда закон разрешает какие-либо действия, а мораль осуждает. Однако важно, чтобы противопоставление права и морали не создавало условий для произвола в отношении отдельных лиц.

Социальное назначение и функции права.Назначение права в обществе состоит в регулировании, упорядочении общественных отношений. В этом проявляется и его ценность. Регулирующее свойство права выражается в его функциях.

Прежде всего, надо отметить, что под функциями права понимаются основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамики.

В юридической литературе принято классифицировать функции на: внутренние и внешние.

Внутренние функции права – это собственно юридические его функции, т. е. способы юридического воздействия на поведение людей и на общественные отношения, существующие в рамках самого права.

Внешние функции права находятся как бы за его пределами и характеризуют право как социальный регулятор. Их ещё называют общесоциальными и среди них выделяют:

1) культурно-историческую функцию, посредством которой право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

2) воспитательную, заключающуюся в способности права отражать определённую идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей;

3) функцию социального контроля, которая стимулирует определённое поведение и в то же время ограничивает с точки зрения общества поведение и действия, т. е. удерживает от совершения неправомерных действий;

4) информационно-регулирующую функцию, посредством которой общество информируется о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезным поступкам.

Среди внутренних, или собственно юридических, функций права, выделяют две главные – регулятивную и охранительную.

Главенствующая роль принадлежит регулятивной функции. Эта функция вытекает из способности права предписывать, указывать варианты поведения и действий. В составе регулятивной функции выделяют две подфункции – статическую и динамическую.

Регулятивная статическая функциязаключается в воздействии на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например, закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компетентности государственных органов, формы правления, государственного устройства в стране, круга прав и обязанностей граждан и т. д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их развития, движения, это обслуживание средствами права социальных процессов и связей. Эта функция проявляется в системе норм обязательственного права (отношения купли-продажи, подряда, перевозки, финансовые), трудового, процессуального и др.

Охранительная функция направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение тех, которые нежелательны для общества, чужды ему. Данная функция проявляется не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Её назначение – предупреждать о негативных последствиях, кото







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.