Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании





Цена - денежное выражение стоимости единицы товара;

Тариф - денежное выражение стоимости единицы работы, услуги;

Ценообразование - процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица <*>, и другими субъектами ценообразования;

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать:

юридические лица и предприниматели;

республиканские органы государственного управления;

областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Классификация цен:

1. в зависимости от сферы обслуживания на­циональной экономики или от характера оборота:

1.1. Оптовые ценыэто цены, по которым предприя­тия или их посредники реализуют свою продукцию оптом (в больших объемах), не прибегая при этом к услугам торговых органи­заций. По оптовым ценам продукция реализуется между предприятия­ми и отраслями путем продажи из оптовой сферы торговым предприятиям (но не физическим лицам), которые совершают покупки относительно мелкими партиями. Характерной особенностью является то, что реализация товаров по оптовым ценам осуществляется, как пра­вило, путем безналичных расчетов.

1.2. Закупочные ценыэто цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями государству и перерабатывающим предприятиям различных форм собственности. Если же сельскохозяйственная про­дукция реализуется населению, то могут применяться розничные цены.



1.3. Розничные цены — это цены, по которым товары реализуются ко­нечному потребителю (населению). Это обусловлено тем, что данные товары являются в основном продукцией потребительского назначе­ния. При реализации товаров по розничным ценам обычно применяется наличная форма расчетов.

1.4.Сметная стоимость строительства (цены строительства)— это цены строительства новых, расширения, реконструкции и техни­ческого перевооружения действующих производственных и непроиз­водственных основных фондов (основного капитала). При этом цены на строительную продукцию классифицируются по трем видам:

1.5. Тарифы на услугиэто цена за оказанную потребителю услугу. Особенностью услуги является то, что она не имеет конкретного мате­риального носителя (конкретной материально-вещественной формы). Поскольку у покупателя в момент приобретения услуги отсутствует возможность иметь полное представление о ее качестве, то он судит о приобретаемой услуге по информации о ее продавце.

1.2. Внешнеторговые (мировые) ценыэто цены, по которым осу­ществляются экспортно-импортные сделки. При определении внешне­торговых цен особое значение имеет информация о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию.

2. в зависимости от степени государствен­ного регулирования и уровня конкуренции:

2.1 Рыночные (свободные) цены— цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;

2.2. Регулируемые цены(тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину;

2.3. фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;

3. Классификация цен по форме организации торговли и характеру ценовой информации.По форме организации торговли выделя­ют цены прямых контрактов, биржевые цены, цены аукционов, цены торгов.

3.1. Цены прямых контрактов:

3.1.1. Цены продавцаэто цены, по которым продавец предлагает свою продукцию, т.е. это желаемые продавцом цены.

3.1.2. Цены покупателяэто цены, которые объявляет покупатель на заинтересовавшую его продукцию, т.е. это желаемые покупателем цены.

3.1.3. Контрактные цены или цены фактической сделки — это цены, по которым достигается фактическая договоренность между продавцом и покупателем. Данные цены закрепляются контрактом (договором).

3.2. Биржевые ценыэто цены по сделкам, заключаемым на бирже, выступающей в роли посредника товарообменных операций. Считает­ся, что биржевые цены несут наиболее объективную ценовую инфор­мацию о том или ином товаре. Это обусловлено особенностями бирже­вого товарного рынка, на котором присутствуют, прежде всего, массо­вые стандартные товары, имеется много продавцов и покупателей, а сделки совершаются регулярно.

3.3.Аукционные ценыэто цены, отражающие процесс продажи то­вара на аукционе. В классическом понимании аукцион представляет со­бой рынок продавца, основные аукционные товары являются нестан­дартными и спрос на них обычно превышает предложение. Вследствие этого для аукциона характерна повышательная динамика цен, а в ходе его проведения различают, во-первых, стартовую цену, по которой объявляется начало торгов, во-вторых, цену аукционного шага или промежуточную цену, которая превышает стартовую и объявляется по­купателем, в-третьих, цену фактической продажи, превышающую стартовую на сумму цен аукционных шагов. Аукционные цены несут участникам рынка информацию о возможностях покупки или продажи товара на аукционе.

4. По характеру ценовой информации:

4.1. Справочныеценыэто цены, кото­рые информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителями или продавцами. Справочные цены обычно публику­ются под таким заголовком в различных общих и специальных изданиях или информация о них поступает к торговым партнерам по состоявшим­ся ранее сделкам купли-продажи другим путем.

4.2. Публикуемые ценыс позиций носителя ценовой информации дос­таточно близки к справочным ценам и помещаются в специальных и фирменных источниках информации, которые могут быть общедоступ­ными. Эти цены обычно отражают мировой уровень и динамику цен, применяемых наиболее известными и влиятельными пос­тавщиками конкретного вида продукции.

4.3.Расчетные цены— это цены, которые применяются или оговари­ваются при составлении контрактов.

Основными принципами ценообразования являются:

определение основ государственной политики в области ценообразования;

сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом субсидий и других мер государственной поддержки;

государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.