Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ И ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ





ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ И ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

 

Краснодар

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Бухгалтерский финансовый учет в информационной системе управления экономикой предприятия.

2. Понятие, классификация и оценка основных средств и нематериальных активов

3. Учет поступления основных средств и нематериальных активов.

4. Порядок начисления и учета амортизации основных средств и нематериальных активов.

5. Учет затрат на восстановление основных средств. Переоценка основных средств

6. Учет продажи, списания и прочего выбытия основных средств и нематериальных активов

7. Понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов

8. Организация синтетического учета материалов

9. Понятие и оценка готовой продукции. Учет выпуска и продажи готовой продукции

10. Учет товаров

11. Учет расходов на продажу

12. Понятие, классификация и оценка финансовых вложений

13. Учет финансовых вложений

14. Учет кассовых операций и переводов в пути.

15. Учет операций на расчетном счете и на специальных счетах в банках

16. Учет кредитов и займов

17. Фонд оплаты труда и порядок его формирования

18. Учет удержаний из заработной платы

19. Синтетический учет расчетов с персоналом по заработной плате

20. Учет расчетов с органами социального страхования и обеспечения

21. Учет расчетов с подотчетными лицами и расчетов с персоналом по прочим операциям

22. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками и резервов по сомнительным долгам

23. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

24. Учет расчетов с разными кредиторами и дебиторами

25. Расходы организации, их классификация

26. Учет расходов по обычным видам деятельности по элементам затрат.

27. Учет расходов по обычным видам деятельности по статьям калькуляции.

28. Учет прямых расходов. Учет и распределение косвенных расходов.

29. Структура и порядок формирования финансовых результатов.

30. Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности.

31. Учет прочих доходов и расходов.

32. Формирование и учет уставного капитала и расчетов с учредителями и акционерами.

33. Формирование и учет добавочного и резервного капитала

34. Понятие и нормативное регулирование бухгалтерской отчётности в РФ. Состав отчетности.

35. Виды и пользователи бухгалтерской отчётности.

36. Требования к бухгалтерской отчётности.

37. Общие требования к составлению баланса.

38. Порядок заполнения раздела I и II бухгалтерского баланса.

39. Порядок заполнения раздела III, IV и V бухгалтерского баланса.

40. Структура и содержание «Отчета о финансовых результатах».

41. Порядок заполнения разделов «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» и «Прочие доходы и расходы» «Отчета о финансовых результатах».

42. Содержание и порядок составления «Отчета об изменениях капитала».

43. Содержание и порядок составления «Отчета о движении денежных средств».

44. Содержание и порядок составления пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности.

Желтым цветом выделены вопросы, которые нужно выучить для получения оценки «удовлетворительно»

 

Тема 1. Финансовый и управленческий учет: сравнительная характеристика

 

В странах рыночной экономики обычно различают финансовый и управленческий учет. Финансовый учет охватывает информацию, которая не только используется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам, т.е. сторонним пользователям. Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, используемой для управления в пределах самой фирмы. Частью общей сферы управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет затрат на производство продукции и анализ экономии или перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, нормами, сметами, планом. Основной целью управленческого учета является обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. Процесс подготовки такой информации может существенно отличаться от используемого в финансовом учете. Основные различия финансового и управленческого учета представлены в табл.1.

 

Таблица 1 Сравнение финансового и управленческого учета

Область сравнения Финансовый учет Управленческий учет
1. Основные потребители информации Сторонние организации и лица Различные уровни внутри фирменного управления
2. Виды систем бухгал- терского учета Система двойной записи Не ограничен двойной за-писью, используется любая система
3. Свобода выбора Обязательное следование общепринятым принципам бухгалтерского учета Нет норм и ограничений
4. Используемые из-мерители Денежная единица по курсу, действовавшем в момент совершения хозяйственной операции Любая подходящая денежная или натуральная единица измерения
5. Группировка затрат По элементам затрат По статьям калькуляции
6. Основной объект анализа Единица в целом Структурные подразделения предприятия
7. Периодичность со- ставления отчетности Периодически, на регуля- рной основе По мере надобности, необязательно, на регулярной основе
8. Степень надежности информации Требуется объективность Зависит от целей планиро- вания. При необходимости используются точные дан- ные
9. Обязательность ведения Строго обязателен Не обязателен

 

 

Рассмотрение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что основное его назначение сводится к следующему:

представление необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;

исчисление фактической себестоимости продукции (работ и услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, смет, предвидений;

определение финансовых результатов по проданным изделиям или их группам, новым техническим решениям, центрам ответственности и другим позициям.

 

Тема 2 Учет основных средств.

Таблица 2-Варианты первоначальной оценки основных средств в зависимости от

Учет поступления основных средств

Основными способами поступления основных средств на предприятие являются:

1. Осуществление долгосрочных инвестиций при приобретении основных средств;

2. Осуществление долгосрочных инвестиций при создании основных средств в самой организации;

3. Поступление в счет вклада в уставный капитал;

4. Поступление безвозмездно от третьих лиц;

5. Поступление для осуществления совместной деятельности;

6. Поступление при получении имущества в доверительное управление;

7. Поступление по договору лизинга.

1. Приобретение основных средств. Основные средства могут приобретаться за деньги на основании хозяйственных договоров. У покупателя основанием для осуществления записей в бухгалтерских регистрах являются акт приемки основных средств, счет, счет- фактура, платежно-расчетные документы. Приобретение Основных средств отражается с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Таблица 3 -Типовые бухгалтерские операции по приобретению основных средств у

Покупателя

№ п/п Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
При приобретении у юридического лица
  Отражена стоимость приобретенных основных средств    
  Отражена сумма НДС, подлежащая перечислению поставщику    
  Отражена сумма расходов, связанных с приобретением основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию (без учета НДС)    
  Отражена сумма НДС, подлежащая перечислению поставщику при оплате услуг, связанных с приобретением основных средств и до ведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию    
  Оприходование основных средств    
  Оплачены приобретенные основные средства и расходы, связанные с их приобретением и доведением до состояния, в котором они при годны к использованию (в том числе НДС)   51,50
  Отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС, уплаченная при приобретения основных средств    

2. Осуществление долгосрочных инвестиций при создании основных средств в самой организации

При создании основных средств в организации они приходуются на баланс по фактическим затратам на их изготовление, включающим в себя не только прямые, но и косвенные расходы (например, общехозяйственные расходы, общепроизводственные расходы и т.п.). Создание основных средств возможно как собственными силами, так и путем привлечения сторонних организаций.

Основанием для выполнения записей в бухгалтерских регистрах являются следующие документы:

• Акт, подтверждающий создание основных средств в организации;

и Акт приемки основных средств, подтверждающий их оприходование в самой организации;

• Документы, подтверждающие размер затрат, произведенных при создании основных средств.

На счетах бухгалтерского учета выполняются следующие записи:

дебет 08 Кредит 02, 10,70,69 и др. — отражены капитальные вложения в строительство, закладку многолетних насаждений, изготовление основных средств, осуществляемое хозяйственным способом;

Дебет 01 Кредит 08 — оприходованы основные средства.

3. Поступление в счет вклада в уставный капитал инвесторов. Основные средства, поступившие на предприятие в результате вклада в уставный капитал инвесторов, отражаются в бухгалтерском учете бухгалтерской записью:

Дебет 08 Кредит 75.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете данной операции является учредительный договор и документы, подтверждающие собственность и факт ее отчуждения. Основные средства в этом случае приходуются по оценке согласованной с учредителями: Дебет 01 Кредит 08.

4. Получение безвозмездно от третьих лиц. Основные средства могут поступать на предприятие безвозмездно. Безвозмездное получение материальных ценностей (вещей) осуществляется на основании договора дарения, заключение которого между коммерческими структурами запрещено статьей 575 гк РФ (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда).

Передача основных средств безвозмездно может осуществляться на основе договора дарения, в котором отсутствует условие о возмездном характере передачи того или иного объекта. Основные средства могут поступать на предприятие, как от юридических, так и от физических лиц. Отражение операций по безвозмездному получению активов с 01.01.2000г. регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).

В бухгалтерском учете при оприходовании безвозмездно полученных основных средств делаются следующие бухгалтерские проводки:

дебет 08 Кредит 98-2 — отражена рыночная стоимость безвозмездно полученного основного средства;

дебет 01 Кредит 08 — введение в эксплуатацию безвозмездно полученного основного средства;

дебет 20, 23, 25, 26, 44... Кредит 02 — начислена амортизация по безвозмездно полученному основному средству;

дебет 98-2 Кредит 91-1 — соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов.

Таблица 4 -Типовые проводки по начислению амортизации основных средств

№ п/п Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
  Начислена амортизация по объектам основных средств, используемых в капитальном строительстве    
  Начислена амортизация по объектам основных средств в основном производстве    
  Начислена амортизация по объектам основных средств во вспомогательных производствах    
  Начислена амортизация основных средств общепроизводственного назначения    
  Начислена амортизация по объектам основных средств общехозяйственного назначения    
  Начислена амортизация по объектам основных средств обслуживающих производств и хозяйств    
  Начисление амортизации, относящейся к будущим периодам    
  Начисление амортизации по объектам основных средств торгового назначения    
  Начисление амортизации арендодателем по объектам основных средств, сданным в аренду    

 

4. Учет затрат по восстановлению основных средств. Переоценка ОС.

Восстановление объектов основных средств осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Начисление амортизации не производится во время реконструкции и технического перевооружения основных средств с полной их остановкой, а также в случае их перевода установленном порядке на консервацию. На время реконструкции и технического перевооружения срок службы основных средств продлевается.

Ремонт основных средств необходим для поддержания их в рабочем состоянии. По объему и характеру ремонтных работ различают два вида ремонта: текущий и капитальный. Источники затрат для них едины: или за счет издержек производства, когда сумма фактических затрат сразу включается в производственную себестоимость, или за счет специально создаваемого резерва на ремонт. Расходы по ремонту основных средств относят на затраты производства того периода, в котором они возникли.

Следует учитывать, что затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

Затраты на модернизацию отражаются следующими бухгалтерскими записями:

дебет 08 Кредит 10, 70,69, 60 и др. — отражены затраты на модернизацию основного средства;

дебет 01 Кредит 08 — затраты на модернизацию отражены в составе основных средств.

Включение в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, имеющих долговременный (капитальный) характер связано с занижением налогооблагаемой базы, поэтому в составе издержек производства не могут быть отражены затраты по модернизации оборудования, реконструкции объектов основных средств и затраты на техническое перевооружение предприятий.

К реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного подсобного и обслуживающего назначения без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса по комплексному проекту

К техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенно го оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

К расширению действующих предприятий относится строительство дополнительных производств на действующем предприятии или прилегающей территории с целью создания дополнительных или новых производственных мощностей (строительство филиалов, входящих в состав основного производства).

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.

При выполнении капитального, среднего и текущего ремонта осуществляется замена отдельных блоков, узлов и деталей оборудования; замена оконных, дверных блоков, перемещения некапитальных ограждений, мелкие ремонтные работы, не влияющие на увеличение выпуска. Модернизация, реконструкция, расширение и строительство осуществляется на основании ТЭО, а капитальный и средний ремонты выполняются на основании Актов технического осмотра объектов ОС и сметной документации.

1. при наличии вспомогательных производств, осуществляющих ремонтные работы:

дебет 23 Кредит 10, 70, 69, 71, 60 — на сумму затрат по выполнению ремонта;

Дебет 25, 26, 29, 44, Кредит 23 — на сумму затрат по ремонту.

2. при отсутствии вспомогательных производств, осуществляющих ремонтные работы:

дебет 20, 25, 26, 29, 44 Кредит 10, 70, 69, 71, 60 — на сумму затрат по выполнению ремонта.

Первый метод учета ремонта применяется на предприятиях, имеющих небольшой объем ремонтных работ, осуществляющихся равномерно.

Второй метод рекомендуется использовать предприятиям, имеющих большой объем ремонтных работ, носящий сезонный характер.

Выбранный метод учета ремонта должен быть указан в приказе об учетной политике.

Переоценка основных средств

В условиях регулируемой рыночной экономики периодически по решению государства может проводиться переоценка основных средств. Она предусматривает дооценку или уценку, числящихся на балансе предприятия объектов основных средств, относительно текущих рыночных цен на аналогичные объекты, выпущенные в последний год и даже квартал. Такая переоценка всегда проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ.

Однако коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации.

Для документального подтверждения полной восстановительной стоимости объектов при применении метода прямой оценки могут быть использованы: данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения оценщиков о стоимости объектов основных фондов. Выбор способа подтвержден рыночной цены остается за руководителем предприятия.

При принятии решения о переоценке по основным средствам необходимо учитывать, что в последующем они должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей.

Основные правила переоценки:

1 Переоценке подлежат любые основные средства, числящиеся на балансе предприятия на начало года независимо от даты их приобретения.

2. Стоимость объектов незавершенного строительств, учитываемая на счете 08 «Капитальные вложения», переоценке не подлежит.

3. При переоценке должна быть определена не рыночная цена (возможная цена продажи с учетом физического и морального старения), а их полная восстановительная стоимость.

4. Имущество, находящееся в совместной деятельности переоценке не подлежит.

До 1 января 1998 г. переоценка основных средств проводилась ежегодно по решению правительства РФ. С 1 января 1998 г. предприятия самостоятельно принимают решения проводить или не проводить переоценку. Если предприятия принимают решения о проведении переоценки, то она должна проводиться ежегодно не чаще 1 раза в год.

Дооценка отражается следующим образом:

дебет 01 Кредит 83/1 — на сумму дооценки;

дебет 83 Кредит 02 — на сумму доначисленной амортизации по объекту основных средств.

Сумма уценки объекта основных средств, выявленная в результате переоценки, относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов;

Дебет 91 Кредит 01 — уценен объект основных средств, который ранее недооценивался;

Дебет 02 Кредит 91 — уменьшена амортизация данного объекта.

В ходе переоценки может быть увеличена и стоимость тех объектов основных средств, которые были уценены. В этом случае, сумма дооценки, равная сумме предыдущей уценки, учитывается в составе прочих доходов, а превышение суммы дооценки над суммой уценки включается в состав добавочного капитала:

Дебет 01 Кредит 91 — отражена дооценка объекта в пределах сумм предыдущей уценки;

дебет 01 Кредит 83 — отражена дооценка объекта сверх сумм предыдущей уценки;

дебет 91 Кредит 02 — увеличена амортизация объекта в пределах сумм предыдущей уценки;

дебет 83 Кредит 02 увеличена амортизация объекта сверх сумм предыдущей уценки.

Если объект основных средств ранее дооценивался, то сумма уценки данного объекта относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведен в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачислен ной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков.

В учете будут сделаны следующие записи:

Дебет 83 Кредит 01 --- отражается уценка объекта в пределах сумм предыдущей дооценки;

дебет 91 Кредит 01 — отражается уценка объекта сверх сумм предыдущей дооценки;

Дебет 02 Кредит 83 — уменьшена амортизация объекта в пределах сумм предыдущей дооценки;

дебет 02 Кредит 91 — уменьшена амортизация объекта сверх сумм предыдущей дооценки.

При списании (выбытии) объекта основных средств, стоимость которого ранее дооценивалась, сумму дооценки, числящуюся на счете 83 «Добавочный капитал», относят на нераспределенную прибыль организации:

Дебет 83 Кредит 84.

Таблица 6 Варианты первоначальной оценки нематериальных активов в

Таблица Типовые бухгалтерские операции по приобретению нематериальных активов у покупателя

№ п/п Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
При приобретении у юридического лица
  Отражена стоимость приобретенных нематериальных активов    
  Отражена сумма НДС, подлежащая перечислению поставщику    
  Отражена сумма расходов, связанных с приобретением нематериальных активов и поведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию (без учета НДС)    
  Отражена сумма НДС, подлежащая перечислению поставщику при оплате услуг, связанных с приобретением нематериальных активов и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию    
  Оприходование нематериальных активов    
  Оплачены приобретенные нематериальные активы и расходы, Связанные с их приобретением и доведением до состояния, в котором они пригодны к использованию (в том числе НДС)   51,50
  Отнесена на расчеты с бюджетом сумма НдС, уплаченная при приобретении нематериальных активов    

 

Синтетический учет МПЗ

Учет запасов, принадлежащих организации на правах собственности (а также правах хозяйственного ведения и оперативного управления), ведется на балансе в зависимости от их видов на следующих счетах:

10 «Материалы» — сырье, материалы, топливо, запчасти и прочие материалы, которые предназначены для использования в производстве продукции, работ и услуг;

11 «Животные на выращивании и откорме» — молодняк животных, взрослые животные, находящиеся в откорме, птица, звери и др.;

43 «Готовая продукция» — готовая продукция, предназначенная для продажи

41 «Товары» — товары, приобретенные организациями для продажи.

Бухгалтерский учет запасов, не принадлежащих организации, но по разным причинам находящихся у нее, ведется за балансом на следующих счетах:

002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» — учитываются запасы, по которым организация отказалась от оплаты; которые нельзя по условиям договора использовать до их полной оплаты и на других законных основаниях;

003 «Материалы, принятые в переработку» — учитываются за пасы, принятые на короткий период времени в переработку, как правило, в организациях, занятых переработкой сырья;

004 «Товары, принятые на комиссию» — учитываются запасы, принятые посреднической организацией для продажи на условиях торговой комиссии;

005 «Оборудование, принятое для монтажа» — учитывается оборудование, принятое строительной организацией от заказчика для монтажа.

Дебет 10 Кредит 60.

Если до конца месяца расчетный документ не поступит, указанные поставки остаются в приемной оценке. В следующем месяце при поступлении расчетного документа стоимость неотфактурованных поставок в приемной оценке сторнируется и составляется новая запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков. Стоимость акцептованных и оплаченных мате риалов, не поступивших в течение отчетного периода (материалы в пути), по окончании месяца отражается по дебету счета «Материалы и кредиту счета «Расчеты с поставщиками и подрядчика ми» (без оприходования ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а на поступление ценностей составляется обычная бухгалтерская запись.

3. В случае, когда суммы, фигурирующие в договоре, больше сумм, указанных в расчетных документах:

а) если данная ситуация стала возможной вследствие недопоставки материалов по количеству, то делают проводку:

Дебет 61 Кредит 60 на сумму разницы между оплаченной и фактически по лученной продукцией, при условии, что в отчетном периоде операций с этим поставщиком не будет, иначе — за поставщиком числится задолженность;

б) если поставщик снизил цены на свою продукцию, то стоимость полученных и оприходованных материалов следует уменьшить проводкой: дебет 10 Кредит 60 (сторнируется).

Оценка готовой продукции

 

В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться:

фактическая производственная себестоимость (полная и неполная);

нормативная себестоимость (полная и неполная);

договорные цены;

другие виды цен.

Фактическая производственная себестоимость применяется в основном при единичном мелкосерийном производстве, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.

Нормативную себестоимость в качестве учетных цен целесообразно использовать в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Преимуществами данных учетных цен являются удобство при осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки в планировании и учете.

Договорные цены применяются преимущественно при стабильности таких цен.

При использовании в качестве учетных цен нормативной себестоимости договорных и других видов цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонение фактической производственной себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (проданную) продукцию и остатки ее на складах. С этой целью составляют специальный расчет (табл.2) с использованием средневзвешенного процента отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам

 

Учет товаров

 

Понятие и оценка товаров. Товары - являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи.

Порядок оценки товаров определен ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", в соответствии с которым товары принимаются на учет по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение (с учетом суммовых разниц) за исключением НДС и иных возмещаемых налогов; полученных по договору дарении или безвозмездно - их рыночная стоимость; полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, - стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, могут затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.

Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

При отпуске товаров в продажу или ином выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) их оценка производится одним из следующих способов: по себестоимости единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения товаров (способ ФИФО);

Учет в производственных организациях товаров, приобретенных для комплектации готовой продукции и перепродажи. Для обобщения информации о наличии и движении товаров используют синтетический счет 41 "Товары". В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 "Товары" применяют для учета материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, или когда стоимость готовых изделий, приобретенных для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а возмещается покупателем отдельно.

Приобретенные товары и тара принимаются на учет по счету 41 "Товары" по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других счетов.

Поступление товаров можно отражать с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в порядке, аналогичном для учета соответствующих операций с материалами.

Порядок учета продажи товаров зависит от момента признания выручки от продажи товаров. При признании выручки от продажи товаров проданные товары списывают в дебет счета 90 "Продажи" с кредита счета 41 "Товары". Если выручка от продажи отгруженных (отпущенных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки отпущенные товары учитывают на счете 45 "Товары отгруженные" (дебетуется счет 45 и кредитуется счет 41). В момент признания выручки от продажи товаров их стоимость списывают с кредита счета 45 в дебет счета 90 "Продажи".

Готовые изделия, приобретенные для комплектации и не включаемые в себестоимость проданной продукции, при их использовании списываются с кредита счета 41 в зависимости от момента признании выручки в дебет счета 45 или 90.

В момент признания выручки указанные готовые изделия списывают со счета 45 на счет 90.

Аналитический учет материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, или стоимость готовых изделий, приобретенных для комплектации и не включаемых в себестоимость проданной продукции, ведется в порядке, предусмотренном для учета производственных запасов.

Учет товаров в оптовой и розничной торговле. Способы оценки товаров. Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 "Товары" помимо товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, учитывают также покупную тару и тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счетах 01 "Основные средства" или 10 "Материалы").

К счету 41 "Товары" могут быть открыты субсчета:

41-1 "Товары на складах";

41-2 "Товары в розничной торговле";

41-3 "Тара под товаром и порожняя" и др.

На субсчете 41-1 "Товары на складах" учитывают наличие и движение товаров, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций, оказывающих услуги общественного питания, в овощехранилищах, холодильниках и т.п.

На субсчете 41-2 "Товары в розничной торговле" учитывают наличие и движение товаров в организациях розничной торговли (магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.), а также в буфетах организаций общественного питания. На этом же субсчете указанные организации учитывают наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.).

На субсчете 41-3 "Тара под товаром и порожняя" учитывают наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях розничной торговли и буфетах организаций общественного питания).

Приобретенные товары и тара принимаются организациями торговли на учет по счету 41 "Товары" по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других счетов. Поступление товаров можно отражать с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в порядке, аналогичном для учета соответствующих операций с материалами.

В соответствии с ПБУ 5/01 (п.13) организации торговли могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), произведенных до передачи товаров в продажу, в состав расходов на продажу.

Организациям розничной торговли разрешается оценивать приобретенные товары по продажным (розничным) ценам с отдельным учетом наценок (скидок). В этом случае поступившие товары приходуют по стоимости приобретения по дебету счета 41 и кредиту счета 60 и других счетов. Одновременно на разницу между стоимостью приобретения товаров и их стоимостью по продажным ценам дебетуют счет 41 и кредитуют счет 42 "Торговая наценка".

Порядок учета продажи товаров торговыми организациями осуществляется так же, как и в производственных организациях.

При признании выручки от продажи товаров при их отгрузке (отпуске) они списываются с кредита счета 41 в дебет счета 90 "Продажи".

Если выручка от продажи отгруженных (отпущенных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то отпущенные товары списывают с кредита счета 41 в дебет счета 45 "Товары отгруженные", а после признания выручки - в дебет счета 90 с кредита счета 45.

Товары, переданные для переработки другим организациям, со счета 41 не списывают. На счете 41 они учитываются обособленно.

Товары, принятые на ответственное хранение и на комиссию, учитывают на забалансовых счетах 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на хранение" и 004 "Товары, принятые на комиссию".

Аналитический учет по счету 41 ведут по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров.

&nb







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.