Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов





Переход России к рыночной экономике в начале девяностых годов вызвал необходимость реформирования системы бухгалтерского учета в стране. Система отечественного бухгалтерского учета должна трансформироваться, отражая реформу экономики России и связанные с ней изменения принципов и объектов учета. Этот процесс напрямую связан с расширением деловых связей России в мировом хозяйстве, растущей актуальностью общего понимания данных отечественной финансовой отчетности иностранными пользователями. Необходимость реформы бухгалтерского учета в России была очевидна, однако конкретные направления ее вызывали дискуссии у ученых и специалистов. Обсуждался вопрос, в какой мере при реформе отечественного учета следует использовать опыт зарубежных стран и каким именно мировым опытом следует воспользоваться России. Было немало высказываний в пользу выбора в качестве ориентира для реформирования бухгалтерского учета в России национальных стандартов тех зарубежных стран - членов ЕС, совокупность экономических и политических условий которых наиболее близка России, например, Франции или Германии. Другие мнения сводились к тому, что ориентиром должны служить US GAAP в связи с наличием большого числа компаний США на российском рынке. Высказывалось мнение и о том, что российским организациям целесообразно использовать как US GAAP, так и Директивы ЕС в зависимости от того, с какими иностранными партнерами они имеют дело.

Общая позиция была определена в принятом 6 марта 1998 г. Постановлении Правительства N 283 "Программа реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". Тем не менее, Программа оставила нерешенными важные вопросы, которые по-прежнему дискутируются. Остается открытым один из центральных вопросов о степени соответствия регламентациям МСФО национальных российских стандартов бухгалтерского учета. Нет исчерпывающего ответа на вопрос о том, какими темпами должна производиться адаптация отечественного учета к требованиям МСФО. По мнению члена правления Комитета по МСФО Дэвида Даманта, Россия должна в кратчайшие сроки перейти на использование МСФО и создавать собственные стандарты бухгалтерского учета ей нецелесообразно. Официальные представители Министерства финансов РФ высказываются за постепенную адаптацию отечественного учета к МСФО с учетом российской специфики, тогда как Центробанк РФ поддерживает интенсивный переход к МСФО[1]. В пользу быстрого перехода высказываются представители компании "Лукойл", аргументируя свою точку зрения серьезными недостатками российских стандартов для аналитиков; в компании "Газпром", напротив, считают обоснованным лишь постепенный переход, поскольку форсирование этого процесса сопряжено с повышенными затратами при недостаточном спросе на отечественную отчетность, составленную по МСФО.

Такое различие в мнениях указывает на наличие факторов, как стимулирующих, так и препятствующих адаптации российского бухгалтерского учета к требованиям МСФО.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: ОБЩИЕ

ПОНЯТИЯ, ЕЕ ВИДЫ, СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ

1 Понятия «бухгалтерская отчетность» и «финансовая отчетность», их различия и взаимосвязь; назначение бухгалтерской отчетности и ее поль­зователи (внешние и внутренние)

Классификация отчетности

3 Типо­вые формы отчетов, рекомендованные Минфином

 

1 Понятия «бухгалтерская отчетность» и «финансовая отчетность», их различия и взаимосвязь; назначение бухгалтерской отчетности и ее поль­зователи (внешние и внутренние).

 

Процесс обобществления труда приводит к получению некоторого результата деятельности, интересующего определенный круг лиц (пользователей финансовой информации). Для их информирования составляется отчетность, целесообразность которой проявляется на стадии отрыва управленца и исполнителя от собственника факторов производства. Состав и содержание представляемой информации непрерывно реформируется в соответствии с изменениями экономических условий.

В настоящее время в российской учетной системе юридически закреплено свое представление об отчетности. В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» определено, что бухгалтерская отчетность – это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Из этого определения следует, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности, по существу представляют особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации (хозяйствующего субъекта) за определенный период.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность признается логическим завершением учетных процедур. В российских нормативных документах определены понятие бухгалтерской отчетности, ее структура, содержание форм, предъявляемые требования, а также указаны внутренние и внешние пользователи.

Помимо рассмотренных определений бухгалтерской (финансовой) отчетности имеются и другие, но все они в большей или меньшей степени отражают единые признаки финансовой отчетности, которые указывают на то, что это:

– структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией;

– система показателей, характеризующая результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

– совокупность различных форм отчетов, содержащих информацию, которая отражает отдельные составляющие деятельности организации используется ее пользователями для принятия деловых инвестиционных и управленческих решений.

Финансовая отчетность как информационный инструмент эволюционировала в течении нескольких веков, развиваясь в направлении усложнения своего состава и структуры.

Классификация отчетности

Современные исследователи классифицируют отчетность по следующим признакам:

1) периодичности: годовая и промежуточная;

Годовая отчетность составляется по окончании года и характеризует все аспекты деятельности организации за финансовый год.

Промежуточная отчетность составляется на внутригодовую дату нарастающим итогом с начала отчетного года, включает месячную и квартальную бухгалтерскую отчетность.

Понятие промежуточной отчетности закреплено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете».

2) охвату: индивидуальная, сводная, консолидированная;

Понятия индивидуальной и консолидированной отчетности закреплено в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности РФ на среднесрочную перспективу, а сводной отчетности – в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для:

– выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта – чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками;

– представления в надзорные органы;

– выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов;

– формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей;

– использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении;

– иных целей.

Главная задача при составлении индивидуальной бухгалтерской отчетности – обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции:

– информационную (характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта);

– контрольную (обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла).

Сводная бухгалтерская отчетность составляется в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ (помимо собственного бухгалтерского отчета).

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).

Сводная годовая бухгалтерская отчетность федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти представляется Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по статистике:

– по унитарным предприятиям – не позднее 25 апреля следующего за отчетным года;

– по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли) – не позднее 1 августа следующего за отчетным года.

В последнее время сводную отчетность все чаще называют консолидированной.

Консолидированная финансовая отчетность предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля.

Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям.

Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов (Концепция).

3) назначению: управленческая, бухгалтерская, статистическая, налоговая, другие виды.

Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). Содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом.

Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации и использования в управлении хозяйствующим субъектом.

Статистическая отчетность – система показателей, представляемых организациями согласно методикам, разработанным Федеральной службой государственной статистики, с целью формирования обобщенных макроэкономических данных.

Главная задача в области статистической отчетности заключается в отражении и изучении отдельных сторон деятельности организации и обеспечении возможности формирования достоверной информации в отраслевом и региональном разрезах.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства.

Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

4) по срокам составления: вступительная, текущая, заключительная.

Вступительная отчетность составляется в момент организации компании (на дату ее государственной регистрации).

Текущая отчетность формируется периодически в течение всего времени функционирования организации.

Заключительная бухгалтерская отчетность составляется на дату завершения деятельности хозяйствующего субъекта (на день, предшествующий дате внесения в реестр соответствующей записи реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность).

5) варианту представления: сокращенному; стандартному; продвинутому (множественному);

Сокращенный вариант используется субъектами малого предпринимательства и некоммерческими (кроме бюджетных) организациями, предполагает упрощенный перечень форм.

Стандартный вариант применяется средними и крупными коммерческими организациями и подразумевает формирование форм, составляемых в рамках годовой бухгалтерской отчетности.

Множественный вариант используется крупнейшими коммерческими организациями и предполагает значительное усложнение и дифференцирование стандартных отчетных форм.

6) нормативной базе: составленная на основе МСФО, ГААП, российских нормативных документов.

Методики формирования финансовой отчетности в России отражены в значительном количестве нормативных документов. При рассмотрении российской системы нормативного регулирования следует выделить четыре основных уровня:

– первый – основополагающий или базисный – отражает границы и основные принципы функционирования правового поля, в котором функционируют хозяйствующие субъекты;

К данному уровню относятся кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.), федеральные законы (например, федеральный закон «О бухгалтерском учете»), указы Президента и Постановления Правительства.

– второй – регламентирующий – раскрывает основные методики ведения бухгалтерского учета отдельных объектов учета и операций, формирования показателей бухгалтерской отчетности;

На втором уровне представлены положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), положения которых регулярно пересматриваются в направлении сближения с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). В настоящее время действует двадцать одно положение по бухгалтерскому учету.

– третий – поясняющий – включает нормативные документы, детализирующие методики, описанные в документах второго уровня;

К третьему уровню относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, различные методические рекомендации и указания (например, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

– четвертый – детализирующий – включает документы, отражающие преломление учетных методик в соответствии со спецификой конкретной организации.

В частности, к четвертому уровню относятся: приказ организации «Об учетной политике в целях бухгалтерского учета и налогообложения», рабочий план счетов организации и др.

 

3 Типо­вые формы отчетов, рекомендованные Минфином

 

Годовая бухгалтерская отчетность включает следующие формы:

1) бухгалтерский баланс, характеризующий финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату;

2) отчет о прибылях и убытках, отражающий финансовые результаты деятельности организации за отчетный период;

3) приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, раскрывающие сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивающие пользователей дополнительными данными, которые необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении;

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм:

– отчета об изменениях капитала, раскрывающего данные о величине капитала на начало и конец отчетного периода, об увеличении и уменьшении капитала с указанием причин;

– отчета о движении денежных средств, отражающего информацию о движении денежных средств в отчетном периоде (наличии, поступлении и расходовании денежных средств в организации) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности;

– пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

4) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательные аудиторские проверки организация должна пройти если:

– имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

– является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

– объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

– в иных случаях, установленных федеральными законами.

Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Описанный выше перечень форм, представляемый в рамках годовой бухгалтерской отчетности, характерен для стандартного варианта ее представления.

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.