Оценка привлекательности СЗХ
Привлекательность СЗХ определяется по следующей формуле:
,
где G — перспективы роста в СЗХ; R — перспективы рентабельности в СЗХ; T — оценка нестабильности бизнеса (рис. 2.8, темы 2); — весовые коэффициенты, отражающие индивидуальный подход фирмы .
Оценки G и R производятся по специальным шкалам балльных оценок факторов, влияющих на эти показатели (табл. 16.4, 16.5).
Таблица 16.4
Оценка изменений в прогнозируемом росте СЗХ (G)
ФАКТОР
| ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТИ
| -5
|
| +5
| 1. Темп роста соответствующей отрасли
| понизится
| —
| повысится
| 2. Динамика географического расширения рынка
| понизится
| —
| повысится
| 3. Степень устаревания продукции
| снизится
| —
| повысится
| 4. Степень обновления продукции
| снизится
| —
| повысится
| 5. Степень обновления технологии
| повысится
| —
| снизится
| 6. Уровень насыщения спроса
| повысится
| —
| снизится
| 7. Государственное регулирование
| ужесточится
| —
| ослабнет
| 8. Прочие факторы
| в неблагоприятную сторону
| —
| в благоприятную сторону
| Общая оценка
| S 1ё 8
|
Таблица 16.5
Оценка предполагаемых изменений рентабельности (R)
ФАКТОРЫ
| ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТЕЙ
| -5
|
|
| 1. Колебания рентабельности
| высокие
| —
| отсутствуют
| 2. Колебания объема продаж
| высокие
| —
| отсутствуют
| 3. Колебания цен
| высокие
| —
| отсутствуют
| 4. Цикличность спроса
| большая
| —
| отсутствуют
| 5. Уровень спроса по отношению к производственным мощностям
| низкий
| —
| высокий
| 6. Географическая концентрация рынка
| низкая
| —
| высокая
| 7. Обновление состава продукции
| частое
| —
| редкое
| 8. Продолжительность жизненных циклов товара
| низкая
| —
| высокая
| 9. Расходы на НИОКР
| высокие
| —
| низкие
| 10. Время разработки новой продукции
| большое
| —
| малое
| 11. Степень конкуренции
| высокая
| —
| низкая
| 12. Необходимость послепродажного обслуживания
| большая
| —
| отсутствует
| 13. Конкуренция на рынке ресурсов
| большая
| —
| малая
| 14. Государственное регулирование
| жесткое
| —
| отсутствует
| Общая оценка
| 1ё14
|
Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ)
Конкурентный статус фирмы определяется многими факторами успеха в конкуренции по следующим основным направлениям:
- стратегические капиталовложения (в производственные мощности, в стратегию, в потенциал); - эффективность стратегии фирмы; - эффективность ее текущего потенциала (по основным сферам ее деятельности).
Ключевые факторы успеха — это те моменты в деятельности фирмы, на которые она должна обращать основное внимание.
Идентификация таких факторов — один из главных приоритетов стратегии фирмы. Менеджер должен знать, что наиболее важно для конкурентного успеха и что менее важно. Таким образом, ключевые факторы успеха — краеугольные камни стратегии бизнеса. Ниже приводится перечень наиболее важных факторов конкурентного успеха (табл. 16.6).
Таблица 16.6
Факторы конкурентного успеха
ФАКТОРЫ
| -5 оценка +5
| 1. Связанные с технологией: Эксперт в науке по данной отрасли Способность к нововведениям в производственных процессах Способность к разработке новой продукции Эксперт в данной технологии
|
| 2. Связанные с производством: Эффективность производства с малыми издержками Качество продукции Высокий уровень использования установленного оборудования Размещение производства с учетом минимума издержек Доступ к необходимой квалифицированной рабсиле Проектирование продукции и техническая подготовка производства с минимальными издержками Гибкость производства при переходе к новым моделям и размерам
| 3. Связанные с товародвижением: Сильная сеть распределения (дилеры) Наличие значительного дохода в розничной торговле Наличие собственной сети розничной торговли Низкие издержки товародвижения Быстрота доставки
| 4. Связанные с маркетингом: Эффективные средства продажи Удобная и оперативная служба сервиса Точное выполнение заявок потребителей Широта выбора товаров Искусство торговли Притяжательный стиль упаковок Гарантии потребителям
| 5. Связанные с квалификацией персонала: Суперталанты "Ноу-Хау" в контроле качества Эксперты в проектировании Эксперты в данной технологии Способность обеспечить ясную, доходчивую рекламу Способность быстрого перехода сферы НИОКР к коммерческой реализации
| 6. Связанные с организационными возможностями: Информационные суперсистемы Способность быстрой реакции Наличие управленческих "ноу-хау"
| 7. Другие типы факторов Благожелательный имидж (репутация у покупателей) Осознание себя как лидера Удобное расположение Приятное занятие для служащих Доступ к финансовому капиталу Патентная защита Общая низкая стоимость (не только в производстве)
| По каждому фактору делается оценка в баллах (за ноль принимаются среднеотраслевые значения). Далее КСФ может быть подсчитан следующим образом:
,
где Аi — оценка i-го фактора в группе; ai — весовой коэффициент, характеризующий относительную важность i-го фактора для отрасли и фирмы; k — число факторов в группе; bj — весовой коэффициент, характеризующий относительную важность j-й группы для отрасли и фирмы; — число групп факторов; i — текущий номер фактора внутри группы факторов; j — текущий номер группы факторов.
Матрица фирмы "Дженерал Электрик"
Пионером в разработке усовершенствованной матрицы стратегического портфеля СЗХ фирмы с переменными: привлекательность СЗХ — КСФ является фирма "Дженерал Электрик" (в сотрудничестве с консультативной фирмой Mc Kinsey). Эта матрица имеет размерность 3ґ3. Обычно в этой матрице площади кругов (прямоугольников), отображающие СЗХ, пропорциональны объемам продаж в них, а заштрихованные секторы показывают долю рынка, контролируемую фирмой (рис. 16.5).

Рис. 16.5. Матрица "Дженерал электрик" — McKinsey
В принципе сама фирма может устанавливать границы между секторами матрицы. Но поскольку при оценках в баллах мы исходили из возможного разброса (-5, +5), а также нормировали полученные суммарные по факторам значения, то можно рекомендовать следующие границы секторов:
малая (слабый): -5 ё -2; средняя (средний): -2 ё +2; высокая (большой): +2 ё +5.
Такие матрицы обычно дополняются информацией о целесообразных потоках инвестиций. Например, в матрице "Дженерал электрик" выделяют три области приоритетов для инвестиций:
- со слабым приоритетом; - средним; - высоким (смотри диаграмму рис. 16.6).

Рис. 16.6. Целесообразность потоков инвестиций
Фирма "Шелл" добавляет к подобной матрице ряд рекомендаций, а также приводит дополнительную таблицу принятия решений (табл. 16.8).
Таблица 16.7
Инвестиционная стратегия

Таблица 16.8
Таблица принятия решений в зависимости от перспектив прибыли и отдачи инвестиций
Перспективы прибыли
| Прирост отдачи капвложений
| Позиция на рынке
| Политика капвложений
| +
| +
| улучшить, сохранить
| инвестировать
| +
|
| сохранить, расширить
| реинвестировать прибыль
| +
| -
| пустить на самотек
| извлечь макс. выгоду
|
| -
| уходить медленно
| ликвидировать активы
| -
| -
| уходить быстро
| -
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|