Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основной закон эволюции Г. Спенсера





интеграция (концентрация) как переход от простого к сложному;

дифференциация как переход от однородного к разнородному;

функционирование (возрастание порядка) как переход от неопределенного к определенному.

 

Общество растет путем умножения числа индивидов и формирования групп (интеграция). Увеличение размера общества вызывает появление более крупных и разнообразных социальных структур, что приводит к росту дифференциации функций, которые они (структуры) выполняют (дифференциация). «Возрастание» общества понимается как постепенная перегруппировка имеющегося материала и недопустимость искусственного создания (например: в результате «общественного договора» или божественной воли) общества и его структурных компонентов (например: социальных институтов).

Г. Спенсер критиковал упрощенные однолинейные схемы развития, но, как и другие эволюционисты, главной задачей считал исследование этапов развития общества. Он выделял классификацию и типологию эволюционных процессов.

Классификация располагает все общество по шкале сложности структуры и функциональной организации: от простого к сложным, вдвойне сложным и втройне сложным обществам (от «малого простого агрегата» до «большого агрегата»).

 

Типология основана на конструировании двух полярных идеальных типов (моделей), с помощью которых выясняются направленность и этапы эволюции. С одной стороны, – это военные («воинственные») общества, а, с другой, – промышленные («производственные»).

Проблема стабильности общества

Стабильность обществасоциальное равновесие.

Основные факторы стабильности:

приспособительные действия;

гармония интересов людей и социальных институтов (основной фактор);

компромиссы в действиях людей и социальных институтов.

социальный контроль – «страх перед живыми» (государство), «страх перед мертвыми» (церковь).

Распад общества – процесс, обратный социальной гармонизации.

Основные факторы распада:

снижение эффективности государственных институтов (институт власти, армии и т.д.);

малоэффективность деятельности «промышленных» классов;

неверные действия политиков и др.

Социальные институты общества

Теория социальных институтов Г. Спенсера представляла попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в противном случае начинается регресс или распад общества. Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

Типы социальных институтов

домашние;

обрядовые, или церемониальные;

политические;

церковные;

профессиональные и промышленные.

 

Недооценка Г. Спенсером качественной специфики общества и человека по сравнению с природой привела к острой критике теории социального эволюционизма в конце XIX века. Между тем, классический эволюционизм оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь своей эпохи, способствовал сближению общественных и естественных наук, стимулировал развитие целого ряда социологических школ и направлений.

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – выдающийся французский социолог. Родился в религиозной еврейской семье в Эпинале, во Франции. Значительное влияние на формирование его взглядов оказали идеи Ш. Монтескье, О. Конта, Г. Спенсера. С его именем связан процесс институционализации социологии во Франции, становление ее как научной дисциплины. По его инициативе в Сорбонне была создана кафедра социологии. Он основал и редактировал журнал «Социологический ежегодник» и руководил им на протяжении ряда лет.

В 1896 г. Э. Дюркгейм стал профессором в Бордо. В 1906 г. стал профессором педагогики во французском университете Сорбонне. В 1913 г. он стал профессором педагогики и социологии.

Основные работы Э. Дюркгейма:

«Элементы социологии» (1889);

«О разделении общественного труда» (1893);

«Правила социологического метода» (1895);

«Самоубийство» (1897);

«Элементарные формы религиозной жизни» (1912);

«Социология и философия» (1924) и др.

Социальный реализм

В работе «О разделении общественного труда» (1893) Э. Дюркгейм предпринял попытку построения оригинальной социологической теории общества:

социальная жизнь как самостоятельная сфера общества;

независимость социальной жизни от психологии отдельного человека;

возможность объяснения социальных явлений социальными фактами;

исходным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействия индивидов, социальных групп и социальных институтов.

Учение о социальных фактах

Главная задача социологии – изучение социальной реальности, элементами которой выступают социальные факты.

Главными признаками социального факта являются:

их независимое, объективное существование (образы мыслей, действий и чувствований);

их принудительный характер, т.е. способность оказывать на индивида внешнее давление (коллективное сознание).

Каждый социальный факт распространяется подражанием. Стать общим он может лишь с помощью принуждения (нормативный характер). Отсюда, социальное как обязательное, общее не сводимо к индивидуальному.

В работе «Правила социологического метода» (1895 г.) Э. Дюркгейм сформулировал основные правила наблюдения социальных фактов, содержащие практические требования:

Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что:

социальные факты внешни для индивидов;

социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго соблюдаемы и безличны;

устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает:

социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;

она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целостности над составляющими ее частями. Это означает признание, что:

источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;

общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, несводимыми к сознанию или действию каждого индивида.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.