|
Основной закон эволюции Г. Спенсераинтеграция (концентрация) как переход от простого к сложному; дифференциация как переход от однородного к разнородному; функционирование (возрастание порядка) как переход от неопределенного к определенному.
Общество растет путем умножения числа индивидов и формирования групп (интеграция). Увеличение размера общества вызывает появление более крупных и разнообразных социальных структур, что приводит к росту дифференциации функций, которые они (структуры) выполняют (дифференциация). «Возрастание» общества понимается как постепенная перегруппировка имеющегося материала и недопустимость искусственного создания (например: в результате «общественного договора» или божественной воли) общества и его структурных компонентов (например: социальных институтов). Г. Спенсер критиковал упрощенные однолинейные схемы развития, но, как и другие эволюционисты, главной задачей считал исследование этапов развития общества. Он выделял классификацию и типологию эволюционных процессов. Классификация располагает все общество по шкале сложности структуры и функциональной организации: от простого к сложным, вдвойне сложным и втройне сложным обществам (от «малого простого агрегата» до «большого агрегата»).
Типология основана на конструировании двух полярных идеальных типов (моделей), с помощью которых выясняются направленность и этапы эволюции. С одной стороны, – это военные («воинственные») общества, а, с другой, – промышленные («производственные»). Проблема стабильности общества Стабильность общества – социальное равновесие. Основные факторы стабильности: приспособительные действия; гармония интересов людей и социальных институтов (основной фактор); компромиссы в действиях людей и социальных институтов. социальный контроль – «страх перед живыми» (государство), «страх перед мертвыми» (церковь). Распад общества – процесс, обратный социальной гармонизации. Основные факторы распада: снижение эффективности государственных институтов (институт власти, армии и т.д.); малоэффективность деятельности «промышленных» классов; неверные действия политиков и др. Социальные институты общества Теория социальных институтов Г. Спенсера представляла попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в противном случае начинается регресс или распад общества. Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода. Типы социальных институтов домашние; обрядовые, или церемониальные; политические; церковные; профессиональные и промышленные.
Недооценка Г. Спенсером качественной специфики общества и человека по сравнению с природой привела к острой критике теории социального эволюционизма в конце XIX века. Между тем, классический эволюционизм оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь своей эпохи, способствовал сближению общественных и естественных наук, стимулировал развитие целого ряда социологических школ и направлений.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – выдающийся французский социолог. Родился в религиозной еврейской семье в Эпинале, во Франции. Значительное влияние на формирование его взглядов оказали идеи Ш. Монтескье, О. Конта, Г. Спенсера. С его именем связан процесс институционализации социологии во Франции, становление ее как научной дисциплины. По его инициативе в Сорбонне была создана кафедра социологии. Он основал и редактировал журнал «Социологический ежегодник» и руководил им на протяжении ряда лет. В 1896 г. Э. Дюркгейм стал профессором в Бордо. В 1906 г. стал профессором педагогики во французском университете Сорбонне. В 1913 г. он стал профессором педагогики и социологии. Основные работы Э. Дюркгейма: «Элементы социологии» (1889); «О разделении общественного труда» (1893); «Правила социологического метода» (1895); «Самоубийство» (1897); «Элементарные формы религиозной жизни» (1912); «Социология и философия» (1924) и др. Социальный реализм В работе «О разделении общественного труда» (1893) Э. Дюркгейм предпринял попытку построения оригинальной социологической теории общества: социальная жизнь как самостоятельная сфера общества; независимость социальной жизни от психологии отдельного человека; возможность объяснения социальных явлений социальными фактами; исходным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействия индивидов, социальных групп и социальных институтов. Учение о социальных фактах Главная задача социологии – изучение социальной реальности, элементами которой выступают социальные факты. Главными признаками социального факта являются: их независимое, объективное существование (образы мыслей, действий и чувствований); их принудительный характер, т.е. способность оказывать на индивида внешнее давление (коллективное сознание). Каждый социальный факт распространяется подражанием. Стать общим он может лишь с помощью принуждения (нормативный характер). Отсюда, социальное как обязательное, общее не сводимо к индивидуальному. В работе «Правила социологического метода» (1895 г.) Э. Дюркгейм сформулировал основные правила наблюдения социальных фактов, содержащие практические требования: Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: социальные факты внешни для индивидов; социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго соблюдаемы и безличны; устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает: социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов. Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целостности над составляющими ее частями. Это означает признание, что: источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, несводимыми к сознанию или действию каждого индивида. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|