Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблема ценностей в понимающей социологии





М. Вебер отвергает в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективно» и т.д. В качестве постоянно существующего социального критерия он вводит понятие ценности, с помощью которых можно исследовать социальную действительность.

Ценности – это общезначимые и общедоступные для понимания вещи. Для политики – это справедливость, для нравственности – добро, для этики – красота. Ценности надсубъективны и общезначимы, они могут принадлежать одному индивиду в отдельности и не могут быть им созданы самостоятельно, они вырабатываются социально и принадлежат всем. Ценности не вечны, они надисторичны. Каждой исторической эпохе соответствуют определенные ценности, хотя существуют неизменные.

Итак, если ценности являются относительно устойчивой социальной величиной, то отнесение ценностей является объективным социологическим критерием, пригодным для построения основания социологии. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценностям? А в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с огромным многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить из какой-то установки, которая и формулируется им как ценность.

Откуда же берутся эти ценностные предпочтения? Для М. Вебера изменение ценностных предпочтений определяется «интересом эпохи», то есть социально-историческими обстоятельствами, в которых он действует. Таким образом, задача социологии состоит в постоянном процессе корректировки и корреляции социальной действительности и общественных ценностей.

 

.Карл Маркс (1818-1883) – немецкий социальный мыслитель, философ, социолог, экономист, основоположник влиятельного философского и политического направления – марксизма. Родился в прусском городе Трире, в еврейской семье адвоката, принявшего протестантскую веру. Получил юридическое образование в университетах Бонна и Берлина. Защитил в Иенском университете докторскую диссертацию по философии Демокрита и Эпикура. Мечтал о карьере университетского профессора, но власти, считавшие его политически неблагонадежным, не позволили ему заниматься преподавательской деятельностью. Значительную часть жизни провел в эмиграции, в Англии.

Основные сочинения К. Маркса:

«К критике гегелевской философии права. Введение» (1843);

«Святое семейство» (1845);

«Немецкая идеология» (1846);

«Нищета философии» (1847);

«Манифест коммунистической партии» (1848);

«Классовая борьба во Франции» (1850);

«Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852);

«К критике политической экономии. Предисловие» (1859);

«Капитал»; «Гражданская война во Франции» (1871);

«Критика Готской программы» (1875) и др.

Часть работ была написана Марксом совместно с Ф. Энгельсом.

.Фридрих Энгельс (1820-1895) – соратник К. Маркса, принимавший активное участие в создании социально-философской теории, родился в семье текстильного фабриканта. Приобрел обширные познания путем самообразования.

Основные сочинения Ф. Энгельса:

Написал совместно с Марксом большое число работ, в том числе «Манифест Коммунистической партии»; «Святое семейство», «Немецкая идеология».

«Революция в науке господина Евгения Дюринга», или «Анти-Дюринг» (1878);

«Диалектика природы» (1872-1882);

«Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).

Концептуальной основой марксистской социологии, традиционно определяемой как исторический материализм, стала идея материалистического понимания и объяснения истории. Данный тезис получил теоретическое и эмпирическое обоснование в знаменитом труде К. Маркса «Капитал», первый том которого вышел в свет в 1857 году.

С точки зрения марксизма обществосистема общественных отношений: экономических политических, правовых и др., целостный социальный организм.

Материальные

Общественные отношения

(не зависят от воли людей)

экономические

производственно-технологические

материальные отношения к природе

 

 

Идеологические

Общественные отношения

(складываются сознательно)

политические

правовые

нравственные

религиозные

К. Маркс был первым теоретиком, не только провозгласившим необходимость системного подхода к общественным явлениям, но и стремившимся реализовать эту методологическую установку в концепции общественно-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация выступает как конкретно-исторический тип общества.

Основу общественно-экономической формации составляет определенный способ производства, представляющий диалектическое единство производительных сил и производственных отношений данного общества.

К производительным силам относятся, с одной стороны, средства производства, включающие в себя постоянно совершенствующиеся орудия труда и предмет труда, т.е. все то, на что направлен труд, а с другой стороны, работник с его навыками и умениями.

Производственные отношения – это общественные отношения, возникающие между людьми в процессе производства.

Производительные силы и производственные отношения составляют в совокупности экономический базис общества, над которым возвышается надстройка, включающая в себя: право, политику, общественное сознание, идеологию, мораль, науку, искусство, религию.

Экономический базис – совокупность экономических отношений, реальная экономическая структура общества.

Надстройка – взгляды социальных субъектов и реализующие эти взгляды на практике организации и учреждения.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.