|
Критерии позитивной социологии О. КонтаСтр 1 из 4Следующая ⇒ объективность в противоположность субъективному; реальность в противоположность химерическому; полезность в противоположность негодному; достоверность в противоположность сомнительному; точность в противоположность смутному. Три ведущих принципа социологии как науки О. Конта: принцип эмпиризма, заставляющий учитывать в первую очередь данные непосредственного опыта; принцип позитивизма, чтобы факты, интересующие социолога не искажались метафизическими и религиозными домыслами; принцип физикализма, ориентирующий социологию на физику как методологический образец (эталон), достойный подражания. По аналогии с разделами физики О. Конт подразделил социологию на две части: социальную статику (для истолкования структуры общества и взаимоотношений социальных общностей); социальную динамику (раскрывает механизм функционирования и развития общества).
В задачи социальной статики входило изучение человека, семьи, общества, условий жизни человека, всех социальных общностей, в которых действует человек, т.е. социальной структуры данного общества. Главным элементом в структуре общества выступает семья, т.к. она обеспечивает его развитие на антропологическом уровне, являясь средством воспитания человека, накладывает отпечаток на всю общественную и производственную деятельность личности. О. Конт романтизирует патриархальную семью с ее авторитетом, четким разделением обязанностей, развитым чувством долга. Распад семьи равносилен гибели общества. В задачи социальной динамики входило выяснение движущих сил в развитии общества. Для О. Конта такими силами являются: биологические условия, астрономические (законы движения небесных тел), географическая среда, природные и климатические условия, а также расовый состав населения. Тем не менее, не эти силы оказывают определяющее влияние на жизнь общества, а взгляды, идеи, мышление, сознание людей. Отсюда, вся история человечества выступает как история развития познавательной деятельности людей, как динамика трехступенчатого прогрессивного восхождения их общественного сознания. «Основной закон интеллектуальной эволюции человечества» О. Конта На самой ранней, первой, теологической стадии, охватывающей период с начала человеческой истории до конца европейского средневековья, наступившего около 1350 г., люди воспринимали общество с религиозной точки зрения, видя в нем проявление воли Бога (мифология, фетишизм, политеизм, монотеизм). Явления природы и жизни людей объясняются влиянием сверхъестественных сил. Эта стадия обязательна для всех народов, она самая архаичная. В ее рамках сознание не выходит за пределы священного писания. Знания о вещах не имеют возможности развиваться. Однако ее положительным качеством является установление непререкаемых нравственных принципов, обязательных для всех. С Ренессанса теологический подход сменился, второй, метафизической стадией (до 1800 г.). Подобно теологической стадии, в ней присутствует постоянная попытка нахождения начала и конца всех вещей, но используется для этого не сверхъестественное, а опытное знание. На протяжении этого периода люди считали общество, скорее, естественным, нежели сверхъестественным, явлением. Однако из-за слабого развития науки понятия, отражающие эти явления, довольно абстрактны. То, что О. Конт назвал научной или позитивной стадией берет начало в условиях становления промышленного производства и развития естествознания. Человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений, так как эмпирический мир лежит на поверхности. Теологический и метафизический подходы к миру сменяются исследованием его законов. Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с проблемами гармонизации общества. Будучи убежденным сторонником эволюционного развития общества О. Конт считал, что оно подчинено закону «социальной гармонии», а, следовательно, все, что противоречит этому закону (например: классовая борьба, революция) являются незаконными и неразумными. Отсюда и одна из важнейших задач социологии, согласно О. Конту, состоит в поддержании и укреплении порядка, существующего общественного строя. «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель», - вот основные принципы, лежащие в основе оценки О. Контом общественных явлений. Социология О. Конта опирается на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах, сравнительном исследовании, данных надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.
О. Конт считал, что в социологии применимы все основные общенаучные методы, но каждый из них при этом имеет свою специфику. Необходимым условием социального наблюдения, по мнению О. Конта, является четкое разделение субъекта и объекта познания. В социологии наблюдение возможно только «со стороны». Большое значение О. Конт придавал косвенному наблюдению: описанию обычаев, традиций, нравов народов. О. Конт высоко оценивал перспективы применения в социологии метода эксперимента. Он различал непосредственный и опосредованный эксперимент. В социологии метод эксперимента проявляет себя чаще в опосредованной форме, как наблюдение за резкими социальными потрясениями, переменами, кризисами, которые, как и патология организма, помогают лучше понять нормальное состояние общества, закономерности его развития. Для исследования социальных явлений, по О. Конту, наиболее продуктивен сравнительный метод. В социологии применимы три основных вида сравнения. Сравнение процессов, происходящих в обществе, позволяет лучше понять роль нравственных и интеллектуальных факторов, обнаружить универсальные механизмы общественной жизни. Сравнение различных обществ, существующих в данный момент времени, но не влияющих друг на друга, позволяет, исходя из того, что все явления управляются неизменными законами, переходить от известного к неизвестному. Наконец, можно сравнивать различные состояния одного и того же общества, социальное положение различных классов и групп с целью выявления определенных этапов развития. К естественнонаучным методам О. Конт добавил метод исторического анализа, поднимающий социологию до уровня «позитивной» науки. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей развития общества. Задача исторического метода заключается в сравнении последовательных состояний общества с учетом того, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны. Основные выводы: О. Конт считал, что общество определяет развитие и деятельность составляющих его субъектов; человек играет ту или иную роль в обществе как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся личность. 1. О. Конт вошел в историю науки как основоположник позитивизма. Позитивная философия целиком базируется на данных науки, а не на воображении и догадках. 2. Согласно О. Конту главное влияние на развитие общества оказывает интеллектуальная эволюция сознания человека. Наука – высшее проявление интеллектуальной эволюции.
Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивной социологии, родился в Дерби, в Англии. В течение 10 лет Г. Спенсер, работая инженером на железной дороге, не прекращал самостоятельно заниматься и стал публиковать научные политические труды. В 1848 г. Г. Спенсер был назначен редактором журнала «Экономист». К 1850 г. он завершил свою главную работу – «Социальная статика». В 1853 г. он получил наследство, которое позволило ему оставить работу и до конца дней жить как свободный ученый. Он никогда не имел университетской степени и не занимал научного поста. В конце концов, он достиг славы не только внутри Англии, но и приобрел мировую известность. Одним из интереснейших качеств Г. Спенсера, которое, в конечном счете, стало причиной его интеллектуального уничтожения, было нежелание серьезно читать чужие труды. Фактически, если он читал чью-то работу, зачастую делал это только ради того, чтобы найти подтверждение своим собственным, независимо созданным идеям. Большое влияние на Г. Спенсера оказали Ч. Дарвин, А. Смит, Р. Мальтус. Основные сочинения Г. Спенсера: «Основания психологии» (1870-1872); «Основания социологии» в 3 т. (1876-1896); «Социология как предмет изучения» (1903) и др. Теория общества Г. Спенсера В своих представлениях об обществе Г. Спенсер опирался на идею сходства социальных систем с живыми организмами. Общество, как и любой другой организм, считал он, имеет свою структуру и возраст, его функции во многом схожи с функциями живого организма. Например, по мнению Г. Спенсера, железные дороги выполняют функцию кровеносной системы, ибо и та, и другая обеспечивают жизнедеятельность организма. Армию он уподоблял волосяному покрову организма, предохраняющему его от повреждений, а общество от внешних обязанностей. Сходства общества с биологическим организмом: все общества, как организмы, увеличиваются в массе; и те, и другие усложняются; части общества приходят во всю большую зависимость друг от друга; и те, и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы постоянно меняются и исчезают (клетки организма, – люди в обществе)
В то же время, Г. Спенсер выделял специфические черты общества, позволяющие рассматривать его как особое бытие – надорганизм. Главное отличие заключается в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует для частей. Общество, по Г. Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества. В этом особенность органицизма Г. Спенсера, в отличие от О. Конта. Теория социальной эволюции Центральный пункт мировоззрения Г. Спенсера – идея всеобщей эволюции, которую он распространяет не только не неорганическую и органическую природу, но и на человеческое общество. Социальная эволюция (с точки зрения Г. Спенсера) – прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Закон эволюции универсален как для природы, так и для общества. Его проявление в социальной среде есть частное проявление общего правила. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|