Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы оценки стоимости проекта по автоматизации





Открытая лекция

«Оценка затрат проекта и экономической эффективности внедрения информационной системы»

Декабря, 15.30 час., ауд. 408

Группа 13-ПИ

Оценка затрат на проект ИС

Сколько будет стоить проект автоматизации? Для ответа на этот вопрос необходимо определить, кем и с какой целью делается оценка. Оценка проекта выполняется клиентами, поставщиками решений, и инвесторами. Оценка делается для:

· принятия решения о целесообразности проекта;

· сравнения вариантов автоматизации в процессе выбора;

· проведения переговоров о стоимости проекта;

· планирования расходов на проект автоматизации;

· контроля фактических расходов на проект автоматизации.

 

Стоимость проекта автоматизации складывается из следующих составляющих (при разработке ИС):

 

  • исследование предметной области;
  • выбор и обоснование проектных решений;

· программное обеспечение (лицензии: СУБД, операционная система, вспомогательное служебное ПО);

· техническое обеспечение (сервера, персональные станции, каналы связи, сетевые устройства и т.д.);

  • проектирование;
  • разработка;
  • тестирование и отладка;
  • написание технической и эксплуатационной документации;
  • испытания, внедрение.

 

Стоимость проекта автоматизации складывается из следующих составляющих (при покупке ИС):

· анализ требований к информационной системе, подготовка тендерной документации;

· выбор информационной системы, поставщиков, консультантов (проведение тендера);

· программное обеспечение (лицензии: информационная система, база данных, операционная система, вспомогательное служебное ПО);

· техническое обеспечение (сервера, персональные станции, каналы связи, сетевые устройства и т.д.);

· настройка (доработка) информационной системы;

· внедрение (обучение пользователей, перенос данных, развертывание системы, интеграция с другими приложениями, тестирование бизнес-логики).

 

Компании-поставщики информационных систем делают бесплатную оценку стоимости проектов автоматизации в ходе тендера. Для оценки используются методики внедрения соответствующих систем, такие методики имеются у SAP/R3, Navision Axapta, Oracle Applications, Scala и других.

До подписания договора у проекта автоматизации две цены:

· цена спроса – сколько готова компания-заказчик заплатить за проект;

· цена предложения – сколько запросит за проект компания-разработчик.

На цену спроса влияет оценка эффекта от реализации проекта автоматизации, финансовые возможности заказчика, субъективная оценка затрат на выполнение работ.

Цена предложения зависит от маркетинговой политики компании -поставщика и себестоимости проекта. Чтобы получить заказ, копания-разработчик должна обосновать именно ту цену проекта, которую готова заплатить компания-заказчик. То есть, в основе оценки проекта лежит интуитивное «нащупывание» директивной оценки (цены спроса проекта.

Оценка проекта автоматизации должна основываться на основе оптимального плана закупок. Дело в том, что в случае неудачного завершения проекта (не внедрения системы) все затраты проекта являются убытками. В отличие от материальных активов, программное обеспечение невозможно перепродать. Что бы уменьшить риск потерь следует относить затраты на поздние этапы, и, в первую очередь, отсрочить покупку лицензии на программное обеспечение до завершения настройки и доработки системы.

Полная стоимость проекта складывается из затрат на разработку и внедрения, а также суммы затрат на поддержку и обслуживание информационной системы

Затраты на эксплуатацию ИС содержит следующие статьи:

 

1. На техническую поддержку:

1.1. Стоимость запасных частей, включая расходы на их закупку и доставку, включая транспортные расходы, расходы на связь, почтовые и банковские расходы, а также заработная плата сотрудников службы материально-технического снабжения и материальной бухгалтерии, связанная с поставками комплектующих и учетом средств вычислительной техники;

1.2. Заработная плата работников службы технической поддержки;

1.3. Отчисления на социальные нужды;

1.4. Дополнительные расходы на СТП (оплата помещения, отопления, охраны, транспорта, освещения и т.п. для работы службы);

1.5. Административные расходы службы технической поддержки.

2. Эксплуатационные расходы:

2.1. Стоимость электроэнергии, которая потребляется СВТ;

2.2. Стоимость расходных материалов: бумага, носители информации, заправка картриджей и пр.;

3. На информационные ресурсы:

3.1. На сбор и хранение данных, лицензии на использование БД, ИС, Internet и других источников информации;

3.2. На обеспечение информационной безопасности.

4. Косвенные затраты (вызванные простоями оборудования ИС или связанные с рисками по ИС):

4.1. Компенсация ущерба для здоровья IT персонала;

4.2. Финансовые потери от несанкционированного доступа к информации;

4.3. Затраты, связанные с невозможностью исполнения обязательств.

Прочие расходы.

Структура затрат на внедрение системы типа ERP следующая:

· затраты на оборудование - 10%,

· на программное обеспечение - 15%,

· на собственно внедрение - 75%.

По окончании внедрения предприятие обычно несет затраты, связанные с эксплуатацией и развитием ИИС, приблизительно в размере 2% от объемов продаж фирмы.

Затраты на приобретение и внедрение ИС являются разовыми и определяют ее стоимость, которая в будущем посредством амортизации будет перенесена на стоимость готовой продукции. Вычислительная техника и оборудование, которое определяет техническую сторону ИС будет амортизировать как основные фонды, программное обеспечение – как нематериальные активы.

В зависимости от сферы деятельности компании корпоративные затраты на ИТ будут различаться. Довольно часто возникает вопрос: «Каков оптимальный порог вложения денежных средств в техническую инфраструктуру?» Одним из возможных путей оценки расходов на ИТ может являться метрика соотношения ежегодного дохода компании к количеству вложенных средств в бюджет ИТ-департамента. В проведенном недавно среди заказчиков опросе было выделено несколько категорий компаний с техническими инфраструктурами, их краткое описание представлено в таблице.

Таблица Затрат на ИТ

Следует отметить, что средняя величина расходов на ИТ в сравнении с процентом дохода компании составила 3,2%.

 

Четкое определение целей, которые должны быть достигнуты в результате внедрения новых автоматизированных технологий управления, является отправной точкой при оценке целесообразности затрат на автоматизацию управленческой деятельности. Цена, которую руководство предприятия готово заплатить за достижение этих целей, зачастую является главным критерием при принятии решения об инвестициях в конкретный проект автоматизации.

Только при соблюдении всех четырех критериев можно утверждать, что проект оказался успешным.

Критерии неудач проекта на самом деле являются следствием критериев успеха. Среди них можно выделить:

· превышение установленного времени или стоимости;

· несоответствие качества установленным требованиям;

· игнорирование требований и претензий.

 

В результате внедрения ИС на предприятии получают примерно следующий эффект:

· затраты, связанные с покупкой сырья, уменьшаются приблизительно на 5%,

· уровень обслуживания клиентов вырастает на 10 -25%,

· уровень производительности труда повышается на 7-19%,

· гарантия обеспечения сроков поставок возрастает до 95%,

· на 30-40% сокращается время появления продукта,

· до 50% увеличивается прибыль.

Согласно статистическим данным фирмы APICS, внедрение MRP II позволяет на 60% сократить складские запасы.

Возврат вложенных во внедрение такой ИС средств обычно наступает через 4-5 лет.

 

Каждый месяц работы фирмы без информационной системы MRP II - это потери от 100 до 300 тыс. дол. США.

Возможные факторы эффекта от внедрения комплексной системы автоматизации. В качестве возможных факторов, определяющих совокупный эффект от автоматизации, часто рассматриваются следующие составляющие:

· качественное улучшение процессов подготовки и принятия решений;

· уменьшение трудоемкости процессов обработки и использования данных;

· экономия условно-постоянных расходов за счет возможного сокращения административно-управленческого персонала, необходимого для обеспечения процесса управления предприятием;

· переориентация персонала, высвобожденного от рутинных задач обработки данных, на более интеллектуальные виды деятельности (например, ситуационное моделирование вариантов развития предприятия и анализ данных);

· стандартизация бизнес-процессов во всех подразделениях предприятия;

· сокращение сроков оборачиваемости оборотных средств;

· установление оптимального уровня запасов материальных ресурсов и объемов незавершенного производства;

· уменьшение зависимости от конкретных физических лиц, являющихся «держателями» информации или технологий обработки данных.

·

Финансовые методы.

  • Экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added, EVA)
  • Полная стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO)
  • Совокупный экономический эффект (Total Economic Impact, TEI)
  • Быстрое экономическое обоснование (Rapid Economic Justification, REJ)

Качественные методы.

  • Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard)
  • Информационная экономика (Information Economics, IE)
  • Управление портфелем активов (Portfolio Management)
  • Система показателей ИТ (IT Scorecard)

Вероятностные методы

  • Справедливая цена опционов (Real Options Valuation, ROV)
  • Прикладная информационная экономика (Applied Information Economics, AIE)

 

Методологии оценки ожидаемого эффекта внедрения ИС

В общем случае, эффект от внедрения ИС можно разделить на две составляющие: материальную (финансовую) и нематериальную (нефинансовую).

Внедряя с помощью ИС более совершенные методы управления предприятием, предприятие получает материальную (финансовую) составляющую за счет:

· снижения объема незавершенного производства,

· повышения его оборачиваемости,

· снижения средней длительности производственного цикла,

· снижения складских запасов.

К нематериальной (нефинансовой) составляющей относят увеличение доли рынка за счет:

· сокращения длительности обслуживания,

· повышения степени удовлетворения покупателей,

· повышения количества лояльных покупателей;

· совершенствования внутренней организации бизнеса,

· повышения культуры управления,

· роста профессионализма персонала и т.д.

Методология расчета материальной составляющей эффекта внедрения как и для любого инвестиционного проекта осуществляется с использованием методов инвестиционного анализа, - соотношение ожидаемых результатов и вовлеченных ресурсов в динамике.

Методика оценки нематериальной составляющей эффекта внедрения на первый взгляд затруднена, так как нематериальные выгоды не удается поместить строкой баланса или отчета о прибылях и убытках. Тем не менее, существуют методики, которые позволяют такую оценку провести. Об этом чуть позже.

Среди всего многообразия способов оценки эффективности информационных проектов можно соответственно выделить принципиально два подхода.

Первый подход, традиционный, основан на оценки непосредственной (прямой) финансовой отдачи от проекта. Данный подход основан на предположении, что практически все преимущества от внедрения информационной системы можно напрямую подсчитать. Например, высвобождается часть рабочего времени менеджера, который раньше использовал несколько дней для составления требуемых отчетов, а теперь этот срок может сократиться на порядок. И его можно использовать для другой работы.

Другой пример – в результате автоматизации процесса приемки и обработки заказов повышается производительность труда оператора по обработке заказов. И т.д.

Легко заметить, что все улучшения, которые можно оценить «напрямую», связаны с количественными характеристиками автоматизируемых процессов – продолжительностью, стоимостью затрачиваемых ресурсов и пр. Но ведь это далеко не все!

Тот же менеджер, сократив срок подготовки отчетов, предоставляет более оперативную и, следовательно, более ценную информацию для руководителя для принятия управленческих решений. А оператор по обработки заказов не просто обрабатывает больше заказов, он обрабатывает быстрее каждый отдельный заказ. В результате клиент затрачивает меньше своего времени на оформление заказа, а это уже может повысить лояльность клиента к данной компании, что, в конечном счете, приведет к повторному обращению. Компания получит постоянного клиента, что будет гораздо дешевле, чем искать нового.

Получается, что далеко не всегда существует возможность «напрямую» оценить и представить в финансовом выражении абсолютно все преимущества, которые дает нам проект автоматизации. Часть эффектов в первом приближении не поддается финансовой оценке, хотя в дальнейшем может повлиять на финансовые результаты компании.

Поэтому оценивать эффект от проекта автоматизации, выраженный исключительно в деньгах, было бы некорректно. Сказанное подтверждает широко распространенная на Западе, и уже известная в России, методология внедрения стратегического управления Balanced Score Сard (сбалансированной системы показателей - ССП).

И именно на этой методологии основан второй подход к оценке эффективности проектов – смешанный.

Суть подхода состоит в том, что производится оценка как финансовых эффектов от внедрения информационной системы – снижение стоимости и продолжительности операционных процессов, так и нефинансовой составляющей эффекта от автоматизации – повышение лояльности клиента, повышение темпов вывода на рынок новых продуктов, повышение качества управленческих решений

С помощью методики Balanced Score Card- BSC(Сбалансированная система показателей - ССП) стратегические цели компании трансформируется в сбалансированную систему показателейэффективности работы компании по четырем взаимосвязанным направлениям (перспективам):

· финансовые результаты

· совершенствование внутренней организации бизнеса

· обучение персонала и рост

· удовлетворение потребителей

 

Применяя данную систему в целом для планирования и оценки деятельности компании, руководители могут достаточно легко сформулировать цели и задачи внедрения системы по каждой из 4-х перспектив. Таким образом, будет спрогнозирован вклад системы в достижение компанией своих стратегических целей, и не только материальная, но и нематериальная составляющая эффекта внедрения (см. дерево целей на рисунке).

Это еще раз подтверждает основное требования к целям проекта внедрения системы, которое звучит следующим образом: «цели проекта должны соответствовать стратегии компании, цели должны быть измеряемыми, достижимыми и быть распределены во времени».

 

Подводя итог сказанному, отметим, что методика оценки включает следующие укрупненные шаги:

1. Формулирование целей проекта внедрения, исходя из стратегических целей компании;

2. Разработка системы оценок эффективности системы;

3. Определение исходного состояния для оценки и проведение расчета эффективности;

4. Внедрение системы, сбор и анализ данных, разработка корректирующих мероприятий.



Следует помнить, что ИС эффективна настолько, насколько эффективен персонал и бизнес процессы компании. Помните золотое правило : “если вы будете продолжать работать так, как работали, вы будете получать то, что получали”.

 

Адекватность результатов

Использование методологии Balanced Scorecard (ССП) для оценки эффекта от внедрения информационной системы позволяет определить, насколько предполагаемый проект соответствует целям предприятия, насколько приближает нас к поставленным целям. При этом рассматриваются финансовые и нефинансовые цели предприятия, что гарантирует полноту и достоверность оценки. В результате анализа проекта на соответствие целям предприятия и последующего одобрения/отклонения проекта происходит приведение в соответствие IT-стратегии и корпоративной стратегии предприятия и расчет эффекта от внедрения.

Открытая лекция

«Оценка затрат проекта и экономической эффективности внедрения информационной системы»

Декабря, 15.30 час., ауд. 408

Группа 13-ПИ

Оценка затрат на проект ИС

Сколько будет стоить проект автоматизации? Для ответа на этот вопрос необходимо определить, кем и с какой целью делается оценка. Оценка проекта выполняется клиентами, поставщиками решений, и инвесторами. Оценка делается для:

· принятия решения о целесообразности проекта;

· сравнения вариантов автоматизации в процессе выбора;

· проведения переговоров о стоимости проекта;

· планирования расходов на проект автоматизации;

· контроля фактических расходов на проект автоматизации.

 

Стоимость проекта автоматизации складывается из следующих составляющих (при разработке ИС):

 

  • исследование предметной области;
  • выбор и обоснование проектных решений;

· программное обеспечение (лицензии: СУБД, операционная система, вспомогательное служебное ПО);

· техническое обеспечение (сервера, персональные станции, каналы связи, сетевые устройства и т.д.);

  • проектирование;
  • разработка;
  • тестирование и отладка;
  • написание технической и эксплуатационной документации;
  • испытания, внедрение.

 

Стоимость проекта автоматизации складывается из следующих составляющих (при покупке ИС):

· анализ требований к информационной системе, подготовка тендерной документации;

· выбор информационной системы, поставщиков, консультантов (проведение тендера);

· программное обеспечение (лицензии: информационная система, база данных, операционная система, вспомогательное служебное ПО);

· техническое обеспечение (сервера, персональные станции, каналы связи, сетевые устройства и т.д.);

· настройка (доработка) информационной системы;

· внедрение (обучение пользователей, перенос данных, развертывание системы, интеграция с другими приложениями, тестирование бизнес-логики).

 

Компании-поставщики информационных систем делают бесплатную оценку стоимости проектов автоматизации в ходе тендера. Для оценки используются методики внедрения соответствующих систем, такие методики имеются у SAP/R3, Navision Axapta, Oracle Applications, Scala и других.

До подписания договора у проекта автоматизации две цены:

· цена спроса – сколько готова компания-заказчик заплатить за проект;

· цена предложения – сколько запросит за проект компания-разработчик.

На цену спроса влияет оценка эффекта от реализации проекта автоматизации, финансовые возможности заказчика, субъективная оценка затрат на выполнение работ.

Цена предложения зависит от маркетинговой политики компании -поставщика и себестоимости проекта. Чтобы получить заказ, копания-разработчик должна обосновать именно ту цену проекта, которую готова заплатить компания-заказчик. То есть, в основе оценки проекта лежит интуитивное «нащупывание» директивной оценки (цены спроса проекта.

Оценка проекта автоматизации должна основываться на основе оптимального плана закупок. Дело в том, что в случае неудачного завершения проекта (не внедрения системы) все затраты проекта являются убытками. В отличие от материальных активов, программное обеспечение невозможно перепродать. Что бы уменьшить риск потерь следует относить затраты на поздние этапы, и, в первую очередь, отсрочить покупку лицензии на программное обеспечение до завершения настройки и доработки системы.

Полная стоимость проекта складывается из затрат на разработку и внедрения, а также суммы затрат на поддержку и обслуживание информационной системы

Затраты на эксплуатацию ИС содержит следующие статьи:

 

1. На техническую поддержку:

1.1. Стоимость запасных частей, включая расходы на их закупку и доставку, включая транспортные расходы, расходы на связь, почтовые и банковские расходы, а также заработная плата сотрудников службы материально-технического снабжения и материальной бухгалтерии, связанная с поставками комплектующих и учетом средств вычислительной техники;

1.2. Заработная плата работников службы технической поддержки;

1.3. Отчисления на социальные нужды;

1.4. Дополнительные расходы на СТП (оплата помещения, отопления, охраны, транспорта, освещения и т.п. для работы службы);

1.5. Административные расходы службы технической поддержки.

2. Эксплуатационные расходы:

2.1. Стоимость электроэнергии, которая потребляется СВТ;

2.2. Стоимость расходных материалов: бумага, носители информации, заправка картриджей и пр.;

3. На информационные ресурсы:

3.1. На сбор и хранение данных, лицензии на использование БД, ИС, Internet и других источников информации;

3.2. На обеспечение информационной безопасности.

4. Косвенные затраты (вызванные простоями оборудования ИС или связанные с рисками по ИС):

4.1. Компенсация ущерба для здоровья IT персонала;

4.2. Финансовые потери от несанкционированного доступа к информации;

4.3. Затраты, связанные с невозможностью исполнения обязательств.

Прочие расходы.

Структура затрат на внедрение системы типа ERP следующая:

· затраты на оборудование - 10%,

· на программное обеспечение - 15%,

· на собственно внедрение - 75%.

По окончании внедрения предприятие обычно несет затраты, связанные с эксплуатацией и развитием ИИС, приблизительно в размере 2% от объемов продаж фирмы.

Затраты на приобретение и внедрение ИС являются разовыми и определяют ее стоимость, которая в будущем посредством амортизации будет перенесена на стоимость готовой продукции. Вычислительная техника и оборудование, которое определяет техническую сторону ИС будет амортизировать как основные фонды, программное обеспечение – как нематериальные активы.

В зависимости от сферы деятельности компании корпоративные затраты на ИТ будут различаться. Довольно часто возникает вопрос: «Каков оптимальный порог вложения денежных средств в техническую инфраструктуру?» Одним из возможных путей оценки расходов на ИТ может являться метрика соотношения ежегодного дохода компании к количеству вложенных средств в бюджет ИТ-департамента. В проведенном недавно среди заказчиков опросе было выделено несколько категорий компаний с техническими инфраструктурами, их краткое описание представлено в таблице.

Таблица Затрат на ИТ

Следует отметить, что средняя величина расходов на ИТ в сравнении с процентом дохода компании составила 3,2%.

 

Методы оценки стоимости проекта по автоматизации

 

Подход к оценке зависит от цели оценки и доступности информации. Есть несколько методов оценки проекта по автоматизации:

Метод аналогий. Оценка делается на основе данных о фактической стоимости аналогичных проектов на предприятиях, близких по масштабу бизнеса и виду деятельности.

 

Метод аппроксимации. Оценка на основе количественных показателей деятельности компании (например, оборота, прибыли). Стоимость проекта определяется в процентах к одному из указанных выше показателей за выбранный период с использованием отраслевой статистики.

Оценка может также делаться с использованием нефинансовых показателей, например, количества сотрудников, филиалов, рабочих станций. Оценка на основе количества рабочих станций эффективна при наличии данных для рассматриваемой информационной системы. Чем больше компания, тем устойчивее оценка.

Директивный метод. Оценка не рассчитывается, а определяется директивно в ходе составления бюджета компании. Проект автоматизации будет стоить столько, сколько за него готовы заплатить.

Затратный метод. Оценка делается исходя из себестоимости отдельных составляющих проекта (работ по анализу, разработки и внедрению, приобретению программного и технического обеспечения).

 

Для использования методов аналогий и аппроксимации самое важное – получить достоверную и адекватную информацию о фактических затратах на аналогичные проекты, которая обычно отсутствует у компании-заказчика..

Такой информацией располагают только компании-поставщики и консалтинговые компании. Зачастую декларируемые суммы проектов автоматизации оказываются завышенными, поскольку компании-поставщики стараются не раскрывать информацию о предоставляемых скидках на программное обеспечение и внедрение. Использование этих методов оправдано при составлении short-list – предварительного списка информационных систем, из которого осуществляется выбор.

В случае использования метода аппроксимации доля затрат на ИТ-проект в обороте (прибыли) будет выше для малых и средних предприятий, кроме того, доля затрат выше у тех компаний, для которых информационная система является основным средством ведения бизнеса: банков, страховых компаний.

Использование директивного метода особенно эффективно при осуществлении ИТ проекта собственными силами, поскольку в этом случае существеннее возможность влиять на цену отдельных составляющих проекта. Основным недостатком использования данного подхода является риск недофинансирования (излишнего финансирования) проекта автоматизации.

Затратный метод делается на основе плана автоматизации, включающего структуру работ и необходимых ресурсов.

Следует отметить, что окончательная оценка некоторых составляющих (например, лицензий на информационную систему) может быть получена только после проведения переговоров с поставщиками, согласования вопросов о скидках.

Для сравнения вариантов автоматизации необходимо использовать полную стоимость проекта, которая складывается из затрат на разработку и внедрения и приведенной суммы затрат на поддержку и обслуживание информационной системы.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.