Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 9. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ





Понятие местного бюджета и его основные параметры

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) применяет термин «бюджет муниципального образования». Закон 2003 г. использует понятие «местный бюджет». Во всех случаях понятия «местный», «муниципальный», а также словосочетания с ними используются как равнозначные.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения муниципальных образований (ст. 6 БК РФ).

К основным параметры местного бюджета относятся доходы и расходы.

Доходы местных бюджетов представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в распоряжение органов местного самоуправления.

Расходы местных бюджетов – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами. Размер дефицита, утвержденный представительным органом муниципального образования, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета. Общим правилом является положение о том, что при принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в решении представительного органа местного самоуправления о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита бюджета муниципального образования служат: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг; кредиты, полученные от кредитных организаций; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты от бюджетов других уровней бюджетной системы страны; поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; изменение остатков средств на счетах по учету бюджета (ст. 94 БК РФ).

В абсолютно подавляющем большинстве случаев местные бюджеты в Российской Федерации являются дефицитными.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Профицит местных бюджетов – явление пока исключительное, присущее отдельным городам.

Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципальных образований. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать только в формах: кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг; договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; договоров о предоставлении муниципальных гарантий (п. 3 ст. 100 БК РФ).

Очевидно, что указанные формы погашения долговых обязательств местного бюджета идентичны источникам финансирования бюджетного дефицита. Поступления в бюджет средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансировании дефицита бюджета (п. 1 ст. 113 БК РФ).

Назовем формы долговых обязательств. Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств другому бюджету на возвратной основе.

Бюджетная ссуда в качестве источника ликвидации муниципального долга представляет собой бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Обязательным компонентом решения местного представительного органа о бюджете муниципального образования является указание на предельный размер муниципального долга и предельный объем расходов на его обслуживание. Предельный размер муниципального долга не должен превышать объем доходов бюджета муниципального образования (п. 2 ст. 107 БК РФ). Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, определенные условиями заимствований. Они не могут превышать 10 лет. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом.

Доходы местных бюджетов

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов. Такая классификация доходов предложена бюджетным законодательством. При этом собственные доходы закрепляются на постоянной основе полностью или частично за местными бюджетами. К собственным доходам относятся налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления. Регулирующие доходы бюджетов представляют собой нормативы отчислений (выраженные в процентах) по федеральным и региональным налогам. Данная классификация условна, Закон 2003 г. относит все виды доходов к собственным. Рассмотрим основные из них.

1. Средства самообложения граждан представляют собой разовые платежи граждан для решения конкретных вопросов местного значения (ст. 56 Закона 2003 г.), Размер платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Исключение составляют отдельные категории граждан, численность которых не может превышать 30 % от общего числа жителей. Для этой группы размер платежей может быть уменьшен.

2. Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Перечень местных налогов и сборов установлен Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ). К местным налогам и сборам отнесены только два вида – земельный налог и налог на имущество физических лиц.

3. Доходы от региональных и федеральных налогов и сборов. Согласно БК РФ они отнесены к разряду регулирующих доходов (ст. 48, 60). В соответствии с Законом 2003 г. доходы от региональных и федеральных налогов и сборов являются собственными доходами местных бюджетов.

Их зачисление осуществляется двумя способами: по налоговым ставкам, установленным в соответствии с налоговым законодательством; по нормативам отчислений, установленным законом субъекта Федерации, БК РФ, налоговым законодательством (в зависимости от региональной или федеральной принадлежности налога).

4. Следующим видом доходов местных бюджетов являются безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах. Дотации предоставляются из специально образуемого в составе расходов бюджета субъекта Федерации регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ст. 60 Закона 2003 г.). Отдельная оговорка существует относительно фондов финансовой поддержки поселений в составе муниципальных районов. Они создаются в расходах бюджетов муниципальных районов.

Дотации направляются в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, исходя из численности жителей, финансовых возможностей органов местного самоуправления исполнять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Размеры дотаций определяются для каждой самоуправляющейся территории в расчете на одного жителя.

К иным средствам финансовой помощи государства муниципальным образованиям относятся субсидии. Они предназначены для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры территорий местного самоуправления. Источником субсидий служит фонд муниципального развития, образуемый в составе расходов бюджета субъекта Федерации (ст. 62 Закона 2003 г.). Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных образований, которым направляются субсидии, осуществляется в порядке, установленном законами субъектов Федерации. Распределение субсидий из фонда муниципального развития между самоуправляющимися территориями утверждается региональным законом о бюджете.

5. В составе доходных источников местных бюджетов предусмотрены доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, часть прибыли муниципальных предприятии, остающейся после уплаты налогов и сборов.

Речь идет о доходах, полученных в результате использования муниципального имущества либо его продажи. Режим использования предполагает получение доходов в виде: средств от арендной платы, иной платы за сдачу муниципальных объектов во временное владение или пользование; средств, получаемых в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам на возвратной и платной основах; средств, получаемых от передачи муниципального имущества под залог, в доверительное управление; доходов от прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям. Средства полученные от продажи муниципального имущества, подлежат зачислению в местный бюджет в полном объеме.

Часть прибыли муниципальных предприятий поступает в доходы местных бюджетов в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. В доходы муниципальных бюджетов зачисляется часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающихся после уплаты налогов и сборов (п. 7 ч. 1 ст. 55 Закона 2003 г.).

6. Составным компонентом доходной базы местного самоуправления являются штрафы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с законодательством. Штрафы подлежат зачислению в муниципальные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа (п. 1 ст. 46 БК РФ).

7. Перечень доходов местных бюджетов замыкают добровольные пожертвования физических лиц, иные поступления в соответствии с законодательством и решениями муниципальных органов.

8. Особняком в группе доходных источников местных бюджетов держатся субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Федеральное законодательство о местном самоуправлении регулирует субвенции двух видов. Первый вид – субвенции как часть доходов бюджетов муниципальных районов. Они направляются из бюджетов поселений в составе районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Размер субвенций этой группы устанавливается представительным органом муниципального района по единому для всех поселений в составе района нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг. Второй вид – субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными или региональными законами. Такого рода субвенции определяются законами о бюджете на очередной финансовый год раздельно по каждому из государственных полномочий. Субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий формируются в составе федерального и регионального фондов компенсаций (ст. 63 Закона 2003 г.). Субвенции, предоставляемые из фондов компенсаций, распределяются между всеми субъектами Федерации (федеральный фонд компенсаций), между муниципальными образованиями (региональный фонд компенсаций в составе бюджета субъекта Федерации) пропорционально численности населения или потребителей бюджетных услуг с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг [32, 196].

Расходы местных бюджетов

В зависимости от экономического содержания расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов обеспечивают повседневное функционирование органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, включающую: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, созданием или увеличением имущества, находящегося в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления в одинаковой мере должны быть заинтересованы в насыщении муниципальных образований как текущими, так и капитальными расходами. Первые необходимы для полноценной каждодневной деятельности, вторые гарантируют перспективу поступательного развития территории местного самоуправления [32, 197].

Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных БК РФ. К ним относятся: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ и услуг, оказываемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам; трансферты населению; ассигнования на реализацию муниципальными органами государственных полномочий; бюджетные кредиты юридическим лицам; субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; бюджетные ссуды, субвенции, дотации бюджетам других уровней (для муниципальных районов); ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе муниципальных гарантий.

Ассигнования на содержание бюджетных учреждений предусматривают средства на оплату труда их работников, перечисление страховых взносов, выплату командировочных расходов, оплату товаров, работ и услуг, оказанных бюджетному учреждению на основе заключенного муниципального контракта или без такового.

Муниципальный контракт представляет собой договор между органом местного самоуправления и физическими (юридическими) лицами в целях обеспечения муниципальных нужд. Как правило, муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе.

Трансферты населению – это бюджетные средства, отпущенные для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных федеральным и региональным законодательством, правовыми актами муниципальных органов.

Бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся муниципальными унитарными предприятиями, предоставляется на основании договора. Главным условием договорных отношений такого рода служит обязательство заемщика обеспечить исполнение договора по возврату кредита. Другим условием бюджетного кредита являются его возмездность и возвратность.

Бюджетные кредиты муниципальным унитарным предприятиям (процентные и беспроцентные) предоставляются на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетами муниципальных образований. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть его и уплатить проценты за пользование кредитом в установленные сроки. Они же обязаны направлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы (счетные, ревизионные палаты).

Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся муниципальными унитарными предприятиями, влекут возникновение права муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала и оформляются участием муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц. Инвестиции такого рода включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между органом местного самоуправления и юридическим лицом.

Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, должны определять источники и порядок финансирования новых видов расходов, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.

В случаях когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений от доходных источников, представительный орган власти по предложению местной администрации принимает решение о секвестировании расходов. Секвестр следует рассматривать как пропорциональное снижение расходов по всем незащищенным статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего года. При этом секвестру не подлежат защищенные статьи расходов (оплата труда; начисления на оплату труда; стипендии; выплаты на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством); приобретение продуктов питания, медикаментов и перевязочных средств), перечень которых определяется представительным органом местного самоуправления при утверждении бюджета муниципального образования.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.