Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование муниципальной собственности





Основные способы образования муниципальной собственности.

1. Разграничение государственной собственности на федеральную, региональную и муниципальную, происшедшее в 1991–1992 гг., явилось первым шагом к созданию муниципальной собственности как самостоятельного вида собственности. Начало этого процесса положил Закон 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». Его положения были развиты в постановлении Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и в распоряжении Президента РФ «Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности».

Постановлением Верховного Совета РФ был утвержден следующий перечень объектов муниципальной собственности: жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении местных администраций; жилищно-эксплуатационные предприятия; объекты инженерной инфраструктуры; предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта; оптово-складские мощности.

Распоряжением Президента Российской Федерации был решен вопрос о порядке составления и утверждения объектов, закрепляемых за муниципальными образованиями. Передача муниципального имущества оформлялась решением регионального законодательного органа. Муниципальное имущество подлежало пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, ведение которого возлагалось на комитеты по управлению имуществом муниципальных образований.



В сущности, постановление Верховного Совета Российской Федерации 1991 г. и распоряжение Президента Российской Федерации 1992 г. явились нормативной основой первоначального этапа формирования муниципальной собственности.

2. Другим направлением создания муниципальных имущественных ресурсов стала передача объектов федеральной и региональной собственности в муниципальную собственность. Передаче в муниципальную собственность подлежали предприятия социально-культурного и коммунально-бытового назначения. В связи с этим процесс пополнения муниципальной собственности в значительной степени интенсифицировался.

3. Наделение самоуправляющейся территории собственностью происходило в результате перераспределения собственности. Если в границах территории муниципального образования имелись другие муниципальные образования, то предметы их ведения, объекты муниципальной собственности, доходы местных бюджетов должны были разграничиваться законом субъекта Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований – уставом города.

4. Возникновение права муниципальной собственности может быть связано с преобразованием муниципальных образований. Очевидно, что создание и прекращение муниципальных территории в ходе объединения и разделения, выделения и присоединения вызывает множество вопросов, связанных с правопреемством, переходом прав и обязанностей, в том числе и имущественных.

5. Важной составляющей муниципальной собственности являются муниципальные предприятия и учреждения. Под муниципальными предприятиями, как правило, понимают унитарные муниципальные предприятия – коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. В рамках одной организационно-правовой формы (унитарное предприятие) ГК РФ наделяет юридические лица различным объемом правомочий на переданное собственником имущество. В зависимости от объема этих правомочии различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (муниципальные предприятия) и на праве оперативного управления (муниципальные казенные предприятия).

Муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно. Оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества без согласия собственника (муниципального образования). Также муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга и т.д.

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги). Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды или размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Гражданское законодательство позволяет муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления выступать учредителем предприятий, действующих в иных организационно-правовых формах (в первую очередь, хозяйственных обществ), а также учреждений и некоммерческих организаций.

Муниципальные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, закрепляемым за ними собственником на праве оперативного управления. Собственник (муниципальное образование) несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Кроме того, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Получение продукции, плодов и доходов в результате использования муниципальной собственности – один из способов формирования муниципальной собственности.

6. Названные способы формирования муниципальной собственности не являются исчерпывающими. Существуют и иные, предусмотренные действующим законодательством. [32, 224]

Содержание права собственности и правовые режимы использования муниципального имущества

Содержание права собственности замыкается в традиционных правомочиях собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Именно в таком виде оно сформулировано в ст. 209 ГК РФ. Имущественные права муниципальных образований наряду с объектами муниципальной собственности и средствами местных бюджетов составляют экономическую основу местного самоуправления (ст. 49 Закона 2003 г.),

Правовые режимы использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, продиктованы гражданско-правовой установкой, согласно которой собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Уточняя данное положение, законодатель указывает на право собственника отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Разрешено отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передавать имущество в доверительное управление. Таким образом, правовые режимы использования объектов муниципальной собственности могут быть самыми различными. Это зависит от целевого назначения имущества, иных факторов, способных повлиять на выбор способа применения муниципальной собственности.

Большая часть муниципальной собственности передается другим пользователям на следующих условиях: аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления, передачи в залог.

Все перечисленные режимы объединяет общая черта: отсутствует переход права собственности. Причем наиболее распространенной является аренда объектов муниципальной собственности, которая обеспечивает увеличение объемов поступлений от арендной платы в бюджет муниципального образования.

Наряду с названными способами муниципальное образование в лице его органов местной власти вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами методами, ведущими к утрате права собственности. Таким методом является приватизация. Приватизация муниципального имущества – возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципального образования имущества в собственность юридических и физических лиц. Порядок приватизации регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-Ф3 «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Используются следующие способы приватизации муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа муниципального имущества на конкурсе; продажа муниципального имущества посредством публичного предложения; внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления; продажа имущества без объявления цены; продажа за пределами территории Российской Федерации акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг[32, 231].

Контрольные вопросы и задания

1. Что входит в состав экономической основы местного самоуправления?

2. Каков состав и порядок формирования муниципальной собственности?

3. Каковы особенности правового режима муниципальных предприятий?

4. На основе анализа Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и других федеральных законов назовите виды имущества, которые:

а) относятся исключительно к муниципальной собственности;

б) могут относиться как к муниципальной, так и к другим видам собственности;

в) не могут относиться к муниципальной собственности.

5. При заключении договора аренды помещений магазина, находящегося в городской муниципальной собственности, в договор было внесено условие о том, что арендатор обязуется сохранить в прежнем объеме торговлю в данном магазине молочными и хлебобулочными изделиями. Однако спустя полгода в магазине продавали только ликероводочную продукцию. На поступившее из администрации предупреждение арендатор заявил, что предусмотренное в договоре условие является незаконным, ограничивающим его право на свободную торговлю. Прокомментируйте данную ситуацию с позиций действующего законодательства.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.