Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие компетенции органов местного самоуправления





Понятие «компетенция органа публичной власти» является важнейшим для системы публичного права, так как понятие «компетенция органа власти» основывается на той идее, что власть не является собственностью того органа или лица, которые обладают властными полномочиями. Указанные органы или лица наделяются этими полномочиями для осуществления задач и функций в интересах всего общества, всего государства и должны действовать строго в рамках своей компетенции.

Кроме того, установление компетенции органов публичной власти неизбежно влечет за собой и установление иерархии правовых актов, издаваемых данными органами, иерархии правовых норм, в них содержащихся. Эта иерархия правовых актов соответствует иерархии органов, принимающих указанные акты.

Правовой акт, который издан некомпетентным органом, должен быть отменен в судебным порядке либо вышестоящим органом.

Данные положения полностью распространяются на органы местного самоуправления – органы местной (муниципальной) публичной власти, осуществляющие свои властные полномочия в интересах населения муниципального образования, в целях реализации функций местного самоуправления, являющегося формой осуществления власти народа. Органы местного самоуправления для решения вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, наделяются соответствующей компетенцией.

Компетенция органа местного самоуправления – сложная правовая категория, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей.

Первым составным элементом компетенции являются предметы ведения.

Предметы ведения органа местного самоуправления – это круг определенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставом муниципального образования вопросов, обусловленных задачами и целями местного самоуправления, решение по которым принимает соответствующий орган местного самоуправления, наделенный для этого собственными полномочиями.

В своей совокупности данные вопросы определяют те сферы местной жизни, организации и осуществления местного самоуправления в рамках которых орган местного самоуправления правомочен принимать решения.

Каждый орган местного самоуправления должен иметь свое поле деятельности, воздействовать в соответствии со своими задачами и целями на определенные виды общественных отношений. Поэтому правовое регулирование компетенции органа местного самоуправления предполагает прежде всего обозначение круга его деятельности, той сферы местной жизни, в которой действует данный орган местного самоуправления.

Следовательно, такие предметы ведения, как структурный элемент понятия «компетенция», являются способом юридического обозначения тех вопросов, которые очерчивают сферу деятельности органа местного самоуправления и которые определяются в качестве предмета его властных действий.

Предметы ведения органов местного самоуправления обусловлены задачами и функциями местного самоуправления, предметами ведения муниципальных образований, вопросами, связанными с реализацией отдельных государственных полномочий.

Предметы ведения конкретных органов закрепляются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации в уставах муниципальных образований, других нормативных правовых актах этих образований, определяющих статус органов местного самоуправления (положениях, регламентах и т.д.).

Предметы ведения органа местного самоуправления включают в себя четыре группы вопросов.

1. Вопросы местного значения, по решению которых орган местного самоуправления наделяется собственными полномочиями;

2. Вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, которыми может наделяться орган местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями:

1) в области регистрации актов гражданского состояния (регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования);

2) в области социальной защиты населения (социальная поддержка ветеранов труда, социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей, социальная поддержка многодетных семей и т.д.);

3) в области сельского хозяйства (например, полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства в форме субсидий на животноводческую продукцию;

4) по образованию и организации деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (органы местного самоуправления образуют эти комиссии, обеспечивают их деятельность).

Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями и по другим вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и ее субъектов.

3. Вопросы, которые не относятся законом к вопросам местного значения, не являются отдельными государственными полномочиями, а также не отнесены к компетенции иных органов публичной власти и не исключены из компетенции органов местного самоуправления (данные вопросы органы местного самоуправления вправе решать только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов);

4. Вопросы формирования и организации работы органов и должностных лиц местного самоуправления.

В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на органы: а) общей компетенции; б) специальной компетенции.

Второй элемент компетенции – права и обязанности – является основным, главным ее содержанием. Свои функции и задачи органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей.

Права и обязанности органов местного самоуправления тесно взаимосвязаны с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений.

В юридической науке и законодательстве при характеристике второго элемента компетенции часто используется понятие «полномочия», которое охватывает, как уже отмечалось, в равной степени и права, и обязанности органа. Тем более что, как правило, право органа является одновременно и его обязанностью перед гражданами, населением, перед государственными органами. Так, представительный орган местного самоуправления утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении. Это исключительное право представительного органа местного самоуправления, но в то же время и его обязанность, ибо каждое муниципальное образование должно иметь свой бюджет.

Следует при этом также учитывать, что компетенция органа определяется путем издания правовых норм и выступает как явление правовое. Поэтому орган не должен ни уклоняться от реализации своих прав и обязанностей, ни выходить за их пределы.

Вместе с тем тот факт, что права органов местного самоуправления выступают обычно как права-обязанности, не означает, что можно не делать различия между правами и обязанностями в компетенции муниципального органа. Права и обязанности сохраняют в рамках компетенции органа относительно самостоятельный характер.

Права дают органам местного самоуправления возможность выбора при решении того или иного вопроса. Так, рассмотрение представительным органом местного самоуправления проекта местного бюджета не означает, что данный проект должен быть автоматически утвержден. Представительный орган может принять решение о необходимости его доработки, внесения в него изменений и дополнений.

В ряде случаев реализация того или иного права органа местного самоуправления целиком зависит от его выбора: принимать или нет решение по тому или иному вопросу. Например, в соответствии с законом представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. Это право органы местного самоуправления реализуют по своему усмотрению.

Обязанности же такой свободы выбора при решении конкретного вопроса не предоставляют, жестко регламентируя действия органа. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления согласно закону обязаны дать ответ по существу обращений граждан к ним в течение одного месяца.

Таким образом, компетенция органа местного самоуправления представляет собой установленную нормами муниципального права совокупность полномочий, необходимых для самостоятельного решения органом местного самоуправления вопросов, отнесенных к его ведению и обусловленных задачами и функциями местного самоуправления [34, 493].

Конституция Российской Федерации закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 12) и запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133). Самостоятельность местного самоуправления в реализации своих полномочий обеспечивается судебной защитой прав местного самоуправления.

Контрольные вопросы и задания

1. Что входит в понятие «компетенция органов местного самоуправления»?

2. Что такое предметы ведения местного самоуправления? По каким признакам те или иные вопросы могут быть отнесены к вопросам местного значения?

3. Возможна ли передача полномочий от органов государственной власти органам местного самоуправления и наоборот?

4. Что относится к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления?

5. Какие полномочия имеют органы местного самоуправления в отношении муниципальной собственности? Каковы особенности их реализации?

6. Какими нормативными актами установлены полномочия органов местного самоуправления городского округа «Город Чита» в сфере законности и охраны общественного порядка? Каково их содержание?

 

 


Библиографический список

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Европейская Хартия местного самоуправления: принята Советом Европы 15 октября 1985 г.: ратифицирована Федеральным Собранием: федеральный закон [11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 15. – Ст. 1695.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон [06 октября 2003 г. № 131-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

4. О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон [02 марта 2007 г. № 25-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – №10. – Ст. 1152.

5. О государственной регистрации уставов муниципальных образований: федеральный закон [21 июля 2005 г. № 97-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 30. – Ст. 3108.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон [31 июля 1998 г. № 146-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон [30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32, – Ст. 3301.

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон [31 июня 1998 г. № 145-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.

9. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность: постановление Верховного Совета Российской Федерации [27 декабря 1991 г. № 3020-1] // Рос. Газета. – 1992. – №8. – 11 января.

10. Устав Забайкальского края: закон Забайкальского края [17 февраля 2009 г. № 125-ЗЗК] // Забайкальский рабочий. – 2009. – № 30. – 18 февраля.

11. О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Забайкальского края: закон Забайкальского края [5 сентября 2008 г. № 30-ЗЗК] // Забайкальский рабочий. – 2008. – № 187. – 6 октября.

12. О муниципальных выборах в Читинской области: закон Читинской области [27 июня 2007 г. № 949-ЗЧО] // Забайкальский рабочий. – 2007. – № 138-139. – 30 июля.

13. О муниципальной службе в Забайкальском крае: закон Забайкальского края [29 декабря 2008 г. № 108-ЗЗК] // Забайкальский рабочий. – 2009. – № 3. – 12 января.

14. Об установлении границ, наименований вновь образованных муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения в Читинской области: закон Читинской области [19 мая 2004 г. № 552-ЗЧО] // Забайкальский рабочий. – 2004. – № 81. – 1 июня.

15. О Реестре должностей муниципальной службы в Забайкальском крае: закон Забайкальского края [8 июня 2009 г. № 192-ЗЗК] // Забайкальский рабочий. – 2009. – № 108. – 10 июня.

16. Об административных правонарушениях: закон Забайкальского края [2 июля 2009 г. № 198-ЗЗК] // Забайкальский рабочий. – 2009. – № 123-124. – 6 июля.

17. О наименованиях органов местного самоуправления в Читинской области: закон Читинской области [19 мая 2004 г. № 550-ЗЧО] // Забайкальский рабочий. – 2004. – № 79. – 28 мая.

18. Устав городского округа «город Чита»: решение Читинской городской думы [30 сентября 2004 г. № 168] // Читинское обозрение. – 2004. – внеочередной выпуск.

19. Положение «О территориальном общественном самоуправлении»: решение Думы городского округа «Город Чита» [27 октября 2005 г. № 161] // Читинское обозрение. – 2005. – № 45. – 9 ноября.

20. Положение «О порядке реализации правотворческой инициативы граждан»: решение Думы городского округа «Город Чита» [24 ноября 2005 г. № 197] // Читинское обозрение. – 2005. – № 48 – 30 ноября.

21. Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний»: решение Думы городского округа «Город Чита» [19 января 2006 г. № 1] // Читинское обозрение. – 2006. – № 4. – 25 января.

22. Положение «О порядке назначения и проведения опроса граждан»: решение Думы городского округа «Город Чита» [02 февраля 2006г. №20] // Читинское обозрение. – 2006. – №6. – 8 февраля.

23. Положение «О порядке назначения и проведения собрания и конференции граждан (собрания делегатов)»: решение Думы городского округа «Город Чита» [25 мая 2006 г. № 106] // Читинское обозрение. – 2006. – № 23. – 7 июля.

24. Положение «О порядке самообложения граждан»: решение Думы городского округа «Город Чита» [23 ноября 2006 г. № 193] // Читинское обозрение. – 2006. – № 48 – 29 ноября.

25. Положение «О депутатских объединениях в Думе городского округа «Город Чита»: решение Думы городского округа «Город Чита» [22 февраля 2007 г. № 20] // Читинское обозрение. – 2007. – № 9. – 28 февраля.

26. Регламент Думы городского округа «Город Чита»: решение Думы городского округа «Город Чита» [29 марта 2007 г. № 39] // Читинское обозрение. – 2007. – № 15. – 11 апреля.

27. Положение «О порядке участия граждан и обсуждения проекта Устава городского округа «Город Чита», проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «Город Чита»: решение Думы городского округа «Город Чита» [6 декабря 2007 г. № 200] // Читинское обозрение. – 2007. – № 50. – 12 декабря.

28. Положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности»: решение Думы городского округа «Город Чита» [24 мая 2007 г. № 68] // Читинское обозрение. – 2007. – № 22. – 30 мая.

29. Положение «О порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений»: решение Думы городского округа «Город Чита» [19 июня 2008 г. № 110] // Читинское обозрение. – 2008. – № 20. –25 июня.

30. Положение «О муниципальной службе»: решение Думы городского округа «Город Чита» [25 сентября 2008 г. № 161] // Читинское обозрение. – 2008. – № 40. – 1 октября.

31. Положение «Об администрации городского округа «Город Чита»»: решение Думы городского округа «Город Чита» [25 декабря 2008 г. № 241] // Читинское обозрение. – 2008. – № 1-2. – 31декабря.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.