Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Долгая жизнь лучше для правоверного





Мухаммад ан-Наджи

Некоторые правила похорон

Перевод Э. Р. Кулиева

 

Нельзя желать себе смерти

Ислам не одобряет поведение человека, который желает себе смерти или призывает ее, когда на его долю выпадают лишения, болезнь или другое испытание. Анас ибн Малик рассказывал, что Пророк сказал: «Не желайте себе смерти, потому что она приносит зло. Если же кто-либо из вас непременно хочет пожелать себе этого, то пусть скажет: «О Аллах, продли мне жизнь, если жизнь принесет мне добро, и упокой меня, если кончина принесет мне добро»» (алла х умма а х йинии ма кяянатиль х айаату хейран лии ва таваффинии и з а кяянатиль вафаату хейран лии). Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.[1]

Мудрость этого запрета раскрывается в хадисе, переданном Абу Хурейрой, о том, что Посланник Аллаха сказал: «Не желайте себе смерти. Если человек творит благие дела, то, может быть, [со временем] он станет еще лучше. Если же он совершает грехи, то, может быть, [со временем] он раскается в них». Этот хадис передал аль-Бухари.

Из этого следует, что прожить подольше в этом мире лучше для любого человека. Если он благочестив, то с годами его благих дел станет еще больше; если же он грешник, то, может быть, он покается и встанет на путь повиновения Господу прежде, чем его настигнет смерть.

 

Долгая жизнь лучше для правоверного

‘Абдуллах ибн Буср рассказывал, что некий бедуин спросил Пророка: «Кто из людей лучше?» Он ответил: «Те, которые живут долго и творят благие дела».[2]

 

Признак благого конца

Если человек творил праведные дела до того, как настал его смертный час, то это является одним из признаков того, что он обретет счастье в будущей жизни. Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если Аллах желает своему рабу добра, то он использует его». Его спросили: «О Посланник Аллаха, как Он использует его?» Он ответил: «Он помогает ему вершить благие дела перед смертью».[3]

 

Желательно оповещать родственников и друзей о смерти человека

Мусульманские богословы отмечали, что семье умершего мусульманина следует оповестить родственников и друзей покойного, а также праведных мусульман о его смерти, чтобы они могли принять участие в подготовке к похоронам, вместе совершить намаз джаназа по умершему, похоронить его и тем самым заслужить награду Аллаха.

Абу Хурейра рассказывал, что Пророк возвестил людям о смерти негуса Эфиопии в тот день, когда тот скончался. Он вышел к людям, построил их в ряд и совершил по нему намаз джаназа. Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.

Анас рассказывал, что Пророк сказал: «Знамя нес Зейд и был сражен. Затем его взял Джа‘фар и тоже был сражен. Затем его подхватил ‘Абдуллах ибн Раваха и тоже погиб». В этот момент глаза Посланника Аллаха прослезились, а затем он добавил: «Теперь Халид ибн аль-Валид сам взял знамя, и ему удалось добиться успеха».[4]

Имам аль-Бухари поместил этот хадис в главе под названием «Человек должен оповещать семью умершего о смерти».

Ибн Хаджар писал, что Ибн Рашид сказал: «Смысл этого названия в том, что не всякое оповещение о смерти запрещено». Он имел в виду хороший хадис, переданный Ахмадом, ат-Тирмизи и Ибн Маджой, о том, что Хузейфа, когда кто-либо умирал, говорил: «Не разрешайте никому оповещать об этом людей. Я боюсь, что это будет извещением о смерти, а я вот этими ушами слышал, как Посланник Аллаха запретил извещать о смерти».

Пророк запретил извещать о смерти так, как это делали арабы в доисламские времена невежества. Они отправляли тех, кто приносил весть о смерти, ходить по домам и рынкам и распространять ее среди людей.

Ибн аль-‘Араби сказал: «На основании всех хадисов на эту тему можно сделать три вывода.

Во-первых, в шариате установлено оповещать о смерти родных, близких и праведных людей.

Во-вторых, нежелательно приглашать людей на поминки.

В-третьих, запрещено возвещать о смерти с криками и плачем и т.п.»[5]

 

Плач по умершему

1. Анас ибн Малик рассказывал, что они вместе с Посланником Аллаха пришли к Абу Сейфу аль-Кейну, мужу кормилицы сына Пророка Мухаммада Ибрахима. Посланник Аллаха взял его на руки, поцеловал и понюхал. Затем к в комнату вошли и сподвижники. Тут они увидели, что Ибрахим умирает. Глаза Посланника Аллаха прослезились, и ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф сказал: «Ты тоже, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это – милосердие, Ибн ‘Ауф». Затем он добавил: «Глаза слезятся, и сердце грустит, но мы говорим только то, чем доволен наш Господь. О Ибрахим, мы опечалены разлукой с тобой».[6]

2. Ибн ‘Умар рассказывал, что, когда Са‘д ибн ‘Убада сильно заболел, Посланник Аллаха вместе с ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауфом, Са‘дом ибн Абу Ваккасом и ‘Абдуллахом ибн Мас‘удом пошли навестить его. Войдя, они увидели вокруг него родственников. Пророк спросил: «Он уже умер?» Они ответили: «Нет еще, о Посланник Аллаха». Тогда он заплакал, и люди, увидев Пророка плачущим, тоже заплакали. Он сказал: «Послушайте! Аллах не наказывает за то, что глаза слезятся, а сердце грустит». Тут он показал на язык и продолжил: «Аллах наказывает вот за это или же милует. Покойный получает наказание за то, что семья оплакивает его».[7]

Ибн Батталь сказал, что первый хадис разъясняет, что плакать и грустить разрешено, если человек при этом не выражает недовольства волей Аллаха. Он также отметил, что мусульманин может говорить о своей печали вслух, хотя лучше было бы, если бы он не показывал ее людям.[8]

Что касается слов Пророка «Аллах наказывает вот за это или же милует», то они означают, что если человек произносит своими устами греховные речи, то будет наказан за это, если же он говорит хорошее, то будет помилован.

Кроме того, человек будет нести наказание и за то, что его родственники оплакивают его, перечисляя его заслуги и праведные дела, и громко плачут, но только в том случае, если он сам завещал им поступать таким образом. Об этом говорили аль-Бухари (3/150) и большинство мусульманских богословов.

О том, какому наказанию подвергается покойный, говорили, что он испытывает страдания от того, что его родные громко рыдают по нему и т.п.[9]

 

Запрещается причитать над покойником с криками и воплем

1. Абу Малик аль-Аш‘ари рассказывал, что Пророк сказал: «В моей общине останется четыре пережитка времен невежества: гордость знатным происхождением, опорочивание рода, связывание выпадения дождя со звездами (т.е. с восходом или закатом звезд) и оплакивание покойников». Затем он добавил: «Если плакальщица не принесет покаяния до смерти, то в День воскресения она восстанет в одеянии из черной смолы, покрытая коростой».[10]

Человек, который станет громко рыдать, оплакивая умершего, в Судный день предстанет в одеянии из смолы, которая, как известно, легко воспламеняется. Его тело будет покрыто коростой и паршой, словно на него надет панцирь. Упаси нас Аллах от этого!

2. Умм ‘Атийа аль-Ансарийа рассказывала, что, принося Посланнику Аллаха присягу (т.е. принимая ислам), они обещали не оплакивать покойников воплями.[11]

 

Мухаммад ан-Наджи

Некоторые правила похорон

Перевод Э. Р. Кулиева

 

Нельзя желать себе смерти

Ислам не одобряет поведение человека, который желает себе смерти или призывает ее, когда на его долю выпадают лишения, болезнь или другое испытание. Анас ибн Малик рассказывал, что Пророк сказал: «Не желайте себе смерти, потому что она приносит зло. Если же кто-либо из вас непременно хочет пожелать себе этого, то пусть скажет: «О Аллах, продли мне жизнь, если жизнь принесет мне добро, и упокой меня, если кончина принесет мне добро»» (алла х умма а х йинии ма кяянатиль х айаату хейран лии ва таваффинии и з а кяянатиль вафаату хейран лии). Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.[1]

Мудрость этого запрета раскрывается в хадисе, переданном Абу Хурейрой, о том, что Посланник Аллаха сказал: «Не желайте себе смерти. Если человек творит благие дела, то, может быть, [со временем] он станет еще лучше. Если же он совершает грехи, то, может быть, [со временем] он раскается в них». Этот хадис передал аль-Бухари.

Из этого следует, что прожить подольше в этом мире лучше для любого человека. Если он благочестив, то с годами его благих дел станет еще больше; если же он грешник, то, может быть, он покается и встанет на путь повиновения Господу прежде, чем его настигнет смерть.

 

Долгая жизнь лучше для правоверного

‘Абдуллах ибн Буср рассказывал, что некий бедуин спросил Пророка: «Кто из людей лучше?» Он ответил: «Те, которые живут долго и творят благие дела».[2]

 

Признак благого конца

Если человек творил праведные дела до того, как настал его смертный час, то это является одним из признаков того, что он обретет счастье в будущей жизни. Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если Аллах желает своему рабу добра, то он использует его». Его спросили: «О Посланник Аллаха, как Он использует его?» Он ответил: «Он помогает ему вершить благие дела перед смертью».[3]

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.