Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что следует делать, когда человек умирает и после смерти





1. Внушать ему произнести слова «нет божества, кроме Аллаха» (ля иляха илляллах).

Абу Хурейра и Абу Са‘ид аль-Худри рассказывали, что Посланник Аллаха сказал: «Внушайте умирающим из вас произнести слова «нет божества, кроме Аллаха»».[15]

Хузейфа рассказывал, что как-то он прижался грудью к Посланнику Аллаха, и тот сказал: «Тот, чьими последними словами были слова «нет божества, кроме Аллаха», которые он произнес в надежде увидеть лик Аллаха, войдет в рай».[16]

Слова Пророка «Внушайте умирающим из вас…» означают, что внушать произнести свидетельство единобожия следует мусульманам. Что же касается неверных, то им надо предлагать принять ислам.

Внушать произнести свидетельство единобожия надо тогда, когда сам человек не произносит его. Если же он сам поступает так, то нет необходимости напоминать ему об этом еще раз.

Кроме того, делать это надо, когда умирающий находится в сознании. Если же он лежит без сознания, то в этом нет смысла. А если он не в силах произнести эти слова вслух, то может повторять их про себя.

Ученые советовали не требовать от умирающего произнести слова «нет божества, кроме Аллаха» настойчиво, дабы не вызвать у него раздражения и не вынудить его произнести нечто неподобающее. Делать это надо тактично, чтобы он вник в их смысл и произнес их.

Если он произнес их, то не следует требовать от него повторить их до тех пор, пока он снова не заговорит о чем-то другом. А если он заговорит о другом, то надо вновь предложить ему произнести слова свидетельсва, чтобы они были последним, что он изрек в этом мире.[17]

2. Закрыть ему глаза, когда он умрет.

Пророк вошел в дом Абу Саламы, когда тот скончался. Его глаза были широко раскрыты, и Пророк закрыл их и сказал: «Воистину, когда душа покидает тело, взгляд устремляется вслед за ней».[18]



3. Накрыть тело покойного.

Это делается для того, чтобы люди не видели его исказившегося облика. ‘Аиша рассказывала, что, когда Пророк скончался, его тело накрыли полосатым покрывалом.[19]

4. Убедиться в том, что смерть действительно наступила, и поскорее начать приготовления к похоронам.

Родственник, ответственный за похороны, должен как можно скорее совершить омовение трупа и намаз джаназа, а затем похоронить тело усопшего. Спешить с этим следует для того, чтобы тело не успело изменить свой вид,[20] и это является знаком почтения к скончавшемуся мусульманину. Хоронить тело покойного обязательно, потому что Всевышний сказал: «Потом [Аллах] умертвил его (т.е. человека) и предал погребению…» (Сура «Нахмурился», аят 21.) Господь сделал могилу усыпальницей для людей и не отдал их тела на растерзание хищникам и птицам, поэтому могила является одной из многих милостей, которыми Аллах почтил сынов Адама.

5. Выплатить долги за покойного.

Абу Хурейра рассказывал, что Пророк сказал: «Душа верующего остается связанной его долгом до тех пор, пока его не выплатят».[21]

Это означает, что душа мусульманина будет ожидать своего приговора до тех пор, пока за него не выплатят долг или пока его не простят ему. Все это время она не обрекается на погибель, но и не находит спасения. Это также может значить, что она не может попасть в рай.[22]

Все это относится к тем, кто умер и оставил после себя богатство, из которого можно выплатить его долги.

Если же человек был беден и всей душой желал избавиться от долгов, то всевышний Аллах непременно сам выплатит их за своего раба. То же самое относится к тому, кто был богат и хотел, чтобы его наследники выплатили его долги, но после его смерти они не сделали этого. Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Кто взял чужое имущество, вознамерившись вернуть его, за того его вернет Аллах. А кто взял его, вознамерившись погубить, того погубит Аллах».[23]

6. Произнести молитву истирджа‘.

Желательно, чтобы верующий, когда умирает его родственник или близкий, сказал: «Мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся» (иннаа лилляхи ва иннаа илейхи рааджиъуун). Эта молитва называется истирджа‘.

а) Умм Салама рассказывала, что слышала, как Посланник Аллаха сказал: «Если раба Аллаха постигает несчастье, а он говорит: «Мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся. О Аллах, вознагради меня за переживаемое мною несчастье и возмести мне лучшим», – то всевышний Аллах непременно вознаграждает его за это несчастье и дает ему взамен нечто лучшее» (иннаа лилляхи ва иннаа илейхи рааджиъуун – аллахумма аджирнии фии мусыыбатии ва ахлиф лии хейран минха).

Умм Салама сказала: «Когда скончался [мой муж] Абу Салама я сказала то, что велел говорить Посланник Аллаха, и Аллах дал мне взамен лучшего мужа – самого Посланника Аллаха».[24]

б) Абу Муса аль-Аш‘ари рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Когда у раба Аллаха умирает ребенок, всевышний Аллах спрашивает своих ангелов: «Вы прибрали душу ребенка Моего раба?» Они отвечают: «Да». Затем Аллах спрашивает: «Вы забрали цветок его души?» Они отвечают: «Да». Затем Он спрашивает: «Что же сказал Мой раб?» Они отвечают: «Он воздал Тебе хвалу и сказал, что все принадлежат Тебе и к Тебе возвратится». Тогда всевышний Аллах говорит: «Воздвигните для Моего раба дом в раю и нареките его домом славы»».[25]

7. Помолиться за покойного.

Молитва мусульманина за своего брата, если она будет принята, может принести пользу усопшему. Всевышний сказал: «А те, которые придут после них, скажут: «Господи наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!» (Сура «Сбор», аят 10.)

Пророк Мухаммад сказал: «Аллах отвечает на мольбу мусульманина, который в тайне молится за своего брата. У его головы садится ангел, которому поручено всякий раз, когда тот попросит для своего брата добро, говорить: «Аминь! И тебе того же!»[26]

Еще лучше, если за скончавшегося мусульманина молятся его дети.

Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это – доброе дело, которое продолжается [и после его смерти]; знания, которые приносят пользу людям; и праведный сын, который молится за него».[27]

8. Возместить за него пост.

а) ‘Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха сказал: «За того, кто умер, не возместив поста, должен поститься его родственник».[28]

б) Ибн ‘Аббас рассказывал. что к Пророку пришел мужчина и сказал: «О Посланник Аллаха, моя мать умерла, не возместив один месяц поста. Могу ли я держать пост за нее?» Он спросил: «Если бы у твоей матери был долг, стал бы ты выплачивать его?» Мужчина ответил: «Да». Пророк сказал: «Долг перед Аллахом еще более заслуживает того, чтобы его выплатили».[29]

Все это относится к тем случаям, когда человек дал обет держать пост. Только такой пост за покойного должны держать его родственники. А что касается пропущенных по уважительной причине дней месяца рамадан, то за каждый день нужно накормить одного бедняка. Ибн ‘Аббас сказал: «Если человек заболел в рамадане и не постился, а затем скончался, то надо накормить за него бедняков и не держать пост самому. Если же он дал обет поститься, то пост за него должен держать его родственник».[30]

‘Умра рассказывала, что ее мать скончалась, не возместив поста месяца рамадан. Тогда она спросила ‘Аишу, должна ли она поститься за нее. Она сказала: «Нет, ты должна накормить бедняков половиной са‘ за каждый день».[31]

Этого мнения придерживался и имам Ахмад ибн Ханбаль. В книге «ас-Саиль» (стр. 96) он, опираясь на слова Ибн ‘Аббаса, сказал: «Пост за умершего следует держать только, если он дал обет поститься».

То же самое говорил имам Ибн аль-Кайим. Он писал: «С обязательным постом в месяце рамадан дела обстоят так же, как и с намазом. Никто не может совершать намаз за другого или принять ислам за другого. То же относится и к посту. А что касается обета, то он рассматривается как долг, и человек может держать пост за своего родственника, так же как и может вернуть за него долг. Это – тонкости мусульманского права».[32]

9. Выполнить за него данный им обет.

а) Ибн ‘Аббас рассказывал, что Са‘д ибн ‘Убада сказал Посланнику Аллаха: «Моя мать умерла и не выполнила данный ею обет». Он сказал: «Выполни его за нее».[33]

б) Ибн ‘Аббас также рассказывал, что к Пророку пришел мужчина и сказал: «Моя сестра дала обет совершить хадж и умерла». Пророк спросил: «Если бы у нее был долг, стал бы ты выплачивать его?» Он сказал: «Да». Тогда он сказал: «Так выполни ее обязательство перед Аллахом. Оно еще более заслуживает того, чтобы его выполнили».[34]

в) Ибн ‘Аббас также рассказывал, что к Посланнику Аллаха пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха, моя мать дала обет держать пост и умерла. Могу ли я поститься за нее?» Он спросил: «Как ты думаешь, если бы у твоей матери был долг и ты бы выплатила его, засчиталось бы это ей?» Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Так постись за нее».[35]

Большинство мусульманских правоведов, опираясь на хадис о матери Са‘да, считало, что если человек дал обет сделать пожертвование, то его обязательно нужно исполнить после его смерти на деньги из его наследства, даже если он сам не завещал этого. Если же он дал такой обет во время болезни, от которой скончался, то для его исполнения нужно расходовать деньги из одной трети его наследства, завещанной им определенным лицам.[36]

Что же касается прочих обетов, таких как обет совершить хадж, держать пост, сделать доброе дело, освободить раба или уединиться на несколько дней в мечети, то родственники не обязаны исполнять их после смерти самого человека, хотя это и желательно. Причина этого в том, что Пророк отметил сходство между такими обетами и долгом, а, как известно, наследники не обязаны выплачивать долг умершего, если только он сам не завещал сделать это из определенной части его имущества.

Все это ни коим образом не касается обетов совершить намаз, потому что один человек не имеет права молиться за другого. Об этом говорили Ахмад, Малик, аш-Шафи‘и.[37]

Обет за умершего может исполнить не только самый близкий родственник, но и другой человек, так же как он может выплатить за него его долги. Такой обет тоже будет засчитан, во-первых, потому что Пророк провел аналогию между обетом и долгом; а во-вторых, потому что исполнение обета за покойного является добровольным как для близкого родственника, так и для другого человека.[38]

10. Раздать от его имени милостыню.

Если люди раздают милостыню от имени покойного, то она приносит ему пользу, особенно, если это делают его дети.[39]

а) ‘Аиша рассказывала, что некий мужчина сказал Пророку: «Моя мать умерла внезапно и не оставила завещания. Я думаю, что если бы она смогла что-либо сказать, то велела бы раздать милостыню. Получит ли она [и получу ли я] вознаграждение, если я раздам милостыню от ее имени?» Он ответил: «Да, раздай милостыню от ее имени».[40]

б) Ибн ‘Аббас рассказывал, что, когда у Са‘да ибн ‘Убады скончалась мать, его не было рядом. Тогда он сказал Пророку: «О Посланник Аллаха, моя мать скончалась, когда меня не было рядом. Принесет ли ей пользу то, что я раздам милостыню от ее имени?» Он ответил: «Да». Тогда Са‘д сказал: «Так будь же свидетелем, что я отдаю мой плодоносный сад в качестве пожертвования от ее имени».[41]

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.