Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примерные темы итогового сочинения





Приложение: на 8 л. в 1 экз.

Заместитель председателя комитета А.С. Огарков

Исп. Шарая Е.Г.

( (812) 401-01-59

 

 

Приложение к письму

комитета общего и профессионального

образования Ленинградской области

от 03.10.2016 № 19-7841/16-0-0

Примерные темы итогового сочинения

Направление 1. Разум и чувство

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Примерные темы сочинений

1. Как связаны между собой разум и чувство?

2. Как природа помогает понять мир человеческих чувств?

3. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г. Белинский.)

4. Как Вы понимаете утверждение В.П. Ключевского: «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством…»?

5. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, – сердце, добрые чувства…»?

6. Что, по-вашему, должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?

7. «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов.)

8. Как Вы понимаете слова М.М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств»?

9. Дерзость разума или человечность спасительны для мира?

10. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге…»?



11. «Ум – способность только материальная, душа же живёт тем, что нашёптывает ей сердце…» (Ф.М. Достоевский.)

12. Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?

13. Что сильнее в человеке: разум или чувства?

14. Согласны ли Вы с утверждением Ф. Шиллера: «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце»?

15. Возможен ли конфликт между разумом и чувствами?

 

Направление 2. Честь и бесчестие

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Примерные темы сочинений

1. Нравственный выбор человека: честь и бесчестие.

2. Тема чести и бесчестия в русской литературе.

3. Что такое честь и бесчестие?

4. Как Вы понимаете утверждение А.П. Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять…»?

5. Что значит идти дорогой чести?

6. Идея личной чести и судьба Родины в русской литературе.

7. Может ли честь противостоять бесчестию?

8. «Береги честь смолоду…» (Пословица.)

9. Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием?

10. Что такое честь истинная и честь ложная?

11. Честь и долг: как связаны эти понятия?

12. Согласны ли Вы с утверждением Б. Паскаля: «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье»?

 

Направление 3. Победа и поражение

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Примерные темы сочинений

1. Горечь поражений и величие побед.

2. Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны?

3. К чему могут привести человека поражения?

4. В чём важность победы над собой?

5. Путь к самому себе: победы и поражения.

6. Может ли поражение стать победой?

7. Может ли победа быть поражением?

8. Победы или поражения помогают человеку найти себя?

9. Победы и поражения героев русской литературы.

10. Что даёт человеку чтение книг о прошедших войнах?

11. Согласны ли Вы с утверждением Э. Хемингуэя: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»?

12. «Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение». (Ю. Цезарь.)

Произведения отечественной и мировой литературы

Как материал для итогового сочинения в выпускном классе

Приложение: на 8 л. в 1 экз.

Заместитель председателя комитета А.С. Огарков

Исп. Шарая Е.Г.

( (812) 401-01-59

 

 

Приложение к письму

комитета общего и профессионального

образования Ленинградской области

от 03.10.2016 № 19-7841/16-0-0

Примерные темы итогового сочинения









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.