Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ





УТВЕРЖДЕНО

От «____»_______________20___г.,протокол №________

Председатель_____________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

«____»_____________________________20__г.

 

Рабочая программа

Дисциплина: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА
  ___________________________________________________________
Наименование кафедры (ПЦК, отделения и др.) ____________________________________________________________   Гражданского права и процесса ______ГПиП_____
  ____________________________________________(__________________________) аббревиатура

 

Направление подготовки ___030900__Юриспруденция_(квалификация «магистр»)_____

(код специальности (направления), полное наименование)

Дата введения в учебный процесс: «_____» ___________ 20___ г.

 

Программа пересмотрела (актуализирована) на заседании кафедры: протокол №____от_____20___г.

 

Сведения о разработчиках:

 

ФИО Аббревиатура кафедры Ученая степень, звание
Левушкин А.Н. ГПиП д.ю.н., профессор
     
     
     
     

 

 

  . Заведующий кафедрой
    Морозов С.Ю./_____________/ (ФИО) (Подпись) «______»__________ 20___г.  

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ........................................................ 3

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.................................... 4

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................................................................. 6

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы........................................................... 6

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы (по структурам юридического факультета и формам обучения)......................................................................................... 6

4. ПРОГРАММА КУРСА……………………………………………………………………7

Тема 1 Понятие, предмет и система семейного права…………………………………………… 7

Тема 2 Осуществление и защита семейных прав………………………………………………….. 7

Тема 3 Условия и порядок заключения брака………………………………………………………8

Тема 4 Прекращение брака и признание его недействительным………………………… ………8

Тема 5 Права и обязанности супругов……………………………………………………………… 8

Тема 6 Права и обязанности родителей и детей……………………………………………………9

Тема 7 Алиментные обязательства………………………………………………………………….10

Тема 8 Устройство детей, оставшихся без попечения родителей……………………………….11

Тема 9 Применение семейного законодательства к семейным от­ношениям с участием иностранных граждан…………………………………………………………………………………11

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ……………………………………………………………….17

6. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ……………………………………………………… 17

6.1. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ……..…………………………………………17

6.2. ЗАДАЧИ………………………………………………………………………………….184

7. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ………………...27

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ……………………………………28

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины30.……………………………………………………………………………28

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

В основу настоящей учебной программы, входящей в учебно-методический комплекс по курсу «Актуальные проблемы семейного права», положены требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студентов по направлению подготовки 030900- Юриспруденция, квалификация выпускника – юрист (магистр юриспруденции). Данный Государственный образовательный стандарт утвержден Министерством образования РФ 14 декабря 2010 г.

Семейное право тесно связано с другими отраслями права. Цель курса состоит в том, чтобы показать специфику семейного права в правовой системе, ее связь с гражданским правом Российской Федерации, рассмотреть основы построения Семейного кодекса Российской Федерации, регулирующего права и обязанности членов семьи.

Учебная дисциплина «Семейное право» является обязательной общепрофессио­нальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессио­нальных знаний и умений.

Дисциплина «Актуальные проблемы семейного права» базируется на знаниях и умениях, полученных сту­дентами при изучении таких дисциплин, как «Гражданское право», «Конституционное право», «Гражданское процессуальное право» и др.

Без знания курса семейного права подготовка квалифицированного юриста будет неполной, поэтому студентам необходимо обратить пристальное внимание на изучение данной дисциплины. Подготовка к семинарским занятиям предполагает изучение лекционного материала, а также рекомендуемой литературы. Кроме того, семинарские занятия предполагают и решение задач по данной дисциплине, целью здесь является лучшее усвоение учебного материала.

В рамках освоения дисциплины изучаются следующие вопросы: семейное право в системе пра­ва РФ; семейно-правовой метод регулирования общественных отношений; понятие семейного правоотношения; субъекты семейного права; юридический факты в семей­ном праве; защита семейных прав; основания возникновения и прекращения брачного правоотношения; личные и имущественные правоотношения между супругами; личные и имущественные правоотношения между родителями и детьми; личные и имущест­венные правоотношения между другими членами семьи; формы устройства детей, ос­тавшихся без попечения родителей и другие вопросы.

Целями учебной дисциплины являются:

 

1. овладение подготавливаемыми юридическими кадрами высшей квалификации системой научных знаний и практических навыков в сфере правового регулирования общественных отношений, возникающих из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание;

2. развитие умения мыслить (овладевать такими мыслительными операциями, как классификация, анализ, синтез, сравнение и др.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание.

Основными задачами учебной дисциплины «Актуальные проблемы семейного права» являются:

 

· формирование у будущих юристов комплексных знаний о правовом регулировании семейных отношений;

· приобретение студентами навыков и умений по составлению соответствующих юридических документов и решению ситуационных задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Актуальные проблемы семейного права» студенты должны

иметь представление:

· о месте и роли семейного права в системе российского права;

знать:

· цели и принципы семейного права;

· права и обязанности членов семьи;

· порядок заключения и расторжения брака;

· формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

 

уметь:

· применять на практике нормы семейного права;

· свободно оперировать юридическими категориями и понятиями;

· анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейных правоотношений;

· применять полученные теоретические знания при составлении документов по семейно-правовым вопросам и при разрешении различных ситуационных задач.

владеть, иметь опыт:

· составления процессуальных документов по семейно-правовым спорам.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки по составлению соответствующих юридических документов, решению ситуационных задач.

Студент должен обладать следующими компетенциями:

Студент должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурные:

· осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

· способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

· способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

· компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);

Профессиональные:

в области нормотворческой деятельности:

· способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в области правоприменительной деятельности:

· способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

· готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

в области экспертно-консультационной деятельности:

· способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

· способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

· способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

· способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

· в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины «Основные тенденции развития семейного права» составляет 72 часа (2 зачетных единицы)

 

Виды учебной работы Количество часов
Всего по плану часов / ЗЕТ В т.ч. по семестрам
    Примечания
         
Аудиторные занятия 72/2 72/2    
Лекции 18/0,5 18/0,5    
Практические и семинарские занятия 54/1,5 54/1,5    
Самостоятельная работа 144/1,5 144/1,5    
Всего часов дисциплине 216/3 216/3    
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) Экзамен Экзамен    

ПРОГРАММА КУРСА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ

 

Программа курса, темы лекций, последовательность изложения материала соответствуют разделам Семейного кодекса РФ. Содержание лекций и учебника подчинено освоению студентами, в первую очередь, положений Семейного кодекса РФ, поскольку он является основным нормативным документом по дисциплине «Семейное право России» Однако для изучения семейного права студенту рекомендуется ознакомиться самостоятельно и с другими нормативными актами, предложенными в списке рекомендуемого перечня нормативно-правовых актов.

В списке рекомендованной литературы содержится перечень монографий и периодических изданий, статей из сборников статей по определенной теме, которые предназначены для самостоятельной работы студентов по изучаемой дисциплине.

В определенной теме лекции или в учебнике по данной теме в систематизированном виде излагаются все основные вопросы темы. В то же время ни лекции, ни учебник не заменят нормативного материала, а для более глубокого освоения тем необходимо также обращаться к юридической литературе и комментариям к нормативному материалу.

В каждой теме предлагаемой программы дается перечень основных вопросов для самостоятельного изучения темы и закрепления основных положений курса.

Для более глубокого усвоения материала необходимо обращаться к списку федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, дополнительной учебной литературы для самостоятельной работы

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ЗАДАЧИ

Задачи по темам 1, 2

 

Задача 1.

Через 5 лет после расторжения брака Сонин обратился к своей бывшей жене с ис­ком о разделе жилого дома и имущества в виде предметов домашней обстановки и обихода, а также вклада в Сберегательном банке. Ответчица против иска возражала, мотивируя это тем, что уже истек срок исковой давности для раздела общего имущест­ва.

Решите спор.

Задача 2.

Супруги Ивановы состояли в браке с 1998г. В апреле 2003 года Иванов, пользуясь тем, что его жена уехала в длительную командировку, оформил договор купли-продажи капитального гаража с другом семьи Сидоренко.

Иванова обнаружила, что гараж продан, в декабре 2003 года, когда возникла необ­ходимость в денежных средствах для покупки квартиры для сына.

Обратившись в юридическую консультацию за помощью, Иванова получила разъ­яснение, что срок исковой давности для подачи заявления о признании сделки недействительно: по мотивам отсутствия ее нотариально удостоверенного согласия на со­вершение сделки, истек.

Правильно ли разъяснение адвоката и почему?

Задача 3.

В суд поступило заявление Завьялова об отмене решения об объявлении его умершим и одновременно о восстановлении его брака с Завьяловой. В заявлении бы­ло указано, что 4 марта 2002 г. он выехал в геологоразведочную экспедицию в горы. В горах произошел сход лавины. Все остальные члены экспедиции погибли, однако За­вьялова спасли местные жители. В течение длительного времени он находился в бес­сознательном состоянии. Возвратившись домой в декабре 2002 года, он узнал, что жена, будучи уверена в том, что он погиб в горах, в ноябре 2002 года обратилась в суд с просьбой объявить его умершим. 23 декабря 2002г. суд ее просьбу удовлетворил.

Какие юридические факты необходимы для восстановления брака Завьяловых?

Задачи по теме 3:

Задача 1.

В суд поступило заявление Ишкова об отмене решения об объявлении его умер­шим и одновременно о восстановлении его брака с Ишковой. В заявлении было указа­но, что 4 марта 2002 г. он выехал в геологоразведочную экспедицию в горы. В горах произошел сход лавины. Все остальные члены экспедиции погибли, однако Ишкова спасли местные жители. В течение длительного времени он находился в бессозна­тельном состоянии. Возвратившись домой в декабре 2002 года, он узнал, что жена, будучи уверена в том, что он погиб в горах, в ноябре 2002 года обратилась в суд с просьбой объявить его умершим. 30 ноября 2002 г. суд ее просьбу удовлетворил.

1.Может ли быть восстановлен брак Ишковых?

2.Изменилось бы решение суда, если бы жена Ишкова после объявления его
умершим вторично вышла замуж?

Задача 2.

В органы загса обратились 16-летняя Зорина и 18-летний Пирогов с просьбой заре­гистрировать их брак. По их словам, они уже в течение года поддерживают фактиче­ские брачные отношения и через 4 месяца у них должен родиться ребенок.

1.Может ли орган загса зарегистрировать такой брак?

2. Изменилось бы решение, если бы Зориной было 15 лет?
Задача 3.

Виктор Серов, 12 лет, остался сиротой. Его взял на воспитание дядя — Серов Ар­кадий Михайлович (брат отца), у которого была дочь Наташа. Дети росли и воспитыва­лись вместе. Став взрослыми, они решили пожениться. Родители Наташи категориче­ски возражали против их брака. Отказали в регистрации брака и органы загса, считая препятствием к вступлению в брак наличие близкого родства между молодыми людь­ми, а также приняв во внимание возражение родителей девушки.

Можно ли обжаловать это решение?

 

Задачи по теме 4:

Задача 1.

Волкова предъявила иск Волкову о расторжении брака. Судья отказал ей в приня­тии заявления, мотивируя это тем, что в семье имеется ребенок в возрасте до одного года и развод до того времени, когда ребенку исполнится год, невозможен.

Прав ли судья? Изменилось бы решение, если бы иск предъявил Волков?

Задача 2.

Митин обратился в суд с иском к Митиной о расторжении брака. В исковом заявле­нии он указал, что они с женой решили вопрос о том, как разделить имущество и с кем останется их несовершеннолетний сын. Неурегулированным остался вопрос о фами­лии, которую будет носить Митина после расторжения брака. Митин настаивает на том, чтобы жена после расторжения брака взяла себе добрачную фамилию. Сама же Мити­на просит сохранить фамилию мужа, поскольку ее старая фамилия неблагозвучна. Митин же мотивировал свое требование в ходе судебного заседания тем, что жена ведет недостойный образ жизни и этим позорит его фамилию.

Какие вопросы должен разрешить суд при рассмотрении дела о расторжении бра­ка?

Как должен быть разрешен спор о сохранении брачной фамилии за женой?

Задача 3.

75-летний Караулов зарегистрировал брак с 40-летней Дятловой. Через 4 месяца после регистрации брака от Караулова поступило в суд исковое заявление о признании брака недействительным. В обоснование своего иска он указал следующее. Он, одино­кий больной старик, нуждался в постороннем уходе. Познакомившись с Дятловой, он предложил ей переехать к нему и ухаживать за ним. При этом он ей сказал, что как старый больной человек он долго не проживет и впоследствии его жилая площадь пе­рейдет к ней. Кроме того, сообщил, что у него накоплена определенная сумма денег, на которые они смогут жить, а оставшаяся сумма после его смерти также перейдет ей. Дятлова согласилась с предложением Караулова, однако потребовала, чтобы они за­регистрировали свой брак в органе загса. После того, как брак был зарегистрирован, она перестала выполнять принятые на себя ранее обязательства.

Должен ли быть удовлетворен иск Караулова?

Задача 4.

Щитов с 1985 года состоял в зарегистрированном браке с Щитовой. Не расторгнув этого брака, он в 2000 году зарегистрировал брак с Котовой, с которой проживал до дня своей смерти в 2002 году. Его сын от первого брака обратился в суд с иском к Ко­товой о признании второго брака недействительным. Иск обосновывался тем, что сын после смерти отца в данном случае является единственным наследником по закону. Однако на наследство претендует и ответчица, мотивируя это тем, что она состояла с Щитовым в зарегистрированном браке. При регистрации брака с Котовой Щитов не указал, что он состоит в браке с Шитовой, и поэтому брак с Котовой должен быть при­знан недействительным. Материалами дела было установлено, что Щитов, регистри­руя брак с Котовой, скрыл от нее и от органов загса факт состояния в браке с другой женщиной. В суде было также установлено, что Щитова в 2001 году умерла.

Должен ли суд признать брак недействительным?

 

Задачи по теме 5:

Задача 1.

При расторжении брака между супругами Сидоровыми возник спор по поводу раз­дела имущества. Во время совместной жизни, длившейся более 10 лет, супруги при­обрели рояль для жены, получившей высшее музыкальное образование. Муж, научный работник, обзавелся большой библиотекой по профилю его работы. На премию, полу­ченную за хорошую работу в научно-исследовательском институте, муж приобрел те­левизор. Кроме того, на имя мужа зарегистрирован жилой дом, полученный им в по­рядке дарения во время их супружеской жизни. При разделе имущества супруга про­сила учесть то обстоятельство, что их 15-летний сын будет жить вместе с ней.

Как разделить имущество?

Задача 2.

В юридическую консультацию обратился Пыгин, который сообщил следующее. В браке со своей бывшей женой он состоял около трех лет. Жена его не работала, а он работал юристом в коммерческой организации. Зарабатывал он неплохо, однако сбе­режений супруги не имели, поскольку жена значительную часть заработанных денег тратила на приобретение ювелирных украшений. При разделе совместно нажитого имущества жена отказалась включить в него эти вещи, поскольку, по ее мнению, они являются вещами индивидуального пользования и разделу не подлежат.

Какой совет следует дать Пыгину?

Задача 3.

Филатов состоял в фактическом сожительстве с Неверовой 15 лет. В период со­вместной жизни они построили жилой дом на земельном участке, выделенном местной администрацией Неверовой. Филатов просил разделить этот дом, признав за ним пра­во собственности на 1 / 2 часть, так как дом фактически построен его руками и на его деньги. По специальности он каменщик-штукатур. Неверова же в период их совместной жизни работала не более года, а все остальное время находилась на его иждивении. В настоящее время сын Неверовой от первого брака демобилизовался из армии, и они вместе с Неверовой выгоняют его из дома.

Какое решение должен вынести суд?

Задача 4.

При разделе имущества между супругами Тищенко возник спор по поводу вклада в Сберегательном банке, спортивного тренажера, норковой шубы жены.

Вклад в Сберегательный банк был первоначально внесен Сергеем Тищенко на свой счет до заключения брака, однако неоднократно пополнялся во время брака. Тре­нажером пользовались как Сергей Тищенко, так и их несовершеннолетний сын Нико­лай. Однако, по мнению Елены Тищенко, спортивный тренажер относится к вещам, которые приобретались исключительно для удовлетворения потребностей несовер­шеннолетнего ребенка, поэтому разделу не подлежит и должен быть передан без ком­пенсации тому из супругов, с которым останется проживать ребенок.

Что касается норковой шубы, то, по мнению Сергея Тищенко, она относится к предметам роскоши, поэтому он должен получить частичную компенсацию ее стои­мости, тогда как Елена считает, что шуба относится к ее личным вещам и при разделе не должна учитываться.

Разберите доводы сторон и решите дело.

 

Задача 5.

Супруги Михины решили заключить брачный договор, в котором хотели определить свои отношения следующим образом. Все вопросы семейной жизни будут решаться по соглашению, на основе взаимоуважения, взаимной терпимости, с учетом мнения роди­телей жены и мужа по наиболее важным вопросам семейной жизни (например, рожде­ние ребенка и форма его воспитания). Муж обязуется поступить на заочное отделение факультета журналистики МГУ и, окончив его, найти престижную работу. Жена обязу­ется никогда не курить и злоупотреблять алкоголем, отказаться от работы в казино, где она работала до заключения брака. Она также обязуется поступать на работу только с согласия мужа и только в ту организацию, которую сочтут возможной для ее работы муж и его родители.

Супруги обязуются проживать всегда совместно в одной квартире в Москве. Кроме того, они принимают на себя обязанность ежемесячно, независимо от источников по­ступления средств, вносить на лицевой счет в Сбербанк на имя Михина А.П. вклад в сумме не менее 500 руб. с целью накопления нужной суммы для приобретения в соб­ственность квартиры.

Имущество, которое принадлежало каждому из супругов до заключения брака, ос­тается их раздельной собственностью. Все имущество, которое будет нажито во время брака, станет совместной собственностью супругов, а все доходы обоих супругов будут поступать в общий семейный бюджет (второй возможный вариант — на все приобре­тенное в браке имущество устанавливается общая собственность с определением до­лей каждого из супругов в размере 1 12).

Супруги также пожелали определить в брачном договоре общие обязанности по содержанию своих родителей: тот из супругов, чей родитель будет нуждаться в содер­жании, станет выплачивать ему 1/8 часть своих доходов.

Все ли условия, предложенные супругами, могут быть включены в брачный дого­вор?

Задача 5.

Нижниковы расторгли брак. В соответствии с заключенным брачным договором Нижников был обязан содержать жену в течение 5 лет после расторжения брака, пре­доставляя ей средства на содержание в размере 500 долларов США ежемесячно. По истечении двух лет после расторжения брака Нижников вынужден был уйти с высоко­оплачиваемой должности. Кроме того, в результате дорожно-транспортного происше­ствия, виновником которого он оказался, на него была возложена гражданско-правовая ответственность по возмещению причиненного им материального вреда, а также вре­да, причиненного здоровью потерпевшего. Сам Нижников в результате аварии стал инвалидом III группы. Будучи не в состоянии предоставлять бывшей жене содержание в том же размере, он известил ее о том, что больше не сможет выплачивать ей деньги. К письму он приложил решение суда о возмещении причиненного им вреда.

1.Могло ли быть включено в брачный договор условие о содержании одним супру­гом своего бывшего трудоспособного супруга, не являющегося нуждающимся?

2.Как следует поступить Нижникову в данной ситуации?

Задача 7.

Супруги Минины при заключении брака составили проект брачного договора, который содержал следующие условия:

1.При расторжении брака каждый из супругов получит то имущество, которое было приобретено на заработанные им деньги.

2.Если расторжение брака произойдет по вине одного из супругов, он не будет иметь права на получение алиментов от другого супруга.

3.Если к моменту расторжения брака у них будут несовершеннолетние дети, то они останутся на воспитании у матери, а отец сможет в любое время беспрепятственно общаться с ними.

4.Алименты будут выплачиваться в следующем размере, на одного ребенка -1/3, на двух детей -2/3 дохода отца.

Какие положения не могут войти в брачный договор?

Задача 8.

18-летняя Лосева и Тонин длительное время проживали совместно и вели общее хозяйство. В 2003 году Лосева родила дочь Марину, отцом которой был Тонин. Он со­гласился признать свое отцовство и зарегистрировать брак с Лосевой в том случае, если она заключит с ним брачный договор на предложенных им условиях, а именно: имущество, приобретенное во время брака, будет принадлежать тому из них, на чьи средства оно приобретено. Лосева обязуется не работать, а заниматься ведением до­машнего хозяйства и воспитанием дочери. В случае расторжения брака Лосева отка­зывается от взыскания средств на свое содержание и на содержание ребенка.

Может ли быть заключен брачный договор на данных условиях?

 

Задачи по теме 6:

Задача 1.

Черткова обратилась с иском к Вихрову об установлении отцовства в отношении ее сына Валентина, родившегося 5 февраля 2002 г., и о взыскании алиментов на ребенка.

В обоснование своего иска Черткова указала, что Вихров признавал себя отцом ее сына, посещал ее в родильном доме, писал письма, в которых благодарил ее за рож­дение сына. Однако впоследствии он отказался подать заявление в орган загса о запи­си его в качестве отца ребенка. Во время судебного заседания Вихров заявил о том, что он заблуждался в отношении своего отцовства, поскольку к моменту зачатия вместе с Чертковой не находился. По его утверждению, Черткова встречалась в это время со своим первым мужем, который и является отцом ребенка.

Решите спор.

Задача 2.

В юридическую консультацию обратились граждане со следующими вопросами.

1. Соколов сообщил, что его несовершеннолетняя дочь в настоящее время беременна. Отцом ребенка, по мнению Соколова, является несовершеннолетний одноклассник дочери, который, однако, этого не хочет признавать.

Соколов хотел узнать, можно ли в данном случае установить отцовство в судебном порядке.

2.Пригов интересовался, может ли он оспорить отцовство. В 2001 году он вступил в брак с Борисовой, однако вскоре был призван в армию. Когда он вернулся домой после окончания службы, то узнал, что Борисова родила ребенка, отцом которого являлся другой мужчина. При регистрации ребенка отцом был записан Пригов.

3.Сокович сообщила, что она предъявила иск к Гришину об установлении отцовст­ва, однако последний отказывается проходить экспертизу. Она хотела бы узнать, мож­но ли провести такую экспертизу принудительно.

Дайте ответ на вопросы лиц, обратившихся в юридическую консультацию.

Задача 3.

Лапина обратилась с иском к Волину об установлении отцовства в отношении сына Александра. В исковом заявлении она указала, что с октября 2001 года находилась с ответчиком в близких отношениях. Сначала они проживали у матери ответчика, а в марте 2002 г. вселились в предоставленную Волину однокомнатную квартиру. В этой квартире они жили одной семьей, вели общее хозяйство, приобретали мебель и другие предметы домашнего обихода. Во второй половине января 2003 г. отношения с ответ­чиком ухудшились, и он переселился к своей матери. Отцом ребенка, родившегося 5 марта 2003 г., Волин себя не считает и отказывается содержать его.

Волин, оспаривая свое отцовство, заявил, что в период предполагаемого зачатия ребенка в близких отношениях с Лапиной не находился, так как Лапина в это время была за границей. Волин потребовал для выяснения происхождения ребенка назна­чить медицинскую экспертизу.

Подлежит ли иск удовлетворению?

Задача 4.

Супруги Никоновы в 2001 году расторгли брак. Причиной расторжения брака послу­жило пьянство мужа, отсутствие заботы о ребенке. Их восьмилетний сын был передан на воспитание матери. Выходные дни ребенок часто проводил с отцом, который на­страивал его против матери и отчима. После таких встреч ребенок приходил домой возбужденный, грубил матери, упрекал ее в расторжении брака с отцом. Обеспокоен­ная мать Никонова обратила внимание бывшего мужа на состояние ребенка после встреч с ним. Однако такой разговор оказался безрезультатным. Врач-психотерапевт, на консультацию к которому Никонова привела ребенка, посоветовал в течение какого-то времени не разрешать сыну видеться с отцом. После этого Никонова стала препят­ствовать своему бывшему мужу общаться с сыном.

Никонов, полагая, что мать ребенка препятствует ему принимать участие в воспи­тании ребенка, предъявил в суд иск о передаче ему сына на воспитание.

Решите спор.

Задача 5.

В 2001 году супруги Абрамовы, имеющие несовершеннолетнюю дочь Марину, рас­торгли брак. Девочка осталась проживать с матерью. В 2003 году Абрамова (мать ре­бенка) вышла замуж за Павлова и при вступлении в брак взяла его фамилию. Она об­ратилась с заявлением в органы опеки и попечительства об изменении также фамилии дочери, мотивируя это тем, что у них в семье хорошие отношения, отчим наладил кон­такт с девочкой. В настоящее время она ожидает рождения второго ребенка и хочет, чтобы дети носили одну фамилию.

Бывший муж Абрамовой, возражая против изменения фамилии дочери, пояснил, что он постоянно общается с ребенком, проводит с ней все выходные дни, отпуск, ме­жду ними существуют теплые родственные отношения.

Может ли орган опеки и попечительства отказать в просьбе родителей об изменении фамилии ребенку? Что при решении этого вопроса должно быть принято во внимание?

 

Задачи по теме 7:

Задача 1.

Ионов выплачивал алименты в размере 1 / 3 заработной платы на содержание дво­их несовершеннолетних детей. Алименты взыскивались с заработной платы, размер которой в соответствии с представленной справкой составлял 3000 руб. Через некото­рое время Ионова узнала, что бывший муж является преуспевающим бизнесменом и его доход значительно больше, чем тот, с которого выплачиваются алименты.

Должны ли взыскиваться алименты с доходов, которые получает бывший муж от занятий предпринимательской деятельностью? Предусмотрена ли ответственность мужа в этой ситуации?

Задача 2.

При расторжении брака между супругами Петровыми, имеющими троих несовер­шеннолетних детей, сыновья были переданы отцу, а девочка — матери. Заработная плата матери составляет 1 600 руб., а отца — 2400 руб.

При решении вопроса о содержании детей между супругами возник спор. Петрова просила взыскать алименты на содержание дочери, так как ее заработная плата ниже заработной платы бывшего мужа, и поэтому дочери придется жить в худших условиях, чем сыновьям. Петров, возражая против этого, просил взыскать с жены 25% ее зара­ботка, так как он будет содержать двоих детей, а она одного.

Как определяется судом размер алиментов в том случае, когда при каждом из ро­дителей остаются дети?

Задача 3.

Невзоров по решению суда выплачивал алименты на сына Юрия, 1989 года рожде­ния. В 2002 году Невзоров продал принадлежащий ему дом в деревне и предложил бывшей жене заплатить ей алименты сразу за оставшиеся годы вперед. Она отказа­лась от этого предложения, так как полагала, что трудно определить необходимую сумму в связи с инфляцией. Юрий не согласился с таким решением матери, так как он очень хотел купить мотоцикл, на приобретение которого в семье не было денег. Он без ведома матери заключил такое соглашение с отцом. На полученные деньги он приоб­рел мотоцикл, а остальные деньги положил на вклад в Сбербанке. Узнав об этом, мать Юрия обратилась в суд с заявлением о признании такого соглашения недействитель­ным, так как она категорически возражала против покупки сыном мотоцикла.

Решите спор.

Задача 4.

Решением суда от 15 марта 1997 г. Светикова была лишена родительских прав в отношении дочери Ольги, 1994 года рождения, за жестокое обращение с ребенком. Во взыскании с нее алиментов на содержание дочери судом было отказано, поскольку Светикова является матерью-одиночкой, а ребенок был передан на воспитание в одно из детских учреждений.

Правильное ли решение вынес суд?

Задача 5.

Ильин решением суда от 13 мая 1999 г. был обязан к уплате алиментов на сына Вадима. В январе 2000 года он уволился с работы и на протяжении трех лет нигде не работал и алиментов не платил.

Кто в данном случае должен определить задолженность по алиментам? Как опре­деляется и взыскивается задолженность по алиментам?

Задача 6.

Григорьева, 86 лет, имея троих совершеннолетних детей, один из которых — Гри­горьев СП. — работает, а двое других — Иванова И.П. и Максимова Н.П. — на пенсии, предъявила в суд г. Хабаровска иск о взыскании алиментов в твердой денежной сумме с работающего сына.

При рассмотрении этого дела суд установил, что заработная плата Григорьева СП. составляет 2800 руб. (то есть равна прожиточному минимуму в г. Хабаровске). Нахо­дящиеся на пенсии дочери Григорьевой получают пенсию по 1400 руб. в месяц каж­дая. Истица также получает пенсию в сумме 1300 руб.

Дети истицы в суде заявили, что ежегодно заготавливают на своих дачных участках для матери достаточное количество картофеля, которого практически хватает до сле­дующего урожая, консервированные овощи и оплачивают ежемесячно все расходы по содержанию приватизиров







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.