Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ





ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

ЛОГИСТИКИ

Объектом логистики, как известно, является сквозной мате­риальный поток, тем не менее на отдельных участках упра­вление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выполняют пять функциональных областей ло­гистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную, которые подробно изучают­ся в следующих главах учебника. В настоящем параграфе ука­жем специфику каждой функциональной области и ее место в общей системе логистики.

1. В процессе обеспечения предприятия сырьем и материа­лами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае на­рушения условий поставки. Любое производственное предприя­тие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функ­ции. Логистический подход к управлению материальными по­токами требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквоз­ным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия — потребителя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного раздела логистики — закупочной логистики.

На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяются условиями до­говора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия (рис. 25 а).

2. В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказываю­щего материальные услуги, в основном решаются задачи про­изводственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выпол­няется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товароденежные отношения. Поток идет не в результате за­ключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и распределения готовой продук­ции. Однако основной круг задач в этой области — управле­ние материальными потоками в процессе осуществления именно производства (рис. 25 б).

Производственное предприятие

 

3. При управлении материальными потоками в процессе ре­ализации готовой продукции решаются задачи распределитель­ной логистики. Это обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные предприятия, так и предпри­ятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность. К решению этих задач имеют отношение властные структу­ры, так как от организации распределения существенно зависит состояние экономики региона. Например, в случае неудовлетво­рительной организации системы распределения продовольствен­ных товаров в регионе положение местной власти будет неста­бильным.

Реализация функции распределения на производственном предприятии иначе называется сбытом продукции. На рис. 25 в показано, что в сферу внимания распределительной логистики материальный поток попадает еще находясь в производствен­ных цехах. Это означает, что вопросы тары и упаковки, раз­мера изготавливаемой партии и времени, к которому эта пар­тия должна быть изготовлена, а также много других вопро­сов, существенных для процесса реализации, начинают решать­ся на более ранних стадиях управления материальным пото­ком.

4. При управлении материальными потоками на транспорт­ных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы, выполня­емой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие группы (примерно равные):

работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специ­альным транспортным организациям (транспорт общего поль­зования);

работа, выполняемая собственным транспортом всех осталь­ных (нетранспортных) предприятий.

Также как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика чётко очерченных границ не имеет. Методы транспортной логистики применяются при организа­ции любых перевозок. Однако приоритетным объектом изуче­ния и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего поль­зования.

5. Информационная логистика. Результаты движения ма­териальных потоков находятся в прямой связи с рационально­стью организации движения информационных потоков. В по­следние десятилетия именно возможность эффективного упра­вления мощными информационными потоками позволила ста­вить и решать задачу сквозного управления потоками матери­альными. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специаль­ного раздела логистики — информационной логистики. Объект исследования здесь — информационные системы, обеспечиваю­щие управление материальными потоками, используемая микро­процессорная техника, информационные технологии и другие во­просы, связанные с организацией информационных потоков (со­пряженных с материальными).

Информационная логистика тесно связана с остальными функциональными областями логистики. Этот раздел рассма­тривает организацию информационных потоков внутри пред­приятия, а также обмен информацией между различными участ­никами логистических процессов, находящимися на значитель­ных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).


ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА

ЗАДАЧА ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА

После того, как решена задача «делать или покупать» предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечне и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.

1 Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

объявление конкурса;

— изучение рекламных материалов: фирменных ка1али объявлений в средствах массовой информации и т. п.;

- посещение выставок и ярмарок;

— переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятии формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2 Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляе­мой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

— удаленность поставщика от потребителя;

— сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

— наличие резервных мощностей;

— организация управления качеством у поставщика;

— психологический климат у поставщика (возможности за­бастовок);

— способность обеспечить поставку запасных частей в тече­ние всего срока службы поставляемого оборудования;

— финансовое положение поставщика, его кредитоспособ­ность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формиру­ется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают ре­зультаты работы по уже заключенным договорам. Для этого раз­рабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчи­тать рейтинг* поставщика. Перед расчетом рейтинга необходи­мо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производствен­ного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплек­тующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых то­варов в торговле — к резкому падению прибыли торгового пред­приятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Приведем пример расчета рейтинга поставщика (табл. 5). Допустим, что предприятию необходимо закупить товар А, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками службы снабжения, приведена в табл. 5.

-

* Рейтинг — субъективная оценка какого-либо явления по заданной шка­ле. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация объек­тов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). Рейтинг может служить основой для построения шкал оценок, в частности, при оценке надежности отдельных поставщиков (35).


Таблица 5

ЛОГИСТИКА ЗАКУПОК

План лекции

1. Задачи и функции закупочной логистики

2. Процесс приобретения материалов и его основные стадии

3. Определение потребности в материалах

4. Обеспечение производства материалами

5. Методы расчета поставок

Пример 4

Мебельная фабрика выпускает рабочие столы для комплекто­вания кухонной мебели. В столе размещается мойка, которая, в свою очередь, комплектуется смесителем холодной и горячей воды.

Потребность в мойке и смесителях именуется вторичной, по­скольку она может быть определена из первичной потребности (количества рабочих столов). Если мойки и смесители поставля­ются в торговую сеть в качестве необходимых запасных частей, то имеет место и первичная, и вторичная потребность в этих из­делиях.

При расчете вторичной потребности предполагаются заданны­ми: первичная потребность, включающая сведения об объемах и сроках; спецификации или сведения о применяемости; возможные дополнительные поставки; количество материалов, находящихся в распоряжении предприятия. Поэтому для определения вторич­ной потребности используются детерминированные методы рас­чета. Если такой способ установления потребности невозможен из-за отсутствия спецификаций или незначительной потребности в материалах, то ее прогнозируют, используя данные о расходе сы­рья и материалов.

Под третичной понимается потребность производства во вспомогательных материалах и изнашивающимся инструменте. Она может быть определена исходя из вторичной на основе пока­зателей использования материалов (детерминированное определе­ние потребности), путем проведения стохастических расчетов на основе расхода имеющихся материалов или экспертным путем.

В зависимости от учета наличных запасов различают брутто- и нетто-потребности в материалах.

Под брутто-потребностыо понимается потребность в матери­алах на плановый период без учета запасов на складе или в про­изводстве. Соответственно под нетто-потребностыо понимает­ся потребность в материалах на плановый период с учетом налич­ных запасов. Она определяется как разность между брутто-потребностыо и наличными складскими запасами к опре­деленному сроку.

Пример 5

Пусть по одной из позиций материалов имеет место как пер­вичная, так и вторичная потребность. В данном случае речь мо­жет идти о сборочных единицах, которые используются как комплектующие при изготовлении изделия (вторичная потребность), и поставляются на рынок в виде запасных частей (первичная потреб­ность). Из табл. 2 видно, что брутто-потребность определяется из первичной и вторичной потребности. На складе имеется 450 ед. материала. Нетто-потребность составляет 650 ед. (1100 - 450). Для определения нетто-потребности на определенный период из склад­ских запасов всякий раз вычитается объем, не превышающий не­обходимого для ее удовлетворения. Так, по периодам: период 1 — нетто-потребность отсутствует, так как складские запасы превы­шают брутто-потребность; период 2 — нетто-потребность отсут­ствует, складские запасы на начало периода равны 210 ед. (450 -- 240); период 3 — величина наличных запасов составляет 50 ед. (210 - 160) и нетто-потребность — 170 ед. (220 - 50).

Таблица 2

РАСЧЕТ БРУТТО- И НЕТТО-ПОТРЕБНОСТЕЙ В ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ (ЕД.)

Показатели   Значение показателя по периодам   Итого  
           
Первичная потребность в запасных частях                
Вторичная потребность                
Брутто-потребность                
Наличный запас                
Нетто-потребность   —   —            

 

На практике суммарная потребность в материалах увеличива­ется относительно показателя брутто на дополнительную потреб­ность, обусловленную браком в производстве и проведением ра­бот по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. После сопоставления с величиной наличных складских запасов остаточная потребность корректируется на величину текущих за­пасов.


Соотношение различных видов потребностей в материалах показано на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Соотношение различных видов потребностей в материалах

Методы определения потребностей. Необходимым услови­ем эффективного управления материальными потоками является знание потребности на перспективу. Для ее определения могут ис­пользоваться следующие методы:

• детерминированные методы расчета в соответствии с пла­ном производства и имеющимися спецификациями на вы­пускаемую продукцию;

• стохастические методы расчета;

• субъектная оценка по заключениям экспертов.

Классификация перечисленных методов представлена на рис. 3.


Рис. 3. Классификация методов определения потребностей

Детерминированные методы расчета служат для расчета вто­ричной потребности в материалах при известной первичной. При аналитическом методе расчет идет от изделия (его спецификации) по ступеням иерархии сверху вниз. Синтетический метод предпо­лагает проведение расчетов для каждой группы деталей исходя из степени их применяемости на отдельных ступенях иерархии.

Стохастические методы расчета позволяют установить ожи­даемую потребность на основе числовых данных, характеризую­щих ее изменения на протяжении определенного промежутка вре­мени. С этой целью используют аппроксимацию средних значе­ний, метод экспоненциального сглаживания и регрессионного анализа.

Аппроксимация средних значений используется в условиях, ког­да потребность в материалах колеблется по месяцам при устой­чивом среднем значении.

Прогнозирование этим методом представляет собой процеду­ру усреднения известных значений потребности в материалах.

Метод экспоненциального сглаживания применяют в том слу­чае, когда прогнозирование процесса изменения потребности в материальных ресурсах производится на основе уровней ряда ди­намики, веса которых убывают по мере отдаления данного уровня от момента прогноза. Для этой цели в расчеты вводится посто­янный коэффициент сглаживания а, значение которого подби­рается таким образом, чтобы свести ошибку прогноза к мини­муму.

Уравнение прогноза, учитывающее экспоненциальное сглажи­вание, записывается в следующем виде:

где у0 — величина, характеризующая некоторые начальные условия.

Регрессионный анализ предполагает приближение известных тенденций потребления материальных ресурсов с помощью мате­матических функций, которые могут быть экстраполированы на будущий период. В соответствии с характером зависимости раз­личают линейный и нелинейный регрессионный анализ. Метод линейной регрессии целесообразно применять при условно-про­порциональном росте потребления. Если кривая потребности не аппроксимируется с помощью прямой, то применяется нелиней­ный регрессионный анализ.

 

Методы расчета поставок

Определение экономичного размера заказа

Определение оптимального размера производимой партии

• Определение экономичного размера заказа при условии оптовой скидки

• Определение экономичного размера заказа при
допущении дефицита

Определение экономичного размера заказа. Экономичным раз­мером заказа является величина партии материалов, которая по­зволит сократить до минимума ежегодную общую сумму расхо­дов на выполнение заказа и хранение материалов. Методика оп­ределения экономичного размера заказа заключается в сравнении преимуществ и недостатков приобретения материалов большими и малыми партиями и в выборе размера заказа, соответствующе­го минимальной величине общих расходов на пополнение запасов. Соотношение размера заказа и расходов на поставку (выполнение заказов) и хранение материалов графически изображено на рис. 5.

 

Пусть х — число единиц, закупаемых в результате одного за­каза. По мере того, как возрастает число закупаемых единиц ма­териала, текущие расходы на хранение материалов (содержание запасов) увеличиваются (кривая 2). Одновременно с этим, при увеличении размера партии, количество заказов в год снижается. Это приводит к уменьшению расходов, связанных с выполнением заказов (кривая 3). Как видно из рис. 5, кривая общих годовых расходов (кривая 1) имеет минимум при х = хо.

Покажем данную зависимость на примере.

Пример 6

Пусть годовая потребность в материалах составляет 500 ед. и выполняется только один заказ (рис. 6). В этом случае запас мате­риалов на протяжении года постепенно уменьшается с 500 ед. до нуля и средний уровень запаса составляет 250 ед. Текущие расходы на содержание запасов определяются из расчета их среднего уровня, а расходы на выполнение заказа возникают один раз в год.



 


 

На основе количественной оценки зависимостей расходов на закупку и хранение материалов от количества закупаемого мате­риала можно определить размер заказа, минимизирующий вели­чину общих расходов при следующих допущениях.

1. Общее число единиц материала, составляющих годовые запа­сы, известно.

2. Величина спроса неизменна.

3. Выполнение заказов происходит немедленно, т.е. заказы выпол­няют в установленные сроки, время опережения известно и постоянно.

4. Расходы на оформление не зависят от их размера.

5. Цена на материал не изменяется в течение рассматриваемого периода времени.

В соответствии с принятыми допущениями расходы на выпол­нение заказа и содержание запасов могут быть выражены форму­лой


где С | и С2 — соответственно постоянные и переменные расходы, свя­занные с выполнением заказа и содержанием материалов; п — ко­личество заказов в год; q/2 — средний размер запаса.

Экономичный размер заказа определяется по формуле

где Q — годовая потребность в материале.

Пример 7

Примем следующие значения расходов: С, — расходы на по­ставку единицы материалов — 8,33 ден. ед./ед.; С2 — годовые расходы на содержание запасов — 0,1 ден. ед./ед. Годовая потреб­ность в материале Q = 1500 ед. Тогда экономичный размер заказа составляет

Это означает, что ежегодно число заказов материалов п = 3 (1500/500). Поскольку спрос предполагается постоянным в тече­ние, года, заказ должен размещаться каждые 80 (240/3) рабочих дней в году.

Из рис. 7 видно, что экономичный размер заказа находится в той области кривой суммарных расходов, которая имеет относи­тельно пологий характер. Фактически суммарные расходы изме­няются следующим образом: при размере заказываемой партии 400 ед. они составляют 51,24 ден. ед., при 500 ед. — 50,00 ден. ед., при 600 ед. — 50,83 ден. ед. и при 700 ед. — 52,86 ден. ед. Из приведенных данных следует, что при возрастании размера зака­за на 40% по сравнению с его оптимальной величиной наблюда­ется незначительный рост суммарных расходов всего на 5,72%.

 

Приведенная формула устанавливает экономичный размер за­каза для условий равномерного и строго определенного (детерми­нированного) потребления запасов. В практике работы предприятия могут иметь место некоторые частные отклонения от этих условий:

1) затянувшаяся поставка. В этом случае материал доставляется не разово, а в течение того или иного времени с определенной интенсивностью и потребляется производством равномерно. Его использование начинается сразу же после начала поставок до того, как вся поставка фактически завершится;


2) ускоренное использование. В этом случае интенсивность по­требления запасов такова, что возможен дефицит материала.

С учетом отмеченных специальных условий строят частные модели по определению экономичного размера заказа.

Пример 8


Период пополнения запаса будет равен


Общее время цикла

Предположим, что деталь производится на предприятии и расходы на подготовку производства равны 8,33 ден. ед. /ед. Годовое потребление деталей составляет 1500 ед., расходы на содержание единицы запаса 0,1 ден. ед., а объем годового вы­пуска продукции— 12 000 ед. Обратим внимание, что перечис­ленные исходные данные нами использовались ранее в примере 7. Оптимальный размер производимой партии составит

Определение экономичного размера заказа при условии опто­вой скидки. Если предоставляется оптовая скидка, то для опреде­ления экономичного размера, заказа приходится делать несколько расчетов, так как функция суммарных издержек перестает быть непрерывной. Для нахождения глобального минимума такой фун­кции необходимо исследовать ее локальные минимумы, причем некоторые из них могут оказаться в точках разрыва цен.

Пример 9

Предположим, что поставщик предложил следующие цены, учитывающие скидки за количество:

Цена, ден. ед. Размер заказа

2,00 0 — 9999

1,60 10000 — 19999

1,40 20 000 и более.

Удельные затраты потребителя на содержание запасов со­ответственно равны 0,4; 0,32 и 0,28 ден. ед. Годовое потребле­ние 1 000 000 ед. и затраты на поставку 28,8 ден. ед. Оптимальный размер заказа без учета скидок при цене 2,00 ден. ед. равен


Если дается 20%-ная скидка и установлена цена в 1,6 ден. ед.


Прицепе 1,4ден. ед. получим


Расчеты показывают, что экономичный размер заказа при цене 2,00 ден. ед. превышает верхний предел заказываемого количества (9999 ед.), поэтому любой размер партии, равный или несколько меньший 10 000 ед., будет невыгоден. Поскольку расчет оптималь­ной величины партии ведется на основе определения суммарных годовых расходов, произведем их сравнение только для партий, больших 10000 ед.

Мы нашли, что для цены 1,6 ден. ед. размер заказа равен 13 416 ед. С учетом полученных данных рассчитаем суммарные годовые расходы

Для нахождения общих годовых расходов при цене 1,40 ден. ед. и предложенной структуре оптовых скидок к цене мы должны использовать минимальный объем партии в 20 000 ед., а не вели­чину равен 14 350 ед., рассчитанную выше. Для этого случая сум­марные годовые расходы будут составлять

Из приведенных расчетов можно сделать вывод, что целесооб­разны закупки партиями по 20 000 ед. Покупать большими или меньшими партиями менее выгодно.

Кривая суммарных годовых расходов для рассмотренного при­мера приведена на рис. 9 (график отражает вид зависимости, ха­рактерной для данного примера).

Определение экономичного размера заказа при допущении дефицита. В классической модели экономичного размера заказа де­фицит продукции, необходимой для производства, не предусмотрен. Однако в случаях, когда потери из-за дефицита сравнимы с расходами на содержание излишних запасов, дефицит допустим. При наличии его модель экономичного размера заказа требует учета определенных методических особенностей. Наиболее общий случай движения текущего запаса при допущении Дефицита ма­териала представлен на рис. 10, где qn — размер запаса в начале каждого интервала между поставками t (максимальный запас при дефиците). Весь интервал t делится на два периода:

1) время, в течение которого запас на складе имеется в наличии, t,;

Экономичный размер заказа определяется по формуле

где С3 — годовые потери из-за дефицита продукции.

2) время, в течение которого запас отсутствует, t2. Начальный размер запаса qrt в этих условиях принят несколько меньше, чем оптимальный размер партии qonT. Задача управления запасом сводится к количественному определению размера снижения и установлению рациональной величины начального запаса. Критерием оптимальности партии поставки является минимальная сумма транспортно-заготовительных расходов, расходов на содержание запаса и потери из-за дефицита.

где С3 — годовые потери из-за дефицита продукции.

При значительном увеличении С3 отношение С3/(С2 + С3) при­ближается к 1 и оптимальный размер партий стремится к значению, которое было бы при отсутствии дефицита запасов. Если потери из-за дефицита незначительны, то отношение С3/(С2 + С3) стремится к нулю, а оптимальный размер партии — к бесконеч­ности, т.е. допускается большой дефицит запаса.

Пример 10


Общее время цикла

Пусть экономичный размер заказа деталей хо равен 500 ед. и потери из-за дефицита составляют 0,20 ден. ед. в год. Находим

Приведенные расчеты показывают, что в том случае, когда до­пускается дефицит, имеет место увеличение экономичного разме­ра заказа (613 ед. вместо 500 ед.) и большее время цикла между точками заказов (0,41 года вместо 0,33 года).

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.