Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О способах приобретения латинами римского гражданства.





28. Латиняне приобретают права римского гражданства многими способами.

29. И так уже по закону Элия Сенция рабы, отпущенные на волю в возрасте, меньшем тридцати лет, и сделавшиеся латинскими гражданами, приобретают римское гражданство, после того как они женятся или на римских гражданках, или на латынянках, поселившихся в колониях, или на женщине того же состояния какого они сами, и засвидетельствуют брак в присутствии совершеннолетних римских граждан, в числе, не меньшем семи, и после того как сыну, которого они приживут, будет год. По упомянутому закону такой латин имеет право обращаться к претору, а в провинциях к наместнику, и доказать, что он, латин, женат по закону Элия Сенция, и что у него от жены годовалый сын и, если претор или наместник заявят, что дело доказано, то и сам латин, и жена его, если она того же состояния, что и муж, и их сын, если и он того же состояния, признаются согласно приказу римскими гражданами

30. Мы прибавили к последнему выражению "если и он (сын) того же состояния", потому что дитя римской гражданки, жены латина рождается в силу нового сенатского постановления, которое издано по почину блаженной памяти Адриана, римским гражданином.)

31. Хотя право получить римское гражданство имели по закону Элия Сенцпя только те, которые сделались латинами, будучи отпущены на волю не достигнув 30-тилетнего возраста, однако впоследствии в силу сенатского постановленя, изданного во время консульства Пегаса и Пузиона, это право предоставлено было и тем, которые, будучи отпущены на волю в возрасте старшем тридцати лет, сделались латинами.

32. Впрочем, если бы латин и умер раньше, нежели доказал для годовалого ребенка право римского гражданства, то и мать может защищать дело сына, и в таком случае она получает римское гражданство; сын, как рожденный в законном браке, становится преемником отцовского наследства в качестве как бы postum'a, т.е. родившегося как бы после смерти отца. Если же родители умерли, то сын, для которого важно получить вместе с римским гражданством и наследство, может сам предъявлять свои права, но так, чтобы опекун несовершеннолетнего доказывал и вел дело.

32а Все, что сказано здесь о ребенке мужского пола, имеет силу и в отношении ребенка женского пола.

32b Если раб становится бонитарною собственностью одного господина и квиритскою другого, то один из них может дать начало освобождению его, а другой дополнить таковое посредством вторичного отпущения на волю.

32с Кроме того, латин может приобретать квиритское право, если построил морской корабль, вмещающий не менее десяти тысяч мер хлеба в зерне, или если постарается приобрести другие корабли, или же если тот же самый корабль или другой, представленный вместо потонувшего будет шесть лет доставлять хлеб в Рим; это постановляется на основании эдикта блаженной памяти Клавдия.

33 Кроме того эдиктом Нерона постановляется, чтобы латинянин получал квиритское право, когда будет иметь имущество, перешедшее по наследству от отца, ценностью в 10,000 сестерций и коль скоро построит в Риме дом, на который он израсходует не менее половины имущества, перешедшего от отца.

34 Наконец Траян постановил, чтобы латину предоставлять квиритское право, если он содержал в Риме в течение трех лет мельницу, выработы-вавшую ежедневно не менее 100 мер хлеба.

35 Если (раб) приобрел латинскую свободу от господина, которому он только принадлежал по преторскому праву, то он нуждается в соизволении со стороны того господина, которому принадлежал по квиритскому праву. Ибо, если раб принадлежит одному и тому же господину и по преторскому и по квиритскому праву, то, будучи отпущен тем же господином на волю, может, конечно, и сделаться латинцем, и приобресть квиритское право.

36 Не всякий желающий может отпускать раба на волю.

37 Отпущение раба на волю во вред кредиторам или патрону, не имеет значения, так как закон Элия Сенция уничтожает свободу.

38 Точно также по тому же самому закону господин, которому менее двадцати лет, только тогда может отпускать на волю, когда отпущение совершается посредством суда, и когда законное основание отпущения доказано перед советом.

39 Законным же основанием отпущения на волю считается, например, когда кто отпускает на волю отца, или мать,или воспитателя, или молочного брата. Однако и те причины, которые мы исчислили выше при освобождении раба, не достигшего тридцатилетнего возраста, могут быть отнесены тоже к настоящему случаю. С другой стороны основания, изложенные по отношению к господину, которому менее 20 лет, можно отнести тоже к рабу, которому не менее 30-ти лет.

40 Так как законом Элия Сенция для господ, которым менее 20 лет, установлены известные пределы и ограничения при отпущении на волю, то отсюда следует, что достигший 14-летнего возраста, хотя и может составлять завещание, назначать себе в нем наследника и установлять отказы, но не может предоставлять рабу свободы, не достигши 20 лет.

41 Если бы господин, которому меньше 20 лет, захотел сделать раба только латином, то он тем не менее должен исходатайствовать одобрение со стороны совета и затем отпустить раба на волю между друзьями.

42. Кроме того закон Фуфия Каниния установил: известные пределы при отпущении рабов на волю по завещательному объявлению.

43. И так, тому, у кого более двух и не более десяти рабов, дозволяется отпускать на волю половину этого числа; тому же, у кого будет более 10 и не более тридцати рабов, дозволяется отпускать на волю не более трети. Имеющий опять от 30 до 100 рабов, может по усмотрению отпустить на волю четвертую часть рабов. Накониц тому, кто располагает от ста до пятисот рабами, дозволяется освободить пятую часть рабов. Большее число не принимается в рассчет, но закон предписывает, чтобы никто не имел права отпускать на волю более сотни, а если кто имеет всего только одного двух рабов, то закон по отношению к нему ничего не определяет, и вследствие этого ему предоставляется возможность отпускать по усмотрению на волю.

44. Упомянутый закон не относится вообще и к тем, которые отпускают на волю не завещательным объявлением. Посему те, которые отпускают рабов на волю посредством суда, или занесением в цензорский список, или в присутствии друзей, могут освобождать всех своих рабов, конечно, если освобождению не препятствует какая-нибудь другая причина,

45. Сказанное нами о числе рабов, отпускаемых по завещанию, следует понимать в том смысле, что из того числа, из которого может быть освобождена| половина, третья, четвертая или пятая часть, дозволено во всяком случае отпускать на волю столько, сколько дозволялось и из предшествующего числа. Это предусмотрено и самим законом, ибо было бы нелепо, если бы из десяти рабов можно было освободить 5 рабов, так как господину дозволяется отпускать до половины этого числа, а располагающий, например, 12 рабами мог бы освобождать только четырех. Но тем, у которых больше 10 и не больше 30 рабов, можно во всяком случае отпускать на волю тоже пять рабов, подобно тому, кто владеет десятью.

46 Если рабам, перечисленным в завещании без известного порядка, дана будет свобода, то никто не будет свободен, так как нет определенной очереди отпущения на волю, да и закон Фуфия Каниния отменил и уничтожил все то, что совершено во вред и ущерб его; существуют даже особые сенатские постановления, которые делают недействительным все то, что было придумано для обхода этого закона.

47 Вообще следует знать, что на основании закона Элия Сенция рабы, отпускаемые на волю во вред и для обмана верителей, не получают свободы;то же самое относится и к иностранцам, потому что так порешил сенат по приказанию императора Адриана. Остальные определения этого закона не касаются иностранцев.

48. Следует другое деление в праве лиц. Именно, одни лица самовласт-, другие подчинены чужому праву.

49 Из-подвластных опять одни находятся под властью отца, другие под властью мужа, третьи в кабальной зависимости от другого.

50 Рассмотрим сперва тех, которые подчинены чужому праву, потому что, если мы узнаем, что это за лица, то вместе с тем поймем, какие лица самовластны.

51 Сперва разберем тех, которые находятся под властью другого.

52 Итак под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину.

53 Но в настоящее время никому из-подданных римского народа не дозволяется чрезмерно жестоко поступать с своими рабами без законной причины. Именно по постановлению императора Антонина Благочестивого тот, кто без причины убьет своего раба, подвергается не меньшей ответст­венности, чем тот, кто убил чужого раба. И даже излишняя суровость господ обуздывается указом того же императора. Ибо Антонин, получив запрос от некоторых наместников провинций, как поступать с теми рабами, которые ищут убежища в храмах или у статуй императоров, предписал: в случае если бы жестокость господ показалась невыносимою, их нужно принуждать продать своих рабов в другие руки. И то, и другое по справедливости, так как мы не должны злоупотреблять предоставленным нам правом. На том же основании расточителям воспрещено управлять своим имуществом.

54 Впрочем, так как римские граждане имеют двоякую собственность (ибо раб считает собственностью каждого или по преторскому, или по квиритскому праву, или по тому и другому вместе), то мы будем считать раба только тогда под властью господина, когда он принадлежит ему по преторскому праву, хотя бы в тоже время господин и не обладал по отношению к нему квиритским правом; ибо тот, кто только по квиритскому праву есть собственник раба, не считается полным его господином.

55 Равным образом под нашею властью состоят наши дети, рожденные в законном браке; право это есть особенность (исключительное достояние) римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть, какую мы имеем. Это и высказал император Адриан в своем эдикте, объявленном тем, которые ходатайствовали о признании римского гражданства за ними и их детьми; я впрочем хорошо знаю, что народ Галатов верит, что дети их находятся во власти своих родителей.

56 Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках, или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (т.е. признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями); а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.

57. Вследствие этого и некоторым ветеранам предоставляется императорскими указами право вступать в брак с теми латинянками или иностранками, на которых женились после отставки от военной службы, и дети, рожденные от этого брака, делаются римскими гражданами и состоят под отцовской властью.

58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключать настоящего брака.

58а.С другой стороны, и не на всякой свободной женщине позволено нам жениться; ибо от брака с некоторыми женщинами надлежит воздержаться.

59.В самом деле, браки не могуть быть заключаемы между теми лицами, которые состоят в родственной связи, и не обладают jus connubii, как наример между отцом и дочерью, между сыном и матерью, или дедом и внучкой; и если такие лица соединятся, то брак, ими заключенный, счита-естся преступным и кровосмесительным. И это так строго наблюдается, что, хотя бы они стали друг к другу в отношении восходящих и нисходящих чрез усыновление - они не могут сочетаться браком, так что даже по прекращении усыновления существует то же запрещение. Таким образом мы не можем жениться на той, которая в силу усыновления стала нашей дочерью или внучкою, хотя бы мы освободили ее из-под отеческой власти.

60. Нечто подобное, хотя не в столь большой степени, наблюдается между теми лицами, кои соединены узами бокового родства.

61. В самом деле, брак между братом и сестрою безусловно запрещен, роджены ли они от одного и того же отца и одной и той же матери, или от одного из нихх. Но, если какая-либо женщина чрез усыновление сделается моею сестрою, то, пока усыновление существует, конечно, не может быть брака между мною и ею; когда же чрез освобождение из-под отеческой власти усыновление прекратится, то я могу на ней жениться; но и в том случае, когда и я буду освобожден из-под отеческой власти, нет препятствия к браку.

62. Брат может жениться на дочери брата; это вошло в обычай с тех пор, как блаженной памяти Клавдий женился на Агриппине, дочери своего брата.не позволяется однако жениться на дочери сестры: так постановляют указы императоров. Точно также воспрещено жениться на тетке по отцу и на сестре матери.

63. Нельзя также жениться на той, которая была твоею тещею, невесткою, падчерицею, мачехою. Мы сказали "была" потому что, когда существует то брачное отношение, вследствие которого возникло такое свойство, брак безусловно не возможен уже по той причине, что одна и та же женщина не может быть замужем за двоими, и мужчина не может иметь разом двух жен.

64. Итак, если кто совершил незаконный и кровосмесительный брак, то он, по-видимому, не имеет ни жены, ни детей; поэтому дети, которые рождаются от этой связи, имеют только мать, отец же их неизвестен, вследствие чего они не состоят под отеческой властью; они занимают то же положение, что дети, прижитые в незаконной связи, ибо сии последние признаются неимеющими отца, потому что отец их неизвестен. Поэтому их обыкновенно называют spurii, или от греческого слова ------------------, т.е. как бы дети без отца.

65 Иногда случается, что дети, которые с момента рождения не состоят под властью восходящих, впоследствии приводятся под отцовскую власть.

66 Если например латинянин, женившийся по закону Элия Сенция, приживет с женою, латинскою гражданкою, сына - латинского гражданина, или с римскою гражданкою - сына, римского гражданина, то не будет его иметь под отцовскою властью, но если впоследствии этот латинянин доказал причину и получил квиритское право, то сын с этого момента переходит под власть отца.

67 Точно также, если римский гражданин по неведению вступил в супружество с латинской гражданкой или с иностранкой, считая ее римскою гражданкою,то он не имеет над родившимся от этого брака сыном прав отеческой власти, так как сын этот не считается даже римским гражданином, только латинянином, или иностранцем, т.е. причисляется к состоянию матери: сын ведь лишь в том случае наследует состояние отца, когда между отцом и его матерью состояло connubium. Но по сенатскому постановлению разрешается судебным путем обнаружить ошибку: тогда мать и сын приобретают права римского гражданства, и с этого времени сын находится под властью отца. То же самое имеет место, когда римлянин по неведению женится на принадлежащей к числу покоренных, с тою разве разницей, что жена не сделается тогда римскою гражданкою.

68 Равным образом, если римская гражданка по ошибке выйдет замуж за иностранца, считая его римлянином, то ей разрешается судебным порядком доказать и поправить ошибку: тогда сын и супруг приобретают римское гражданство, и, конечно, сын вместе с тем переходит под власть отца. Тоже самое постановил закон на тот случай, когда римская гражданка вступила в брак, по правилам закона Элия Сенция, с иностранцем, которого считали латином: к этому случаю относится тоже специальное сенатское постановление. Тех же правил до известной степени держится закон на случай, когда римская гражданка выйдет замуж за принадлежащего к числу покоренных, считая его или римлянином или латином согласно закону Элия Сенция, с тою, конечно, разницей, что покоренный остается в том же состоянии, а вследствие этого сын, хотя и считается римским гражданином, не переходит под власть отца.

69 Точно также, если латинянка выйдет по закону Элия Сенция замуж за иностранца, принимая его за латина, то может, в силу сенатского постановления, после рождения сына, доказать и поправить ошибку, а тогда все приобретают права римского гражданства, и сын переходит под власть отца.

70. Таковы же предписания закона на тот случай, когда латин, согласно закону Элия Сенция вступил в брак с иностранкой, считая ее по ошибке латинкой или римскою гражданкой.

71. Кроме того, если римский гражданин, который считал себя латинцем, женился на латинянке, то ему разрешается по рождении сына судебным путем доказать ошибку, как если бы он женился согласно закону Элия Сенция. Точно также и те, которые, будучи римскими гражданами, считали себя иностранцами и вступили в брак с иностранками в силу того же сенатского постановления, по рождении сына, могут доказать и поправить ошибку, после этого жена получает права римского гражданства, сын же не тоямго делается римским гражданином, но и переходит под власть отца. )

72. Все сказанное о сыне имеет силу и по отношению к дочери.

73. Возраст дочери и сына не имеет (ровно) никакого значения при доказывании причины ошибки, так как об этом ничего не упоминается в сенатском постановлении, разве только, если идет речь о латине или латинянке, так как по самому закону Элия Сенция в этом случае действительно причина ошибки может быть доказана лишь тогда, когда ребенку их (сыну или дочери) минет год. Я впрочем хорошо знаю, что в каком-то рескрипте блаженной памяти Адриана помещается определение, будто ребенку необходимо иметь не менее года от роду для того, чтобы доказать и поправить ошибку; но не всегда то, что император постановляет в форме рескрипта, должно иметь всеобщее значение и обязательную силу.

74 С другой стороны, позволяется тоже на основании императорского рескрипта иностранцу, который по ошибке женился, доказать причину такой ошибки, так как случилось однажды, что иностранец женился, согласно закону Элия Сенция, на римской гражданке, которая считала мужа латином,а по рождении сына приобрел римское гражданство иным способом. Когда затем возник вопрос,может ли он доказывать причину ошибки, то император Антонин ответил, что названный иностранец может доказывать ошибку совершенно так, как если бы он остался иностранцем; из этого мы заключаем, что даже иностранец может доказывать причину ошибки.

75. Из сказанного видно, что женится ли римлянин на иностранке или иностранец на римской гражданке, сын их родится иностранцем; но если такой брак совершен по ошибке, то, на основании сенатского постановления. можно ошибку эту исправить согласно тому, что мы прежде сказали. Если же не было никакой ошибки, и вступившие в брак хорошо знали свое состояние, то ни в коем случае недостаток этого брачного союза не может быть.исправлен.

76. Не подлежит сомнению, что брак, заключенный между римским гражданином и такою иностранкой, с которою существовало jus connubii, как мы»то и прежде сказали, считался законным, и тогда дитя от этого брака было римским гражданином и находилось во власти отца.

77. Точно также, если римлянка выйдет замуж за иностранца, то сын от этого брака, если состояло jus connubii по праву иностранцев, остается иностранцем и законным сыном отца, как если бы отец прижил его от брака с иностранкою. В настоящее время, в силу сенатского постановления, изданного по почину блаженной памяти Адриана, сын считается законным сыном отца, хотя между римской гражданкой и иностранцем не было jus connubii.

78 Мы сказали выше, что сын римской гражданки и иностранца рождается иностранцем, хотя бы между ними не было jus connubii. Это уже было прежде постановлено законом Миниция, который сверх того определяет, что сын от брака между римским гражданином и иностранкой рождается иностранцем, хотя бы не существовало connubium. В первом случае закон Миниция был необходим, ибо иначе всегда тот, который рождается от родителей, между которыми не было jus connubii, по общенародному праву наследовал положение матери, а не отца. С другой стороны, та часть закона, которая определяет, что от римского гражданина и иностранки рождается иностранец, не представляет ничего нового и совсем излишня, ибо даже без этого закона будет то же самое по началам общечеловеческого права.

79 Это до того установилось, что даже сын от брака между римским гражданином и латинянкой следует состоянию матери, хотя к этому случаю закон Миниция не относится; упомянутый закон обнимает собою ведь не только иностранцев, но даже тех, которые называются латинами; равно и других латинов, которые, хотя имели собственные области и собственное управление, но причислялись к иностранцам.

80 Наоборот, на том же основании от латина и римской гражданки, будет ли заключен брак по закону Элия Сенция или иначе, происходил римский гражданин. Однако некоторые думали, что от брака, заключенного по закону Элия Сенция рождается латинянин, так как, по-видимому, в этом случае предполагалось существование connubii по закону Элия Сенция и Юния, a connubium имеет всегда последствием то, что дитя наследует состояние отца, в браке же, иначе заключенном, рождающийся следует по общенародному праву состоянию матери и потому он римский гражданин. Но мы пользуемся тем правом в силу сенатского постановления изданного по почину блаженной памяти Адриана, именно, чтобы рождающийся от латинянина и римской гражданки родился во всяком случае римлянином.

81 Сообразно с этим, сенатское постановление, изданное по почину божественного Адриана, определяет, что дитя латина и иностранки, равным образом иностранца и латинянки, наследует состояние матери.

82 С этим согласно и то, что от рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб и наоборот, от свободной и раба рождается свободное дитя.

83 Однако мы должны заметить, что ни закон, ни постановление, имеющее силу закона, не изменило в каком-нибудь случае правила общенародного права.

84. Итак по сенатскому постановлению Клавдия римская гражданка, которая вступила в половую связь с чужим рабом с ведома его господина, могла сама на основании договора остаться свободною, и все-таки родить раба; ибо соглашение между нею и господином этого раба, на основании упомянутого сенатского постановления, считалось действительным. Но затем император Адриан, признавая несправедливость дела и неуместность такого постановления, восстановил (в видах гуманности) правило общенародного права, именно, чтобы от свободной женщины родилось свободное дитя.

85. Равным образом по латинскому закону дети рабыни и свободного признавались свободными; ибо этим законом определяется, чтобы, если кто имеет сношение с чужою рабою, которую считал свободною, рождались свободные, если они только мужского пола, а если родившиеся женского пола, чтобы они принадлежали тому, рабынею которого была мать. Но и в этом случае блаженной памяти Веспасиан, по поводу неприличия такого закона, восстановил положение общенародного права, именно, чтобы родившиеся,. даже если они мужского пола, во всяком случае, были рабами того, чьей рабынею была и мать.

86. Но осталась в своей силе та часть того же закона, по которой от свободной женщины и чужого раба, которого свободная считала рабом, рождались рабы. Таким образом у тех, у которых не применяется такой закон, дитя наследует, по общенародному праву, состояние матери и потому оно свободно.

87. Нет сомнения, что в тех же самых случаях, в которых дитя наследует состояние мптери, а не отца, оно не подчиняется власти отца, хотя бы последнийl и был римским гражданином, и потому мы указали выше, что в некоторых случаях, в которых брак заключался по ошибке и незаконно, сенат приходит в помощь и исправляет порок брачного союза, и таким образом в большинстве случаев происходит то, что сын переходит под власть отца.

88. Но если рабыня зачнет от римского гражданина, а затем в силу отпущения на волю делается римскою гражданкой и родит, то родившийся, хотя он римский гражданин, как его отец, все-таки не переходит под власть своего отця, так нак он незаконно зачатый, и нет сенатского постановления, которое бы считало такую связь законною.

89. Но естественным требованиям и соображениям решено, что, если рабыня ачнет от римского гражданина, а затем, отпущенная на волю, родит, то дитя рождается свободным, так как зачатые незаконно приобретают состояние с того времени, когда рождаются. Поэтому они считаются сво-бодными, если рождаются от свободной, и безразлично, от кого мать зачала их, когда еще была рабыней. Но законно зачатые приобретают состояние с момента зачатия.

90.Следовательно, если какая-нибудь беременная римская гражданка будет изгнана из пределов отечества, и, сделавшись таким образом иностранкою, родит, то многие думают, что дитя признавалось римским гражданином, если она зачала в законном браке; если же она зачала к незаконной связи, то от нее рождается иностранец.

91 Равным образом весьма многие полагают, что если какая-либо римская гражданка, будучи беременною, сделается, согласно сенатскому постановлению Клавдия, рабынею вследствие того, что вступила в сношения с чужим рабом против воли и запрета его господина, то от нее рождается римский гражданин, если только он был зачат в законном браке; если же он зачат в незаконной связи, то рождается рабом того, чьей рабынею сделалась мать.

92 Точно также, если иностранка зачнет в незаконной связи и затем, сделавшись римскою гражданкою, родит, то она рождает римского гражданина; если же она вступила в сношения с иностранцем и от него зачала согласно законам и обычаям иностранцев, то по сенатскому постановлению. изданному по почину б. Адриана, рождается римский гражданин, если и его отец приобрел права римского гражданина.

93 Если чужеземец получит для себя и для своих детей права римского гражданства, то сыновья будут под его властью только в том случае, если император подчинит их власти родителя, что он делает лишь тогда, когда после исследования дела такое подчинение окажется выгодным для сыновей. Добросовестнее и подробнее император рассматривает вопрос относи­тельно лиц малолетних и отсутствующих. Все это постановляется на основании эдикта блаженного Адриана.

94 Точно также, если кто-либо вместе с беременною женою приобретет римское гражданство, то, хотя тот, кто рождается, и будет, как выше сказано, римский гражданин, но он все-таки не переходит под власть отца. И это постановлено рескриптом блаженной памяти Адриана. Посему тот, кто знает, что у него жена беременна, должен в то время, когда испрашивает у императора для себя и для жены римское гражданство, вместе с тем у него же ходатайствовать, чтобы иметь под властью будущего ребенка.

95 Другое положение тех, которые по латинскому праву приобретают права римского гражданства вместе с детьми, ибо дети их будут под отцовскою властью.

96 Право это предоставлено было некоторым иноземным общинам, которые пользовались латинским правом большого объема, ибо есть различие между латинским правом больших размеров и меньших; первая форма juris Latii бывает тогда, когда приобретают права римского гражданства как те, которые отправляют высшие должности, так и их родители, дети и жены; вторая имеет место тогда, когда приобретают римское гражданство только те, которые исполняют общественную или почетную должность. И это постановлено на основании многих императорских рескриптов.

97 Однако ж, не только родные дети, согласно тому, что мы сказали, состоят во власти нашей, но и те, коих мы усыновляем.

98 Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора.

99. Властью народа можно усыновлять тех, которые пользуются правовой незасимостью; этот вид усыновления называется arrogatio, потому что того, кто усыновляет, спрашивают, желает ли он того, кого намерен усыновить, считать законным сыном, и того, кто усыновляется, спрашива-ют, желает ли он этому подвергнуться; спрашивается и народ, одобряет ли он усыновление. Властью сановника усыновляем тех, которые состоят под отеческою властью, все равно, занимают ли они первую степень нисходящих, каковы сын и дочь, или дальнейшую, каковы внук и внучка, правнук и правнучкка.

100. Первый вид усыновления, т.е. совершающийся при помощи народа, может происходить только в Риме, а второй обыкновенно совершается тоже в провинциях в присутствии их наместников.

101. Равным образом, властью народа не усыновляются женщины (это именно казалось более соответственным). В присутствии же претора (в Риме). А в провинциях перед проконсулом или легатом усыновляются также женщины.

102. Точно также в одних случаях усыновление малолетнего - в присутствии народа воспрещено, а в других дозволено. В наше время рескриптом императора Антонина, изданным на имя понтификов, усыновление дозволяется при известных условиях, если только причина усыновления окажется законною. Но перед претором, а в провинциях перед проконсулом и лега-том мы можем усыновлять всякого, какого бы он ни был возраста.

103. Оба вида усыновления имеют то общее, что даже те, которые не могут рождать, каковы например скопцы, могут усыновлять..

104. Женщины же ни в каком случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти.

105. Точно также, если кто-либо усыновит властью народа, или перед претоом, или перед наместником провинции, то он может того же отдать на усыновление другому.

106. Известный вопрос: может ли младший усыновить старшего - относится одинаково к обоим видам усыновления.

107. Свойство усыновления, которое совершается властью народа, тако-чго если тот, кто имеет детей в своей власти, отдает себя на усыновлениев другому, то не только сам подчиняется власти усыновителя, но и дети его становятся во власти усыновителя в качестве внуков.

108. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам.

109. Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.

110 Итак некогда этот переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею.

111 Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою; сделавшись вследствие как-бы годового владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери. Поэтому законом XII таблиц постановлено, что если какая-нибудь женщина не захочет таким образом вступить во власть мужа, то она должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи сряду и таким образом прерывать ежегодное давностное владение. Но все это право частью уничтожено законодательным путем, частью исчезло вследствие неприменения.

112 Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой, и при котором употребляется пшеничный хлеб,- почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio. Сверх того, для укрепления этого правоотношения совершается и делается весьма многое при сопровождении известных торжественных слов и в присутствии 10 свидетелей. Это право даже в настоящее время еще применяется. Именно, в старшие фламины т.е. фламины Дия, Марса и Квирина, точно также в первосвященники назначаются только те, которые родились от брака,заключенного посредством торжественного акта конфареации, потому что без конфареации они даже не могут получить священнической должности.

113 Что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи; в присутствии не менее 5 свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит.

114 Женщина же может совершить коэмцию не только со своим супругом, но также с посторонним лицом; именно, "купля" совершается, как говорят, или ради брака или ради фидуции; если женщина заключает коэмцию с своим супругом, чтобы у него занимать место дочери, то говорят, что она заключала coemptio ради брака; если же она вступила в coemptio с своим мужем, или с третьим лицом, для какой-нибудь другой цели или пользы, например для устранения опеки, то говорят, что она совершила коэмцию ради фидуции (т.е. без намерения совершения брачного союза).

115 Дело это таково. Если какая-либо женщина хочет устранить своих прежних опекунов, для того, чтобы избрать другого, то она с их согласия заключает коэмцию. Затем coemtionator продает ее обратно тому, кому сама пожелает, и, отпущенная этим последним vindicta, т.е. посредством суда, она получает в опекуны того, кем была отпущена. Этот опекун называется f iduciarius, как это выяснится ниже.

115а Некогда совершалась фидуциарная купля также с целью составления завещания; в то время женщины, за некоторыми исключениями, только в том случае имели право составлять завещание, если они, будучи реманципированы и отпущены на волю, вступали в коэмцию. Но сенат, согласно воли блаженной памяти Адриана, отменил эту необходимость совершить коэмцию, ибо теперь закон смотрит на женщин, как если бы они совершили коэмцию.

115b. Впрочем, если женщина совершит с своим мужем только временную коэмцию, то тем не менее она начинает считаться дочерью. Ибо, если вообще по какой-либо причине жена будет под супружеской властью, то принято, что она приобретает права дочери.

116. Остается сказать о том, какие лица могут находиться в кабале.

117. Итак все свободные лица, мужского ли они, или женского пола, находящиеся под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем или иным способом, которым можно манципировать рабов.

118. То же самое применяется к тем лицам, которые находятся во власти мужа. Именно, женщины могут быть манципированы своими коэмционаторами (фпктивными мужьями) таким же образом, как дети своим отцом, впрочем лишь настолько, что, хотя бы у коэмционатора была в качестве дочери единственно та женщина, которая вышла за него замуж, тем не менее, однако, этим последним может быть манципирована даже та, которая не состоит за ним в замужестве и потому не занимает места дочери.

118а. По большей части манципируют только восходящие и коэмционаторы, когда восходящие и коэмционаторы желают освободить этих лиц из-под своей власти, как это ниже увидим.

119. Манципация состоит, как мы и выше сказали, в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения собственности свойственна тоже римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее 5-ти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей-и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, шпорит так: "утверждаю, что этот раб по квиритскому праву принадлежит мне, и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов"; затем он ударяет этим металлом об весы и передает его, как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь путем купли.

120. 'Этим способом манципируются рабы и лица свободного состояния, а также животные, которые причисляются к res mancipi, как например, быки, лошади, мулы, ослы; тем же самым способом обыкновенно манципируются земельные участки как сельские, так и городские, принадлежащие сами по себе к res mancipi, каковы например италийские.

121. Манципация поземельных участков отличается от манципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляются к разряду res mansipi, могут быть манципированы,только будучи налицо, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает (покупатель), касался собственноручно того самого предмета, который ему передается; потому-то и акт этот называется mansipatio, так как вещь берется рукой; недвижимые же имения манципируются обыкновенно при их отсутствии.

122. Медь и весы употребляются потому, что некогда пользовались только медными деньгами, так что существовали ассы: dupondii, semisses и quadrantes, а не было в употреблении ни одной золотой или серебряной монеты, как можн







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.