Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рекомендации по решению вопросов кадрового обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ





Обеспечение кадровых условий - одно из основных направление деятельности образовательной организации по подготовке к внедрению ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Затраты на дополнительное профессиональное образование педагогов с целью достижения необходимого уровня и спецификации, оговоренных в ФГОС для обучающихся с ОВЗ закладываются на региональном и муниципальном уровнях в нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг, как об этом было указано выше.

Содержание раздела ФГОС, освещающего вопросы кадрового обеспечения, разработано с учетом Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.

Наиболее общие подходы к кадровому обеспечению процесса обучения учащихся с ОВЗ описаны в Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Для повышения эффективности аналитической деятельности образовательной организации в период подготовки к введению ФГОС для обучающихся с ОВЗ по вопросам готовности кадрового потенциала учреждения, приведем сводную таблицу квалификационных требований к различным категориям сотрудников образовательной организации.

При согласовании имеющихся и необходимых для реализации ФГОС кадровых условий целесообразно пользоваться положениями вышеназванного приказа Министерства здравоохранения и социального развития. В частности, в тексте этого документа имеются следующие немаловажные установки:

Раздел 1 п. 1: «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Раздел 1 п. 3, 5 и 6. Указывают на возможности в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда перераспределения, расширения, изменения и уточнения должностных обязанностей, включенных в квалификационную характеристику определенной должности.

Раздел 1 п. 9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В качестве примера характеристики достаточного уровня кадрового потенциала образовательной организации приведем характеристики кадрового состава, рекомендованные для внедрения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью и ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР, поскольку доля учреждений реализующих данные варианты ФГОС для обучающихся с ОВЗ наиболее значительна по сравнению со всеми остальными.

 

ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР (вариант А)

 

Учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель Специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, тьютор и др. Педагог дополнительного образования, педагог- организатор
Учителя ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное • бакалавр или магистр по направлению «Педагогическое образование» (соответствующего профиля подготовки); • учитель начальных классов по специальности «Начальное образование»; • учитель по другим специальностям при наличии переподготовки или курсов повышения квалификации в области начального образования. ОБЯЗАТЕЛЬНО: прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования Воспитатели ОБРАЗОВАНИЕ: высшее или среднее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: - по специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»; - по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога; - по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога; - по специальности «Олигофренопедагогика»; - по другим педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии Учитель-логопед ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: - по специальности «Логопедия»; - по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; - по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии. Педагог-психолог ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: - по специальности «Специальная психология»; - по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; - по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; - по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии. Другие специалисты, реализующие программу коррекционной работы ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: - по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога; По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога; - по специальности «Олигофренопедагогика» или по с специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при переподготовки в области олигофренопедагогики; - по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого­педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области олигофренопедагогики высшее педагогическое профессиональное образование по другим специальностям и профилям подготовки с обязательной переподготовкой или получение образования в области олигофренопедагогики ОБРАЗОВАНИЕ: • высшее профессиональное или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы; • высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. ОБЯЗАТЕЛЬНО: прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования

 

ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР (вариант В)

 

Учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель Специалисты: учитель- логопед, педагог- психолог, социальный педагог, учитель- дефектолог, тьютор и др. Педагог дополнительного образования, педагог- организатор
Педагоги ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога; б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога; в) по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики; г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого­педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области олигофренопедагогики. Воспитатели ОБРАЗОВАНИЕ: высшее или среднее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: - по специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»; - по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (степень бакалавра или магистра) по образовательным программам подготовки олигофренопедагога; - по специальности «Олигофренопедагогика»; - по другим педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышения квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца. Музыкальный работник, учитель адаптивной физкультуры, рисования, трудового обучения ОБРАЗОВАНИЕ: не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии.   Педагог-психолог ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: - по специальности «Специальная психология»; - по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; - по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; - по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии. ОБЯЗАТЕЛЬНО: при любом варианте профессиональной подготовки педагог-психолог должен пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики и психологии детей с нарушениями интеллектуального развития. Учитель-логопед ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное по одному из вариантов программ подготовки: - по специальности «Логопедия»; - по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; - по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии. ОБЯЗАТЕЛЬНО: при любом варианте профессиональной подготовки учитель-логопед должен пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики и психологии детей с нарушениями интеллектуального развития. Тьютор ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о профессиональной переподготовке по соответствующей программе ОБРАЗОВАНИЕ: - высшее профессиональное или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы; - высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. ОБЯЗАТЕЛЬНО: прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования

 

ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант С)

 

Учитель-дефектолог, воспитатель, специалисты по физической культуре и адаптивной физической культуре, учитель технологии (труда), учитель музыки (музыкальный работник) Специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учитель- дефектолог, тьютор, ассистент и др. Педагог дополнительного образования, педагог- организатор
Учитель ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное образование Воспитатель ОБРАЗОВАНИЕ: высшее или среднее профессиональное образование Учитель физической культуры ОБРАЗОВАНИЕ: высшее или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или со стажем не менее 2ух лет; При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики. Учитель технологии (труда) ОБРАЗОВАНИЕ: высшее или среднее профессиональное образование по одному из видов профильного труда с обязательным прохождением переподготовки или курсов повышения квалификации в области олигофренопедагогики, Учитель музыки (муз.руководитель) ОБРАЗОВАНИЕ: высшее или среднее профессиональное образование к стажу работы. При любом варианте учитель должен пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики. Тьютор ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное педагогическое образование и профессиональная переподготовка по соответствующей программе. Ассистент - образование не ниже среднего общего и соответствующая программа подготовки. Учитель-дефектолог ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное образование Педагог-психолог ОБРАЗОВАНИЕ высшее профессиональное образование При любом варианте профессиональной подготовки педагог-психолог должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью. Учитель-логопед ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное образование При любом варианте профессиональной подготовки учитель-логопед должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью Педагог дополнительного образования ОБРАЗОВАНИЕ: высшее или среднее профе­ссиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы; высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по напра­влению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

 

ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант D)

Учитель-дефектолог Учитель-логопед, педагог- психолог, социальный педагог, воспитатель, учитель музыки, учитель рисования, учитель технологии (труда), учитель физической культуры, учитель адаптивной физической культуры, педагог дополнительного образования Тьютор, ассистент
Уровень квалификации работников для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики. Кадровое обеспечение предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. Все специалисты должны владеть методами междисциплинарной командной работы ОБЯЗАТЕЛЬНО: Для администрации, педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов, участвующих в работе с данной группой обучающихся, обязательно освоение дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной группы обучающихся с использованием междисциплинарных подходов. Все педагогические работники, принимающие участие в реализации АООП (СИПР) в условиях получения образования обучающимся с умственной отсталостью совместно с другими обучающимися должны пройти повышение квалификации в области инклюзивного образования.
ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: - по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога; -по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога; - по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики; - по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого­педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области олигофренопедагогики. ОБРАЗОВАНИЕ: средние или высшее профессиональное педагогическое, по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки Обязательно: профессиональная переподготовка или повышение квалификации в области олигофренопедагогики Тьютор ОБРАЗОВАНИЕ: высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о профессиональной переподготовке по соответствующей программе Ассистент ОБРАЗОВАНИЕ: не ниже общего среднего соответствующая программу подготовки

 

Отдельно охарактеризуем специфику деятельности тьютора и ассистента.

Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Поэтому можно считать, что тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.

В коррекционном учреждении тьютор чаще выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы. Задача тьютора состоит в том, чтобы организовывать обучение ребенка с учетом его интересов и особенностей. Он помогает ученику заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать в рамках общеобразовательной программы.

В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

Должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Таким образом такая штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств.

Согласно ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора.

Под понятием тьюторского сопровождения могут быть рассмотрены функции:

- помощника - сопровождающего, ассистента (осуществляющего физическое сопровождение, помогающего перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве класса, в зданиях);

- педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПК, ведет педагогическую и воспитательную работу, обеспечивает координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; показывает окружающим, как следует относиться к ребенку с ОВЗ, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать);

- специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога);

Как правило, в региональных документах, описывающих подходы к составлению штатных расписаний ОО включается пункт о введении дополнительных ставок тьютора, например, при наличии в школе 6 детей с ОВЗ. Нормативное оформление тьюторской работы, создание системы оплаты и материального стимулирования качества работы пока разработаны не в полном объеме. В виду этого в каждом регионе и каждом учреждении с учетом конкретных условий вырабатывается собственная модель, которая обеспечивается финансовыми, административными, организационными и прочими возможностями ОО. Например, возможно введение должности тьютора в штатное расписание или расширение, изменение должностных обязанностей педагога, социального педагога, психолога.

Финансирование деятельности тьютора может осуществляться из суммы повышающего коэффициента на реализацию образовательной услуги для детей с инвалидностью, благодаря организации платных дополнительных образовательных услуг по тьюторскому сопровождению; через внесение нагрузки тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов по тарификации в рамках новой системы оплаты труда; через стимулирующие доплаты работникам ОО.

Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. В том числе в ФЗ №273-ФЗ в ст. 79 оговаривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 в части III указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Также о задачах ассистентов отдельно говориться в положениях по организации итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ). В связи со сказанным, можно предположить, что к настоящему времени реальных разграничений функций этих специалистов нет. По всей видимости вопрос организации тьюторской или ассистентской службы остается вопросом регионального уровня и реализуется с учетом особенностей и возможностей региональных бюджетов и оснащения системы образования. Так, например, имеется опыт разработки положения о сопровождении детей с ОВЗ в процессе обучения, в котором оговаривается необходимость введения персонального ассистента в расчете одной единицы на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции тьютора или ассистента.

Помимо педагогических работников в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов учреждения, образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия.

Учитывая сложные региональные условия, нехватку квалифицированных кадров, целесообразно продумать различные направления деятельности образовательной организации по повышению квалификации кадрового состава школы.

Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние на эффективность труда и на качество кадрового потенциала организации. В процессе обучения происходит повышение способности педагогов адаптироваться к изменяющимся условиям. Обучение работников позволяет организации более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности. Повышение квалификации сопровождается ростом приверженности персонала своей организации, а также снижением текучести кадров, оно позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию. В свою очередь, работник в процессе обучения получает определенные преимущества: расширение карьерных перспектив, повышение удовлетворенности своей работой; повышение самооценки; повышение квалификации и профессиональной компетентности.

Современная система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров исходит из того, что качество обучения персонала иллюстрирует качество управления и обеспечивает конкурентоспособность организации. Особенно возрастает роль обучения в условиях организационных изменений, когда старые подходы к работе, старые управленческие схемы не только становятся менее действенными, но часто оказывают отрицательное воздействие на эффективность труда.

Повышение квалификации возможно несколькими путями.

Прежде всего, это курсы повышения квалификации сотрудников образовательных организаций по направлениям модернизации системы образования. В настоящий момент основным таким направлением является внедрение ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ. Курсы повышения квалификации могут быть организованы институтами развития образования, профильными вузами регионального и федерального уровня, имеющими соответствующие лицензии. Право организации курсов повышения квалификации также имеет ряд коммерческих организаций (ст.12 и 31 Федерального закона № 273-ФЗ). Особенно стоит обратить внимание на возможность дистанционного участия в курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах и других аналогичных мероприятиях, организованных учреждениями, имеющими соответствующие допуски.

 

Примерная тематика таких курсов представлена в таблице ниже.

 

Администрация ОО
«Управление образовательной организацией в условиях введения ФГОС ОО для детей с ОВЗ»
«ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ: нормативная база, ключевые особенности и механизмы реализации» «Подготовка педагогической команды образовательной организации к работе в условиях ФГОС ОО для детей с ОВЗ» «Совершенствование педагогического профессионализма педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях дифференцированного и инклюзивного образования»
«ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ: организация и содержание образовательного процесса» «Новые профессиональные компетенции педагогов в связи с внедрением ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ» «Воспитание в общеобразовательной организации в соответствии с ФГОС общего образования: содержание, модели, методики». «Организации коррекционно­развивающей работы со школьниками с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ОО для детей с ОВЗ» «ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ: практикум по применению дистанционных образовательных технологий» «Обновление содержания и технологий работы специалистов в образовательных учреждениях в виду введения ФГОС» «Внеклассная работа и дополнительное образование учащихся с ОВЗ в контексте ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ» «Современные технологии внеклассной работы с детьми с ОВЗ» «Сетевое взаимодействие в системе дополнительного образования детей с ОВЗ»

 

Особое направление повышения квалификации составляют взаимопосещения специалистов различных образовательных организаций, формирование региональных, районных, межинституциональных методических объединений, создание ресурсных центров на базе ведущих специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Тематикой работы в рамках такого взаимодействия могут стать вопросы практической разработки документации, организации процесса обучения, воспитания или коррекции развития ребенка, обмен и обсуждение конкретных методических разработок.

Другим перспективным направление повышения квалификации можно считать внутрикорпоративные мероприятия. Для их организации необходимо выявить потребности в обучении на основании оценки персонала, что позволяет:

- оценить уровень профессиональной компетенции;

- охарактеризовать основной «разрыв» в компетенциях сотрудников между настоящим и требуемым для эффективной работы уровнями;

- сформировать перечень знаний, навыков, которыми необходимо овладеть;

- выявить убеждения, мешающие эффективно работать

В качестве перспективных форм организации внутрикорпоративного обучения можно рассмотреть обучение на рабочем месте, наставничество, обмен опытом, взаимопосещение занятий, работа в творческих парах или группах, корпоративные тренинги, краткосрочные курсы повышения квалификации.

Особое место в этой работе занимает создание корпоративных учебных центров, представляющих собой структурное подразделение, призванное повышать квалификацию сотрудников и мотивировать их деятельность на достижение главных целей образовательной организации. Такой центр может быть построен с опорой на наиболее грамотных, опытных членов коллектива, имеющих базовое образование, соответствующее профилю их деятельности, а также с использованием сетевых форм взаимодействия.

Организация подобных подразделений в образовательной организации влечет за собой назначение их руководителей. Безусловно, в качестве последних могут выступать лишь педагоги, имеющие значительный опыт, высокие профессиональные достижения, полноценную, глубокую и современную теоретическую подготовку и опыт руководства, темами, проектами, направлениями, творческими объединениями. Вероятно, целесообразно продумать и предусмотреть обучение и повышение квалификации таких сотрудников на основе стажировок в ведущих федеральных вузах по проблемам их профессиональной деятельности, а также особый подход к оценки их профессиональной компетентности, например, в виде защиты портфолио, программ развития методической системы образовательного учреждения, открытых лекций и др.

Приоритетными методами обучения в системе повышения квалификации кадров являются интерактивные практикоориентированные методы, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков. Возрастающий поток информации требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечивать высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике, что реализуется через тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, деловые и ролевые игры.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.