Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примерный перечень основных мероприятий, проводимых образовательной организацией по подготовке к внедрению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ





№пп Мероприятия Сроки, время проведения Ответственные Ожидаемый результат
1. Организационное обеспечение введения ФГОС
  Создание рабочей (инициативной, проектной) группы   Зам. директора по УВР Создание определение функционала рабочей группы
  Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС в школе   Зам. директора по УВР Рук. МО учителей Система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС
  Заседания МО «Требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС»   Директор Перечень требований к условиям организации образовательного процесса в проведении ФГОС
  Педагогический совет «Проблемы введения и реализации требований ФГОС»   Зам. директора по УВР Ликвидация профессиональных затруднений
  Анализ результатов освоения учебных программ начальной ступени обучения (учебных программ 1-9 классов). Определение их соответствия требованиям ФГОС к результатам освоения АООП   Зам. директора по УВР Рук. МО Определение необходимых изменений модели образовательной системы ОУ
  Анализ условий и ресурсного обеспечения реализации АООП в соответствии с требованиями ФГОС   Зам. директора по УВР Рук. МО Оценка условий школы учетом требований ФГОС.
  Планирование необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса в начальной школе   Директор школы План ресурсног обеспечения в ОУ образовательного процесса начальной школы.
  Анализ соответствия материально-технической базы реализации АООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.   Директор школы Зам. директора по УВР Приведение соответствие материально­технической баз реализации АООП с требованиям ФГОС.
  Комплектование школьной библиотеки базовыми документами и дополнительными материалами ФГОС. Анализ имеющегося учебного фонда библиотеки школы для реализации ФГОС. Комплектование библиотеки УМК по всем учебным предметам учебного плана АООП, в соответствии с Федеральным перечнем   Директор школы Зам директора по УВР Зав. школьной библиотекой Наличие в школ документов п введению ФГОС. Оснащенность школьной библиотеки необходимыми УМК, учебными справочными пособиями
  Экспертиза условий, созданных в ОО в соответствии с требованиями ФГОС   Директор школы  
  Методическое совещание «О готовности школы к переходу на ФГОС начального общего образования»   Директор школы Оценка степен готовности ОО введению ФГОС
  «Мониторинг внедрения ФГОС начального общего образования»   Зам. директора по УВР Оценка степен готовности ОО введению ФГОС
2.Нормативное обеспечение введения ФГОС
  Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС, доведение нормативных документов до сведения всех заинтересованных лиц   Директор школы Зам. директора по УВР Внесение изменений дополнений в документы, регламентирующие деятельность школы
  Приведение должностных инструкций работников ОО в соответствие с требованиями ФГОС   Директор школы Инженер по ОТ  
  Изучение базисного образовательного плана по переходу на ФГОС и АООП   Зам. директора по УВР Рук. МО Знание нормативных требований базисного образовательного плана – основы разработки образовательного плана ОО
  Внесение изменений в программу развития ОО   Творческая группа по разработке программы развития школы Определение вектора развития школы в соответствии с требованиями ФГОС
  Разработка АООП школы, с учетом формирования универсальных учебных действий   Зам. директора по УВР Рук. МО Создание основной образовательной программы
  Организация работы по разработке программ внеурочной деятельности с учетом системы воспитательной работы школы   Творческая группа Наличие программ внеурочной деятельности ОО пополнение районного банк программ
З.Кадровое и методическое обеспечение перехода на ФГОС
  Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников ОО и внесение изменений в план курсовой подготовки ОО   Зам. директора по УВР Наличие план курсовой подготовки п переходу на ФГОС Поэтапная подготовка педагогических управленческих кадров к введению ФГОС.
  Изучение в педагогических коллективах базовых документов ФГОС   Зам. директора по УВР, ВР Изучение требований ФГОС к структуре АООП к условиям реализации результатам освоения программ
  Разработка рабочих программ изучения предметов   Зам. директора по УВР, ВР Проектирование пед. процесс педагогами по предметам образовательного плана школы учетом требовани ФГОС
  Тематические консультации, семинары - практикумы по актуальным проблемам перехода на ФГОС   Зам. директора по УВР Ликвидация профессиональных затруднений
  Организация ВШК по реализации ФГОС   Директор школы Отслеживание результатов внедрения ФГОС
  Изучение методических рекомендаций к базисному (примерному) образовательному плану и учет их при моделировании ОП школы   Директор школы Разработка образовательного плана школы
  Обобщение опыта педагогов, реализующих авторские программы внеурочной деятельности для обучающихся   Зам. директора по ВР Формирование опыта педагогов
4. Информационное обеспечение перехода ОО на ФГОС
  Анкетирование «Готовность педагогов школы к участию в работе сетевого сообщества учителей начальных классов» Организация доступа работников школы к указанному ресурсу и к электронным образовательным ресурсам Интернет   Зам. директора по УВР Создание условий для оперативной ликвидации профессиональных затруднений, организация взаимодействия
  Участие педагогических работников в подготовке и проведении педсовета «Изучение позитивного педагогического опыта учителей»   Директор школы Распространение позитивного пед опыта
  Информирование родителей обучающихся о подготовке к внедрению ФГОС и результатах их ведения в ОО через школьные сайты, газеты, буклеты, информационные стенды, родительские собрания   Директор школы Информирование общественности ходе и результата внедрения ФГОС
  Обеспечение публичной отчетности школы о ходе и результатах введения ФГОС   Директор школы  
           

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

 

Обучающиеся и их родители

В ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 и 64 Семейного кодекса РФ, а также других документах указывается на то, что родители имеют преимущественное право и обязанность представлять интересы своих детей и защищать их от возможных нарушений. Таким образом, родители имеют приоритет перед всеми другими физическими или юридическими лицами при решении проблем организации жизни их ребенка, в том числе и в области обучения. Вместе с тем, необходимо учитывать тот факт, что родители вместе с учащимися, учителями и всеми остальными работниками учреждения являются участниками образовательного процесса. Это налагает на родителей определенные права и обязанности, в том числе по соблюдению Устава образовательного учреждения и установление корректных, рабочих, целесообразных для развития и обучения ребенка отношений внутри системы «школа-ученик-родители».

Реализацию прав родителей при достижении ребенком с ОВЗ школьного возраста можно очертить следующим образом.

С момента достижения ребенком возраста 6 лет и 6 мес. до 7 лет, если нет противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее 8 лет, родители обязаны определиться с перспективами школьного образования (согласно п.1, ст.67 Федерального закона № 273-ФЗ).

Отдельной проблемой в этот период является консультирование родителей педагогами образовательных учреждений, в том числе школ, которые родители выбрали для обучения своего ребенка.

По законодательству РФ, в том числе «Закону об образовании в РФ», Порядку приема граждан в общеобразовательные учреждения, Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Приказ Минобрнауки РФ от 22 января 2014 г. № 32) входящее тестирование ребенка в школе (кроме образовательных учреждений с повышенным уровнем, ориентированных на обучение детей проявляющих выдающиеся способности в конкретных видах деятельности) является незаконным, не проводится. Отказать в приеме в образовательное учреждение ребенку, в том числе и проживающему на «прикрепленной» территории, учреждение может, если в школе нет свободных мест.

При беседе администрации с родителями и ребенком могут присутствовать психолог, логопед, педагог с целью знакомства с ребенком и консультирования родителей. В случаях наличия сомнений в правильности выбора родителями места обучения ребенка с ними должна быть проведена консультативная беседа с предложением воспользоваться направлением на медико-психолого-педагогическую комиссию и получения консультации по поводу образовательных потребностей будущего школьника и наиболее эффективных условий их удовлетворения.

В содержание консультативной беседы могут входить следующие моменты:

1. Осведомление о задачах, которые родители ставят перед обучением ребенка («Что родители ждут от образования своего ребенка?»)

2. Ознакомление родителей с лицензией, свидетельством об аккредитации и уставом образовательной организации, учебным планом с указанием на ту специфику образовательного учреждения, изложенную в этих документах, которая согласуется или противоречит желаниям родителей относительно процесса и результата образования ребенка.

3. Экскурсия по территории школы и пришкольного участка с демонстрацией тех сложностей, которые могут возникнуть у ребенка при ориентировке и передвижении, а также тех положительных особенностей среды, которые созданы в учреждении.

4. Знакомство с педагогом, в классе которого планируется обучение ребенка; с помещением, где будет проходить обучение; с режимом работы в первом классе; объемом ежедневной нагрузки; задачами родителей по обеспечению ребенку комфортных условий обучения; другими проблемами, которые могут возникнуть в обучении ребенка, в том числе, знакомство с учебниками, по которым планируется обучения в перовом классе с указанием тех умений, которыми ребенок должен владеть к началу школьного обучения в данном образовательном учреждении, по данной основной образовательной программе и в конкретных образовательных условиях.

5. Развернутые ответы на вопросы родителей с позиции обеспечения ребенку наиболее комфортных условий для эффективного обучения.

Как отмечалось выше, обязательным шагом администрации образовательного учреждения при встрече с родителями будущего первоклассника должно стать детальное, ориентированное на запросы родителей ознакомление последних с лицензией на право осуществления образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитацией образовательных программ, с Уставом и со своими образовательными программами, как дополнительными, так и основными администрация образовательного учреждения должна. Организация такой работы может быть возложена на социального педагога образовательного учреждения и не должна проходить формально. Данная информация должна быть открыта и на сайте образовательного учреждения. Родители имеют право знакомиться также с учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка. Наряду со сказанным, родители имеют право влиять на выбор части учебных предметов и характер внеурочной деятельность. Родители могут ограничить участие ребенка в ряде мероприятий, которые, по их мнению, наносят вред нравственному и духовному здоровью ребенка, а также просить заменить учебники и учебные пособия, которые содержат, по их мнению, недостоверные или опасные сведения. Этот вопрос решается по согласованию между школой и родителями, закон конкретно не определяет, как это должно быть.

В соответствии с п. 13 «Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Приказ Минобрнауки РФ от 22 января 2014 г. № 32) ознакомление родителей (законных представителей) ребенка с вышеперечисленными документами фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка. Подписью родителей (законных представителей) ребенка фиксируется также согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Результаты знакомства родителей с правилами распорядка школьной жизни и обучения их ребенка закрепляются Договором между образовательной организацией и родителями. В данном документе целесообразно подробно остановиться на правах той и другой стороны, а также на обязанностях образовательной организации, учащегося и родителей (законных представителей), в том числе и в части регулирование корректности и продуктивности взаимодействия с педагогами, решения проблемных ситуаций, обращения к администрации с жалобами, замечаниями, пожеланиями и вопросами. Особо стоит отметить, что в договоре с родителя учащихся с ОВЗ, целесообразно предусмотреть отдельный раздел «Особые условия», согласно которому родитель обязуется обеспечивать ребенку необходимые приспособления (например. ортопедическими) и охранительный режим дома, лечением и лекарствами с учетом медицинских рекомендаций, предоставить образовательном учреждению исчерпывающую информацию о состоянии здоровья ребенка, что позволит учреждению полноценно выполнять свои обязанности по сохранению его жизни и здоровья, укажет о своем согласии ли несогласии в размещении фотографий ребенка на корпоративном сайте, фото и видеосъемку ребенка на школьных мероприятиях, участие ребенка в открытых внешкольных конкурсах и других мероприятиях, обработке его персональных данных в связи с медицинскими, научно-методическими и иными мероприятиями.

Основные положения, касающиеся статуса обучающихся и их родителей, изложены в гл.4 «Закона об образовании».

Становясь учащимся, ребенок приобретает ряд прав и налагает на себя определенные обязанности. Правами обучающихся являются, в том числе, право:

1) на получение бесплатного общего образования в соответствии с ФГОС без дискриминации, в том числе лиц с ОВЗ

2) на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет

3) на условия обучения, соответствующие особенностям психофизического развития

4) обучение по индивидуальным планам и ускоренный курс обучения

5) бесплатное пользование библиотечным фондом и информационными ресурсами

6) получение дополнительных (в том числе) платных образовательных услуг

7) участие в управлении учреждением

8) уважение человеческого достоинства, свободу совести и получение информации, свободное выражением своих взглядов, убеждений и выбор факультативных (необязательных) и элективных (обязательных) занятий

9) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом

10) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой

11) добровольное вступление в общественные организации

12) защиту от применения методов психического и физического насилия

13) Условия обучения, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья

14) Перевод в другие учреждения соответствующего в различных ситуациях

В обязанности и ответственность обучающихся, в том числе, входят:

1) добросовестно осваивать адаптированную образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации;

5) бережно относиться к имуществу образовательной организации.

Правами родителей (законных представителей) являются:

1. Преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

2. Использование помощи органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных организаций в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.

5. Право знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности.

6. Право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

7. Право защищать права и законные интересы обучающихся;

8. Право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие или отказываться от участия в таких обследованиях, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

9. Право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

10. Право присутствовать при обследовании детей психолого-медико- педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

11. Право на защиту своих прав и прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся (направлять в органы управления образовательной организацией обращений, обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов). Родитель имеет право неограниченное количество раз писать обращения, просить разъяснений и требовать удовлетворения жалоб, касающихся соблюдения прав его ребенка. Образовательная организация, а также иные органы, в которые будет направлено обращение гражданина, должны будут отреагировать на него контрольно-проверочными действиями и ответом. Исключение могут составлять лишь многоразовые обращения одного и того же родителя по одному и тому вопросу с теми же самыми доводами, на которые уже давался письменный ответ (ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ч. 5 ст. 11). В этом случае может быть принято решение о прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. Об этом решении родитель должен быть также уведомлен.

К обязанностям родителей (законных представителей) обучающихся относятся:

1) Обязанность обеспечить получение детьми общего образования.

2) Обязанность соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их и родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений.

3) Обязанность уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

Таким образом, в процессе обучения ребенка с ОВЗ в школе в задачи родителей входит соблюдение положений подписанного ими договора, Устава образовательной организации, участие в обучении ребенка.

Учитывая заинтересованность родителей детей с ОВЗ процессом и результатом обучения их детей, помимо традиционных форм взаимодействия школы и родителей, какими являются родительские собрания, индивидуальные консультации родителей педагогами и специалистами образовательного учреждения, школами родителей и пр., особое внимание стоит обратить на организацию родительского мониторинга образовательного процесса. Для этого целесообразно систематически проводить открытые занятия для родителей. На информационных стендах и в школе и на сайте вывешивать актуальную информацию о культурной и образовательной жизни в школе, поздравлять победителей, именинников и пр., помещать благодарности детям и родителям, принимающим участие в школьной жизни. В работе с родителями полезно использовать интерактивные методы: привлекать родителей в качестве экспертов, членов жюри во внеклассные мероприятия, конструировать образовательные и культурно-массовые мероприятия с учетом опыта и профессиональных возможностей родителей (знакомство с профессиями, посещение учреждений, рассказ о новых сферах деятельности. Мастер-классы и пр.). Особое значение имеют общешкольные, тематические выставки работ учащихся. Помимо представления лучших работ, уместно показывать работы, выполненные на кружке, на уроке, в свободной деятельности детей, с родителями и пр., давая возможность каждому ребенку стать участником школьной выставки на том уровне, который для него является наиболее приемлемым. Выставки работ могут касаться не только художественных и прикладных работы. То могут быть и выставки тетрадей, контрольных и диагностических работ, творческих и проектных работ, фотоотчеты о общественно-полезных мероприятиях, экскурсиях, отдыхе, в том числе и с родителями. Чем более будет открыта школа, чем большее количество детей и родителей будет вовлечено в освещаемую деятельность, тем больший положительный отклик может быть получен от этой работы.

Пока ребенок находится в пределах образовательной организации, за его жизнь и здоровье отвечают те работники школы, которые с ним занимаются в конкретный момент: на уроке - учитель, на перемене — дежурный педагог. Общую ответственность за всех учащихся несет директор школы. Вместе с тем родителям необходимо разъяснить, что если ребенок получает травму, то, как правило, определенная доля вины лежит не только на персонале школы, но и на нем самом. Поэтому они могут предъявить иск к администрации школы о возмещении физического и морального вреда, но в этом случае они должны будут доказать, что в действиях ребенка не содержится прямой вины. В любом случае обращения родителей к администрации образовательного учреждения должны быть оформлены в письменной форме, поскольку по Закону РФ «Об образовании» устное заявление не влечет за собой обязательных действий для администрации. Для решения проблемных ситуаций администрация школы может воспользоваться данными внутришкольного видеонаблюдения.

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства всех участников образовательного процесса, поддержании партнерского стиля взаимодействия, учета индивидуальных и типологических особенностей обучающихся. Методами ее поддержания являются разъяснение и упражнение в выполнении правил внутреннего распорядка; поощрения и взыскания. Основанием для их применения является Устав образовательного учреждения и Положение о поощрениях и взысканиях, которое может быть разработано в школе и доведено до сведения учащихся и родителей. Основанием для поощрения являются успехи в учебе, достижения во внеурочной деятельности, участие и победы в конкурсах и олимпиадах, участие в проектной, исследовательской, общественно-полезной деятельности, труд на благо школы и места проживания ребенка, добрые, благородные поступки, активное участие ребенка вместе с семьей в жизни школы (особенно это актуально для школьников, самостоятельная деятельность которых затруднена в силу особенностей имеющихся ограничений здоровья) и пр. Взыскания применяются дозировано: от замечания, выговора до предъявления иска о возмещении ущерба и исключении из школы. Важно отметить, что дисциплинарные взыскания могут быть применены только, если разъяснения, упражнения в правильном выполнении тех или иных действий, оговоренных Уставов и другими документами, внешний корректирующий контроль со стороны педагога за соблюдением формируемых поведенческих умений, работа психолога и социального педагога с ребенком и семьей не приводят к должному эффекту. Наиболее серьезное дисциплинарное взыскание - исключение - может быть применено к ребенку многократно, систематически и грубо нарушающему правила внутреннего распорядка, устав образовательного учреждения и при достижении им 15-летнего возраста. Основания для исключения излагаются в Уставе школы. Их диапазон может быть достаточно широк. Однако, при составлении этой части устава необходимо учитывать те поведенческие особенности, которые неизбежно возникают в определенном возрасте у обучающихся с теми или иными ограниченными возможностями здоровья и заболеваниями. В случае принятия решения об отчислении органы образования решают вопрос о переводе ребенка в другое образовательное учреждение или предоставления ему иных возможностей для получения образования. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся дошкольных учреждений, начальной школы, обучающимся с ЗПР и различными формами умственной отсталости (ФЗ №273-Ф№, ст.43, п.5).

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.