|
Роль методологии в научном познанииНаучная деятельность людей, как и любая другая, осуществляется с помощью определенных средств, а также особых приемов и способов, т.е. методов, от правильного использования которых во многом зависит успех в реализации поставленной задачи исследования. И здесь во многом науке помогает Методология.
Методоло́гия – система принципов и способов построения организации теоретической и практической деятельности людей; в то же время методология является учением об этой системе. А методика – это способ организации деятельности чего-либо. Методология – способ достижения, действенный механизм построения научного знания. Методология – совокупность общих принципов и методов (совокупность Ф., познавательных и общетеоретических методов и принципов). Под методологией очень часто понимают систему методов, используемых в некоей области деятельности (в науке, искусстве, технике, технологии и т.д.). Но в контексте философского исследования акцентируется иное смысловое содержание термина «методология». Это, прежде всего, учение о методах научной деятельности, общая теория научного метода. Включая в сферу своего рассмотрения соответствующие вопросы, методология решает их с гносеологических позиций, дает им гносеологическую оценку, в минимальной степени занимаясь технической стороной дела. Ее задачи заключаются в исследовании возможностей и перспектив развития соответствующих методов в ходе научного познания. Методология науки представляет собой теорию научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. В этом отношении она выступает метанаучным знанием философского характера. Функция М. – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического освоения и изменения того или иного объекта реальности. М.Н. включает: - методы Н.; - методы экспериментальных и практических достижений истины; - проблемы организации научной деятельности и соответствующих ей социальных институтов; - учение об использовании знаний. М. дает существенные комплексные исследования: - научный язык; - методы исследований; - процедуры; - принципы оценки. Классификация методологии знаний. Различают содержательную и формальную методологию естественнонаучного познания: - содержательная – структура научного знания, возникновение и функционирование теорий и т.д.; - формальная – анализ языка Н., описание и анализ формальных методов исследований. Содержательная методология включает такие проблемы: - структура научного знания и научной теории; - законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; - понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; - характеристика схем объяснения, принятых в науке; - теории методов науки; - условия и критерии научности; Формальные аспекты методологии связаны с анализом: - языка науки формализованных методов познания; - структуры научного объяснения и описания.
В зависимости от средств, методологический анализ отдельных теорий, понятий и проблем может происходить на эмпирическом и теоретическом уровнях, приобретать специально-научный или философский характер. Большинство естественных наук сосредоточено на эмпирическом уровне. Рефлексия Н. приводит к М. Характер связей между способами получения новых знаний описывает не только М., но и логика: формальная и диалектическая. Формальная Л. – истина из формы, без содержания мысли (математика). Диалектическая Л – творчески познавательное мышление, переходы от одной познавательной модели к другой, развитие научных теорий и путей развития (с содержанием). Законы Формальной логики обязательны для Диалектической: Закон тождества. Формулировка: всякое понятие и суждение тождественно самому себе. Комментарий: Как видим – все достаточно просто. Если подчиняться закону тождества, то нельзя в процессе рассуждения заменять какое-либо понятие другим понятием, любая подмена понятий недопустима. Это требование очевидно, но на практике такие подмены имеют место практически всегда. Ведь одну и туже мысль можно выразить на разных языках и в различной форме, что нередко приводит к изменению первоначального смысла понятия, к подмене одной мысли другой. Это особенно важно для формализации языка науки. Закон непротиворечия. Формулировка: два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными; по крайне мере одно из них необходимо ложно. Комментарий: пример – известный всем парадокс об абсолютной броне и абсолютном снаряде: Может ли снаряд, пробивающий абсолютно все, пробить броню, которая абсолютно ничем не пробиваема? Закон исключенного третьего. Формулировка: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными: одно из них необходимо истинно; другое – необходимо ложно; третье суждение исключено. Или – более краткий вариант: " Из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано ". Истинность отрицания равнозначна ложности утверждения. В силу этого закон исключенного третьего можно передать и так: " Каждое высказывание является или истинным или ложным ". Комментарий: Само название закона выражает его смысл: дело может обстоять только так, как описывается в рассматриваемом высказывании, или так, как говорит его отрицание, и никакой третьей возможности нет. Закон достаточного основания. Формулировка: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Или – всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным, т. е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным. Комментарий: Этот закон фактически заявляет то, что все мысли, которые можно объяснить, считаются истинными, а те которые объяснить нельзя – ложными. Другими словами: всякое доказанное положение непременно истинно. Закон достаточного основания направлен против нелогичного мышления, принимающего на веру ничем не обоснованные суждения, против всякого рода предрассудков и суеверий; он выражает то фундаментальное свойство логической мысли, которое называют обоснованностью или доказанностью. Запрещая принимать что-либо только на веру, этот закон выступает надежной преградой для любого интеллектуального мошенничества. Он является одним из главных принципов науки (в отличие от псевдонауки).
Но М. и Л. Не тождественны: М. – шире – это общие, универсальные способы и принципы научного знания. Важные понятия М.: факт, гипотеза, закон, теория, научная проблема, методы и средства познания, методы проверки знаний и т.д. Принципы и уровни М.: 1. Философско-мировоззренческий – наиболее общие принципы взаимосвязи всего и развития… 2. Теоретический – основа соответствующей Н. – в географии – принцип актуализации, развития и историзма, системности (изоморфизм, иерархии, эмерджентности и т.д.). 3. Эмпирические – в пределах предметной области.
Под методологией в широком смысле слова понимают учение о методе, т.е. теорию самого метода. В теории метода должны быть решены, по крайней мере, такие проблемы: - Какова закономерность, на которой основан метод? - Каковы правила действия субъекта (их смысл и последовательность), составляющие суть метода? - Каков класс задач, которые можно решать с помощью данного метода? - Каковы границы применимости метода? - Как связан данный метод с другими методами? Для науки вообще, в том числе и для естествознания, важно знать не только теорию отдельных методов, но и теорию всей системы методов, применяемых в естествознании или в его отдельной отрасли. Поэтому наиболее полное определение методологии такое: методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Вообще предложено много различных определений методологии науки. На наш взгляд, можно исходить и из следующего определения методологии: методология науки – это научная дисциплина, дающая достаточно полное и пригодное для использования знание о свойствах, структурах, закономерностях возникновения, функционирования и развития систем научного знания, а также об их взаимосвязях и применениях. Существуют различные уровни методологии. Философский уровень методологии представляет собой общую систему принципов и регулятивов человеческой деятельности. Они задаются теорией познания, которая разрабатывается в рамках философии. Методологический анализ может вестись на конкретно-научном и на философском уровнях, последний является высшим и определяющим уровнем методологий. Почему? На философском уровне анализ ведется в контексте решения коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности, места и значения человека в мире. Здесь обязательно решаются проблемы: - отношения знания к действительности; - отношения субъекта к объекту в познании; - места и роли данных форм знания или приемов исследования в системе познавательного отношения человека к миру. Научная картина мира. Ф.-мировоззренческое понятие, использующее научное знание (есть еще религиозная картина мира и философская). Изменяется с новыми научными знаниями. Синтез научного знания из географии, биологии, физики, химии и т.д. Научная картина мира (НКМ) – (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции – определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире достигается преимущественно благодаря научному поиску. В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностяхреальной действительности (т.е. своеобразную "модель мира"). Научная картина мира – система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи. Научная картина мира – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Картина мира – системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности. Для западной философии середины 90-х годов XX века отмечались попытки ввести в арсенал методологического анализа новые категориальные средства, но вместе с тем чёткого разграничения понятий "картина мира" и "научная картина мира" не проведено. В нашей отечественной философско-методологической литературе термин "картина мира" применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле – тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, т.е. тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу её функционирования и развития. В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира – не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов – всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии – суть научного метода. Географическая картина мира (ГКМ) лежит в основе знаний, отражающих «представление человека о природе и обществе». Уже в этом определении ее сущности заложены не только дуализм (двойственность), но и многоаспектность предмета изучения. Вот почему исторически сложились две частные картины – физико-географическая и социо-географическая. Долгое время они развивались в автономном режиме научного поиска и добились определенных успехов. Примером может служить физико-географическая картина мира, на базе которой сложился образ общего объекта – географической оболочки и ее составной части – природного территориального комплекса (ландшафта). Работами Э. Неефа, В.С. Преображенского, Т.Д. Александровой и Т.П. Куприяновой обобщены и приведены в систему ведущие аксиомы и аксиоматические положения, отражающие современный методологический и теоретический уровень развития физико-географических дисциплин: 1. Аксиоматическое положение: географическая субстанция немыслима иначе, как существующая во времени и пространстве. 2. Географическая аксиома: все географические явления, в какой бы форме они не выступали, принадлежат планете Земля. 3. Фундаментальные теоретические представления в географии: а) о географической оболочке как о сфере взаимопроникновения и взаимодействия атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы; б) о единстве континуальности и дискретности географической оболочки; в) об иерархии природных геокомплексов, входящих в состав географической оболочки и их качественной определенности; г) о природном геокомплексе как многокомпонентной динамической системе; д) о природном геокомплексе как системе взаимодействующих морфологических частей. Достаточно детально внимание ГКМ уделил Владимир Павлович Максаковский в работах "Географическая культура" и "ГКМ" в 2-х томах. Общегеографические представления: 1. Учения: о географической среде, о геосистемах, о геоэкологии, о конструктивной географии. 2. Теории: регионального развития, географических оценок, географии риска (и все!!). 3. Концепции: геотехнических систем, мониторинга окружающей среды, географической экспертизы, проблемного страноведения, поляризованного ландшафта. 4. Гипотезы: космогоническая, дрейфа материков, парникового эффекта, стабилизации численности населения.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|