Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возникновение воспитания, его исторический и социальный характер





Возникновение воспитания, его исторический и социальный характер

Концепции происхождения воспитания

· Биологическая концепция (Спенсер, Летурно, Эспинас) связывают воспитание с инстинктами человека с законами естественного отбора. По их концепции воспитание имеет место не только в человеческом обществе, но и в животном мире. кошка учит котят ловить мышей, утка – плавать. По Летурно – процесс воспитания есть инстинктивный процесс, который происходит в природе в силу биологических законов.

· Психологическая концепция (Монро, XX в.) сводиться до психологического процесса. Одной из главных отличий психики ребенка выделил способность к подражанию. Таким образом, по Монро подражание является основным механизмом воспитательного процесса.

· Социальная концепция – (К.Маркс, Ф.Энгельс) – допускали существование воспитания только в человеческом обществе. По их мнению, возникновение воспитания связано с трудом, как первым видом сознательной деятельности человека. Энгельс показывает зависимость воспитания и обучения от характера трудовой деятельности в определённую историческую эпоху, от уровня развития общества, его идеологии, политики, что обуславливает исторический и классовый характер воспитания.

· Духовно - культурологическая (Карла Шмидта): воспитание появилось, когда человек стал замечать и понимать необходимость знаний и умений. Фактор развития воспитания - идея духовности, воплощённая в культуре.

Исторический хар-р воспитания выражается в том, что пед-ке необходимо: отражать идеологию и политику об-ва и учитывать их при разработке воспитательных теорий, стремится к реализации его целевых установок.



С давних времён люди понимали, что воспитание приносит много выгод тому, кто его получает и направляет. В Спарте политич. строй держался на насилие, в силу чего в спартанском воспитании преобладает военный дух. Несколько иначе строилось воспитание в Афинах, где процветала торговля, ис-во, политич. борьба. Поэтому аристократы придавали большое значение ораторскому ис-ву, обучению музыке, письменности, поэзии. Ни в Спарте, ни в Афинах дети угнетённых воспитания не получали. В эпоху феодализма главную роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни господствовала церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер и дифференцировалось по феодальной иерархии. Дети рыцарей получали рыцарское образование, сводимое к овладению «7 добродетелями», в которые, например, не входила грамота. Воспитание в средние века отражало сословный характер об-ва.

Социальный характер. Цели, содержание, формы воспитания определяются потребностями общества и формулируются исходя из его интересов.

Воспитание в узком социальном смысле - это целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей,

Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

 

Истоки развития педагоги как науки: от повседневной практики к отрасли научного знания

Термин «педагогика» возник в Древней Греции (V–IV вв. до н. э.). В буквальном смысле греческое слово «пейдагогос» (греч. paidagogos – pais (paidos) дитя + agо – веду, воспитываю) означает детоводитель (детовождение). В Древней Греции педагогом называли раба, которому поручалось водить детей своего господина в школу или сопровождать во время прогулки. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила название наука о воспитании и обучении – педагогика.

Педагогика вплоть до начала XVII в. она развивалась в рамках философии.

Глубокие мысли по вопросам воспитания содержатся в трудах древнегреческих философов – Сократа, Платона, Аристотеля. Древний Рим Тит Лукреций Кар, Марк Фабий Квинтилиан.

В Средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами –Аврелием Августином, Фомой Аквинским В те времена все стороны жизни человека определяла церковь, поэтому все было строго определено церковными канонами. Человек рассматривался как творение Божье.

В эпоху Возрождения значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли выдающиеся философы и мыслители, гуманисты по духу – Хуан Вивес, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень

История же педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в. Объективно это было обусловлено двумя моментами.

Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для промышленного производства. В связи с этим возникла проблема разработки иных педагогических систем обучения и воспитания. Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатейший теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения, в результате чего он мог получить практическое применение в интересах дальнейшего прогресса общества.

Решение задач в области педагогики в указанный период было связано с Ф. Бэконом и Я. А. Коменским

Ф. Бэкон в 1623 г. опубликовал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором дал современную для той эпохи классификацию наук. В качестве отдельной отрасли научного знания он выделил педагогику. Правда, ее понимание сводилось им лишь к «руководству чтением». Но сам факт выделения педагогики не мог не послужить толчком к ее оформлению как самостоятельной науки. Этому способствовала педагогическая деятельность Я. А. Коменского. Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки именно с именем Я. А. Коменского и его «Великой дидактикой».

Любая отрасль человеческих знаний становится наукой лишь тогда, когда более или менее четко определяется ее предмет. Основные контуры предмета педагогики сложились в первой половине XVII в.

Источники развития педагогики как науки.

1. Традиция народного воспитания (в настоящее время – этнопедагогика)

2. Философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды)

3. Текущая мировая и отечественная практика воспитания

4. Данные спец. организованных соц. и пед. иссл.

5. До сер. 80х – опыт педагогов–новаторов, с сер.80х –экспериментальные площадки, в наст. время – инновационные технологии

 

Республика Беларусь в едином Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО).

http://planeta.by/article/1493

Возникновение воспитания, его исторический и социальный характер

Концепции происхождения воспитания

· Биологическая концепция (Спенсер, Летурно, Эспинас) связывают воспитание с инстинктами человека с законами естественного отбора. По их концепции воспитание имеет место не только в человеческом обществе, но и в животном мире. кошка учит котят ловить мышей, утка – плавать. По Летурно – процесс воспитания есть инстинктивный процесс, который происходит в природе в силу биологических законов.

· Психологическая концепция (Монро, XX в.) сводиться до психологического процесса. Одной из главных отличий психики ребенка выделил способность к подражанию. Таким образом, по Монро подражание является основным механизмом воспитательного процесса.

· Социальная концепция – (К.Маркс, Ф.Энгельс) – допускали существование воспитания только в человеческом обществе. По их мнению, возникновение воспитания связано с трудом, как первым видом сознательной деятельности человека. Энгельс показывает зависимость воспитания и обучения от характера трудовой деятельности в определённую историческую эпоху, от уровня развития общества, его идеологии, политики, что обуславливает исторический и классовый характер воспитания.

· Духовно - культурологическая (Карла Шмидта): воспитание появилось, когда человек стал замечать и понимать необходимость знаний и умений. Фактор развития воспитания - идея духовности, воплощённая в культуре.

Исторический хар-р воспитания выражается в том, что пед-ке необходимо: отражать идеологию и политику об-ва и учитывать их при разработке воспитательных теорий, стремится к реализации его целевых установок.

С давних времён люди понимали, что воспитание приносит много выгод тому, кто его получает и направляет. В Спарте политич. строй держался на насилие, в силу чего в спартанском воспитании преобладает военный дух. Несколько иначе строилось воспитание в Афинах, где процветала торговля, ис-во, политич. борьба. Поэтому аристократы придавали большое значение ораторскому ис-ву, обучению музыке, письменности, поэзии. Ни в Спарте, ни в Афинах дети угнетённых воспитания не получали. В эпоху феодализма главную роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни господствовала церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер и дифференцировалось по феодальной иерархии. Дети рыцарей получали рыцарское образование, сводимое к овладению «7 добродетелями», в которые, например, не входила грамота. Воспитание в средние века отражало сословный характер об-ва.

Социальный характер. Цели, содержание, формы воспитания определяются потребностями общества и формулируются исходя из его интересов.

Воспитание в узком социальном смысле - это целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей,

Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.