Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мировые социокультурные тенденции и их влияние на развитие образования, в том числе и в Республике Беларусь.





1) Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи-получения подрастающим поколением культурно-исторического опыта. Данная тенденция может быть описана при помощи различных типов культур, введенных американским антропологом М. Мид. Она различает три основных типа культур – постфигуративную, где дети и взрослые учатся у своих предшественников; конфигуративную, где дети и взрослые учатся у сверстников, и префигуративную, где взрослые учатся также и у своих детей. Слабо развитые общества - постфигуративными, основывая свою власть на прошлом опыте и традициях. Передовые страны мира - конфигуративное обучения, направленного на освоение инноваций и овладение способами инновационной деятельности в любой сфере человеческой практики. Современный этап развития общества является новым для истории, когда молодежь с ее префигуративным пониманием еще неизвестного будущего получает новые возможности познания и преобразования окружающего мира.

В конфигуративных и префигуративных культурах возникает феномен детской субкультуры. Он связан с социальными процессами, происходящими в современных урбанизированных странах. Резкое увеличение городского населения, переход к типичной для городских условий нуклеарной семье (родители проживают с детьми), разобщенность работающих взрослых и детей, которые большую часть времени проводят среди сверстников – в детском саду, школе, во дворе – все это нарушило характерную для прежних времен передачу опыта от взрослых к детям. Появился разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей.

О бщество стало изменяться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений предопределяла будущую жизнь; будущее мало отличалось от прошлого; детям предстояло повторять образ жизнедеятельности своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен в общечеловеческих ценностях, образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах, что приводит людей к разнообразию личностных взглядов и общественных идеалов, укладов жизни и образов мышления, плюралистическому мировоззрению.

2) Тенденция смены установки при изучении действительности от научного познания к культуре.

Наука рассматривается как часть культуры. Сегодня нет убедительных оснований для преобладания научных способов познания над другими способами освоения действительности: обыденным сознанием и здравым смыслом, мифом, религией, искусством. Вместе с тем обращение к культуре не означает отказ от научных методов познания, а предполагает учет и целесообразное использование границ и возможностей научного знания. Эта тенденция проявляется в усилении общекультурного значения научных областей знаний и учебных дисциплин в жизнедеятельности человека, развитии общества в целом, реализации в научных исследованиях и учебном процессе культурологического.

3) Тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм.

В современном мире происходит радикальная смена научных и образовательных парадигм. Ранее содержание познания и образования определялось объектом и в меньшей степени средствами и технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс научного и учебного познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами, но и с общекультурными ценностями, ценностно-целевыми установками научно-познавательной деятельности субъекта. Это соответствует процессам гуманизации познания. При этом уровень развития науки определяется мерой «очеловечивания» ее содержания и методов исследования, т.е. мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам в обществе, личностным потребностям и интересам, т.е. наука рассматривается как исторически развивающаяся сфера человеческой практики, включающая в себя и содержание познания (знания об объекте), и средства познания, а также общекультурные ценности, ценностные ориентации и целевые установки научной деятельности человека-субъекта.

4) Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы.

Развитие научно-технической революции (НТР) коренным образом изменило современное производство и все другие сферы социальной жизни. Одной из важнейших черт НТР - появление и утверждение в жизни человечества ИТ. Их функционирование и развитие становятся условием существования современных человека и общества, позволяет быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции.

5) Тенденция к национально-культурной и экономической регионализации.

Одно из вероятных объяснений тенденции к регионализации – это стремление человечества уйти от единой социальной программы развития. Любая самая совершенная программа в силу её универсализации чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки. Отсюда повышается внимание к региональным программам экономического и социокультурного развития.

6) Тенденция к экологизации общественного сознания и дейтельности

Экологизация общественного сознания заключается в развитии экологического образования, просвещения и воспитания в целях перестройки общественного экологического сознания, изменения образа жизни человека, его нравственности. В настоящее время в общественном сознании прочно утвердилось представление о человеческой исключительности и освобождении человека от подчинения экологическим закономерностям. Поведение людей по отношению к окружающей природной среде, основанное на парадигме человеческой исключительности, может привести к экологическому кризису на планете. Человек не в состоянии отменить или изменить законы природы, ибо они объективны и действуют помимо его воли. Человек не может господствовать над природой, он принадлежит ей и находится внутри нее. Господство человека над природой есть не что иное, как деятельность, основанная на использовании ее законов.

+ движение к sustaible development (устойчивому развитию) – 1. процесс экономического и социального изменения, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей без ущерба для следующих поколений.

7. Тенденция к перестройке ценностной базы техногенной культуры и соответствующего типа развития.

Цивилизация + кризис (глобальный) = коренной перелом

2 типа развития общества(таблица)

Признак традиционалистский техногенный
страны Древний Китай, Индия Страны после эпох Возрождения, Просвещения, Реформации
Понимание человека в его отношении к природе Человек должен вписываться в окружающий мир, приспосабливаться к нему. Человек как креативное существо должно изменить ир, имея фундаментальный способности
Природа (как я поняла – беречь) Резервуар ресурсов для деятельности
Личность Быть частью клана, касты, данных от рождения – если вышел или нарушил правило, то уже не личность. Свободна, суверенна, не привязана к сословиям, кланам, кастам.
Мир Движение по кругу(цикл), светлое состояние общества в прошлом (так и нужно развиваться) Идея прогресса – будущее лучше настоящего (примеры в идеологиях марксизма и коммунизма)
Наука Во власти религии и мифов Наука = образование
Власть и сила Власть одного человека над другими То же + над объектом.

Есть 2 сценария развития общества:

· Развитие постиндустриального общества будет продолжаться на баще ценностей, которые сложились в техногенном.

· Переход к какому-то третьему типу цивилизации.

Влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование как в мире, так и в нашей стране направлено на:

1) формирование образовательными средствами в сознании современного человека позиции активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;

2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

3) рост культурного плюрализма и самобытности;

4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.

Свяжите с этими тенденциями влияние на Беларусь!

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.