Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модели (тактики) построения семейных отношений: анализ концепций двух авторов на выбор.





Я.Корчак. Цель воспитания — полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. Необходимым условием этого является создание (в семье или в детском коллективе) атмосферы доброжелательности, взаимной откровенности и доверия, гарантирующей защищенность ребенка от насилия, стабильность его положения и свободу, удовлетворение его интересов и потребностей (особенно эмоциональных). Стержнем воспитательной системы Януша Корчака было пробуждение в ребенке потребности к само-познанию, самооценке, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Ребенок рассматривается как субъект воспитания: «Воспитания без участия в нем самого ребенка не существует

Заповеди для родителей Я. Корчака 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности. 3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горь-кий хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет. 4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по си лам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта. 5. Не унижай! 6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке. 7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 26 Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова 8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная им на хранение. 9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, что не хотел бы, чтобы делали твоему. 10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Сухомлинский. «Нам, старшему поколению, надо научиться говорить с детьми и юношеством о великом и прекрасном — любви, браке, деторождении, человеческой верности до гроба, о смерти и памяти сердца. До тех пор, пока мы не научимся об этом говорить и думать, мы не научим наших детей чистоте и красоте помыслов и чувств. Невежество же в этой сфере оборачивается слезами и горем детей.

В мире, который дает простор для расцвета человеческих желаний, счастлив лишь тот, кто умеет быть властелином своих желаний, — запомните это, дорогие отцы и матери, и учите этому своих детей». По глубокому убеждению В. А. Сухомлинского, семья должна являться основной школой воспитания нравственных чувств у детей, а это значит — формировать нравственные представления и понятия, развивать нравственные чувства, вырабатывать нравственные убеждения, формировать навыки и привычки поведения.

Значительным вкладом в добрачное воспитание является созданная В. А. Сухомлинским теория воспитания духовно-нравственной готовности к любви и семейной жизни. Педагог в «Письмах к сыну» обращался ко всем молодым людям: «Любовь — это самый строгий экзамен человечности…Без глубоко развитого чувства уважения человеческого достоинства не может быть настоящей человеческой привязанности».

В 70-е годы в Павлышской средней школе, возглавляемой В. А. Сухомлинским, был впервые введен учебный предмет «Культура взаимоотношений в семье». Педагог считал, что к материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели, а воспитание хорошей материи отца — это, по существу, решение половины всех задач школы. «Воспитывая матерей и отцов, мы закладываем основы воспитания будущих поколений».

Сегодня, как никогда, актуальна мысль, высказанная педагогом более тридцати лет назад, о том, что «пришло время создавать идеальную семью, идеальные взаимоотношения между матерью и отцом, между детьми и родителями».

Подготовка молодого поколения к любви, созданию семьи, по В. А. Сухомлинскому, состоит из нескольких направлений: социального, психологического, юридического, экономического, биологического и педагогического. Семья и школа — основные социальные институты, которые могут развивать подрастающее поколение в указанных направлениях.

У молодежи необходимо формировать нравственные качества семьянина, формировать основы поведения, связанного с интимными отношениями, с психосексуальным развитием. «Это воспитание,— отмечал педагог,— заключается, конечно, не в том, чтобы маленькому ребенку растолковывать вопросы любви и дружбы, посвящать его в то, что ему трудно понять и пока не надо знать. До определенного времени малышу, школьнику обо всем этом не надо говорить. Воспитание нравственной готовности к любви и семейной жизни заключается прежде всего в том, чтобы вся жизни ребенка, все, что он видит, делает, чувствует,— чтобы все это внушало убеждение: самое дорогое в жизни — это человек; высшее достоинство, честь, совесть, нравственная доблесть — давать счастье другому человеку, создавать для него красоту, быть самому добрым, красивым, чтобы его духовная красота приносила счастье людям».

В добрачном воспитании молодого поколения В. А. Сухомлинский считал необходимым воспитание любви и глубочайшего уважения к матери, выработку понятий об идеале семьянина, о брачном возрасте, бережное отношение к любви и культуре поведения влюбленных, знакомство молодежи с основами воспитания детей, подготовку к выполнению роли отца и матери, мужа и жены. Самым действенным методом в этом выступает пример родителей и других членов семьи.

Подчеркивая актуальность и значимость взглядов В. А. Сухомлинского на добрачное воспитание современного молодого поколения, исследователи творческого наследия педагога отмечают, что в родительской педагогике, созданной Василием Андреевичем, отражены не только достижения, но и трудности семейного воспитания. Его произведения содействуют формированию педагогического мышления родителей, вооружают их умением анализировать мотивы поведения детей, выбирать наиболее эффективные средства, способы и приемы воспитательного воздействия на ребенка, соответствующие особенностям возраста, задачам воспитания и условиям жизнедеятельности семьи.

Семья — это первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передаётся детям без особых усилий, — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Итак, главный вывод из концепций двух педагогов: семейные отношения основываются на доброте, взаимопонимании и уважении. Свобода в выборе, желание развиваться. По мнению В.А Сухомлинского в браке ни на минуту не должно прекращаться взаимное воспитание и самовоспитание. Одна из граней счастья в браке в том и заключается, что муж и жена становятся духовно богаче; переживание духовного совершенствования доставляет большую радость и полноту жизни. В.А. Сухомлинский советует молодым людям вступающим в брак, что они должны быть в гораздо большей степени творцами своей любви, чем потребителями её радостей. В браке должно больше создаваться, чем потребляться. Без постоянного создания запаса духовных богатств на каждом этапе семейной жизни оказывается, что муж и жена полностью исчерпали себя, ничего уже не могут раскрыть перед любимым существом, что-нибудь дать для духовной жизни семьи. Тот, кто не умеет быть творцом в любви, быстро разочаровывается: человек, казавшийся красивым, становится постылым, общение с ним надоедает, приходит увлечение другим «предметом любви». А это не любовь, а распущенность, духовная убогость и пустота. Для того, чтобы быть верным любимому человеку всю жизнь, надо всю жизнь создавать, как бы восстанавливать его красоту, отдавая этому духовные силы, вкладывая свой ум, чувства, стремления.

Любовь, семья, дети – самая тонкая и самая нежная, самая гордая и самая ранимая, скрытая и самая открытая сфера человеческой свободы. Невежество, бескультурье, нравственная нечистоплотность в сфере любви и семьи унижают человека.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.