Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1.12. Социальная политика организаций.





 

Внутри региона такой социальный кадастр должен быть составлен для каждого населённого пункта. Технически реализовать эту идею в масштабе всей страны возможно без больших дополнительных затрат, совместив сбор информации с переписью населения.

Управление социальными процессами направлено на устойчивое социальное развитие в регионе. Рассматривая вопросы социального развития региона необходимо отметить, что сегодня нет единой точки зрения в определении понятия «социальное развитие». Ю.Е. Волков определяет социальное развитие, как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных её компонентах – социальных отношениях, социальных институтах, социальногрупповых и социально-организационных структурах и т.д. Однако не всякие изменения в социальных явлениях представляют собой их развитие, а лишь такие, при которых одни социальные явления переходят на более высокие (по объективным критериям социального прогресса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) либо, напротив, на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие).

При рассмотрении проблем региональной политики в области повышения уровня жизни и денежных доходов населения понятие «уровень жизни» в узком смысле используется для отражения степени удовлетворения личных потребностей людей, в широком понимании – для определения уровня потребления материальных, духовных, социальных благ и услуг населения, отдельных социальных слоёв и групп.

Для сравнения показателей уровня жизни различных регионов предлагается использовать систему показателей, включающих в себя:

• показатели, характеризующие уровень благосостояния: доходы населения, общий объем потребления основных товаров и услуг (на душу населения), обеспеченность разными видами социального и коммунально-бытового обслуживания, социальное обеспечение;

• нормативные показатели количественной и качественной оценки потребностей населения: потребительский бюджет; нормативы социального обслуживания и основных видов потребления услуг, степень удовлетворения потребностей;

• показатели образа жизни: социальные условия жизни и труда населения, условия распределения благ и услуг, оценка имущества населения, количественная и качественная характеристики учреждения социального обслуживания, использования внерабочего времени,

занятость и социальная стабильность, условия отдыха и физической

культуры;

• результирующие показатели – рождаемость, смертность, естественный прирост, средняя продолжительность жизни, сальдо миграции, образование и культурный уровень населения.

В системе этих показателей одним из основных являются доходы населения. В регионах России величины среднедушевого дохода претерпевают значительные изменения в районах и центрах, не относящихся к крупным мегаполисам. Наибольшие среднедушевые доходы в последние годы отмечаются в Центральном и Западно-Сибирском, наименьшие – в Северо-Кавказском и Центрально-Чернозёмном регионах.

Принятие управленческих решений в области занятости населения имеет важное значение в регулировании социальной рыночной экономики. Необходимость регулирования демографических процессов обусловлена тем, что изменение численности, половозрастного состава населения, его профессионального и образовательного уровня, развитие семьи регулирует рынок труда, объём и структуру потребительского спроса.

На фоне всё продолжающегося старения населения многие субъекты Федерации превращаются в демографически неблагоприятные зоны с деформированной структурой трудовых ресурсов. Старение населения и соответствующее увеличение нагрузки на работающих граждан создаёт ситуацию нежелательности сокращения пенсионного возраста. Если ещё учесть и тот факт, что прогнозные оценки дают неутешительную картину постоянного снижения доли лиц трудоспособного возраста, то целесообразным является проведение сбалансированных мер по сочетанию традиционных мер с новыми моделями организации национальной пенсионной системы. Согласно социально-демографической статистике, в период с 2005-2030 годов пенсионного возраста достигнут люди послевоенного поколения, на которое пришелся бум рождаемости. К тому же достаточно ясно проявляются общеевропейские тенденции снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни. В итоге, если сегодня лица старше 65 лет составляют 16% населения Европы, то согласно последнему демографическому прогнозу ООН, к 2030 году их доля вырастет примерно до 25%, а к 2050 году – до 28%. В настоящее время в России на одного пенсионера приходится 1,8 работника. В Европе на одного человека старше 65 лет приходится более 4 человек работоспособного возраста. К 2050 году этот показатель упадет до 2,4 человека в Великобритании и до 2,3 – во Франции. В Германии и Италии, по оценкам экспертов ООН, к 2050 году на одного пенсионера будут приходиться, соответственно, 2 и 1,5 человека работоспособного возраста.

В России будет продолжена реализация:

• комплекса мер по государственной поддержке семей в связи с рождением и воспитанием детей, включая оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, по защите прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей;

• плана мероприятий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;

• мероприятий по созданию условий для повышения доступности жилья семьям с детьми и молодым семьям.

С 1 января 2009 года вступили в силу поправки к Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Они предусматривают возможность для семей, решивших приобрести (построить) жилое помещение с привлечением средств, предоставленных кредитной организацией по кредитному договору (договору займа), заключенному до 31 декабря 2010 года включительно, воспользоваться правом на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, направив эти средства на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным.

Демографические показатели служат основой для проведения социальной политики в сфере занятости, а также при регулировании рынка труда и реализации программ сохранения рабочих мест. Рынки труда имеют ярко выраженные региональные особенности.

Региональная специфика занятости и функционирования рынка труда кроме указанных причин обусловлена особенностями формирования экономически активного населения с учётом возможностей рынка труда, сложившимся уровнем и структурой занятости, а также наличием завершённых производственных циклов, соответствующей сырьевой базы, инвестиционной привлекательностью региона. Неравномерное развитие регионов не позволяет многим из них поддержать требуемый уровень занятости. Под региональным рынком труда подразумевается совокупность социально-трудовых отношений по поводу найма и применения труда работников в региональной структуре производства. В регионах рынок труда формируется под влиянием региональной социальной политики, учитывающей социальные, национальные, культурные, трудовые традиции. Программа реализации приоритетного национального проекта в сфере образования (2009-2012 гг.) ставит цель формирования в системе образования устойчивых механизмов интенсивного социального развития, становления и развития экономики знаний, обновления кадрового потенциала. Программа выделяет три направления ее реализации:

1) модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

2) развитие инновационного характера базового образования как основы становления экономики знаний;

3) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Реализация проекта предусматривает как продолжение мероприятий по вознаграждению за классное руководство, поощрению лучших учителей, поддержке талантливой молодежи, предоставлению общеобразовательным учреждениям доступа к образовательным ресурсам через Интернет, внедрению комплексных проектов модернизации образования в регионах страны, совершенствованию организации школьного питания, организации обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, созданию сети образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, развитию сети федеральных университетов и бизнес-школ мирового уровня, осуществление новых мероприятий, направленных на развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста; современной образовательной среды в школах (в развитие мероприятий национального проекта по поддержке общеобразовательных учреждений); дистанционного образования детей-инвалидов; сети федеральных и национальных исследовательских университетов (в развитие поддержки учреждений высшего профессионального образования, реализующих инновационные программы); инновационных программ в системе непрерывного профессионального образования.

Во всех субъектах Российской Федерации намечено:

• отработка эффективных моделей дошкольного образования;

• переход к современным технологиям организации школьного питания;

• развитие систем дистанционного образования, использование современных информационных технологий и образовательных ресурсов;

• комплексное применение эффективных организационно-финансовых механизмов развития образования.

Регионализация в сфере образования обусловлена отказом от унитарной модели образования и одновременно необходимостью обогащения единого образовательного пространства страны и не только страны, но и создания в рамках стран – участниц СНГ и ЕврАзЭС. На федеральном уровне должны решаться вопросы, которые не под силу регионам или же их решение каждым регионом в отдельности нерационально.

В субъектах Федерации совместными усилиями федеральных, региональных и местных органов власти должны создаваться условия постепенного перехода к функционированию и развитию региональных образовательных систем в соответствии с социально экономическими, культурными и образовательными потребностями. Задача региональной политики в области развития культуры заключается в материализации намеченных мероприятий в программе социального развития региона. В связи с развитием рыночных отношений внимание региональных органов власти концентрируется на повышении эффективности выделяемых учреждениям культуры бюджетных средств, переводе учреждений культуры на частичное самофинансирование.

В развитии культуры в регионах такая программа предполагает улучшить путём сохранения принципа преемственности культуры, охраны культурного наследия, осуществления демократизации культуры, обеспечения участия широких масс в культурной жизни, согласованности экономического и культурного развития, создания возможностей для развития творческой личности, утверждения культуры различных наций и народностей.

Ухудшение положения культуры в регионах, вызванное процессом разрушения единого культурного пространства страны, приводит к возрастанию опасности коррозии культуры из-за усиления межнациональных конфликтов, растраты духовного потенциала народов, вынужденных в массовом порядке мигрировать по разным причинам.

Эти внешние факторы, оказывающие негативное влияние на развитие культуры, дополняются внутренними, которые ставят под риск сохранение культурных ценностей. Альтернативы в развитии культуры, строящиеся на вседозволенности, отрицательно сказываются на духовном развитии людей.

Необходимость реформирования региональной системы здравоохранения и медицинского страхования вызвана желанием повысить возможности качественного медицинского обслуживания населения.

На федеральном уровне перед здравоохранением стоят задачи определения стратегии развития отрасли, единой законодательной и нормативной базы, реализации целевых государственных программ, международного взаимодействия в данной сфере.

Программа реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» предусматривает продолжение мероприятий проекта в рамках существующих направлений:

• развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;

• повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

• совершенствование медицинской помощи матерям и детям, в том числе продолжение программы «Родовый сертификат».

В рамках этих направлений планируется начать новые мероприятия:

• совершенствование организации онкологической помощи населению;

• обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, проведение профилактических мероприятий;

• совершенствование медицинской помощи детям с нарушением слуха и инвалидам по слуху;

• диспансеризация детей-подростков;

• пренатальная диагностика (обследование беременных женщин на наследственные заболевания).

В соответствии с программой реализуется новое направление проекта по формированию здорового образа жизни. Основой направления станет информационно-разъяснительная кампания, на базе которой будут осуществляться программы и мероприятия по: повышению информированности населения; поддержке общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения; привлечению к мероприятиям бизнеса, особенно производящего товары и услуги, связанные со здоровьем.

Планируется формирование стандартов здорового образа жизни, таких как, занятия физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, профилактика заболеваний, правильное питание.

Дальнейшее развитие получат системы мониторинга и контроля соответствия табачной и алкогольной продукции, а также соответствующих факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства. Система государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью определяет минимальный социальный стандарт, ниже которого в территориальных программах не могут быть установлены объём и условия оказания медицинской помощи. Обеспечение этого стандарта осуществляется поступлениями обязательного медицинского страхования и бюджета всех уровней.

Однако сегодня требуется упорядочение платежей, особенно на неработающих граждан.

Концепции региональной семейной политики, принятые в ряде регионов, включают в себя базовые принципы предоставления гарантий поддержания социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния семьи.

Вместе с тем социальная политика в регионах России пока еще не стала одним из ключевых элементов в общей экономической стратегии. Принимаемые федеральными и региональными органами власти разрозненные меры, не связанные между собой целостной концепцией социального развития, не всегда дают ощутимые результаты.

Почему? Так как макропроцессы федерального и регионального развития тесно взаимосвязаны между собой, то социально-экономическое развитие страны не может успешно осуществляться без интеграции регионов в единое макроэкономическое и социальное пространство. С учетом реалий такой подход вынуждает в то же время ограничить круг приоритетных направлений региональной социальной политики, регулируемой Центром.

Учёт региональной специфики при её определении заключается в решении федеральным Центром в отдельных регионах специфических социальных проблем чрезвычайно острого характера, а также в оказании социальной помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и технических катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов. Социальная политика в регионе должна осуществляться совместными усилиями и возможностями региональных и местных структур с помощью федеральных органов на основе концепции, выработанной их совместными усилиями. Объектами социальной политики особого внимания на ближайший период должны стать уровень жизни и здоровья всех слоев населения, образовательный потенциал, профессиональная структура, социальная мобильность населения, семья, жилище, культурная сфера, социальная защита и помощь и др.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.