Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды понятия по объёму и содержанию





Из выясненного выше применительно к классам (подклассам, элементам классов), очевидно существование 3-х видов понятий по объёму: 1). единичные понятия — это те, объём которых составляет одноэлементный класс; 2) общие понятия — это те, объём которых составляет более чем одноэлементный (общий) класс; 3) пустые (нулевые) понятия — это те, объём которых представляет пустое множество (по фактическому или по логическому основаниям).

 

v Пример

Единичные понятия могут быть понятиями, как об материальных, так и духовных предметах мысли: к 1-ой категории принадлежит понятие «В.В. Путин», ко 2-ой — понятие «сегодняшняя последняя медитация Далай-Ламы». По отношению к понятию «В.В. Путин» в качестве общего (родового) укажем понятие «человек». Фактически пустое понятие — «президент В.В. Путин, рождённый в США», логически нулевое — «рассосредоточенная соредоточенность».

 

В силу того, что существенные признаки разных понятий оказываются типически разными, закономерно существуют виды понятий в аспекте их содержания:

1). Абстрактные понятия, т. е. такие, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, мыслимый отдельно от самого предмета.

2). Конкретные понятия, т. е. такие, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее.

3). Положительные понятия, т. е. те, в которых мыслится наличие у предмета того или иного признака (свойства, качества, отношения).

4). Отрицательные понятия, т. е. те, в которых мыслится (означается) именно отсутствие у предмета того или иного признака (свойства, качества, отношения).

5). Собирательные понятия, т. е. в которых совокупность предметов (группа однородных предметов) мыслится как некое действительное единство (целое), так что сущностные признаки этого единства нельзя перенести ни на один из элементов данной совокупности.



6). Несобирательные (разделительные) понятия, т. е. в которых содержание понятия можно отнести к каждому отдельному предмету (элементу) этого мыслимого в понятии класса.

7). Относительные понятия, т. е. такие, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого.

8). Безотносительные понятия, т. е. такие, в которых мыслятся самостоятельно существующие предметы, т. е . существующие вне зависимости от какого-либо другого предмета.

 

v Пример

Абстрактные понятия: твёрдость, гибкость, умение. Конкретные понятия: корунд, ивовый прут, человек, практично использующий свой разум. Положительные понятия: зеркало, толковый (пследнее понятие превратим, введя отрицание, в противоречащее ему отрицательное понятие — бестолковый). Отрицательные понятия: беспечный путешественник, студент, безработный художник, но не являются отрицательными понятиями, хотя и содержат в своём составе отрицательные частицы (поскольку данные отрицательные частицы слились с соответствующими словами, корни которых утратили собственный отдельный смысл: неряха, недотёпа, ненастье (что такое «настье»?). Отрицательные понятия в языке выражены языковыми знаками, содержащими какую-либо отрицательную частицу («не-», «без-», «противо-», «анти-» и т. п.), выполняющую функцию отрицания. Если же слово или словосочетание имеет в своей структуре отрицательную частицу, которая не выполняет функции отрицания (нелепый, безалаберный), то выражаемое таким словом или словосочетанием понятие является опять-таки положительным. Если мы вносим в структуру какого-либо положительного понятия (А) отрицательную частицу, которая призвана выполнить и действительно выполняет функцию отрицания, то тем самым получаем из исходного понятия А противоречащее ему (находящееся с понятием А в отношении контрадикторности) отрицательное понятие не-А. Собирательные понятия: стая, созвездие, соцветие (установить, что какое-либо понятие является собирательным можно посредством рассуждения: если о любом элементе класса животных можно утверждать, что это именно животное, то, зная, что лес состоит из деревьев (дерево — элемент данного класса), ни об одном дереве мы не можем сказать, что оно есть лес, значит, понятие лес является собирательным). Используем в разных высказываниях (суждениях) понятие «студенты группы СО-211»: 1) «студенты группы СО-211 провели коллективное мероприятие»; 2) «зачёт по логике и теории аргументации был сдан студентами группы СО-211». В 1-ом суждении понятие «студенты группы СО-211» является собирательным, поскольку это понятие о едином коллективе, т. е. о единичном в аспекте объёма понятии. Во 2-ом суждении данное общее понятие использовано в разделительном (несобирательном) смысле: каждый студент группы СО-211 обладает признаком «быть сдавшим зачёт по логике и теории аргументации». Несобирательные понятия: звезда, осень, индивид. Относительные понятия: ученик, угнетатель, творение (без учителя не мыслим ученик, без угнетённого — угнетатель, без творца — творение). Безотносительные понятия: книга, город, столица Российской Федерации.

 

Итак, понятия следует различать по объёму и по содержанию. Осознавая вид понятия в аспекте его объёма и его содержания, мы вполне овладеваем сутью той мысли, которая оформлена данным понятием. Показателем степени такого овладения в частности служит умение давать любому понятию логическую характеристику (общую логическую характеристику), т. е. умение правильно (аргументировано, безошибочно) установить вид понятия в количественном и качественном аспектах.

 

v Пример

Логическая характеристика некоторых понятий: стол (общее, конкретное, положительное, несобирательное (разделительное), безотносительное понятие); эта небрежность гения (единичное, абстрактное, отрицательное, несобирательное, безотносительное понятие); мать своего собственного отца (нулевое, конкретное, положительное, несобирательное, относительное понятие).

Отношения между понятиями

Понятия, как и отражаемые ими предметы мира, находятся в разнообразных, но закономерных отношениях. Ранее в качественном аспекте отношений между понятиями нами были выделены сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимые понятия в количественном аспекте делятся на 2-ва вида (совместимые и несовместимые), каждый из которых представлен 3-я подвидами, и может быть выражен не только словесно, но и графически (немецкий математик, физик, астроном Леонард Эйлер (1707-1783), работавший в России с 1727 по 1741 и с 1766 по 1783 годы, в 1731 году ставший академиком Императорской Академии наук, придумал способ изображать отношений понятий посредством круговых схем (так называемых «кругов Эйлера»); в 1881 году эту методику расширил и развил (так называемые «диаграммы Венна») английский логик Джон Венн (1843-1923). Итак, существуют:

1). Совместимые понятия, т. е. имеющие в своих объёмах хотя бы один общий элемент (совпадающие своими объёмами полностью или частично).

Они подразделяются на подвиды:

1.1). Тождественные (равнозначные) понятия, т. е. такие, объёмы которых совпадают полностью (вплоть до каждого элемента).

1.2). Понятия в отношении подчинения (субординации), т. е. когда объём меньшего (видового, подчинённого) понятия полностью входит в объём родового (подчиняющего) понятия, не исчерпывая этого объёма.

1.3). Понятия в отношении перекрещивания (пересечения), т. е. когда их объёмы входят друг в друга, совпадая частично.

 

v Пример

Хотя и имеют разное содержание, но совпадают по объёму, т. е. тождественны, равнозначны, единичные понятия «самая длинная река России» (А) и «река Волга» (В), а также общие понятия «гиппопотам» (С) и «бегемот» (D). Изобразим отношений данных понятий «кругами Эйлера» с использованием 2-х возможных способов символизации отношения тождества между понятиями, а именно: А, В, или СºD:

В качестве подчиняющего возьмём понятие «учащийся» (А), в качестве подчинённого — «студент» (В). Их отношение (субординация, подчинение), выражается круговыми схемами в виде общей схемы (слева). Общая схема такова, что в классе А очевидны 2-а подкласса, которые специально выделены штриховками (изображение справа): 1) подкласс «учащиеся, не являющиеся студентами» (все элементы класса А за исключением элементов класса В), 2) подкласс «учащиеся-студенты» (собственно все элементы В) (рис. 3):

Рис. 3

Понятие «отличник» (А) и понятие «студент, изучающий логику» (В) находятся в отношении перекрещивания, что изображено основной схемой (слева); на дополнительной схеме (справа) очевидны 3-и подкласса, которые выделены штриховками: 1) подкласс «отличники, не являющиеся изучающими логику студентами» (элементы А за исключением элементов В); 2) подкласс «отличники, являющиеся студентами, изучающими логику» (С); 3) подкласс «студенты, изучающие логику, но не являющиеся отличниками» (элементы В за исключением элементов А) (рис. 4):

Рис. 4

2). Несовместимые понятия, т. е. такие, объёмы которых не совпадают ни в одном элементе. Они также подразделяются на 3-и подвиды:

2.1). Соподчинение (координация) — отношение, в котором объёмы видовых, но не крайних (противоположных) по смыслу, понятий полностью входят в объём общего для них родового понятия, не исчерпывая этого объёма.

2.2). Противоположность (контрарность) — отношение, в котором находятся в рамках общего родового понятия крайние по смыслу понятия (противоположные, т. е. не только отрицающие признаки друг друга, но и заменяющие их другими признаками), не исчерпывая объёма этого родового понятия.

2.3). Противоречие (контрадикторность) — отношение между 2-я понятиями, являющимися видами одного и того же понятия, так что одно из них указывает на какие-либо признаки, а другое их отрицает, не заменяя отрицаемые признаками никакими признаками: в силу этого противоречащие понятия полностью делят объём общего для них родового понятия (исчерпывают его).

 

v Пример

Соподчинение. Введём (условно) родовое понятие «млекопитающее» (А), которое изобразим в виде овала. Затем введём основные (видовые по отношению к понятию А) понятия: «кенгуру» (В) и «слон» (С). Схема соотношения понятий А, В и С дана слева. Эта схема такова, что, работая с ней далее, можно в рамках класса А выделить штриховкой 3-и подкласса (изображение справа от исходной схемы): 1) млекопитающих, не являющихся ни кенгуру, ни слонами (часть А за исключением элементов В и С); 2) млекопитающих-кенгуру (собственно все элементы В); 3) млекопитающих-слонов (собственно все элементы С) (рис. 5).

Рис. 5

Противоположность. В рамках родового понятия «цветной предмет» (А) противоположными понятиями являются понятия «белый предмет» (В) и «чёрный предмет» (С) (схема слева). При этом очевидно, что класс А оказывается разбит на 3-и подкласса: 1) белые предметы (В); 2) не белые и не чёрные предметы (D); 3) чёрные предметы (С) (схема справа) (рис. 6).

Рис. 6

Противоречие. Виды хлеба (А) — чёрствый хлеб (В) и не чёрствый хлеб (не-В) (рис. 7):

Рис. 7

Рассмотренные выше отношения между сравнимыми понятиями следует чётко осознавать в их шести основных видах, значит, адекватно определять конкретный вид отношения между конкретными понятиями и уметь выражать каждый вид отношения соответствующей схемой. Это необходимо не только для логически правильного оперирования непосредственно самими понятиями (определения, деления и т. д.), но без этого не может быть логически безупречным мышление с использованием более сложных, чем понятие, состоящих из понятий абстрактных форм познания, а именно: суждения, умозаключения.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.