Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 1. Теория и методика сенсорного воспитания





Вопросы для обсуждения

1. Особенности систем сенсорного воспитания: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой.

2. Теоретические основы современной системы сенсорного воспитания.

3. Цель, задачи, содержание, этапы и методика сенсорного воспитания в современной дошкольной педагогике.

4. Сенсорное воспитание в группах раннего возраста, в первой и второй младшей группах ДОУ.

5. Развитие сенсорных способностей дошкольника в различных видах деятельности.

Учебно-исследовательские задания

1. Подготовьте сообщения о системах сенсорного воспитания Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, О. Декроли, М. Манасеиной.

2. Подумайте, чем отличается методика сенсорного воспитания в программе «От рождения до школы», «Истоки» и программе «Развитие» Л.А. Венгера. Воспользуйтесь материалами приложения №4.

3. Разработайте конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей какой-либо возрастной группы. В качестве примера воспользуйтесь конспектами занятий из рекомендованной литературы и материалами приложения.

Литература

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание. 1974. №3.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Ф.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1978.

4. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М., 1983.

5. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.

6. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. М.Б.Мчедлидзе и др. М., 1986.

7. Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994, №4, №5.

8. О.Морозова, Е.И.Тихеева: Дошкольный возраст: Сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993. №5.

9. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 1980.

10. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.

11. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.

12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М., 1996.

13. Плеханов А. Овид Декроли и его метод // Дошкольное воспитание. 1991. №11.

14. Плеханов А. Теория и практика М.Монтессори // Дошкольное воспитание. 1989. №10.

15. Плеханов А., Морозова О. М.М.Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1994. №2.

16. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. 1995. №7.

17. Программа «Развитие» (Основные положения). М., «Новая школа». 1994.

18. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. М., 1981.

Приложение №4

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ [1]

 

Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представ­лений об окружающем мире.

Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положе­нии в пространстве, необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начина­ется познание. Таким образом, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой — составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Программа сенсорного воспитания в младшей группе предпола­гает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования — использованию сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета вы­ступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, жел­тый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (бе­лый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геомет­рические фигуры, эталонами величины — соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и, в конечном счете, метрических мер.

В данной программе заложено знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каж­дого свойства: 5, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины.

Первоначальный этап обучения — это ознакомление детей с ceнсорными эталонами. При знакомстве с основными образцами дети сопоставляют разные эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия.

Затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов; вариантами геометрических форм, различающимися пропорциями, отдельными параметрами величины. Появляются четкие представления о раз­новидностях каждого свойства. Все это дает возможность усвоить системные связи и зависимости между разновидностями свойств: расположение цветов в спектре, результаты их смешения, после­довательность светлотных оттенков, последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.

Усвоив представления о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и вы­деления свойств разных предметов. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, они используют их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей.

Что касается названий свойств и их разновидностей, то они постоянно употребляются взрослыми, но только к самому концу года можно рассчитывать на их полное понимание и, тем более, активное использование самими детьми.

В ходе выполнения программы перед детьми ставятся некоторые задачи, требующие ориентации в пространственных отношениях (как на плоскости, так и в трехмерном пространстве). Однако ознаком­ление с пространственными отношениями не выносится в отдельный раздел обучения в данном возрасте. Оно будет осуществляться поз­днее, в связи с овладением моделями пространственных ситуаций (план, чертеж и т. п.). Пока же вполне достаточно, если простран­ственные обозначения будут использоваться лишь ситуативно, по мере надобности, добиваться их усвоения детьми не следует.

Программа обучения рассчитана на два занятия в неделю, дли­тельностью 15—20 мин каждое.

Все занятия построены так, что представления об эталонах цвета, формы, величины являются необходимым условием выполнения ин­тересных для детей игровых и практических заданий.

В программе дан перечень занятий по каждому из разделов (цвет, форма, величина), а также предложена последовательность прове­дения занятий.

Последовательность проведения занятий по сенсорному воспитанию

1. Спрячь мышку (цвет).

2. В царстве фигурок-человечков (форма).

3. Игра с мячами (величина).

4. Спрячь мышку (повторно).

5. Аппликация «Платочки для фигурок-человечков» (форма).

6. Куклы и медведи (величина).

7. Разноцветные комнаты (цвет).

8. Аппликация «Салфеточки для фигурок-человечков» (форма).

9. Три квадрата (величина).

10. Лото «Цвет».

11. Кто где спит (форма).

12. Построим башню (величина).

13. Разноцветные комнаты (повторно).

14. Гости (форма).

15. Построим башню (величина).

16. Гости (повторно).

17. Разложим мишкам мисочки (величина).

18. Окраска воды (цвет).

19. Аппликация "Кроватки" (форма).

20. Накорми мишек (величина).

21. Окраска воды (цвет).

22. Аппликация "Елочка" (величина).

23. Окраска воды (цвет).

24. Найди предмет такой же формы (форма).

25. Кто выше (величина).

26. Лото."Цвет" (повторно).

27. Дидактическая игра "Магазин" (форма).

28. Лесенка (величина).

29. В царстве царя-Разноцвета (цвет).

30. Аппликация "Орнамент" (форма).

31. Достроим домики (величина).

32. Подбери предметы похожего цвета (цвет).

33. Аппликация "Орнамент" (повторно).

34. Разбитые тарелки (величина).

35. Дидактическая игра "Магазин" (цвет).

36. Построим домики для фигур (форма).

37. Кто скорей свернет ленту? (величина).

38. Аппликация «Радуга» (цвет).

39. Построим домики для фигур (форма).

40. Завяжем мишкам банты (величина).

41. Рисование орнамента (цвет).

42. Найди предмет такой же формы (повторно).

43. Путешествие на лесную поляну (величина).

44. Три воздушных шарика (цвет).

45. Закрой дверь в домиках (величина).

46. Геометрическое лото (форма).

47. Пирамидка (цвет).

48. В гости к мишке (величина).

49. Вышиваем ковер (цвет).

50. Дидактическая игра "Магазин" (форма, повторно).

51. Игра с мячом (величина).

52. Подбери предметы похожего цвета (повторно).

53. Чудесный мешочек (форма).

54. Дидактическая игра "Что изменилось?" (величина).

55. Пирамидка (цвет).

56. Новогодние елочки (величина).

57. Составные картинки (форма).

58. Столкни мяч в корзину (величина).

59. Какой формы предметы в нашей группе? (форма).

60. Дидактическая игра "Магазин" (величина) Комплексные занятия.

61. Лото "Цвет и форма".

62. Дидактическая игра "Магазин".


Приложение №5







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.