Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Типы обучающих заданий «Цвет»





 

Содержание обучения Средства обучения Материал Деятельность детей
       
Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. Эталоны шести цветов спектра Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка, - «домик». Квадраты тех же цветов – «дверцы». Тот же материал меньшего размера на каждого ребенка Дидактическая игра «Спрячь мышку!» Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Сначала они делают это вместе с воспитателем, потом самостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра.
Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета Эталоны шести цветов спектра Большие листы бумаги шести цветов – «комнаты». Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка. Куклы – Иван-царевич и Марья-царевна «Разноцветные комнаты». Дети рассматривают разноцветные комнаты (большие листы бумаги шести цветов), называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по «комнатам» подходящего цвета.
Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета Эталоны шести цветов спектра Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями. Лото «Цвет». Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все картинки на своей карте.
Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Эталоны двух светлотных оттенков красного цвета Две большие банки с наклейками светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска, по две баночки с водой на каждого ребенка, кисточки. «Окраска воды». Дети подготавливают воду для изготовления цветного льда; вслед за воспитателем они делают воду двух оттенков (вначале светло-красную, набирая на кисть немного краски и разводя ее в воде в одной из банок, затем более темную, набирая на кисть побольше краски и разводя ее в другой банке). Цветную воду, слитую в большие банки, дети выносят на прогулку (зимой), разливают ее в формочки и делают цветные льдинки.
Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Эталоны двух светлотных оттенков шести цветов Гуашевые краски шести цветов, по две баночки с водой на каждого ребенка, кисточки Занятие проводится аналогично предыдущему, но каждый ребенок выбирает одну из шести красок
Закрепление представления об оттенках цветов, упражнение в получении трех оттенков любого цвета; словесное их обозначение Эталоны трех светлотных оттенков шести цветов Гуашевые краски шести цветов, по три баночки с водой на каждого ребенка, кисточки Дети учатся получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: «темный», «светлый», «самый светлый».
Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков Эталоны трех светлотных оттенков шести цветов Листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка царь-Разноцвет; листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в шесть цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка Дидактическая игра «В царстве царя Разноцвета». Дети слушают сказку о том, что в царстве царя Разноцвета все игрушки жили в своих домиках (все синие - в синем, все зеленые - в зеленом и т. д.). Далее дети вместе с воспитателем рассматривают игрушки разных светлотных оттенков, определяют, в каких домиках они живут, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам
Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков Эталоны трех светлотных оттенков шести цветов Обруч, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков на каждого ребенка; квадраты шести цветов – образцы «Подбери предметы похожего цвета». Дети играют – к кому покатился обруч, тот выполняет задание: подбирает предмет такого же цвета (включая его оттенки), что и образец, выбирает ребенка, который назовет цвет и оттенок предмета.
Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков Эталоны трех светлотных оттенков шести цветов Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по три), разноцветные прямоугольники – «чеки» Дидактическая игра «Магазин». Дети приходят в магазин и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета. Затем дети получают «чеки» (карточки того или иного цвета). Чтобы купить игрушку, надо, чтобы ее цвет совпал с цветом чека (оттенки цветов включаются). В конце игры дети рассматривают купленные игрушки, называя их цвета и оттенки.
Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет Цветовой спектр Картина «Радуга»; листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полосочки семи цветов для завершения радуги на каждого ребенка; клей, кисти Аппликация «Радуга». Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги», обращают внимание на последовательность цветов на картине. Далее рассматривают образец незавершенной аппликации, самостоятельно раскладывают цветные полоски в нужной последовательности, затем наклеивают их, завершая аппликацию.
Обучение детей высветлению цвета с помощью белил Эталоны двух светлотных оттенков красного цвета Два образца орнаментов со светло-красным кругом посередине и ярко-красными полосами по краям; гуашь красная и белая, бумага, палитры на каждого ребенка, кисточки, баночки с водой «Рисование орнамента». Дети рассматривают два образца орнаментов, обращая внимание на различие оттенков у круга и полос. Далее учатся, как делать светлую краску смешением белой и красной красок на палитре. Затем дети смешивают краски и рисуют выбранный ими орнамент (по одному из образцов)
Обучению детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте   Сериацион ный ряд из трех оттенков синего цвета Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты, листы бумаги с контурами трех шариков, палитры, гуашь, синяя и белая, на каждого ребенка, кисточки, баночки с водой «Три воздушных шарика». Дети вместе с воспитателем рассматривают, как раскрашены шарики: самый светлый, потемнее, самый темный, далее под руководством воспитателя смешивают на палитре с белилами большее или меньшее количество краски, получая нужные оттенки. Затем дети раскрашивают шарики: сначала светло-синий, затем потемнее, самый темный – чистой синей краской.  
Обучению детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте Сериацион ный ряд из четырех оттенков любого из шести цветов Рисунок пирамидки из трех фиолетовых колец понижающейся светлоты; краски белая и другого цвета (на разных столах – разные), листы с контуром пирамидки, палитры на каждого ребенка, кисти, баночки с водой «Пирамидка». Занятие проводится аналогично предыдущему, но дети работают каждый со своим цветом, получая его оттенки и раскрашивая кольца пирамидки, составляя таким образом светлотный ряд.
Обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет Эталоны шести цветов спектра с их словесным обозначением Однотонный палас, белые круги («серединки» цветов), по четыре лепестка разного цвета на каждого ребенка «Вышиваем ковер». Дети украшают ковер цветами: к расположенным на ковре «серединкам» подбирают лепестки разного цвета по слову – названию: «Вышиваем красные лепестки!», «Сейчас вышиваем синие лепестки!» и т.д. Дети «вышивают» ковер, соблюдая правило: лепестки у цветов должны быть разноцветными.

 

ТЕМА 2-3. Умственное воспитание дошкольников. Развитие умственной активности ребенка в различных видах деятельности (4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и основные особенности системы умственного воспитания в отечественной дошкольной педагогике (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я.Гальперин, Н.Н.Поддъяков, В.И.Логинова, Л.А. Венгер, Д.Б.Эльконин и др.).

2. Цель, задачи умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

3. Содержание и методы умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

4. Педагогические условия, методы и приемы формирования умственной активности дошкольников.

5. Роль различных видов деятельности в формировании умственной активности детей (творческой игры, конструирования, экспериментирования и т.п.).

 

Учебно-исследовательские задания

 

1. Сравните задачи умственного воспитания в различных программам для ДОУ. Результаты внесите в таблицу.

Возраст Задачи умственного воспитания
Программа «От рождения до школы» Программа «Развитие» Программа «Детство» и др.
Ранний Младший дошкольный Средний дошкольный Старший дошкольный      

 

2. Составьте аннотацию и подготовьте рекламу книг:

1. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка: Пер. с англ. – М.: Аквариум, 1995.

2. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить (упражнения по развитию памяти, внимания, мышления, речи). – М., 1993.

3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М.. Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.

4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

3. Подумайте, кому принадлежит ведущая роль в умственном воспитании дошкольника: семье, ДОУ? Аргументируйте свою точку зрения.

 

Литература

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.

2. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М., 1985.

3. Венгер Л.А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

4. Диагностика умственного развития дошкольников / Л.А.Венгер, В.В.Холмовская, Н.Б.Венгер и др. – М.: Педагогика, 1978.

5. Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста. – Таганрог: «Антон», 1995.

6. Ершова Л. Алгоритмические игры в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1992. - №9-10.

7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Сост. Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1989.

9. Корзакова Е.И. К вопросу об использовании игр – головоломок для воспитания умственной активности старших дошкольников // Умственное воспитание детей дошкольного возраста: СБ. науч. тр. – М.: МПГИ, 1989.

10. Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992. - №7-8.: №9-10.

11. Маркова А.К, Дидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – М., 1997.

12. Поддъяков Н.Н. Некоторые общие вопросы развития мышления дошкольников // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой. – М.: Педагогика, 1985.

13. Поддъяков Н.Н., Парамонова Л.А. Некоторые новые проблемы умственного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1985. - №2.

14. Пороцкая Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. - №2.

15. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф.Говорковой. – М., 1985.

16. Рощикулина Е. Игры – головоломки в развитии мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №3.

17. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.С.Сохина. – М., 1984.

18. Щербакова Е., Голицин В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991. - №10.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.