|
Типы обучающих заданий «Цвет»
Содержание обучения
| Средства обучения
| Материал
| Деятельность детей
|
|
|
|
| Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.
| Эталоны шести цветов спектра
| Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка, - «домик». Квадраты тех же цветов – «дверцы». Тот же материал меньшего размера на каждого ребенка
| Дидактическая игра «Спрячь мышку!» Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Сначала они делают это вместе с воспитателем, потом самостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра.
| Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета
| Эталоны шести цветов спектра
| Большие листы бумаги шести цветов – «комнаты». Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка. Куклы – Иван-царевич и Марья-царевна
| «Разноцветные комнаты». Дети рассматривают разноцветные комнаты (большие листы бумаги шести цветов), называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по «комнатам» подходящего цвета.
| Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета
| Эталоны шести цветов спектра
| Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.
| Лото «Цвет». Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все картинки на своей карте.
| Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
| Эталоны двух светлотных оттенков красного цвета
| Две большие банки с наклейками светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска, по две баночки с водой на каждого ребенка, кисточки.
| «Окраска воды». Дети подготавливают воду для изготовления цветного льда; вслед за воспитателем они делают воду двух оттенков (вначале светло-красную, набирая на кисть немного краски и разводя ее в воде в одной из банок, затем более темную, набирая на кисть побольше краски и разводя ее в другой банке). Цветную воду, слитую в большие банки, дети выносят на прогулку (зимой), разливают ее в формочки и делают цветные льдинки.
| Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
| Эталоны двух светлотных оттенков шести цветов
| Гуашевые краски шести цветов, по две баночки с водой на каждого ребенка, кисточки
| Занятие проводится аналогично предыдущему, но каждый ребенок выбирает одну из шести красок
| Закрепление представления об оттенках цветов, упражнение в получении трех оттенков любого цвета; словесное их обозначение
| Эталоны трех светлотных оттенков шести цветов
| Гуашевые краски шести цветов, по три баночки с водой на каждого ребенка, кисточки
| Дети учатся получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: «темный», «светлый», «самый светлый».
| Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков
| Эталоны трех светлотных оттенков шести цветов
| Листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка царь-Разноцвет; листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в шесть цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка
| Дидактическая игра «В царстве царя Разноцвета». Дети слушают сказку о том, что в царстве царя Разноцвета все игрушки жили в своих домиках (все синие - в синем, все зеленые - в зеленом и т. д.). Далее дети вместе с воспитателем рассматривают игрушки разных светлотных оттенков, определяют, в каких домиках они живут, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам
| Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков
| Эталоны трех светлотных оттенков шести цветов
| Обруч, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков на каждого ребенка; квадраты шести цветов – образцы
| «Подбери предметы похожего цвета». Дети играют – к кому покатился обруч, тот выполняет задание: подбирает предмет такого же цвета (включая его оттенки), что и образец, выбирает ребенка, который назовет цвет и оттенок предмета.
| Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков
| Эталоны трех светлотных оттенков шести цветов
| Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по три), разноцветные прямоугольники – «чеки»
| Дидактическая игра «Магазин». Дети приходят в магазин и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета. Затем дети получают «чеки» (карточки того или иного цвета). Чтобы купить игрушку, надо, чтобы ее цвет совпал с цветом чека (оттенки цветов включаются). В конце игры дети рассматривают купленные игрушки, называя их цвета и оттенки.
| Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет
| Цветовой спектр
| Картина «Радуга»; листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полосочки семи цветов для завершения радуги на каждого ребенка; клей, кисти
| Аппликация «Радуга». Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги», обращают внимание на последовательность цветов на картине. Далее рассматривают образец незавершенной аппликации, самостоятельно раскладывают цветные полоски в нужной последовательности, затем наклеивают их, завершая аппликацию.
| Обучение детей высветлению цвета с помощью белил
| Эталоны двух светлотных оттенков красного цвета
| Два образца орнаментов со светло-красным кругом посередине и ярко-красными полосами по краям; гуашь красная и белая, бумага, палитры на каждого ребенка, кисточки, баночки с водой
| «Рисование орнамента». Дети рассматривают два образца орнаментов, обращая внимание на различие оттенков у круга и полос. Далее учатся, как делать светлую краску смешением белой и красной красок на палитре. Затем дети смешивают краски и рисуют выбранный ими орнамент (по одному из образцов)
| Обучению детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте
| Сериацион
ный ряд из трех оттенков синего цвета
| Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты, листы бумаги с контурами трех шариков, палитры, гуашь, синяя и белая, на каждого ребенка, кисточки, баночки с водой
| «Три воздушных шарика». Дети вместе с воспитателем рассматривают, как раскрашены шарики: самый светлый, потемнее, самый темный, далее под руководством воспитателя смешивают на палитре с белилами большее или меньшее количество краски, получая нужные оттенки. Затем дети раскрашивают шарики: сначала светло-синий, затем потемнее, самый темный – чистой синей краской.
| Обучению детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте
| Сериацион
ный ряд из четырех оттенков любого из шести цветов
| Рисунок пирамидки из трех фиолетовых колец понижающейся светлоты; краски белая и другого цвета (на разных столах – разные), листы с контуром пирамидки, палитры на каждого ребенка, кисти, баночки с водой
| «Пирамидка». Занятие проводится аналогично предыдущему, но дети работают каждый со своим цветом, получая его оттенки и раскрашивая кольца пирамидки, составляя таким образом светлотный ряд.
| Обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет
| Эталоны шести цветов спектра с их словесным обозначением
| Однотонный палас, белые круги («серединки» цветов), по четыре лепестка разного цвета на каждого ребенка
| «Вышиваем ковер». Дети украшают ковер цветами: к расположенным на ковре «серединкам» подбирают лепестки разного цвета по слову – названию: «Вышиваем красные лепестки!», «Сейчас вышиваем синие лепестки!» и т.д. Дети «вышивают» ковер, соблюдая правило: лепестки у цветов должны быть разноцветными.
|
ТЕМА 2-3. Умственное воспитание дошкольников. Развитие умственной активности ребенка в различных видах деятельности (4 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Сущность и основные особенности системы умственного воспитания в отечественной дошкольной педагогике (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я.Гальперин, Н.Н.Поддъяков, В.И.Логинова, Л.А. Венгер, Д.Б.Эльконин и др.).
2. Цель, задачи умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
3. Содержание и методы умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
4. Педагогические условия, методы и приемы формирования умственной активности дошкольников.
5. Роль различных видов деятельности в формировании умственной активности детей (творческой игры, конструирования, экспериментирования и т.п.).
Учебно-исследовательские задания
1. Сравните задачи умственного воспитания в различных программам для ДОУ. Результаты внесите в таблицу.
Возраст
| Задачи умственного воспитания
| Программа «От рождения до школы»
| Программа «Развитие»
| Программа «Детство» и др.
| Ранний
Младший дошкольный
Средний дошкольный
Старший дошкольный
|
|
|
|
2. Составьте аннотацию и подготовьте рекламу книг:
1. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка: Пер. с англ. – М.: Аквариум, 1995.
2. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить (упражнения по развитию памяти, внимания, мышления, речи). – М., 1993.
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М.. Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.
4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
3. Подумайте, кому принадлежит ведущая роль в умственном воспитании дошкольника: семье, ДОУ? Аргументируйте свою точку зрения.
Литература
1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
2. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М., 1985.
3. Венгер Л.А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.
4. Диагностика умственного развития дошкольников / Л.А.Венгер, В.В.Холмовская, Н.Б.Венгер и др. – М.: Педагогика, 1978.
5. Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста. – Таганрог: «Антон», 1995.
6. Ершова Л. Алгоритмические игры в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1992. - №9-10.
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Сост. Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1989.
9. Корзакова Е.И. К вопросу об использовании игр – головоломок для воспитания умственной активности старших дошкольников // Умственное воспитание детей дошкольного возраста: СБ. науч. тр. – М.: МПГИ, 1989.
10. Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992. - №7-8.: №9-10.
11. Маркова А.К, Дидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – М., 1997.
12. Поддъяков Н.Н. Некоторые общие вопросы развития мышления дошкольников // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой. – М.: Педагогика, 1985.
13. Поддъяков Н.Н., Парамонова Л.А. Некоторые новые проблемы умственного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1985. - №2.
14. Пороцкая Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. - №2.
15. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф.Говорковой. – М., 1985.
16. Рощикулина Е. Игры – головоломки в развитии мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №3.
17. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.С.Сохина. – М., 1984.
18. Щербакова Е., Голицин В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991. - №10.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|