Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Материалы для обстройки помещений судов





 

Древесина и древесные материалы

Древесина до середины XIX в. была основным материалом для постройки судов. В настоящее время из нее строят лишь корпуса малых (в основном спортивных) судов. В металлическом судо­строении древесина по объему составляет примерно 10 % всех при­меняемых материалов. Из нее изготовляют настилы палуб и плат­форм, обшивку трюмов, привальные брусья, мебель, шлюпки, обрешетники, детали судовых устройств, фундаменты под вспомо­гательные механизмы. Древесину используют при отделке жилых и служебных помещений и т. д. Из древесины строят внутренние и наружные леса и подмостки, временные перекрытия, делают по­лозья, спускные салазки, кильблоки, клетки, упоры, рейки-шабло­ны и т.п., используемые на судостроительных предприятиях в про­цессе подготовительных и вспомогательных работ.

Наибольшее применение имеют из хвойных пород — сосна, ель, лиственница, кедр и пихта; из лиственных — дуб, бук, ясень, груша, платан (чинара), береза, клен, орех, карагач, красное де­рево, тик и бакаут. Лиственные породы древесины используют в основном для отделки жилых и служебных помещений (кают, ка­ют-компаний, кинозалов, салонов, столовых и т. п.), коридоров и парадных входов, изготовления и облицовки судовой мебели. Ба­каут растет только на Кубе и в некоторых странах Южной Аме­рики. Он тяжелее воды, обладает высокой твердостью, износостой­костью и прочностью, поэтому трудно обрабатывается, но не под­вергается гниению. При смачивании водой поверхность бакаута становится скользкой, что уменьшает сопротивление трению. В су­достроении бакаут применяют для изготовления вкладышей подшипников валопроводов, работающих в воде.



Пригодность древесины для тех или иных целей оценивают по ее физическим, механическим и другим свойствам. К физичес­ким свойствам относятся:

· плотность;

· влажность;

· цвет;

· тек­стура;

· запах;

· теплопроводность;

· электропроводность;

· звукопровод­ность и др.

К механическим свойствам древесины принадлежит

· прочность;

· раскалываемость;

· твердость;

· упругость;

· вязкость.

Применение древесины как судостроительного материала обус­ловлено ее положительными свойствами: сравнительно малой пло­тностью, низкой теплопроводностью, хорошей поглощаемостью звука и обрабатываемостью. Кроме того, запасы древесины в на­шей стране большие, стоимость ее производства сравнительно невы­сокая. Недостатками древесины, ограничивающими ее применение, является способность гнить, гореть и самовоспламеняться. Физи­ческие и механические свойства древесины изменяются при коле­баниях температуры и влажности.

Виды древесных материалов. Древесные материалы — продук­ты механической обработки древесины. В зависимости от обра­ботки и внешнего вида их делят на круглый лес, пиломатериа­лы, фанеру, древеснослоистые пластинки, прессованную древесину, плиты и шпон и т. д.

Круглый лес (бревна) используют непосредственно либо из них изготовляют пиломатериалы. Пиломатериалы (брусья, бруски, доски) получают продольной распиловкой бревен.

Брусьями называются бревна, опиленные с четырех сторон. В судостроении из них изготовляют спусковые устройства, привальные брусья судов, набор клеток и кильблоки, строят леса и т.д. Брусками называют мелкие брусья, у которых ширина превышает толщину не более чем в 2 раза. Из них строят леса и подмостки, делают настилы палуб, деревянные обрешетники и т.п.

Доски — пиломатериалы, у. которых ширина составляет более двух толщин. По толщине доски делят на толстые (более 30 мм) и тонкие (менее 30 мм). Тонкие доски называются тесом. По ха­рактеру обработки доски делят на необрезные, полуобрезные и обрезные. Необрезные доски получают при распиливании бревен, а обрезные — брусьев. В судостроении доски идут для постройки корпусов деревянных судов, лесов, подмостей, изготовления деревянной су­довой мебели, деревянных, трапов, спусковых устройств, отделки специальных помещений и т. п.

Шпоном называется тонкий лист древесины, служащий для де­коративной отделки и изготовления фанеры.

По качеству древесины и обработке все хвойные пиломатериа­лы делят на шесть сортов, а лиственные — на четыре.

Фанера — листовой древесный материал, получаемый склеива­нием листов шпона; обычно состоит из нечетного количества слоев шпона (3, 5, 7 и т.д.). Фанеру в основном изготовляют из березо­вого, ольхового, букового и соснового шпона толщиной от 0,55 до 1,55 мм. При этом смежные листы склеиваются так, чтобы направ­ление волокон одного было перпендикулярно к направлению воло­кон другого. Это делается для того, чтобы листы не коробились и не раскалывались. После склеивания пакет помещают под пресс и выдерживают определенное время.

Древеснослоистым пластиком (ДСП) называется листовой материал, состоя­щий из листов шпона, пропитанных синтетической смолой и склеенных под дав­лением при повышенной температуре. Пластики изготовляют в виде плит толщиной от 15 до 60 мм, длиной до 5,6 м и шириной до 1,2 м из листов березового шпона и обозначают: ДСП-А, ДСП-Б, ДСП-В и ДСП-Г. Буквы А, Б, В и Г указывают на порядок укладки шпона в пластике.

Древеснослоистые пластики имеют высокие механические свой­ства, хорошо обрабатываются, водо- и маслостойкие. Пластики ДСП-А, ДСП-Б и ДСП-В обладают также хорошими антифрик­ционными свойствами. Из ДСП-А изготовляют дейдвудные подшип­ники, из ДСП-Б и ДСП-В — вкладыши скольжения и втулки, из ДСП-Г — зубчатые колеса и трущиеся детали.

Древесиной прессованной (ДП) называется материал, получен­ный прессованием при повышенной температуре. Выпускают следу­ющие марки: ДП-О; ДП-К; ДП-КП; ДП-ГТ и ДП-ГП. Буквы после ДП обозначают способ прессования.

Прессованная древесина обладает высокими механическими и антифрикционными свойствами, высокой износостойкостью, хоро­шо воспринимает ударные нагрузки, может работать в абразивных средах.

В ряде случаев ее используют вместо цветных металлов, например, при изготовлении втулок и вкладышей мелких подшип­ников, прокладок и других деталей.

Плиты представляют собой щиты, внутренняя часть которых состоит из наполнителя, а наружная оклеена шпоном. Все плиты делятся на столярные, древесностружечные и древесноволокнистые. Столярные плиты состоят из брусков или слоев шпо­на, склеенных между собой и оклеенных шпоном. Их выпускают толщиной от 16 до 50 мм, размерами 1525 X 2500 мм и применяют для изготовления деталей мебели, дверей, выгородок и отделки помещений.

Древесноволокнистые плиты получают в результате горячего прессования волокон древесины, пропитанных связующими веще­ствами. Если плиты идут на отделку помещений, то с лицевой сто­роны их покрывают эмалями или красками, а с обратной — грун­том. Их выпускают толщиной от 3 до 6 мм с размерами до 1800Х Х3600 мм.

Древесностружечные плиты изготовляют горячим прессованием древесной стружки, пропитанной связующими веществами. Если плиты идут на отделку помещений, то их облицовывают бумагой, шпоном или фанерой и выпускают толщиной от 10 до 50 мм, раз­мерами до 1750 X 3500 мм.

Бетон

 

Бетоном называется водная смесь цемента с песком, гравием или щебнем. Цемент представляет собой мелкий порошок зелено­вато- или голубовато-серого цвета. В смеси с водой он затверде­вает на воздухе в камнеподобную массу.

В зависимости от сырья и способа производства различают следующие цементы: портландцемент (обычный, быстротвердеющий, сульфатостойкий), глиноземистый, гипсоглиноземистый, рас­ширяющийся и др.

Бетон характеризуется плотностью, прочностью, долговечностью, водонепроницаемостью и другими свойствами.

Плотность — одна из основных характеристик бетона. Разли­чают легкие, облегченные и тяжелые бетоны. Плотность легкого бетона составляет не более 2000 кг/м3, облегченного — 2000... 2360 кг/м3 и тяжелого — более 2300 кг/м3.

Прочность бетона зависит от соотношения цемента, наполни­телей и воды. Чем больше введено в бетон наполнителей, тем его сопротивление сжатию меньше. Обычно применяют бетон, в кото­ром на одну весовую часть цемента приходится от двух до четырех частей наполнителя. В качестве наполнителя для приготовления бетона применяют песок (мелкий наполнитель) и гравий или ще­бень (крупный наполнитель). Прочность бетона зависит также от вида и качества применяемого цемента, рода наполнителя, техно­логии его приготовления и других условий. Основным показателем прочности бетона является прочность на сжатие. Численное значение этой величины присваивается марке бетона: 400; 500; 600, показывающие прочность на сжатие в килограмм-силе на квадрат­ный сантиметр. Принято считать, что 100 %-я прочность в соответ­ствии с маркой бетона достигается по истечении 28 суток.

Долговечность бетона определяется его морозостойкостью, кор­розионной стойкостью и способностью не подвергаться вымыванию и выщелачиванию.

Морозостойкость — способность бетона не разрушаться в воде или влажной атмосфере под воздействием многократного попере­менного замораживания и оттаивания. По морозостойкости судо­строительные бетоны подразделяют на пять марок: Мрз-50; Мрз-100; Мрз-150; Мрз-200 и Мрз-300. Цифра показывает наибольшее количество циклов попеременного замораживания и оттаивания, которое может выдержать бетон данной марки.

Коррозия, вымывание и выщелачивание бетона происходят в ре­зультате растворения водой гидрата оксида кальция и, следователь­но, разрушения цементной составляющей бетона, а также вслед­ствие разложения силикатов и алюминатов кислотами, содержа­щимися в воде.

Водонепроницаемость бетона обеспечивается тщательным под­бором наполнителей, повышенным содержанием цемента и введе­нием специальных добавок. По водонепроницаемости судострои­тельные бетоны делят на десять марок в зависимости от того, какое давление (в Па) воды они выдерживают: В-2; В-2,5; В-3; В-4; В-5; В-6; В-7; В-8; В-9 и В-10.

К судостроительным бетонам могут предъявляться и специаль­ные требования. Например, бетон из которого изготовляют судовые емкости для хранения топлива, должен быть нефтенепроницаемым, т.е. способным не допускать фильтрацию нефти и нефтепродуктов при давлении не менее 2 • 105 Па. По нефтенепроницаемости судо­строительные бетоны делят на пять марок (Н-2; Н-2,5; Н-3; Н-4; Н-5) в зависимости от того, какое давление (в Па) нефти или нефтепродуктов они выдерживают.

Бетон применяют при постройке металлических судов для по­крытия палуб в санитарно-бытовых помещениях, заливки льял в трюмах, бетонирования фор- и ахтерпиков при изготовлении цис­терн пресной воды и т. п.

Для постройки корпусов судов и других судовых конструкций используют железобетон, который состоит из бетона и арма­туры. В зависимости от типа арматуры и характера ее работы судостроительный бетон делится на ненапряженный (обычный), предварительно напряженный и армоцемент. В ненапряженном железобетоне арматура испытывает напряжение от усадки бетона во время отвердевания и от внешних, усилий. В напряженном же­лезобетоне в процессе изготовления конструкций дополнительно создаются искусственные напряжения за счет растяжения всей арматуры или ее части.

В судостроении при растяжении всей арматуры создают общее предварительное напряжение железобетон­ного корпуса. Его обеспечивают с помощью толстых тросов, проходящих вдоль всего корпуса по днищевым и палубным связям. При растяжении части арматуры создают местное предварительное напряжение в определенных связях корпуса судна.

Армоцемент — разновидность железобетона. В нем в качестве арматуры применяют стальные сетки из проволоки малых диамет­ров и цементно-песчаный бетон. Это способствует увеличению трещиностойкости и ударной прочности армоцемента.

В судостроении железобетон широко применяют для постройки судов внутреннего плавания (особенно стояночного типа) дебар­кадеров (пассажирских, грузовых, служебных, специальных) понтонов (причальных, береговых, рейдовых и др.) плавучих перегружателей; брандвахт различных типов; плавучих доков различного водоизмещения; станций (лодочных, спасательных, спортивных и др.); электростанций и т. п.

Изоляционные материалы

 

Изоляционные материалы применяют для покрытия поверхнос­тей, чтобы уменьшить теплообмен между средами с различной температурой, а также снизить уровень шума в судовых помеще­ниях. В. связи с этим все изоляционные материалы делят на тепло­изоляционные и звукоизоляционные.

Теплоизоляционные материалы служат для покрытия поверх­ности корпусов, судовых энергетических установок и систем, что способствует сокращению потерь тепла и сохранению необходимых температур в помещениях судна и таким образом, созданию бла­гоприятных условий обитаемости, сохранения заданных темпера­тур в рефрижераторных камерах и трюмах, предохранению судовых конструкций и систем от отпотевания, труб от замерзания, т. е. созданию нормального режима работы оборудования.

Внутри корпуса судна изолируют борта, палубы, переборки, двери, крышки люков, подволоки, иллюминаторные коробки и т.п. В энергетических установках и системах судна изоляцию устанав­ливают на главных механизмах и котлах, вспомогательных меха­низмах, трубопроводах с температурой рабочей среды выше 60°С и ниже -15 °С, трубопроводах рефрижераторных установок и т. п.

Теплоизоляционные материалы должны удовлетворять следую­щим требованиям: иметь низкий коэффициент теплопроводности (λ≤0,1 Вт/(м • °С), низкую гигроскопичность и водопоглощение; быть тепло- и огнестойкими, стойкими против гниения, порчи на­секомыми и грызунами, нетоксичными. Их плотность составляет от 30 до 400 кг/м3 (γ<450 кг/м3). Кроме того, они должны быть не­дорогими и изготовляться из недефицитного сырья.

В судостроении и судоремонте применяют разнообразные изо­ляционные материалы. По назначению они делятся: для изоляции корпусных конструкций, машин, механизмов и судовых трубопро­водов.

Пробка — кора пробкового дуба или бархатного дерева — имеет низкий коэффициент теплопроводности и малую плотность. Ее используют в виде пробковой крупы (крошки), пробковых и экспанзитовых плит. Пробковую крупу (крошку) применяют в ка­честве наполнителя специальных мастик для наружных покрытий изоляции корпуса и клеевых шпатлевочных мастик, а также в виде обсыпной изоляции по мастике и клею для изоляции тамбуров, труб вентиляции и др.

Минеральная вата — продукт переработки металлургических и топливных шлаков. Ее применяют для изоляции поверхностей с низкими и высокими температурами нагрева.

Стекловолокнистые материалы изготовляют из тонких стек­лянных волокон и поставляют в виде ваты, матов и плит. Они об­ладают хорошими изоляционными свойствами, стойки при низких и высоких температурах, имеют малую плотность и не гниют. Служат для изоляции корпуса судна, вентиляционных каналов, рефрижераторного оборудования, механизмов энергетических установок и т. п.

Пеностекло получают спеканием измельченного порошкообраз­ного стекла в присутствии газообразователя (древесного угля, кокса, и др.). Пеностекло не поглощает воду, не горит, морозостой­ко, обладает достаточной теплостойкостью. Его используют для изоляции настила второго дна в рефрижераторных помещениях. Пеностекло поставляют в блоках размером 450 х 450 х 120 мм.

Алюминиевую фольгу изготовляют из чистого алюминия в виде тонких полос, свернутых в рулон. Ее применяют в гофрированном (мятом) и гладком виде для тепловой и звуковой изоляции. Блес­тящая поверхность фольги отражает тепловые лучи и таким обра­зом изолирует поверхность конструкций. Фольга предназначена для изоляции бортов и переборок помещений судна, горячих по­верхностей (с нагревом не свыше 480 °С) механизмов и трубопро­водов. Изоляцию из алюминиевой фольги выполняют в.несколько слоев с жестким наружным покрытием. Между слоями находится воздушная прослойка, которая усиливает изоляционные свойства.

Капроновые волокна применяют в виде матов для изоляции корпуса судна, вентиляционных каналов и трубопроводов. Маты изготовляют из капроновых волокон, соединяют их полиамидным лаком или прошивают капроновой нитью. Капроновые волокна не горят и не гниют.

Пенопласт и поропласт (ПСВ-С, ПХВ) широко распространены в качестве изоляционных материалов из-за их малой плотности и высоких звуко- и теплоизоляционных свойств. Поставляют их в виде жестких или эластичных плит. В настоящее время жесткие пенопластовые плиты используют вместо пробковых и экспанзитовых для изоляции корпуса судна, вентиляционных каналов, поверхностей жилых и служебных помещений. Эластичные поропластовые плиты применяют для звуко- и теплоизоляции поверхностей помещений судна и в качестве амортизационных материалов.

Винилопластовые гофрированные плиты (винидур, экадур) изготовляют путем склеивания отдельных гофрированных листов поливинилхлорида. Их применяют для изоляции помещений с по­вышенной влажностью. Предельная температура нагрева поверх­ностей, изолированных этим материалом, не должна превышать 60 °С.

Напыляемую изоляцию наносят на изолируемые поверхности распылением при помощи специальных устройств. Для теплоизоля­ции корпусов судов широко применяют пенополиуреновую напы­ляемую теплоизоляцию марок ППУ-ЗН, и ППУ-304Н. Этот мате­риал при напылении образует слой пенопласта толщиной до 10 мм, который не надо закреплять на изолируемых поверхностях. Чтобы. достичь нужной толщины изоляции, напыление производят несколь­ко раз. Для изоляции рефрижераторных трюмов и сегментов тру­бопроводов применяют заливочный пенопласт ФРП-1.

Асбест — волокнистое вещество минерального происхождения (горный лен), обладающее высокой огнестойкостью, малой тепло­проводностью, стойкостью против кислот и щелочей, высокими элек­троизоляционными свойствами. Его широко используют для изоля­ции горячих поверхностей котлов, паропроводов, главных судовых и вспомогательных механизмов, дымовых труб и т.п., а также в качестве наполнителей многих пластмасс и клеев. Из асбеста из­готовляют картон, бумагу, шнуры и ткани.

Асбестовый картон и бумагу производят из асбеста с добавле­нием крахмала и каолина. Картон в сухом состоянии ломок, поэто­му перед укладкой изоляции на криволинейные поверхности листы необходимо увлажнить. После высыхания они сохраняют придан­ную им форму. Асбестовая бумага достаточно эластична и увлаж­нения не требует. Асбестовый картон и бумагу применяют: для подкладки под наружные металлические кожухи судового обору­дования и механизмов, чтобы уменьшить их нагревание, а также под теплоизоляционные материалы, обладающие недостаточной температурной стойкостью; в качестве основного теплоизоляцион­ного материала для конструкций, имеющих малую криволинейность и т. д.

Асбестовые шнуры изготовляют из длинноволокнистого асбеста с добавлением хлопка, выпускают различных диаметров, состава сердечника и вида наружной оплетки. Их применяют для изоляции трубопроводов малых диаметров, переходных криволинейных час­тей, фасонных частей и вибрирующих (например, газовыхлопных труб) элементов.

Асбестовую ткань изготовляют из асбестовых нитей на ткацких станках и поставляют в рулонах; применяют для обшивки трубо­проводов малых диаметров в качестве наружного (покровного) слоя изоляции, трубопроводов и для изготовления наружной обо­лочки теплоизоляционных матрацев.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.