Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 14. Киберпсихология и интеллект.





Киберпсихология (Интернет-психология или Веб-психология, от англ. Cyberpsychology) — развивающаяся отрасль психологии, которая охватывает все психологические феномены, ассоциирующиеся с новыми технологиями. «Кибер» (cyber) происходит от «кибернетика, исследования операции контроля и связи»; психология изучает психику и поведение человека.

Киберпсихология занимается изучением особенностей проявления психики человека, его поведения и взаимодействия с техникой в сфере «человек-машина», а также особенностями влияния виртуальной реальности на организацию реальной жизни человека. Изучением влияния компьютеров и Интернета на человека ученые занялись еще в начале 90-х годов 20 века (Кимберли Янг, Айвен Голдберг, А.Е. Войскунский и др.). На данный период времени основные научные исследования в киберпсихологии сосредоточены на влиянии киберпространства и Интернета на психику индивидуумов и групп. Самые обсуждаемые сегодня в киберпсихологии темы — это идентичность и самопрезентация пользователей интернет-пространства, отношения онлайн, типы личности в киберпространстве, перенос (трансфер) личных эмоций и переживаний на киберсистемы (компьютеры, мобильные телефоны, планшеты и др.), пристрастие (зависимость) к компьютерам и Интернету, регрессивное поведение в киберпространстве, гендерные особенности онлайн общения и т.д. Однако, несмотря на то, что на данный момент основные эмпирические и теоретические исследования в киберпсихологии основаны на использовании Интернет, киберпсихология также включает в себя изучение психологических последствий для человечества в развитии киборгов, искусственного интеллекта и виртуальной реальности. И хотя некоторые из этих вопросов могут все еще казаться предметом научной фантастики, как показывает практика, междисциплинарные исследования и открытия в биологии, инженерии, математики и др. постепенно переводят фантастические предположения в плоскость современной реальности. Именно поэтому киберпсихология остается одной из самых перспективных областей изучения психики и поведения человека, сохранения его психического и физического здоровья в условиях наступающей киберреволюции.

Человек в информационном мире. Современный, нестабильный, информационно-насыщенный мир постоянно ставит человека в кризисные ситуации, в которых он вынужден находить быстрые решения и пути выхода из сложившихся ситуаций. Человек постоянно пытается нащупать почву под ногами найти какие-то научные, культурные, экономические, цивилизационные ориентиры в жизни, опереться на определённые нравственные постулаты и ценности с тем, чтобы покинуть кризисную зону, обрести душевное равновесие и материальное благополучие. Но в таких ситуациях, каждый из нас знает, что доводы ума, основанные на научном знании, культурных и нравственных ценностях, далеко не всегда согласуются с чувствами человека. Очень часто обстоятельства, выросшие из определённой ситуации, обросшие огромным количеством информационных подробностей, подталкивают нас на поступки, противоречащие нашей совести, нашему чувству доброты, порядочности, взаимопомощи. Мы всегда можем указать на целый ряд обстоятельств, которые помешали нам сделать добро другому человеку. Помочь ему в сложной ситуации. Оставив его, тем самым, один на один с его проблемами. Сила обстоятельств, всегда сильнее нас и мы практически всегда ей подчиняемся. Выход из ситуации, всегда сложной, неоднозначной, противоречивой, в сторону «благородного» и как правило «неразумного» поступка, без какой-либо надежды на успех, ответную благодарность, сочувствие, становится для нас несбыточной мечтой. В этом жестоком, холодном, информационном мире, мы не имеем права на такие «эстетические» слабости. Противоречивый характер наших действий, в сложных ситуациях приводит к тому, что мы не можем отличить добро от зла, чётко их разграничить, определить, понять, что чему предшествовало. Часто для того, чтобы сотворить добро одному человеку (себе самому) мы вынуждены причинять зло или ущерб другому (всем остальным). И здесь совершенно невозможно с математической точностью высчитать то количество добра и зла творимое в определённых обстоятельствах или учесть все обстоятельства данного действия. Нельзя полностью учесть все бесконечно переплетающиеся обстоятельства тех или иных действий.

Но, возможно попытаться изменить саму ситуацию, в которой приходится действовать. Попытаться очеловечить обстоятельства деятельности. Превратить их из силы, довлеющей над каждым отдельным человеком, в осознанно-необходимый путь совершения действий и поступков, согласующийся с интересами всех других людей. Организовать данное количество обстоятельств таким образом, чтобы исчезла сама проблема выбора между добром и злом и подсчётами их количества с той или иной стороны.

Хладнокровно-расчётливая научность современного мира информационных технологий скептически смотрит, а то и вовсе противостоит, гуманистическим принципам человеческой жизнедеятельности. Ее мир – это мир «совокупности определённых обстоятельств», вернее определённым образам подобранных обстоятельств. Мир манипулятивных технологий, где определённым образом подобранная информация служит интересам власть имущих. Это мир беспощадной конкуренции, превращающей людей в кого угодно: зверей, роботов, зомби; только не в одухотворённые существа, творческие личности. Это мир бесконечной гонки за прибылью, успехом, карьерой, благосостоянием; обочины которого выстелены сплошь и рядом неудачниками, нищими, маргиналами, отверженными. Это красочный и пустой мир частной собственности для единиц; и бесправного, полуголодного существования миллионов неимущих. Стенания по поводу разорванности, противоречивости, жестокости этого мира со стороны гуманистически настроенной интеллигенции результатов не дают. В лучшем случае, своей эпатажностью и безобразным обнажением язв современного мира они на некоторое время привлекают внимание к этим проблемам, но даже не пытаются выяснить их корни и определить пути решения. Этого они сделать просто не в состоянии. Абстрактный гуманизм живёт в мире «феноменов». Он в принципе не способен на решение проблем. Единственное что он может – это указать на них пальцем. Внешне благородная, но беспомощная перед силами всё тех же «обстоятельств», обречённая на заклинания, позиция гуманистически настроенной интеллигенции, как правило, вырождается в цветистую фразу, кочующую из произведения в произведение. А в виде исключения, иногда прорывается сквозь плотную завесу информационно-сконструированного, виртуального мира высокого искусства и науки, в форме эстетически окрашенного анархического бунта. Со стороны сильных мира сего, собственников его большей и доходнейшей части, а также их слуг – комбинаторов и манипуляторов информационного пространства, всё эти робкие попытки вызывают только снисходительную улыбку. Для них это что-то вроде развлечения. Расчётливая научность современного мира и его вторая сторона – абстрактный гуманизм, не показывают путей выхода из кризисных ситуаций, в которые попадает человек. Их наличие скорее оправдывает безысходность человеческого выбора, программирует его, нежели показывает способы его преодоления. Единственное решение проблемы состоит в создании таких условий жизни на земле, при которых исчезла бы сама эта ненавистная проблема выбора – выбора между добром и злом; деятельностью или бездействием; подчинением обстоятельствам или поступкам наперекор всем обстоятельствам; личными или общественными интересами; личной выгодой или коллективным ущербом и т.д.

Но, и без помощи науки человек обойтись не может. Нравственная составляющая в отношениях между людьми может восторжествовать только при помощи науки. И в свою очередь, наука может развиваться по пути всемирно-исторических открытий только в том случае, если она будет ориентирована на благо всех людей, а не отдельных, пусть даже самых богатых и могущественных из них. Элитарность науки и научные элиты – это путь её вырождения, а не развития. Покровительство науке со стороны сильных мира сего, в последнее время стало повальным. Так называемые элиты поняли и прочувствовали её силу и всячески стараются приручить наиболее выдающихся и талантливых учёных, экспериментаторов, организаторов. Естественно, в своих интересах. Это приводит к обожествлению возможностей науки и, особенно, в области информационных технологий. Способность науки творить и трансформировать знания в виде информации стала определяющей. А люди причастные к этому стали мнить себя творцами всего на свете. Общество стало информационным. А владельцы информации и путей её распространения поверили в то, что владеют всем: моралью, правом, религией, политикой, экономикой, государством, человеком. Владельцы и творцы информационного мира поверили в своё безграничное могущество. В то, что это они возводят и ниспровергают политические системы, творят всемирно-исторические события, управляют человеческими душами и деятельностью огромных масс людей, т. е. они приводят этот мир в движение. Простым людям, конечно же, отведено второстепенное значение – этаких простачков, маленьких человечков, ничего не ведающих и тихо копошащихся в «своём огороде». Даже не представляющих себе, что во всех своих делах и поступках, преследуя свои мелкие, частные цели и интересы они в действительности реализуют предначертания хозяев и творцов информационного мира. Воплощают их идеи, желания, и, конечно же, правильные и непогрешимые научные представления.

Наука и весь информационный мир созданы коллективным разумом и деятельностью всех людей, на протяжении их исторического развития. И только в силу определённых общественно-экономических условий и при активной роли отдельных представителей из этих областей человеческой деятельности, вкупе с власть имущими, и наука и информационный мир были «отчуждены» от тех, кто их создавал, и превратились в мистифицированную, божественную силу, довлеющую над людьми. И теперь уже не наука и информационные технологии служат людям, их благу и счастью, а, наоборот, люди попадают в их услужение. Вернее в услужение к хозяевам, которые прибрали к рукам эти сферы человеческой жизнедеятельности. Люди становятся послушными исполнителями воли этих хозяев: олигархов, медиамагнатов, научных и политических руководителей, «авторитетных» учёных, спонсоров, заказчиков, и т. д. Сама по себе наука и информация нейтральны, лишены какой-либо воли. Но попав в собственность отдельных представителей человеческой расы, и став на страже их интересов, они превратились в объекты обожествления и мистификации. А отсюда, с неизбежностью, получили и все качества, присущие божествам: властолюбие, деспотичность, нетерпимость к инакомыслящим, отсутствие самокритики. Данные качества стали проявляться со стороны наёмной жреческой касты, в функции которой вошло верное служение хозяевам, смотрение за храмами науки, «упорядочивание» информационных потоков и выступления от имени божества облаченного в божественные одеяния. Жреческая каста научных руководителей от имени науки пустила по свету высказывания и идеи, не имеющие ровно ничего общего ни с гуманизмом, ни с подлинной научностью. Эти идеи служат только одному – обогащению как самих жрецов от науки, так и их хозяев. Играя на слабостях и не развитости человеческого сообщества, они потихоньку обделывают свои делишки. И наука и информационные технологии созданы людьми. Они были и остаются лишь средствами, орудиями, инструментами для увеличения человеческой власти над природой, для увеличения меры человеческого счастья. И если вместо этого они начинают служить моральному и физическому угнетению, калечат и уродуют людей. Если под их вывеской и с их помощью людей уничтожают, то это свидетельство, прежде всего античеловеческого характера системы отношений в человеческом сообществе. Эта система отношений извращает также и отношение между наукой, информационным миром и человеком. Обожествление какой-либо области человеческой деятельности, научной или информационной, придание ей исключительного статуса, уже содержит в себе взгляд на людей как на «материал», «сырьё», используемое в научном производстве или бездумных потребителей той или иной информации. Не дальше от этого взгляда ушёл и абстрактный гуманизм, который рисует икону «человека вообще» и молится ему, совершая тот же самый обряд обожествления. Ничего общего с этим не имеет понимание науки как формы реализации гуманизма, которая исходит из научно-доказанной, исторической потребности, всестороннего развития всех без исключения людей. Наука и информационные технологии могут и просто обязаны помочь в этом процессе. Они должны помочь выяснить, конкретно-историческое существо человека и того мира, в котором он живёт и работает, выяснить основное противоречие его существования и показать пути его разрешения. Они должны показать со всей ясностью и очевидностью, что живой человек, со всеми его достоинствами и недостатками, есть наивысшая ценность на этой планете. Что это он, вместе с таким же живыми людьми, как живущими сейчас, так и жившими до него, и является создателем всех «отчуждённых» форм, включая науку, информационные технологии, и общество, называемое сегодня именем этих технологий – информационным. Не деньги, не машины, не гигантское разнообразие товаров и форм «вещного богатства», а человек – обычный человек, один из миллионов и миллиардов проживающих на этой планете и в тоже время все они вместе взятые как человечество и есть главная ценность, это они составляют информационное общество и для них работает наука.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.