|
Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культурыСогласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления (п. 6 ст. 6) к числу вопросов местного значения, находящихся в ведении муниципальных образований, относятся организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования. Полномочия местного самоуправления в области образования определяются Федеральным законом «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 г.)1, а также принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в данной сфере. Согласно действующему законодательству образовательные учреждения в Российской Федерации по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Органы местного самоуправления пользуются правом быть учредителями образовательных учреждений. Учредитель устанавливает порядок приема в образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Прием граждан в муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования производится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Органы местного самоуправления, в области образования располагают рядом исключительных полномочий. В их число входит планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования, которая основана на таких принципах, как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений. Органам местного самоуправления принадлежит исключительное право на формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработку и принятие местных нормативов финансирования системы образования, которые должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних для данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения. Схема финансирования муниципальных образовательных учреждений определяется Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Органы местного самоуправления располагают исключительным правом на обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора образовательно-то учреждения; регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений[178]. Федеральным законом от 16 мая 1995 г. «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратория на их приватизацию» введен мораторий на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры, в целях сохранения системы государственного образования и обеспечения государственных гарантий на получение гражданами доступного и бесплатного образования. Органам местного самоуправления принадлежит право создания и ликвидации местных (муниципальных) органов управления образованием, деятельность которых направлена на обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования на уровне государственных нормативов. В соответствии с действующими нормативами они принимают меры к обеспечению обучающихся стипендиями, местами в общежитиях и в интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи. Органы местного самоуправления создают самоуправляемые школьные округа, определяют их структуру и полномочия, назначают и увольняют по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием. Они назначают руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления. В исключительном ведении органов местного самоуправления находится строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями, использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования. Они устанавливают дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования. Наряду с исключительными полномочиями органы местного самоуправления обладают в области образования также рядом других полномочий. Они несут ответственность за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования и обязаны осуществлять ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требования условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях. Органы местного самоуправления выдают лицензии на право ведения образовательной деятельности в случае наделения их соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации. Такие лицензии выдаются на основании заключения экспертной комиссии, в состав которой входят представители соответствующего органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием. Орган местного самоуправления, выдавший лицензию, обеспечивает контроль за соблюдением образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий. По поручению государственной аттестационной службы органы местного самоуправления проводят аттестацию образовательных учреждений. Только с их согласия может быть осуществлена передача в их ведение государственных образовательных учреждений. Муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям (если последние в них нуждаются) в решении вопросов содержания и развития их материально-технической базы. Органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательных учреждений, если она осуществляется в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу. Они также регистрируют индивидуальную трудовую педагогическую деятельность. При этом заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора. Важную роль в закладывании основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте играет дошкольное образование. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из образовательного учреждения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Образовательное учреждение в трехдневной срок обязано проинформировать органы местного самоуправления об исключении обучающегося. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении. Органы местного самоуправления вправе в пределах своих полномочий принимать правовые акты, устанавливающие порядок и условия отчуждения собственником закрепленной за образовательным учреждением муниципальной собственности. Муниципальные органы управления образованием в соответствии с Типовым положением об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г., зачисляют детей в оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, в соответствии с заключением клинико-экспертной комиссии абмулаторно-поликлинического учреждения или комиссии противотуберкулезного диспансера по месту жительства ребенка1. Органы местного самоуправления принимают меры по созданию кадетских школ (школ-интернатов), имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще2. Они оказывают поддержку общественным объединениям, ведущим работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. В Указе Президента РФ от 16 мая 1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» органам местного самоуправления рекомендовано: предусматривать при формировании соответствующих бюджетов выделение ежегодно средств для финансирования части затрат на осуществление деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений и поисковых формирований, организацию оборонно-спортивных лагерей молодежи; предоставлять этим военно-патриотическим объединениям и формированиям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях, а также содействовать выделению иных помещений для указанных объединений и формирований с предоставлением льгот по взиманию арендной платы. Согласно Указу Президента РФ от 18 марта 1996 г. «Об утверждении Положения о премиях Президента РФ в области образования и Порядка представления работ на соискание премий Президента РФ в области образования» органы местного самоуправления вправе выдвигать работы на соискание премий в области образования. Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законодательством субъекта Федерации. Разграничение компетенции в области образования между органами местного самоуправления регулируется в порядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления. Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием. Закон об общих принципах организации местного самоуправления (п. 19, 22, 23, 25, 26 ст. 6) к числу вопросов местного значения, находящихся в ведении муниципальных образований, относит организацию и содержание муниципальных архивов; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприятий. Полномочия местного самоуправления в области культуры устанавливаются Основами законодательства о культуре от 9 октября 1992 г.1, а также рядом других федеральных законов, законов субъектов Федерации и иных нормативных правовых актов. Они регулируют культурную деятельностью органов местного самоуправления в следующих областях: • выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; • художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; • художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; • самодеятельное (любительское) художественное творчество; • музейное дело и коллекционирование; • книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; • телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; • эстетическое воспитание, художественное образование, пе-. дагогическая деятельность в этой области; • научные исследования культуры; • международные культурные обмены; • производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; • иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются.и осваиваются культурные ценности. Согласно действующему законодательству в круг полномочий органов местного самоуправления в области культуры входит прежде всего осуществление государственной политики в области культуры на своей территории, являющейся совокупностью принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры. Политика государства в области культуры и пути ее реализации получают воплощение в федеральных государственных программах сохранения и развития культуры, разрабатываемых Правительством РФ. Органы местного самоуправления формируют местные бюдже-лы и фонды развития культуры, а также принимают местные нормативы финансирования культуры. Согласно Основам законодательства РФ о культуре размеры ежегодных ассигнований на культуру в местных бюджетах не должны составлять менее 6% средств бюджета. Бюджетные ассигнования на финансирование культуры выделяются при формировании бюджетов отдельной строкой (фонд развития культуры). В эти фонды направляются также средства, полученные от предприятий, организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок и других общественных мероприятий, продажи ценных бумаг и другие поступления, не противоречащие федеральному законодательству. Поступления средств из внебюджетных источников не являются основанием для сокращения бюджетных отчислений в фонды развития культуры. Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотренные положениями об этих фондах. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. Организация и деятельность этих фондов осуществляются в соответствии с их уставами. В качестве соучредителей фондов могут выступать и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут вносить средства в специальные фонды, создаваемые творческими союзами, ассоциациями, профсоюзными и другими общественными организациями для увеличения размера пособия по безработице и продления сроков их выплаты. Они могут за счет собственных ресурсов предоставлять работникам культуры дополнительные льготы, не установленные законодательством. Указом Президента РФ от 6 января 1996 г. «О государственной поддержке Российского фонда культуры» органам местного самоуправления рекомендовано оказывать содействие фонду в выполнении его уставных задач, способствовать развитию его региональных отделений и представительств. Введение в действие системы государственных минимальных социальных стандартов, разработку которой предусматривает Закон об общих принципах организации местного самоуправления, предполагает в качестве объекта государственной социальной стандартизации и культуру. Согласно Основам законодательства РФ о культуре (ст. 30) органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями обязаны: • поощрять, в том числе через налоговую и ценовую политику, деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами; • создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманизации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций — школ искусств, студий, курсов, сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства (самодеятельности художественного творчества); • стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры, способствовать развитию их материально-технической базы; • осуществлять бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости принимать долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры; • способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры; • осуществлять покровительство в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения; • публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют регулирование отношений собственности в области культуры. Допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи, библиотеки и т.д.). В Российской Федерации имущество (здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование) организаций культуры находится в собственности учредителей, по решению которых оно может быть передано в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление непосредственно организациям культуры. Органы местного самоуправления пользуются правом быть учредителями учреждений культуру. Организация культуры несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ней собственности. Контроль деятельности организаций культуры в этой части осуществляется учредителем (учредителями) или иным лицом, уполномоченным собственником. Муниципальная собственность, включая закрепленные за организацией культуры земельные участки, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством и другими правовыми актами ее субъектов, актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий. Изъятие и (или) отчуждение собственности и земельных участков, закрепленных за организацией культуры, допускается только по истечении срока договора между собственником и учредителем (учредителями), если иное не предусмотрено договором. Культурное наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежит приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, установленном законодательством, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности; сохранения профильных услуг; организации обслуживания льготных категорий населения, а также обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работникам (на срок до одного года). Органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных организаций культуры, а также регистрацию этих организаций на подведомственной территории. Муниципальные организации культуры создаются и действуют в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах, основываясь на муниципальной или на смешанной формах собственности. Они обязаны в соответствии с порядком регистрации, установленным законодательством, зарегистрироваться в соответствующих органах местного самоуправления. Порядок и условия реорганизации и ликвидации муниципальных организаций культуры определяются их уставами, принимаемыми в соответствии с действующим законодательством. Ликвидация муниципальной организации вправе создавать и ликвидировать местные органы управления в области культуры, определять их структуру и полномочия, назначать руководителей местных органов управления в области культуры, а также руководителей муниципальных организаций культуры. Эти органы и их руководители не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства. Муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. Орган местного самоуправления, зарегистрировавший организацию культуры, вправе приостановить ее предпринимательскую деятельность, если она наносит ущерб уставной деятельности, до решения суда по этому вопросу. Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий, а также контроль за условиями аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры. Они обязаны оказывать помощь подведомственным организациям культуры (если последние в ней нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы. Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения. Органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранности и использованию памятников истории и культуры. Органы местного самоуправления предоставляют творческим работникам, коллективам творческих работников в пользование или аренду помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем стоимости оплаты коммунальных услуг. Согласно Федеральному закону от 26 мая 1996 г. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут оказывать поддержку негосударственной части Музейного фонда РФ в различных формах. Они могут предоставлять реставрационные учреждения для проведения реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда РФ; обеспечивать передачу, в случае необходимости, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда РФ, на хранение в государственные хранилища; производить частичную компенсацию затрат на обеспечение безопасности музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда РФ; предоставлять налоговые и иные льготы в соответствии с законодательством. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. «О библиотечном деле» органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые могут повлечь ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании. Одной из важных задач государственной политики в сфере культуры является сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как части культурного наследия народов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 6 января 1999 г. «О народных художественных промыслах» органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в соответствии с законодательством, в том числе посредством установления льгот по местным налогам. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 октября 1994 г. «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов» органы местного самоуправления призваны оказывать предприятиям народных художественных промыслов содействие в предоставлении в аренду на льготных условиях помещений для организации фирменной торговли их изделиями. Органы местного самоуправления в своей деятельности в области культуры обязаны исходить из того, что Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей. Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на национально-культурную автономию. Национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Согласно Федеральному закону от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» органы местного самоуправления обязаны оказывать поддержку национально-культурным автономиям, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры. При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут создаваться консультативные советы и (или) иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований. Органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям муниципальное имущество в собственность или аренду. Они решают вопросы финансовой поддержки местных национально-культурных автономий в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|