Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Б) Оценка материалов при их выбытии





При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка про­изводится одним из следующих способов:

ü по себестоимости каждой единицы;

ü по средней себестоимости;

ü методом ФИФО.

Выбранный организацией способ оценки материалов при их выбытии должен быть закреплен в учетной политике. Способ оценки должен быть единым по группам либо видам материалов и не может изменяться в течение года.

Способ оценки материалов при списании по себестоимости каждой единицы применяется по материалам, используемым в особом порядке (драгоценные материалы, камни и т. п.) или по материалам, которые не могут заменять друг друга.

Средняя себестоимость единицы материалов, по которой они списывают­ся в производство в течение месяца, определяется по формуле

 

 

где СЦ — средняя себестоимость материалов;

Он — фактическая себестоимость остатка материалов на начало месяца;

П — фактическая себестоимость поступивших за месяц материалов;

Кн — количество материалов на начало месяца;

Кп — количество поступивших за месяц материалов.

При этом фактическая себестоимость остатка материалов на конец меся­ца определяется по формуле

Ок = СЦ × Кост,

 

где Ок — фактическая себестоимость остатка материалов на конец месяца;

Кост — количество материалов, числящихся на конец месяца в остатке.

При оценке способом ФИФО материалы списываются в производство по ценам в последовательности их закупок, т. е. материалы, первыми поступаю­щие в производство (независимо от того, из каких партий отпускаются мате­риалы), оцениваются по себестоимости первых по времени закупок с учетом остатков материалов, числящихся на начало месяца. Остатки материалов на конец месяца оцениваются по фактической себестоимости последних по времени закупок.

 

Вопрос 3

Для учета движения материалов используется типовая документация.

Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:

¾ приходный ордер (ф. М-4);

¾ акт о приемке материалов (ф. М-7).

При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества документальным данным поставщика и, если расхождений нет, выписывает приходный ордер» на все количество поступившего груза в одном экземпляре в день поступления материала.

Акт о приемке материалов применяется для оформления посту­пивших материальных ценностей без платежных документов (неот­фактурованные поставки) и в случае расхождений (количест­венных и качественных) с данными сопроводительных документов поставщика.

Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной органи­зации.

Акт составляется в двух экземплярах: первый передается в бух­галтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков; второй передается в отдел маркетинга для предъявления претензии поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, при­емку их осуществляют на основе товарно-транспортной накладной, которую выписывает грузоотправитель в четырех экземплярах:

¾ первый — служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;

¾ второй — для оприходования материала получателем;

¾ третий — для расчетов с автотранспортной организацией (заве­ренный подписями и печатью грузополучателя);

¾ четвертый — для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу (заверенный подписями и печатью грузополучате­ля).

Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют накладной, которую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и со­оружений, приходуют на основании акта об оприходовании матери­альных ценностей (ф. М-35).

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, у населения за налич­ные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретен­ных материалов, является товарный чек или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание Хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наиме­нования, количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца.

Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:

¾ лимитно-заборная карта (ф. М-8);

¾ требование-накладная на отпуск материалов (ф. М-11);

¾ накладная на отпуск материалов на сторону (ф. М-15).

Лимитно-заборная карта выписывается отделом маркетинга на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному производственному заказу, в двух экземплярах. Один экземпляр передают на склад, другой — в цех. Кладовщик записывает количе­ство отпущенного материала в обеих картах, и сразу определяется остаток лимита. Расчет потребности необходимого вида материалов для выполнения программы осуществляет планово-производствен­ный отдел.

Лимитно-заборные карты используют при постоянном, система­тическом отпуске материалов в пределах установленного лимита.

Для оформления однократного отпуска материалов на хозяй­ственные нужды используют требования-накладные на отпуск ма­териалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается складу, другой — остается в цехе-получателе.

Отпуск материалов сторонним организациям оформляют на­кладной на отпуск материалов на сторону. Ее выписывает отдел сбы­та в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр ос­тается на складе, другой передается получателю. При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарно-транспортная накладная (ф. № 1-Т).

 

Вопрос 4

Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета.

Существуют следующие методы учета производственных за­пасов:

— количественно-суммовой;

— с помощью отчетов материально ответственных лиц;

— оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в карточках учета материалов (ф. М-17). Карточки складского учета открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.

По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает «Приходный ордер» и регистрирует его в «Карточке складского учета материалов» в графе «Приход».

На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке складского учета регистрируется расход материала.

В карточке после каждой записи по приходу и расходу материалов выводится остаток.

Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.

По состоянию на 1-е число каждого месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек складского учета в «Ведомость учета остатков материалов» (ф. М-14).

Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.

Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках складского учета.

Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие:

— оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета материалов, которые ведутся материально ответственными лицами;

— систематический контроль работниками бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверку соответствия фактических остатков материалов данным текущего складского учета;

— осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и по местам их хранения, а при наличии вычислительной техники — также в разрезе номенклатурных номеров;

— систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

 

Вопрос 5

Для синтетического учета наличия и движения материальных ценностей предназначены активные счета 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Не принадлежащие организации материальные ценности учитываются на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и на счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Синтетический учет наличия и движения материальных ценностей ведется на счете 10 «Материалы», активный, инвентарный.

Д сч. 10 «Материалы» К

Сальдо на начало

поступление расход, отпуск

материалов материалов

Сальдо на конец

 

По дебету отражается: сальдо на начало отчетного периода, поступление материалов и сальдо на конец.

По кредиту – выбытие (расход, отпуск) материалов.

 

Счет 10 «Материалы» имеет 11 субсчетов:

10/1 – сырье и материалы;

10/2 – покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия; конструкции и детали.

10/3 – топливо;

10/4 – тара и тарные материалы;

10/5 – запасные части;

10/6 – прочие материалы;

10/7 – материалы, переданные в переработку на сторону;

10/8 – строительные материалы;

10/9 – инвентарь и хозяйственные принадлежности;

10/10 – специальная оснастка и специальная одежда на складе;

10/11 – специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.

 

Учет поступления материалов ведется в двух вариантах.

Первый вариант – по фактической себестоимости (без использования счетов 15 и 16, т.е. учет ведется непосредственно на счете 10 «Материалы»).

Второй вариант – по учетным ценам (с использованием счетов 15 и 16).

Организация самостоятельно выбирает порядок ведения учета материалов и отражает его в своей учетной политике.

 

При первом варианте учета поступления материалов составляются следующие бухгалтерские проводки:

Д К

1) 10 60,76 на стоимость материалов поступивших от поставщиков

2) 10/ТЗР 60,76 отражены расходы по доставке материалов

3) 19 60,76 на сумму НДС по приобретенным материалам

4) 60,76 51 оплата счетов поставщиков за поступившие материалы

5) 10 71 на стоимость приобретенных материалов через подотчетных

лиц

6) 10/ТЗР 71 оплачены расходы по доставке

7) 19 71 на сумму НДС по приобретенным материалам

8) 68 19 списание НДС по оплаченным материалам

9) 10/6 91/1 поступление материалов (лома) от ликвидации основных

средств

10) 10 20,23 поступление неиспользованных материалов (отходов) из

основного и вспомогательного производств

11) 10 28 поступление материалов от неисправимого брака

12) 10 75/1 поступление материалов от учредителей в порядке вклада в

уставный капитал

13) 10 98/2 поступление материалов безвозмездно от других организаций

14) 98/2 91/1 в состав прочих доходов включается стоимость израсходо-

ванных безвозмездно полученных материалов на производственные нужды

 

При поступлении материалов в порядке обмена:

Д К

15) 10 60, 19 60 оприходование поступивших материалов по покупной

стоимости и на сумму НДС

16) 62 91/1 проведена встречная отгрузка ценностей

17) 60 62 проведен зачет взаимных требований

 

При втором варианте учета поступления материалов составляются следующие бухгалтерские проводки:

Д К

1) 15 60,76 на покупную стоимость приобретенных материалов и стои-

мость доставки согласно расчетных документов поставщиков

2) 19 60,76 на сумму НДС от стоимости материалов и стоимости

доставки

3) 60,76 51 оплата счетов поставщиков за приобретенные материалы.

4) 15 71 на покупную стоимость приобретенных материалов через

подотчетных лиц и на стоимость доставки материалов

5) 19 71 на сумму НДС от стоимости приобретенных материалов и

доставки

6) 68 19 списание НДС по оплаченным материалам

7) 10 15 оприходование поступивших материалов по учетным ценам

8) 16 15 отражена (±) сумма отклонений в стоимости материалов

(фактической себестоимости от учетных цен)

9) 20

10) 23 16 списание суммы отклонений на затраты производства

11) 25 в конце отчетного периода

12) 26

 

Вопрос 6

 

Приобретенные материальные ценности используются организациями для производства продукции, для нужд вспомогательных производств, для общепроизводственных нужд, для общехозяйственных нужд, а также могут выбивать в порядке вклада в уставный капитал, безвозмездно переданы и проданы.

Учет расхода и прочего выбытия материалов ведется по кредиту счета 10«Материалы» и составляются следующие бухгалтерские проводки:

 

Д К списывается стоимость израсходованных материалов:

1) 20 на нужды основного производства (на изготовление продукции)

2) 23 на нужды вспомогательного производства

3) 25 на общепроизводственные нужды

4) 26 на общехозяйственные нужды

5) 28 10 на исправление браков в производстве

6) 29 на нужды обслуживающих производств и хозяйств

7) 44 на упаковку продукции, предназначенную для продажи

8) 91/2 связанные с ликвидацией основных средств

9) 08 на строительство объектов

10) 97 на освоение новых видов продукции

Расход материалов в течение отчетного периода, т.е. ежедневно производится по учетным ценам, а в конце месяца доводится до фактической себестоимости с учетом ТЗР и отклонений фактической себестоимости от плановой себестоимости.

 

где: М1 – сумма ТЗР на начало месяца

М2 – сумма ТЗР в течение месяца

О – остаток материалов на складе на начало месяца по учетным ценам

П – поступление материалов по учетным ценам в течение месяца

 

В конце месяца на стоимость израсходованных материалов списывается сумма ТЗР или сумма отклонений и составляется проводка:

Д К

1) 20

2) 23

3) 25 10ТЗР,16 списывается сумма ТЗР и сумма отклонений в стоимости

4) 26 материалов на стоимость израсходованных материалов

5) 28

 

При продаже материалов составляются следующие бухгалтерские проводки:

Д К

1) 62 91/1 предъявлен счет покупателю за проданные материалы

2) 51 62 поступила выручка от покупателей на расчетный счет

3) 91/2 68 начислен НДС со стоимости проданных материалов

4) 91/2 10 списывается стоимость проданных материалов

5) 70

91/2 44 отражены расходы по продаже материалов

6) 91/9 99 прибыль от продажи материалов

7) 99 91/9 убыток от продажи материалов

 

Синтетический учет материалов ведется в журналах-ордерах 6, 7, 10, 10/1,2.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.