Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос №8 Детский коллектив как объект и субъект воспитания





Коллектив (от латинского «colligo» – «объединяю») – объединение людей на основе существования между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить следующие типы отношений:

1) деловые – основываются на совместной деятельности по решению социальных задач;

2) личные – основываются на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях.

Главными признаками коллектива являются:

1) наличие прочных и действенных деловых отношений; 2) наличие зависимостей между членами коллектива.

Воспитательный коллектив – объединение учащихся, функционирующее при помощи здоровых социальных отношений, высокой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху и т. д.

Выделяют три стадии в развитии коллектива:

1) первая стадия характеризуется наличием сплачивающего средства – требования педагога к учащимся;

2) вторая стадия характеризуется развитием этого требования, созданием группы учащихся, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину;

3) третья стадия характеризуется достижением определенного результата, при этом работа воспитателя становится более точной и организованной.

Функции воспитательного коллектива:

1) стимулирующая – коллектив выступает как возбудитель активности всех членов в повышении целенаправленности своей жизни;

2) организаторская – коллектив становится субъектом воспитания и управления своей деятельностью;

3) нравственная – коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, культуры поведения учащихся.

В школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.

В общешкольный коллектив входят:

1) первичные коллективы (классы); 2) временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности); 3) формальные коллективы (органы ученического самоуправления, ученический комитет);4) неформальные коллективы (неформальный лидер).

Важнейшие средства воспитания ученического коллектива:

1) учебная работа; 2) внеклассная работа; 3) трудовая деятельность; 4) общественная деятельность;5) культурно-массовая деятельность учащихся.

Для создания и воспитания ученического коллектива необходимо соблюдать следующие принципы:

1) воспитание ученического актива – позволит создать систему, при которой педагогические требования поддерживаются всеми учащимися;

2) правильное предъявление педагогических требований – позволит организовать успешную воспитательную работу со школьниками, закладывает основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива;

3) организация перспективной учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности – оказывает большое влияние на развитие и личностное формирование всех членов коллектива;

4) формирование здорового общественного мнения – при наличии здоровых отношений между учащимися любое воздействие на коллектив является воспитательным для каждого ученика и для всего коллектива в целом;

5) создание и поддержание положительных коллективных традиций – позволяет повысить содержательность коллективной жизни, расширяет границы деятельности учащихся, укрепляет сплоченность коллектива.

Понятие о детском коллективе, его видах. Термин «коллектив» произошел от латинского collectives – собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив), временный детский (отряд в лагере).

Коллектив – это развивающая социальная система. В зависимости от уровня развития различают стадии - складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся (сформированный) и «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления.

Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир отношений, сотрудничества, сотворчества.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу – способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиции марксистско-ленинской идеологии были разработаны в советской педагогике Н. К. Крупской, А.С. Макаренко. Необходимость коллективистского воспитания они связывали, прежде всего, с реализацией целевых установок социалистического общества по формированию у учащихся коллективистских черт, умения работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным.

Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А.С. Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания.

А.С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка. Разработаны им принципы «параллельного действия», мажорный стиль; традиции коллектива и др. Для формирования устойчивого стремления к лучшему А.С. Макаренко использовал «систему перспективных целей» (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного А. С. Макаренко и обеспечивала его постоянное продвижение вперед. Творческое развитие идей А.С. Макаренко получило в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика и др В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла свое отражение в работах Т.Е. Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, и, прежде всего в меру его нравственно ценностной активности. В работах Л. И. Новиковой и ее сотрудников были рассмотрены пути управления коллективом как инструментом всестороннего развития ребенка. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе. Большой интерес вызывает идея «общинности» коллектива, который объединяет детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путем передавать жизненный опыт, традиции, ценности (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова), идея межвозрастных коллективных объединений детей (Г.Г. Кравцов), сотворчества и коллективного сотрудничества в совместной деятельности учащихся и учителей, развития взаимодействия в коллективе на ненасильственной основе (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов).

Педагогическое руководство коллективом. Стили педагогического руководства: авторитарный, демократический, попустительский, которые дают различные результаты формирования коллектива. Это моносубъектные или полисубъектные отношения. Самоуправлению в коллективе делегируют часть управленческих и организаторских функций. Чем лучше организовано руководство коллективом, тем сильнее развито самоуправление в нем и качество социализации его членов.

Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива - целью воспитательной работы. Коллектив является средством и формой достижения этой цели. Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива - коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников - учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль своеобразного фундамента на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельностью имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Чтобы стать коллективом группа должна пройти несколько этапов (по А.С. Макаренко)

Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива -педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже и актив предъявляет требования к членам коллектива, в пользу интересов самого коллектива. Для этой стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Теперь уже становится возможным целенаправленно использовать коллектив в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия...), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми- все это способствует укреплению коллектива на этой стадии.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на 3 стадии.

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности, близости взглядов, оценок и позиций. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательности, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.

Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для членов этого коллектива.

Взаимоотношения характеризуются доверительностью, открытостью, взаимным уважением. Немов указывает на след.требования предъявляемые коллективу: Успешно справляться с возложенными на него задачами. Иметь высокую мораль. Отличаться хорошими человеческими отношениями, Создавать для каждого своего члена возможность развития, как личности. Быть способным к творчеству. Иметь сложившуюся дифференцированную систему различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

Коллектив непрерывно меняется потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется хар-р влияния коллектива на личность. В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись повнимательнее, видим - процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает ср-ва пед. воздействия.

Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в кач-ве инструмента воспитания школьников. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления. Управление уч. коллективом осуществляется как 2-а взаимосвязанных процесса сбора информации об учен, коллективе и входящих в него школьниках; 2) организация адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив.

Воспитательный коллектив это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в которых хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности

В структуре воспит. коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет, старосты в классах.

Эти органы и «лидеры» в ученических коллективах считаются формальными. Кроме формальных структур, в коллективе существуют еще структуры неформальные, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность. Их принято называть малыми группами и неофициальными лидерами. Если формальные структуры коллектива (старосты, ученические комитеты, советы кружков...) базируются на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных малых групп и лидерства отдельных учащихся лежат отношения психологические - личная симпатия и антипатия, а также узко-групповые интересы и стремления.

Макаренко, Сухомлинский и др. педагоги специально подчеркивали, что в органы самоуправления коллектива должны входить авторитетные и уважаемые школьники.

Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную общественную деятельность и, во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность

таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Отсюда следует 2 вывода:

А) в качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и и внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность;

Б) в процессе организации этих видов деятельности нужно применять специальную методику. Педагогическую основу этой методики составляют:

умелое предъявление требований к учащимся;

организация ученического самоуправления и воспитание ученического актива;

организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, спортивно- оздоровительной деятельности;

формирование здорового общественного мнения;

создание и развитие положительных традиций коллективн создание и развитие положительных традиций коллективной жизни

(улица, клубы, секции).

 

Известный психолог Л. И. Уманский дал социально-психологическую характеристику коллектива, который он рассматривает как группу, по мере своего развития меняющую структуру и только в зрелом виде представляющую собой коллектив. Каждая стадия развития группы отличается от другой нравственной направленностью ее членов и степенью организационного единства группы. Л. И. Уманский выделил следующие особенности структуры группы в процессе ее развития и соответствующие стадии становления воспитательного коллектива:

1. "Группа-конгломерат" - группа ранее не знакомых людей. Общение носит поверхностный и ситуативный характер, но общая для всех цель, поставленная воспитателем, заставляет действовать.

2. "Группа-ассоциация". Члены группы уже приняли статус первичного коллектива: готовы действовать вместе, но еще не сложились товарищеские отношения. Появляются органы самоуправления, но действуют они еще под полным руководством воспитателя.

3. "Группа-кооперация". Организационное единство группы, актив авторитетен. В отношениях ярко выражен деловой характер, но мотивы общей деятельности не всегда выдержаны нравственно.

4. "Коллектив". Высокий и устойчивый уровень нравственной направленности общественной деятельности, организационное единство и коммуникативность.

Воспитателю важно представлять это внутреннее психологическое движение от "группы - не коллектива" к "группе-коллективу". Полезно сравнивать проявление группового взаимодействия своих воспитанников с такими эталонными типами стадий.

Особенно интересно в педагогической практике воспитания коллектива "работает" метод эмоционально-символической аналогии, предложенный А. И. Лутошкиным, сотрудником лаборатории Л. И. Уманского. Эта система много лет применялась в практике всероссийского лагеря "Орленок" и проверена опытом большого числа творческих воспитателей по всей стране.

Путь развития коллектива А. Н. Лутошкин разбил на пять стадий, для каждой из которых определен свой "образ-символ", отражающий социально-психологическую характеристику межличностных отношений и их соотнесенность с деловыми отношениями. Приведем краткое описание этих стадий в образах-символах.

1. "Песчаная россыпь". Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка, что лежит с краю, в сторону, дунет ветер посильнее - и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время - каждый отдельно. Нет того, что "сцепляло" бы, соединяло людей, они мало знают друг друга, у них нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, "рассыпчатости" группы, и поэтому "песчаная россыпь" не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2. "Мягкая глина". Известно, что мягкая глина - материал, который легко поддается воздействию, и в руках хорошего мастера он превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, но они еще робкие, не все получается, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь пока являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные, ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Такой группе, "мягкой глине", очень нужен хороший "мастер"-организатор, но по-настоящему его некому поддержать.

3. "Мерцающий маяк". В штормовом море и начинающим, и опытным мореходам маяк приносит уверенность: курс выбран правильно. Но заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: "Я здесь, я готов прийти на помощь".

Развивающийся коллектив тоже озабочен, чтобы каждый его член шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, общаться. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых, вспышек. В таком коллективе уже есть на кого опереться - это те, кто поддерживает "горение маяка", его организаторы и актив. Однако большинству членов такой группы еще бывает трудно проявить настойчивость и терпение в достижении общей цели, подчиниться коллективным требованиям. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех.

4. "Алый парус". Алый парус - символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему делу. В таком коллективе живут и действуют по принципу: "Один за всех, и все за одного".

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие, авторитетные и надежные организаторы. У большинства членов "экипажа" проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, правда, не скажешь, что все готовы в любую минуту прийти на помощь, когда их об этом попросят.

Случается, что бури и ненастье нарушают на некоторое время сплоченную деятельность коллектива, не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно в совместной деятельности положение может быть исправлено.

5. "Горящий факел". Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом для которого являются тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Настоящий коллектив - тот, кто "горит" не только для себя, кто не удовлетворяется только собственным благополучием, а, не дожидаясь просьб и призыва, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести пользу людям, всему обществу, высоко подняв над собой горящий факел, освещающий дорогу другим.

Этапы развития коллектива отражают аспект логики его развития. Но, по мысли А. С. Макаренко, у коллектива следует видеть и "диалектику развития", иначе возникнет представление, что первый этап должен преодолеваться в начальной школе, что подростковые классы, соответственно, выйдут на второй этап, а старшеклассники вполне смогут демонстрировать коллективизм на уровне третьего этапа. Развиваясь диалектически, коллектив не всегда поступательно идет вперед, он может останавливаться в своем развитии и даже деградировать, возвращаться к начальным формам отношений первой стадии. Механизм развития коллектива А. С. Макаренко обосновал как "закон движения коллектива".

При совместной деятельности и общении в социальном опыте отдельных воспитанников и всего коллектива складываются коллективистские социальные установки, которые А. С. Макаренко называл "системой перспективных линий", "системой перспектив", Раньше других воспитатель организует в коллективе "линии близких перспектив" ("завтрашнюю радость"): веселый вечер с чаепитием, поход, конкурсы с призами и др. Такие занятия помогают воспитанникам лучше узнать друг друга, найти единомышленников и друзей, проявить свои способности, выдумку, инициативу, но вместе с тем и приложить определенные трудовые усилия.

"Средняя перспектива" предполагает события более удаленные во времени, требующие достаточно серьезного приложения общего труда и активности. На такую деятельность способен коллектив, в котором уже достаточно сложились отношения "ответственных зависимостей", где есть привычка уступить товарищу, где действуют органы самоуправления, способные организовать и контролировать общие действия с учетом общественно значимой цели, направлять и регулировать поступки членов коллектива.

"Дальняя перспектива" - это не прекраснодушные мечты о будущем, не личные планы воспитанников на взрослую жизнь. А. С. Макаренко понимает дальнюю перспективу члена коллектива как "ощущение" себя в будущем на фоне будущего своей страны, осознание своей жизни в единстве с социальной жизнью других людей. СБОИ личные перспективы на будущее воспитанники должны строить с уверенностью в прогрессивном, счастливом будущем всей социальной жизни.

Возникает интересный механизм: коллектив, являясь специально организованной микросредой, то есть фактором социализации, в ходе своего развития приобретает качества субъекта воспитания и свои отношения с каждой конкретной личностью воспитанника строит как с объектом воспитания. Иными словами, функции коллектива как социального организма видоизменяются по модели "спирали": от первого ко второму этапу воспитательный коллектив явно ослабляет социализирующие, опосредованные способы взаимодействия с личностью и усиливает целенаправленные, а от второго этапа к третьему начинает складываться "параллельное педагогическое действие", и в полной мере разворачиваются широкие социализирующие возможности развитого коллектива. Парадоксально, но именно такой, функционирующий в режиме "параллельного педагогического действия", а значит, больше социализирующий, чем открыто воспитывающий, коллектив, наконец становится полноценным средством воспитания.

Но, рассматривая коллектив как средство воспитания, вовсе не следует видеть в нем инструмент авторитарного управления дисциплиной, порядком в детской среде, пресечения непослушания и подавления инакомыслия. На самом деле, воспитывающий коллектив - это педагогически организованное сообщество воспитанников, где каждая личность получает возможность для самореализации.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.