Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос №16 Личностно-ориентированный подход и методика индивидуальной работы с учащимся





Личностно-ориентированный подход — это методо­логическая ориентация в педагогической деятельности, по­зволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддер­живать процессы самопознания, само строительства и само­реализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Во-первых, личнос­тно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.

Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формиро­вания у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками. Существуют и другие различия между личностно-ориентированным подходом и прежними методологическими ориентациями. Наиболее полно они отражены в таблице, в которой дана сравнительная характеристика личностно-ориентированного и индивидуального подходов.

Параметры сравнения   Индивидуальный подход Личностно-ориентированный подход
1. Теоретико – методологическая основа Идеи традиционной педагогической парадигмы Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии.  
2. Цель использования На основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию ЗУН и социально ценных качеств   На основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.
3.Содержательные аспекты применения Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.  
4.Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования   Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений.
5.Критерии анализа и оценки эффективности применения. Основные критерии - обученность учащихся как уровень сформированности ЗУН и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей   Главный критерий – развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.  

 



 

Профессор Е.Н.Степанов выделяет следующие компоненты, из которых складывается личностно - ориентированный подход в образовании.

С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже де­лает невозможным осознанное и целенаправленное приме­нение рассматриваемой ориентации в педагогической дея­тельности.

К основным понятиям личностно-ориентированного подходаможно отнести следующие:

индивидуальность— неповторимое своеобразие чело­века или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индиви­дов и человеческих общностей;

личность— постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

самоактуализированная личность— человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрывающий свои возможности и способности;

самовыражение— процесс и результат развития и про­явления индивидом присущих ему качеств и способностей;

субъект— индивид или группа, обладающие осознан­ной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

субъектность— качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении дея­тельности;

Я-концепция— осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

выбор— осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

педагогическая поддержка— деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физи­ческим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

Вторая составляющая— исходные положения и основ­ные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педаго­гического кредо учителя или руководителя образовательно­го учреждения.

Принципы личностно – ориентированного подхода:

1. Принцип самоактуализации.В каждом ребенке суще­ствует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способ­ностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности.Создание условий для фор­мирования индивидуальности личности учащегося и педагога— это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особен­ности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьногокол­лектива должен быть (стать) самим собой, обрести(по­стичь) свой образ.

3. Принцип субъектности.Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектны­ми полномочиями и умело использует их в построении дея­тельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обу­чения детей.

4. Принцип выбора.Без выбора невозможно развитие ин­дивидуальности и субъектности, самоактуализации способ­ностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы уча­щийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянно­го выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха.Индивидуальная и кол­лективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уни­кальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществле­ние ребенком дальнейшей работы по самосовершенствова­нию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитатель­ного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка.

Важно обогатить арсе­нал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и вос­питания учащихся. Вера в ребенка, поддер­жка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внут­ренняя мотивация детерминирует успех обучения и вос­питания ребенка.

И, наконец, третий компонентличностно-ориентиро­ванного подхода — это технологическая составляющая,которая включает в себя наиболее адекватные данной ори­ентации способы педагогической деятельности. Техноло­гический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют ме­тоды и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального раз­вития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творче­ства, выбора содержания и способов учения и поведения.

 

Строение личностно-ориентированного подхода можно представить в виде схемы:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.