Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2 . Общие проблемы экономического развития





Введение

В соответствии с ООП направления подготовки бакалавров, у которых учебная дисциплина «Экономическая теория» является базовой частью цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) организация ее изучения предусматривает два вида аудиторных занятий – лекционные и семинарские занятия. Цель изучения дисциплины «Экономическая теория» ознакомить студентов с основными принципами экономической теории, вооружить будущего бакалавра знаниями и навыками в области экономики, определяющими его рациональное поведение и непосредственное практическое применение этих знаний и навыков в своей профессиональной деятельности.

Задача дисциплины. Приобретение практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска продукции, а также решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне (домохозяйство, фирма, отраслевой рынок). Приобретение практических навыков анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на макроуровне.

Решение поставленных задач предусматривает закрепление студентами теоритических знаний, полученных в ходе лекционного курса и самостоятельной работы и применение этих знаний в ходе обсуждения вопросов семинарского занятия, в процессе написания контрольных и практических работ. При рассмотрении тем семинарских и практических занятий их следует увязывать с современной российской теорией и практикой.

Учебный курс состоит из четырех разделов: Раздел I. Общие основы экономической теории; Раздел 2.Микроэкономика; Раздел 3. Макроэкономика; Раздел 4. Экономика всемирного хозяйства.

 

Методические указания содержат:

1. Учебные задания по каждой теме семинарского занятия, задачи, тесты, темы научных сообщений.

2. Контрольные вопросы по всему курсу, которые используются для зачета.

3. Список литературы, используемый для изучения дисциплины.

 

 

Тема 1. Организация и методика изучения учебной дисциплины

«Экономическая теория». Предмет и метод.

 

Цель занятия: определить цели и задачи курса «Экономическая теория»; методику организации и проведения семинарских занятий и рейтинговой системы оценки знаний; предмет, метод и этапы развития экономической науки, ее современные задачи и функции.

Основные вопросы:

1. Содержание курса «Экономическая теория», его цели и задачи, рекомендуемая литература к курсу.

2. Календарно-тематический план семинарских занятий. Знакомство с методикой организации и проведения семинарских занятий. Виды и график сдачи рейтинговых заданий.

3. Требования, предъявляемые к устным выступлениям и письменным работам бакалавров. Критерии оценки знаний студента.

4. Современная экономическая теория: предмет, задачи и функции.

5. Методы экономического анализа.

Основные категории: предмет науки, объект исследования, макроэкономическая и микроэкономическая теория, позитивная и нормативная экономическая теория, экономические законы, эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, экономико-математическая модель, деловая игра, имитационная игра, прогнозирование, экономическая политика. логический и исторический методы, системный метод, экономическое наблюдение.

 

Темы научных сообщений:

1.Генезис экономической науки.

2.Экономическая мысль в России: история и современность.

3.Современные направления и школы экономической теории

 

 

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

 

Цель занятия: раскрыть содержание базовых экономических категорий, показать их взаимосвязь

 

Основные вопросы:

1.Экономические потребности, блага и ресурсы. Производственные возможности.

2.Ресурсная и экономическая эффективность.

3.Экономические агенты, их мотивация и интересы.

4.Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов.

 

Основные категории: Потребности, пирамида потребностей А.Маслоу, ресурсы, производительные силы, факторы производства, блага, ограниченность ресурсов, граница производственных возможностей, альтернативные издержки, проблема выбора, экономические агенты, экономические интересы, мотивация деятельности, производство, технология, организация производства, способ производства, распределение, обмен, потребление, разделение труда, специализация производства, экономический кругооборот, воспроизводство, хозяйствование, хозяйственный механизм, эффективность производства, ресурсная эффективность, экономическая эффективность, социальная эффективность, Парето-эффективное состояние.

 

Вопросы для размышления:

1. Чем обусловлено наличие общих проблем экономического развития?

2. Что такое экономические ресурсы и их основные виды?

3. Почему экономика как наука занимается только редкими благами?

4. Объясните, что такое вмененные (альтернативные) издержки на примере.

5. Почему экономический выбор всегда сопряжен с альтернативными издержками?

6. В чем состоит содержание понятий «производство» и «экономика»? Почему важно их разграничение и субординация?

7. Что показывает точка на кривой производственных возможностей? Как технический прогресс влияет на положение кривой производственных возможностей?

8. Продемонстрируйте и прокомментируйте модель кругооборота доходов и продуктов в экономике.

 

В рабочую тетрадь:

1. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. Каждый день собирают либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц. Начертите линию производственных возможностей (ЛПВ) экономики этого острова.

2. На основе нижеприведенных данных о производственных альтернативах:

а) постройте кривую производственных возможностей; б) определите альтернативные издержки производства каждой дополнительной единицы С; в) определите издержки производства четырех единиц С.

С          
Д          

 

3. Производственные альтернативы X и Y представлены в таблице:

  A B C D E F
X            
Y            

 

Рассчитайте: а) совокупные альтернативные издержки 20 единиц Х и альтернативные издержки 25 единиц Y; б) альтернативные издержки производства единицы Y при переходе от альтернативы Е к альтернативе D и от D к С; в) альтернативные издержки единицы Х при всех возможных альтернативах.

 

Тема 3. Характеристика экономических систем.

В рабочую тетрадь

1. На основании данных таблицы постройте кривые индивидуального спроса потребителей А, В и С и рыночную кривую спроса (на графике выделите ее другим цветом):

  Цена (Р), руб. Величина спроса потребителей (D), шт. Величина рыночного спроса, шт.
А В С
  - -    
         
         
         

 

2.В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированного горошка:

Цена, руб. за банку Объем спроса, млн. банок в год Объем предложения, млн. банок в год
     
     
     
     
     

а) Изобразите кривую спроса и кривую предложения по данным таблицы; б) если рыночная цена на банку горошка равна 8 руб., что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? в) если рыночная цена на банку горошка составит 32 руб., что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? Каков их объем? г) чему равна равновесная цена на этом рынке? д) рост потребительских расходов повысил потребление консервированного горошка на 15 млн. банок при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства?

 

6. В таблице представлены данные, отражающие функцию спроса на товар В:

 

  Цена за ед. товара в (Р)   Объем спроса (Q)   Выручка (PQ) Коэффициент эластичности спроса по цене (Еd)
       
       
       
       
       

а) Начертите кривую спроса на товар В; б) определите выручку фирмы при каждой из цен и результаты поместите в таблицу. До каких значений выручка растет? в) на основании взаимосвязи цены и выручки определите, при каких значениях цены спрос становится неэластичным; г) определите и поместите в таблицу значение коэффициентов эластичности спроса по цене.

 

7. В таблице представлена функция предложения товара В:

Цена Величина предложения Коэффициент эластичности предложения по цене
     
     
     
     
     

а) Начертите кривую предложения; б) рассчитайте и поместите в таблицу коэффициенты ценовой эластичности предложения; в) какие выводы можно сделать о значении и динамике коэффициентов ценовой эластичности предложения?

 

 

В рабочую тетрадь

1.а) Заполните таблицу:

Q TC TFC TVC MC AFC AVC ATC
               

б) изменения MC, AFC, AVC,ATC при изменении Q покажите графически; в) объясните, что произойдет в расположении каждой кривой средних постоянных издержек, средних переменных издержек, общих средних издержек, если: общие постоянные издержки возрастут; общие переменные издержки снизятся; зарплата производственных рабочих возрастет; налог на недвижимость уменьшится.

 

2.Чтобы организовать собственную торговую фирму, г-жа Петрова оставила работу менеджера с окладом 2500 руб./мес. Половину необходимых складских помещений она арендует за 30 000 руб. в год, а в качестве недостающих площадей приспособила часть своего дома. Покупка оборудования со сроком службы в 5 лет обошлась ей в 50 000 руб. Годовой фонд заработной платы на ее фирме – 120 000 руб. Для организации дела она использует 200 000 руб. собственных сбережений, а недостающие для создания товарных запасов 450 000 руб. берет в кредит под 20%. Процент по вкладам – 10% годовых. Годовая выручка – 780 тыс. руб. Какова ее экономическая прибыль? Какое решение она принимает о продолжении бизнеса (продолжить или завершить его)?

 

3.Общие издержки месячного производства (сборки) персональных компьютеров московской фирмы «Эпоха» оцениваются в 5 млн. руб. Объем производства — 20 штук. Постоянные месячные издержки фирмы равны 20 000 руб. Требуется подсчитать переменные издержки, средние издержки, средние постоянные издержки и средние переменные издержки

4.. Фирма «Интеллект» изготавливает и продает мелкую бытовую электронику в количестве 20 000 шт. в месяц. Постоянные издержки составляют 100 000 ден. единиц, средние переменные издержки равны 20 денежных единиц. Предприятие "Интеллект" получает выручку от продаж продукции 600 000 ден. единиц. "Интеллект" собирается диверсифицировать производство, для этого будет получен кредит для покупки новых производственных мощностей. Предприятие, продолжая деятельность при заданных условиях, получит прибыль _____ тыс. ден. единиц.

Решение.

Прибыль от реализации продукции можно рассчитать как разность выручки (TR) и себестоимости изготовленной продукции (TC): Pr=TR-TC

Валовые издержки предприятия рассчитаем по формуле: TC=VC+FC

Переменные издержки найдем по формуле: VC=AVCxQ=20x20000=400000 или 400 тыс. денежных единиц.

Таким образом, прибыль равна

Pr=TR-TC=TR-(VC+FC)=600-(400+100)=100 тыс.ден.ед.

 

Пекарь Иванов организует кондитерский цех. Он арендует помещение за 10 тыс. ден. ед. в год, приглашает кондитера, заработная плата которого составляет 24 тыс. ден. ед. в год, и покупает сырья на 40 тыс. ден. ед. в год. Производственное оборудование, находящееся в собственности Иванова, оценивается в 80 тыс. ден. ед. Эта сумма могли бы приносить ему годовой доход 8 тыс. ден. ед. Годовая амортизация оборудования составляет 10 тыс. ден. ед.

До этого Иванов, работая на хлебозаводе, получал заработную плату 30 тыс. ден. ед. в год. Иванов знает, что у него есть предпринимательские способности, и оценивает их в 6 тыс. ден. ед.

В первый год работы цеха выручка достигла 144 тыс. ден. ед.

Вычислите бухгалтерскую и экономическую прибыль кондитерского цеха.

Решение задачи:

Для определения бухгалтерской и экономической прибыли необходимо рассчитать размеры явных (очевидных, проходящих через учет) и внутренних (неявных) издержек.

Внешние издержки Иванова складываются из следующих затрат: аренда цеха + заработная плата кондитеру + сырье + амортизация и составляют 84 тыс. ден. ед. (10+24+40+10). Эти издержки проходят через бухгалтерский учет и могут еще называться бухгалтерскими издержками (издержки, связанные с операциями по покупке тех или иных ресурсов).

К внутренним относятся издержки, которые несет предприниматель, используя свои ресурсы, оплата которых нигде не фиксируется, но оценивается той величиной стоимости, которую он мог получить, если бы предоставил их в распоряжение другим предпринимателям. Внутренние издержки Иванова складываются из следующих затрат: его заработная плата + оплата его предпринимательских способностей + оплата упущенных возможностей использования истраченных денег и составляют 44 тыс. ден. ед. (30+6+8).

Бухгалтерская прибыль (Рбух) представляет собой разность между валовым доходом (Двал) и внешними издержками (Ивнеш), т.е.: Рбух=Двал-Ивнеш. Она составит 60 тыс. ден. ед. (144-84).

Экономическая прибыль (Рэк), определяемая как разность между валовым доходом (Двал) и суммой внешних и внутренних издержек (Ивнутр), т.е. Рэк=Двал-(Ивнеш+Ивнутр) или 16 тыс. ден. ед. (144-(84+44).

Швейный цех при годовом объеме выпуска 2 тыс. единиц несет издержки за аренду помещения в размере 25 тыс. ден. ед. и в виде выплаты процентов 11 тыс. ден. ед. в год. Кроме того, затраты на оплату труда при выпуске единицы изделия составляют 20 ден. ед., а затраты на сырье и материалы 12 ден. ед. Рассчитайте общие, постоянные и переменные издержки производства, а также средние общие издержки. В чем заключается отличие совокупных издержек от средних?

Решение задачи:

В связи с тем, что постоянные издержки не изменяют своей величины при изменении объемов производства, к ним следует отнести аренду помещений (25 тыс. ден. ед.) и выплату процентов (11 тыс. ден. ед.), т.е. совокупные постоянные издержки будут равны 36 тыс. ден. ед. (25+11). Средние переменные издержки (издержки на единицу изделия) определяются как сумма затрат труда и затрат на сырье. В данном случае они составляют 32 ден. ед. (20+12). Чтобы получить совокупные переменные издержки, умножим их среднюю величину на объем выпуска продукции: 2000?32=64 (тыс. ден. ед.).

Для определения совокупных общих издержек необходимо сложить величину постоянных и переменных издержек:
36000+64000=100 тыс. ден. ед.

Для расчета средних общих, т.е. величину общих издержек, приходящихся на единицу продукции, необходимо совокупные общие издержки разделить на объем выпуска продукции:
100000?2000=50 ден. ед.

Средние общие издержки можно также рассчитать путем сложения средних переменных издержек – 32 ден. ед. (20+12) и средних постоянных издержек – 18 ден. ед. (36000?2000)?32+18=50 ден. ед.

 

В рабочую тетрадь

 

Верно — неверно

1. Монополистически конкурентный рынок характеризуется наличием немногих фирм.

2. Фирмы в рамках рыночной структуры монополистической конкуренции игнорируют реакцию конкурентов на свои действия.

3. Фирмы в рамках рыночных структур монополистической конкуренции и олигополии имеют монопольную власть.

4. Монополистически конкурентная фирма производит продукты, соблюдая условие Р = МС.

5. Ценовой лидер всегда — крупнейшая по размерам фирма.

6. Олигополия всегда присваивает чистую экономическую прибыль.

7. Монополии всегда незаконны.

8. Трест и картель являются тождественными понятиями.

9. Монополистически конкурентные фирмы производят товары с уникальными характеристиками.

10. В рыночной структуре монополистической конкуренции фирма способна при всех условиях присваивать экономическую прибыль.

11. В рыночной структуре совершенной конкуренции наблюдается большее разнообразие предлагаемых товаров, чем в условиях монополистической конкуренции.

12. Если производитель, действующий в рамках олигополистической структуры рынка, изменяет цену и объем производства, то это не оказывает влияния на поведения конкурентов.

13. В рамках олигополистической структуры рынка производители устанавливают более высокие цены и производят меньший объем товаров по сравнению с рыночной структурой чистой

конкуренции.

14. Олигополисты предпочитают использовать методы ценовой конкуренции.

15. Для максимизации прибыли олигополия и конкурентная фирма должны поддерживать равенство между предельными издержками и ценой.

16. Олигополия и монополистически конкурентная фирма станут увеличивать объем производства, если предельный доход превышает предельные издержки.

 

В рабочую тетрадь

Задача 1. Имеем значения некоторых экономических показателей. ВНП равен 8281 тыс. у. е., амортизационные отчисления составляют 6% от величины ВНП, нераспределенная прибыль корпораций – 470 тыс. у.е., косвенные налоги – 520 тыс. у.е., субсидии – 250 тыс. у.е., налоги на прибыль корпораций – 157 тыс. у.е., подоходный налог – 723 тыс. у.е., трансфертные платежи – 605 тыс. у.е., взносы на социальное страхование – 115 тыс. у.е.

Определите величины ЧНП, НД, РД.

 

Задача 2. Заработная плата работников – 1800 тыс. у.е., прибыль корпораций – 300 тыс. у.е., амортизационные отчисления – 600 тыс. у.е., рентные доходы составляют 15% от стоимости вложенных капиталов, косвенные налоги – 300 тыс. у.е., трансферты – 150 тыс. у.е., стоимость капиталов – 6000 тыс. у.е.

Требуется рассчитать объем ВВП.

 

Задача 3. Определите величину валовых частных инвестиций, объем им-порта, чистый национальный продукт, если:

ВНП = 5000 млн. денежных единиц. Потребительские расходы = 320 млн. денежных единиц. Государственные расходы = 900 млн. денежных единиц. Чистый экспорт = 80 млн. денежных единиц. Экспорт = 350 млн. денежных единиц. Сумма амортизации = 150 млн. денежных единиц.

 

Задача 4. Рассчитайте ВНП по доходам и расходам:

 

Личные потребительские расходы ……………………………………………210

Заработная плата………………………………………………………………..184

Трансфертные платежи………………………………………………………….16

Косвенные налоги на бизнес……………………………………………………21

Арендные платежи………………………………………………………………15

Отчисления в фонды медицинского обслуживания……………………………3

Амортизация……………………………………………………………………..15

Отчисления в фонды безработных……………………………………………..12

Импорт…………………………………………………………………………... 12

Взносы на социальное страхование……………………………………………..6

Проценты на капитал……………………………………………………………14

Прибыль корпораций…………………………………………………………....43

Индивидуальные налоги ………………………………………………………..14

Доход от собственности ………………………………………………………...27

Экспорт ………………………………………………………………………….. 17

Чистые частные внутренние инвестиции ……………………………………...65

Государственные закупки товаров и услуг …………………………………… 50

Отчисления в фонды пенсионного обеспечения ……………………………….5

По данным таблицы рассчитать: а) ВВП по доходам и по затратам, б) ЧНП, в) НД.

 

Показатели Сумма, млрд. у. е.
Косвенные налоги  
Государственные закупки  
Потребление дом. хозяйств  
Валовая прибыль корпораций  
Чистые инвестиции  
Трансферты (субвенции)  
Амортизация  
Заработная плата  
Доход от собственности  
Экспорт  
Импорт  

Решение

Исходные данные позволяют рассчитать ВВП по расходам:

ВВП по расходам = Потребительские расходы + Валовые внутренние частные инвестиции + Государственные закупки + Чистый экспорт (экспорт - импорт) = 361 + 81+100 + 60 +(42-48) =596.

ВВП по доходам = Заработная плата + Процентные платежи + Арендная плата + Доходы от собственности + Прибыль корпораций + Расходы на возмещение потребленного капитала (амортизационные отчисления) + Косвенные налоги = 202 + 146+ 103 +100 + 45 = 596.

В данном случае ВВП =ВНП

ЧНП =ВНП – амортизация = 596-100=496

НД = ВНП - амортизационные отчисления - косвенные налоги = 596-100-45=451

 

Тема 12.Макроэкономическое равновесие.

Модель совокупного спроса и совокупного предложения

 

Цель занятия: определить сущность составляющих макроэкономического равновесия, оценить влияние различных факторов на него

Основные вопросы:

1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Неценовые факторы.

2. Макроэкономическое равновесие и его механизм.

3. Сбережения и инвестиции. Инвестиции: виды, факторы, роль в экономике. Понятие акселератора и мультипликатора.

 

Основные категории: макроэкономическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; краткосрочное и долгосрочное равновесие; шоки спроса и предложения; стабилизационная политика; модель «доходы-расходы»; совокупные расходы;. потребление и сбережение; средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению; инвестиции: валовые и чистые; реальные и финансовые, портфельные; автономные и производные.

 

Вопросы для размышления:

1.Что такое совокупный спрос и величина совокупного спроса? В чем различие этих дефиниций?

2.Что такое совокупное предложение и величина совокупного предложения? В чем различие этих дефиниций?

3.Используя модель AD-AS, опишите и продемонстрируйте процесс формирования макроэкономического равновесия.

4.Что такое инвестиции с точки зрения макроэкономики? Каково их экономическое содержание, направления и роль? Выделите основные источники инвестиций.

5.Раскройте «парадокс сбережений» и причины его обуславливающие.

Темы научных сообщений:

1.Классическая, кейнсианская и монетаристская модели макроэкономического равновесия.

2. Функциональная роль инвестиций в достижении макроэкономического равновесия

3. Сбережения в России: роль и динамика.

 

В рабочую тетрадь

Задача 1. В таблице приведены условные данные о значении некоторых макроэкономических показателей в национальной экономике:

 

Валовой национальный продукт 7888 д.е.

Амортизационные отчисления 538

Нераспределенная прибыль корпораций 350

Взносы на социальное страхование 385

Трансфертные платежи государства частным лицам 540

Налоги прибыль корпораций 145

Подоходные налоги с граждан 685

Косвенные налоги на бизнес 440

 

На основании этих показателей рассчитайте:

1. чистый национальный продукт страны;

2. произведенный в стране национальный доход;

3. личный располагаемый доход населения.

 

Задача 2. Имеются следующие данные:

 

Процент за кредит 12 д.е.

Валовые частные инвестиции 55

Зарплата и жалование 218

Прибыль корпораций 113

Косвенные налоги, неналоговые обязательства и трансфертные платежи, выплачиваемые частными предпринимателями 22

Рентные платежи владельцам арендуемого имущества 20

Налоги на прибыль корпораций 50

Чистый экспорт товаров и услуг 9

Государственные закупки товаров и услуг 90

Чистые частные инвестиции 45

Доходы от собственности 21

Чистые субсидии государственным предприятиям 2

Трансфертные платежи населению 23

Потребительские расходы 260

 

Необходимо рассчитать:

1. объем ВНП по потоку доходов;

2. объем ВНП по потоку расходов;

3. объем ЧНП;

4. объем НД.

В рабочую тетрадь

Верно/неверно

 

1. Величина свободного времени является показателем уровня жизни.

2. Потребительская корзина – это стандарт для сравнения фактических данных.

3. Минимальная потребительская корзина отражает наиболее благоприятную структуру потребления.

4. Пенсия должна являться стимулом к лучшей работе.

5. Располагаемый доход больше номинального.

6. Нетрудовые доходы – это доходы от теневой экономики.

7. Доходы от теневой экономики незаконны.

8. Распределение доходов поровну обеспечивает максимально возможную совокупную полезность в обществе.

9. Проблему бедности решает государство, перераспределяя первично распределенные доходы.

10. С развитием рыночных отношений заработная плата все чаще устанавливается в результате торга между предпринимателями и профсоюзами.

 

 

Тема 15. Деньги. Денежный рынок и денежно-кредитная

политика государства

 

Цель занятия: рассмотреть составляющие денежного рынка и условия его равновесия, показать влияние кредитно-денежной политики на состояние товарно-денежного равновесия

Основные вопросы:

1. Деньги. Денежное обращение и денежная система. Денежные агрегаты.

2 Спрос и предложение на деньги. Факторы, влияющие на массу денег в обращении. Денежный рынок.

3. Сущность и формы кредита. Денежно-кредитная система. Кредитно-денежная политика и ее основные направления.

4. Банки и банковская система.

5. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг

 

Основные категории: денежный рынок, денежно-кредитная система, спрос на деньги, классическая теория спроса на деньги, количественная теория денег, уравнение Фишера, монетаризм, кейнсианская теория предпочтения ликвидности, портфельные теории спроса на деньги; предложение денег, резервы, норма обязательных резервов, кредитная мультипликация, банковский мультипликатор, денежная база, денежный мультипликатор; равновесие на денежном рынке, денежно-кредитная политика государства, операции на открытом рынке, политика регулирования учетной ставки, изменение резервной нормы, селективные методы; экспансионистская и рестриктивная монетарная политика; ликвидная ловушка.

 

Вопросы для размышления:

1. Почему деньги являются не обычным товаром, а особым?

3. Дайте характеристику функциям, которые выполняют деньги.

4. Что представляют собой современные бумажные деньги?

5. Чем обеспечивается покупательная способность денег?

7. Что такое денежная масса и по каким критериям она структурируется?

8. Охарактеризуйте денежные агрегаты.

9. Как измеряется требуемое в обращении количество денег?

10.Охарактеризуйте основные формы денежного обращения.

11.Что такое денежная система? Какие денежные системы Вам известны?

12.Раскройте основные элементы денежной системы.

13.Что такое спрос на деньги.

14.Раскройте особенности предложения денег.

15.Что такое кредит? Какие виды кредита Вам известны?

16.Раскройте основные функции кредита.

17.Что такое банк? Какие виды банков Вам известны?

18.Охарактеризуйте основные операции коммерческих банков.

19.Перечислите функции центрального банка и раскройте их содержание.

20.Что такое денежно-кредитная политика? Назовите основные направления денежно-кредитной политики государства

21.Разъясните основные инструменты кредитно-денежной политики.

22.Финансовый рынок и его особенности в РФ.

23.Ценные бумаги: сущность, классификация.

 

Темы научных сообщений:

1.Современные формы и виды денег

2.Сущность кредита и классификация его форм.

3.Участники рынка ценных бумаг.

4.Способы организации торговли ценными бумагами.

 

В рабочую тетрадь

Напишите аннотацию к одной из статей:

 

1. Андрюшин С., Кузнецова В. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального финансового кризиса. // Вопросы экономики. – 2010. – № 6.

2. Андрюшин С., Кузнецова В. Центральный банк как кредитор последней инстанции: новые вопросы теории денежно-кредитной политики. // Вопросы экономики. – 2010. – № 12.

3. Иванченко И., Маслов А. Методологический эклектизм трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. // Вопросы экономики. – 2010. – № 12.

4. Маневич В. О роли монетарной и финансовой политики в России в период кризиса и после него. // Вопросы экономики. – 2010. – № 12.

5. Некипелов А., Головнин М. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса // Вопросы экономики. – 2010. - № 1.

 

Тема 16. Финансово-бюджетная система. Налоговая политика государства

 

Цель занятия: рассмотреть экономическое содержание основных инструментов финансового регулирования, их взаимосвязь и особенности использования в российской экономике

 

Основные вопросы:

1. Финансы: сущность, функции и роль в экономике.

2. Принципы построения финансовой системы.

3. Госбюджет. Структура. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, меры по снижению.

4. Налоги, их функции, виды. Налоговая и фискальная политика государства.

 

Основные категории: финансы, финансовые отношения, финансовая система государства; налоги, виды налогов, налоговая система, принципы налогообложения; бюджетная система, государственный бюджет, расходы и доходы бюджета; бюджетный дефицит, бюджетная сбалансированность; межбюджетные отношения, бюджетный федерализм, государственный долг, внутренний долг, внешний долг; управление государственным долгом, бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная и автоматическая фискальная политика, встроенные (автоматические) стабилизаторы; стимулирующая (экспансионистская) и сдерживающая (рестриктивная) фискальная политика; эффективность фискальной политики, кривая Лаффера.

 

 

Вопросы для размышления:

1. Что такое финансы? Чем финансы отличаются от денег? Подробно раскройте функции финансов.

2. Что такое финансовая система государства? Какова ее структура? Раскройте принципы построения финансовой системы в федеральном и унитарном государствах.

3. Что такое бюджет? Что такое бюджетное устройство страны? Разъясните особенности бюджетного устройства федеральных и унитарных государств.

4. Что такое федеральный бюджет и каковы его функции?

5. Продемонстрируйте общую структуру федерального бюджета. Раскройте структуру бюджетной системы Российской Федерации.

6. Раскройте основные источники доходов федерального бюджета Российской Федерации 7. Что такое расходы федерального бюджета и какова их социально-экономическая, политическая, культурная роль? Продемонстрируйте характер и направленность государственных расходов в современной России.

8. Что такое дефицит федерального бюджета и каковы его социально-экономические последствия?

9. Что такое профицит федерального бюджета и каковы его социально-экономические последствия?

10. Раскройте сущность, виды, роль и социально-экономические последствия государственных займов. Что Вам известно об объемах и характере государственных заимствований РФ?

11. Разъясните сущность внебюджетных фондов, их роль в структуре централизованных финансов страны. Выделите ведущие внебюджетные фонды в Российской Федерации и охарактеризуйте их.

 

Темы научных сообщений:

1. Бюджетная система современной России.

2. Внебюджетные фонды в современной России: значение в финансовой системе и в решении социально-экономических проблем.

3. Государственный долг: сущность, виды, причины.

4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит: сущность, социально-экономические последствия.

5. Стабилизационный фонд и его значение для экономики страны.

6. Налоги в современной России.

 

В рабочую тетрадь

Кейс 1 – Принципы налогообложения

 

Для того, чтобы раскрыть суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные для любой системы налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в форме четырех положений, ставших классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, то есть соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали аксиомами налоговой политики.

Сегодня эти принципы дополнены в соответствии с требованиями нового времени. Современные налоговые системы национально и регионально специфичны, но налоги, как наиболее развитая форма принудительного изъятия средств, по-прежнему остаются важнейшим источником средств государства.

В чем, собственно, состоит проблема, если налоговые системы существуют уже очень давно, а их принципы столь хорошо разработаны?

Дело в том, что в самой налоговой системе как совокупности форм и методов сбора финансовых средств заложено глубокое противоречие: с одной стороны, предстоит обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов; с другой стороны, не допустить при том снижения их деловой активности.

По утверждению либеральных экономистов, налоговая политика достигает рациональности, если соблюдаются следующие базовые принципы:

1. Налогообложение должно быть построено так, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки – принцип дешевизны уплаты налогов.

2. Затраты государства на реализацию налогообложения были настолько низки, насколько это возможно – принцип дешевизны обложения.

3. Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщиков с тем, чтобы не ущемить их экономическую активность.

4. Налогообложение не должно быть помехой ни для внутренне







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.