|
Исторические взгляды Никколо Макиавелли. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Реалистический подход к познанию прошлой и современной политической жизни, принцип единения теории и практики отстаивал младший современник Леонардо да Винчи, выдающийся историк и реформатор науки о государстве Никколо Макиавелли (1469—1527). Уроженец Флоренции, широко образованный в классической литературе и вопросах права, он более десяти лет служил в канцелярии республики в период реставрации ее демократических порядков. После восстановления власти Медичи в 1512 г. Макиавелли оказался в изгнании. Годы ссылки (1513—1520), которую он отбывал в своем небольшом имении под Флоренцией, стали временем его наиболее интенсивной творческой активности, порой создания самых значительных трудов: «Рассуждении о первой декаде Тита Ливия», «Государя», трактата «О военном искусстве», комедии «Мандрагора». Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Заслугой его стали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм — все это вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли. В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессансной науке о государстве. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучения самой действительности и отказа от ее идеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт. Успех любого правителя зависит, по его мнению, от того, насколько тщательно и непредвзято изучена им конкретная ситуация, насколько адекватна ей выработанная на этой основе тактика достижения определенных целей, которая должна быть не только выстроена и продумана подобно произведению искусства, но и артистично проведена в жизнь. Жесткие методы правления, готовность ради успеха в политике нарушить нормы морали — все это в отрыве от патриотической цели, которой руководствовался Макиавелли, было абсолютизировано в последующей политической мысли и получило название «макиавеллизм». Хотя концепция Макиавелли не идентична этому понятию, именно в «макиавеллизме» обвиняли смелого мыслителя его критики, особенно из церковного лагеря. Республиканские убеждения Макиавелли ярко раскрылись в его последнем крупном произведении — «История Флоренции», которое принесло ему славу выдающегося историка. Анализируя средневековое прошлое Флоренции и опираясь при этом на труды предшественников, особенно Леонардо Бруни, но также и на обширный документальный материал, Макиавелли впервые столь последовательно рассматривает и подчеркивает роль борьбы в обществе, не только столкновения интересов отдельных групп правящей верхушки, но и требований и выступлений широких слоев городского населения. Социальные противоречия и интересы предстают у него одним из важнейших факторов исторического развития. Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идея цикличности, закономерной смены государственных форм. По его убеждению, не абстрактные теоретические выкладки, а сам реальный опыт истории выявляет определенные правила, принципы чередования этих форм. Монархия, как он показывает на многих примерах, сменяется олигархией, та — республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению, —таков цикл государственной эволюции у большинства народов. В основе этой цикличности лежит постоянно присущая жизни общества борьба противоречий и интересов, конфликты малых и больших групп, «непреложный ход событий». Макиавелли впервые обратил внимание на важность постижения диалектики исторического процесса. В культуру Высокого Возрождения Макиавелли вошел не только как блестящий историк и политический мыслитель, но и еще одной гранью своего дарования — как талантливый писатель. Он был драматургом, автором ярких комедий «Мандрагора» и «Клиция», писал стихи и прозу, был мастером эпистолярного жанра. Все свои сочинения Макиавелли создавал на итальянском языке, достоинства которого высоко ценил и славил в своем полемическом «Диалоге о нашем языке». Одна из крупнейших фигур в культуре Возрождения, Макиавелли искал сближения ее разных сфер друг с другом и всем своим творчеством показал плодотворность их единения.
Первые учебные пособия по Русской истории. В XVII веке летопись уже не удовлетворяла запросов жизни. Простое накопление сведений уже не обеспечивало потребность дипломатов, чиновников и монархов в знаниях о родной державе и взаимоотношениях с соседями. Начинаются попытки создать обзоры русской истории, прежде всего воспитательного характера.
«История…» Фёдора Грибоедова. В 1657 году по приказу Алексея Михайловича был организован Записной приказ. Он просуществовал всего два года и был предназначен для сбора источников и создания трудов по истории России. Продолжил деятельность Записного приказа Фёдор Грибоедов – дьяк Приказа Казанского дворца, участник комиссии по созданию Соборного уложения 1649 года, деятель Переяславской Рады. Труд Ф. Грибоедова назывался «История о царях и великих князьях Земли Русской» и начинался от конца XVI века до времени правления царя Алексея Михайловича. Это было своеобразное продолжение «Степенной книги». Труд закончен в 1669 году, за что автор получил заложенное вознаграждение. Источники: «Степенная книга», «Русский хронограф», «Сказание иже что содеяся во гражданстве» Авраамия Палицына, «Грамота об избрании на престол царя Михаила Фёдоровича», «Соборное уложение» патриарха Феофана, а также различные приказные записи. Характер работы: компиляция больших отрывков и отдельных фраз из вышеупомянутых сочинений. Основные идеи: Царская родословная начиналась от Августа – кесаря Римского. Предыстория воцарения Романовых, включая события Смуты. Анализа политических событий не проводилось. Виновником всех бед объявлялся Борис Годунов, а самое большое внимание уделялось восшествию на престол Михаила Романова. Предназначение «Истории…»: С. Ф. Платонов предположил, что «История…» была составлена для первоначального руководства и воспитания царских детей, чтобы они знакомились с историей своей Родины, семьи и «судьбами великого княжения Московского». Книга, дополненная перечислением всех детей Алексея Михайловича и членами многих боярских фамилий, имела большое хождение в придворной среде.
Синопсис. Слово «синопсис» означает «новый взгляд», то есть краткий обзор. В данном случае «Обозрение российской истории». Полное заглавие: «Синопсис, или краткое собрание из разных летописцев». Первое издание 1672 года в Киево-Могилянской академии. Источники: историки считают «Синопсис» сокращением хроники Феофана Сафоновича, автор ссылается на «Повесть временных лет» Нестора, полностью вошла третья редакция «Сказания о Мамаевом побоище», привлечены данные античных и средневековых авторов, использованы греческие хронографы, немецкие летописцы и церковная всемирная история Барония. Популярность «Синопсиса»: 200 страниц печатного текста небольшого формата, изложение текста в лёгкой литературной форме. С 1672 по 1836 год вышло 30 изданий данной работы. По «Синопсису» изучал русскую историю М. В. Ломоносов. Авторство текста: традиционно авторство «Синопсиса» приписывается Иннокентию Гизелю – архимандриту Киево-Печерской лавры. Но на Руси с древности была распространена традиция создавать свои произведения анонимно «по благославению и во славу Божию». По мнению исследователей «Синопсиса» А. С. Лаппо-Данилевского, И. А. Шляпкина, И. Максимовича и других, Гизель был скорее цензором, редактором и публикатором изданий в типографии Киево-Печерской лавры. Влияние личности автора на «Синопсис»: Гизель был духовным писателем философско-схоластической школы. Читал курс философии. Написал труды «Мир человека с Богом», «О истинной вере» и другие. Он был представителем украинской церковно-феодальной верхушки, поэтому ему необходимо было сохранять хорошие отношения и с Москвой, и с духовенством Правобережной Украины. Поэтому: · В «Синопсисе» он обходил вопросы, связанные с противостоянием Киева и Москвы; · Накануне заключения «Вечного мира» 1686 года он сформулировал идею об общности славянских народов, на примере Киева показал переплетение исторических судеб этих народов, подчеркнул предопределённость воссоединения; · Призвал к совместным действиям России с другими странами в борьбе с Османскими завоевателями. Специально ввёл описание Чигиринских походов, чтобы показать, как можно реализовать идею общности. Методология: в основе методологии «Синопсиса» так же лежала компилятивность, но на полях автор даёт ссылки на источники, а отсюда был уже один шаг к сопоставлению и проверке источников.
Но, практические цели побуждали к следующему этапу исторического самопознания. Историки, достигшие нового уровня исторического понимания, не могли уже довольствоваться летописями, хронографами, «Степенной книгой» или «Историей…» дьяка Грибоедова.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|