|
Периодизация отечественной и зарубежной историографии.Стр 1 из 5Следующая ⇒ Историография.
1. Историография как специальная историческая дисциплина. Предмет и задачи курса. Периодизация отечественной и зарубежной историографии. Историография – история исторической науки. В переводе слово «историография» означает историописание. Историография – отрасль исторической науки, специальная историческая дисциплина, изучающая процесс накопления исторических знаний, истолкование исторических явлений, смену методологических направлений и концепций в исторической науке. Историография – совокупность исследований, посвящённых определённой теме. Историография должна подчеркнуть актуальность темы, идейно-политические взгляды историка (консерваторы, либералы, радикалы), методологические критерии (марксизм-ленинизм, неокантианство и тому подобное). Историография – совокупность исторических произведений определённой эпохи, периода (труды, написанные в эпоху о которой идёт речь). А также совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом или национальном отношении.
Место историографии среди всех исторических наук важно. Она присутствует во всех исторических работах. Знания по историографии предполагают ориентировку во всех направлениях исторической науки.
Предмет историографии. Дореволюционный период: · Изучение биографий отдельных историков и их исторических трудов. Например, работы С. М. Соловьёва: «Г. Ф. Миллер», «Н. М. Карамзин и его литературная деятельность: История государства Российского». · Изучение процесса развития исторической мысли, как и почему происходила смена исторических концепций. Например, работа П. Н. Милюкова «Главные течения русской исторической мысли». Советский период: · Рубинштейн Л. Н. «Русская историография». · Изучение истории развития исторической науки в связи с общим развитием общественной и научной мысли. · 1950-1960-е годы. Дискуссия о предмете историографии. · Изучение истории накопления знаний о развитии человеческого общества, история усовершенствования методов исторических исследований, история борьбы различных течений в области истолкования общественных явлений. («Очерки истории исторической науки в СССР»); · Изучение истории исторических знаний, не только процесс накопления, но и распространения исторических знаний в обществе. (Шмидт, Черепнин,, Шапиро); · Изучение истории исторической науки в целом (Нечкина, Сахаров, Городецкий). Современный период: Предмет историографии – изучение сложного, многогранного и противоречивого процесса развития исторического знания и исторической науки в целом.
Задачи историографии: · Изучение объективных условий и факторов развития исторических знаний и исторической науки (общественно-политический контекст); · Изучение теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке, а также изучение их борьбы и смены; · Изучение исторических концепций, процесса их утверждения и смены. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историка или группы учёных как на весь ход исторического развития в целом, так и на его различные проблемы и стороны. Историография изучает, как создавалась и развивалась историческая концепция, какую роль она сыграла в развитии науки; · Изучение проблематики исторических исследований на разных этапах исторической науки; · Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки, всей системы исторического образования в стране; · Анализ процесса эволюции средств научной информации и распространения исторических знаний, их воздействия на общественное сознание; · Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействие зарубежной философской и научной мысли на российских учёных. Периодизация отечественной и зарубежной историографии. Историография, как самостоятельная наука выделилась из исторической науки только в XIX веке. Периодизация российской историографии определяется двумя потрясениями (Октябрьская революция и распад СССР) и разделяет историографию на: · Дореволюционный период; · Советский период; · Современную историографию. На Западе же таких потрясений не было, но также случились два знаковых события, потрясшие весь мир. Это Первая и Вторая мировые войны. Поэтому, зарубежная историография делится так же на три этапа: · До Первой мировой войны; · Межвоенный период; · Период после Второй мировой войны. · Иногда выделяют четвёртый период – современную историографию.
Понятие историографического факта. Понятие историографического факта – одно из важнейших понятий в историографии. В своё время М. В. Нечкина отождествляла это понятие с другим важнейшим понятием историографического источника, считая историографическим фактом всякий законченный или незаконченный труд историка. Г. М. Иванов включал в число историографических фактов философские, политические и правовые идеи, ибо они в той или иной форме зафиксированы в трудах историков и являются предметом историографического исследования. Однако, против отождествления этих понятий, а также против размывания границ понятий выступил А. М. Сахаров. Он предложил считать историографическим фактом научное знание, добытое исследователем в результате известных научных операций. Установление историографического факта возможно лишь на основе анализа соответствующих источников. Главным историографическим фактом Сахаров предложил считать концепцию учёного, которая может быть выражена не в одной его работе, а в нескольких. В современном понимании историографический факт – это факт исторической науки, несущий информацию об исторических знаниях, используемых для выявления этапов и тенденций развития истории исторической науки. Отличие историографического факта от исторического факта: В отличие от исторического факта - факта-события, объективного факта историографический факт – это факт-знание, субъективный факт. Это информация о развитии исторической науки, её деятелях, учреждениях и организационных формах. (Например, к историографическим фактам относятся труды историков, концепции историков, факты, которые раскрывают организационные основы исторической науки на каждом из этапов её развития).
Историография Византии. В Византии традиции античной культуры преобладали значительно более сильно, чем на землях бывшей Западной Римской империи. Параллельно с бытованием античной историографической традиции происходило формирование нового направления историописания – христианская церковная история. Поначалу эти две традиции существовали независимо одна от другой. В дальнейшем сохранение навыков античной литературно-риторической практики и приёмов исторического труда наложилось на идеологические модели христианской теологии и церковной истории. Факторы, влиявшие на культурную ситуацию в Византии: · Конфессиональное многообразие (христианство стало официальной религией только в 313 году); · Незначительное влияние варварских народов на культурные традиции; · Закрытость византийского общества; · Влияние христианства (на смену рациональному знанию приходит провиденциализм, античные добродетели сменяются христианской моралью); · Традиционализм (власть императора и само государство – прямые наследники Западной Римской империи, а учёная культура прямо наследует античной учёности). Периодизация развития Византийской культуры: · Первый (IV – первая половина VII в.) характеризуется как время перехода от собственно античной культуры к византийской; · Второй (середина VII–XII в.) – это эпоха становления и расцвета византийской культуры как особого типа; · Третий (XIII – середина XV в.) завершает историю Византии и связанную с ней культурную традицию. Развитие Византийской историографии в целом укладывается в рамки этой периодизации.
Характеристика периодов: Начальный период византийской историографии характеризуется устойчивым сохранением традиций античных повествований об истории. Приверженность им проявляется вне зависимости от религиозной принадлежности авторов. Влияние христианской теологической концепции истории, разработанной ранними христианскими теологами и церковными историками, отсутствует не только в сочинениях историков-язычников, приверженцев традиционной римской религии, но и у авторов-христиан. Крупнейшие византийские историки IV–VI вв., такие как Аммиан Марцеллин или Прокопий Кесарийский, рассматривают историю как результат человеческих усилий, видят в действиях людей отражение моральных добродетелей или пороков. В центре их повествований стоят фигуры правителей, политические акции которых становятся смысловым и сюжетным стержнем истории Римской империи. Современность оценивается историками в контексте представлений о величии и могуществе Империи, а смысл собственно политических действий описывается и оценивается в категориях моральных добродетелей и грехов. Доминирующие черты византийской историографии этого периода – исключительное внимание к светским и политическим событиям, наследию Римской империи, моральная риторика и дидактический пафос исторических сочинений, наконец, забота о литературной выразительности и драматизме повествования – делают ее прямым продолжением античной традиции. Не случайно Аммиана Марцеллина именуют одновременно последним античным и первым византийским историком. Крупнейшим историком этой эпохи признают ПРОКОПИЯ КЕСАРИЙСКОГО (500 – после 565), сирийского грека, получившего прекрасное светское образование и преуспевшего на дипломатической и политической службе при константинопольском дворе. Очевидец многих важнейших событий, хорошо знавший подоплеку византийской политики, Прокопий оставил ряд исторических сочинений, посвященных периоду правления императора Юстиниана. Два из них – "История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами" (553) и "О постройках Юстиниана" (553– 555) – носят официальный характер, подчинены прославлению императора, его военных акций и политической деятельности. Однако наиболее важным и поразительным произведением Прокопия считают "Тайную историю" (ок. 550), где автор излагает иной взгляд на состояние Империи, облик ее правителей и политической элиты. Прокопий подвергает Юстиниана и его окружение критике и резкому моральному осуждению, изображая его правление как тиранию, а результаты его политики считает вредными и губительными для государства. Подобно Аммиану, Прокопий не отделяет собственно политическую характеристику деяний правителей империи от их моральной оценки. Более того, морально-этические аспекты являются определяющими для всех сторон общественной и политической жизни: отрицательная характеристика Юстиниана и пессимистический взгляд на реальное состояние дел и перспективы государства прямо вытекают из упадка нравов и морального разложения правящей элиты во главе с императором. Пессимистическое и даже катастрофическое мироощущение Прокопия подчеркивается тем, что наблюдаемое им состояние общества он описывает в резком противопоставлении славному прошлому, идеализированному образу великого Рима. Как у Аммиана Марцеллина, так и у Прокопия образ Империи приобретает значение важнейшей категории, становится своего рода парадигмой исторического и политического сознания. Смысл этой категории определяется ими через ностальгическое обращение к идеализированному прошлому: они апеллируют к традиционным ценностям и нормам социальной и политической жизни, считая отступление от последних причиной бедствий и неизбежной гибели государства. Они не просто к анонизируют великое прошлое, но, в сущности, мифологизируют и сам феномен империи как единственно возможной формы исторического и политического существования. Изменение пессимистического взгляда на судьбу Империи принесет с собой традиция церковной историографии, в которой концепт священного государства соединится с идеей его религиозного предназначения – защищать христианство и воплощать земной образ божественного мироустройства. Живая и прочная связь с традициями античной историографии характерна и для младших современников Прокопия – историка и поэта АГАФИЯ МИРИНЕЙСКОГО (ок. 536 – ок. 582) и ФЕОФИЛАКТА СИМОКАТТА (конец VI – первая половина VII в.). Преемственность творчества этих авторов античной традиции написания истории проявляется во многих аспектах: социальных, концептуальных, литературно-стилистических. Создателями целостной христианской концепции истории были Аврелий Августин на Западе и Евсевий Кесарийский в Византии. "Церковная история" последнего сыграла важнейшую роль в развитии византийской историографии. Сочинение Евсевия Кесарийского стало первым опытом написания истории христианской церкви как органической части универсального исторического процесса. Исследователи отмечают, что сочинение Евсевия покоится на двух религиозных и философско-мировоззренческих традициях: ближневосточно-библейской и неоплатонической. В отличие от Августина, Евсевий Кесарийский воспринимает историю человечества как процесс последовательного совершенствования, объясняя реальное воплощение христианства в земной жизни его признанием имперскими властями. Религиозное просвещение, следование истинной вере и возможность спасения он связывал с тесным сотрудничеством церкви и государства – подобное единство сакрально-религиозного и политического порядков, определяемое как "симфония", стало одним из фундаментальных понятий византийской имперской идеологии и религиозной мысли. Если историко-религиозная концепция Августина основывалась на решительном разделении земного государства и мистического сообщества избранных, а путь к спасению лежал вне и над рамками политических образований и мог определяться только духовным руководством церкви, то византийская доктрина видела в христианском государстве земной образ божественного порядка и праведного устройства жизни. Священная империя, возглавляемая константинопольским государем, осознавалась не только как единственно возможная форма земного существования христианского сообщества, но и как прямое воплощение религиозного миропорядка. Труд Евсевия Кесарийского послужил толчком к развитию жанров церковной истории и всемирной хроники. Церковные истории создавались как в рамках официальной церкви, так и представителями религиозных христианских течений, отклонявшихся от ортодоксии. В IV–VI вв., ставших эпохой выработки официальной доктрины, идеологическая борьба в церковной среде приобрела характер интенсивной полемики. Приверженцы учений, признанных еретическими, таких, как арианство и монофиситство, защищали свою правоту не только в доктринальных спорах, но и с помощью исторических сочинений. Жанр всемирной хроники получил широкое распространение в Византии и был воспринят в качестве историографической парадигмы в некоторых регионах византийского культурного влияния. Одной из первых и наиболее популярных за пределами Византии стала хроника ИОАННА МАЛАЛЫ (VI в.). В сопоставлении с историографией светского направления хроники имеют упрощенные интеллектуальную и риторическую структуры, кроме того, они оказались в значительной степени открыты для влияния простонародной и массовой культуры.
Второй этап в развитии византийской историографии приходится на VII–XII вв. В этот период практически прекращается создание исторических сочинений светского характера, написанных образованными мирянами и отмеченных выраженной авторской позицией. Основным жанром становится всемирно-историческая хроника, ориентирующаяся на библейскую модель истории человечества, начиная с сотворения мира. С этого времени историческое сознание византийских авторов подчиняется системе общих мировоззренческих и исторических представлений, сформированных христианством. Большая часть исторической продукции создается в церковной и монашеской среде. Хроники этого времени компилятивны и, как правило, охватывают обширные исторические периоды. Хронисты по существу игнорируют задачу установления взаимосвязи событий и оценки степени их значимости. Они широко используют всевозможные легенды и баснословные рассказы, не отделяя их от достоверных сведений. Стилистически сочинения этого периода просты и далеко отходят от стандартов классической риторики. В них отразились бурные события, всколыхнувшие церковную и религиозную жизнь Византии, прежде всего борьба против иконопочитания. Приверженность или негативное отношение авторов к практике почитания икон отражались во многих произведениях, придавая хроникам смысл полемического и политически ангажированного сочинения. Кроме того, хроники оставались открыты для выражения взглядов различных церковных сообществ: монашества, провинциального духовенства, константинопольской патриархии. В IX–X вв. создаются обширные компиляции, призванные сохранить и систематизировать литературную продукцию предшествовавшего периода. В "Мириобиблионе" ("Множестве книг") собраны фрагменты нескольких сотен произведений как античных, так и ранневизантийских авторов. Создателем этой грандиозной компиляции был патриарх ФОТИЙ (IX в.), стремившийся сохранить тексты в интеллектуальном обращении и образовательной системе. Тенденция кодифицировать и обобщить сведения, накопленные предыдущей традицией, характерны и для энциклопедических сочинений императора КОНСТАНТИНА БАГРЯНОРОДНОГО (913–959), сочетающих исторические, этнографические и политико-идеологические сведения. В XI–XII вв. византийская историография переживает подъем, что выражается в появлении ряда выдающихся авторов и создании значительного числа ярких произведений, выходящих за рамки канона всемирно-исторической хроники. Наиболее заметным явлением, свидетельствовавшим о возобновлении светской исторической традиции, стали произведения историко-мемуарного характера, оттеснившие на задний план всемирные хроники и иные церковно-исторические сочинения (прежде всего жития). Один из наиболее заметных памятников исторической мысли эпохи – "Хронография" (ок. 1078) МИХАИЛА ПСЕЛЛА (1018 – ок. 1096), посвященная столетнему периоду византийской истории (976–1077). Пселл, известный знаток и ценитель античной философской и литературной культуры, в полной мере воспроизводит ее стилистические и риторические приемы: он создает многочисленные портреты императоров, правлению которых посвящено его сочинение, и людей из их окружения; автор субъективен и пристрастен в своих оценках, не боится морализаторства и назидательных заключений. Пселл, подобно значительному числу своих предшественников и последующих историков, сочетал занятия наукой, риторикой, политикой, что отразилось и в его "Хронографии". В XI–XII вв. возобновляется и жанр историй, в которых основное внимание уделяется событиям, очевидцем которых был их создатель, авторской оценке персонажей и явлений. Примечательным и выдающимся примером этого типа произведений является "Алексиада" (ок. 1148) АННЫ КОМНИНОЙ (1083 – ок. 1155), посвященная прославлению образа и деятельности ее отца – императора Алексея I Комнина. Завершение этого периода, отмеченного интересом к античным образцам и подражанием им, связано с завоеванием Константинополя крестоносцами (1204), на несколько десятилетий (до 1261 г.) прервавшим политическую самостоятельность Империи и последовательное развитие византийской культуры.
Третий, завершающий период византийской истории (до 1453) отмечен развитием предшествующих тенденций, однако не породил новых оригинальных явлений. В целом историографическая продукция отражает сосуществование двух достаточно обособленных традиций: светской и церковной. Представители первой принадлежат к кругу эрудитов и приверженцев классической образованности, сочетающих в своем творчестве занятия различными видами литературной и интеллектуальной деятельности. В их сочинениях, например, в "Ромейской истории" НИКИФОРА ГРИГОРЫ (ок. 1295 – ок. 1360), отразились весьма напряженные отношения с ортодоксальным духовенством и между отдельными кружками византийских интеллектуалов. Особую остроту конфликт церковной и гуманистически-рациональной среды приобрел в процессе развития исихазма и его утверждения в качестве религиозно-мистического учения, совместимого с церковной доктриной. Вместе с тем в течение XIV–XV вв. складываются и приобретают достаточно устойчивый характер связи византийских эрудитов с деятелями итальянского Возрождения, которые черпали в византийской ученой традиции, утерянные или забытые Западом знания об античной, прежде всего греческой, культуре. Последним аккордом византийской историографии стало создание ряда сочинений, посвященных истории завоевания Константинополя турками и падению Империи.
Эрудитская школа Направление в историографии и источниковедении, преимущественно в области медиевистики, в Западной Европе XVII-XVIII веков. Ее основателями были так называемые церковные эрудиты, деятельность которых протекала в рамках монашеских ученых обществ. Главные из них: бенедиктинская конгрегация св. Мавра (т. н. мавристы), виднейшими представителями которой были Ж. Мабильон, М. Буке, позднее Б. Монфокон, и иезуитские общества - в Париже и Антверпене (т. н. болландисты), к которым принадлежали Ж. Болланд, Д. Пето, Д. Папеброх и многие другие. Защищая идеи Контрреформации, церковные эрудиты пытались своими историческими работами укрепить пошатнувшийся авторитет католической церкви новыми научными аргументами ранее неизвестных средневековых источников, разысканием и публикацией которых они активно занимались. В связи с этим им приходилось уделять большое внимание критике источников, вообще источниковедению, латинской и греческой палеографии, хронологии, дипломатике. Несмотря на реакционность их идейно-политических установок, церковные эрудиты значительно двинули вперед разработку вспомогательных исторических дисциплин и ввели в научный оборот большое количество новых источников не только по истории церкви, но и по многим вопросам истории средних веков в целом, особенно по истории Франции, а также Византии. Со 2-й пол. XVII в. интерес к вспомогательным дисциплинам и к публикации источников распространяется и среди светских ученых, настроенных не столь реакционно. Среди этих "светских эрудитов" наиболее известны Л. Ж. Брекиньи, Э. Балюз, Ш. Дюканж - во Франции, Г. Лейбниц - в Германии, Л. А. Муратори, Дж. Тирабоски, Ф. С. Маффеи - в Италии.
Синопсис. Слово «синопсис» означает «новый взгляд», то есть краткий обзор. В данном случае «Обозрение российской истории». Полное заглавие: «Синопсис, или краткое собрание из разных летописцев». Первое издание 1672 года в Киево-Могилянской академии. Источники: историки считают «Синопсис» сокращением хроники Феофана Сафоновича, автор ссылается на «Повесть временных лет» Нестора, полностью вошла третья редакция «Сказания о Мамаевом побоище», привлечены данные античных и средневековых авторов, использованы греческие хронографы, немецкие летописцы и церковная всемирная история Барония. Популярность «Синопсиса»: 200 страниц печатного текста небольшого формата, изложение текста в лёгкой литературной форме. С 1672 по 1836 год вышло 30 изданий данной работы. По «Синопсису» изучал русскую историю М. В. Ломоносов. Авторство текста: традиционно авторство «Синопсиса» приписывается Иннокентию Гизелю – архимандриту Киево-Печерской лавры. Но на Руси с древности была распространена традиция создавать свои произведения анонимно «по благославению и во славу Божию». По мнению исследователей «Синопсиса» А. С. Лаппо-Данилевского, И. А. Шляпкина, И. Максимовича и других, Гизель был скорее цензором, редактором и публикатором изданий в типографии Киево-Печерской лавры. Влияние личности автора на «Синопсис»: Гизель был духовным писателем философско-схоластической школы. Читал курс философии. Написал труды «Мир человека с Богом», «О истинной вере» и другие. Он был представителем украинской церковно-феодальной верхушки, поэтому ему необходимо было сохранять хорошие отношения и с Москвой, и с духовенством Правобережной Украины. Поэтому: · В «Синопсисе» он обходил вопросы, связанные с противостоянием Киева и Москвы; · Накануне заключения «Вечного мира» 1686 года он сформулировал идею об общности славянских народов, на примере Киева показал переплетение исторических судеб этих народов, подчеркнул предопределённость воссоединения; · Призвал к совместным действиям России с другими странами в борьбе с Османскими завоевателями. Специально ввёл описание Чигиринских походов, чтобы показать, как можно реализовать идею общности. Методология: в основе методологии «Синопсиса» так же лежала компилятивность, но на полях автор даёт ссылки на источники, а отсюда был уже один шаг к сопоставлению и проверке источников.
Но, практические цели побуждали к следующему этапу исторического самопознания. Историки, достигшие нового уровня исторического понимания, не могли уже довольствоваться летописями, хронографами, «Степенной книгой» или «Историей…» дьяка Грибоедова.
Сильвестр Медведев. Сильвестр — автор первой исторической (отличной от летописи) книги в Москве — «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся в гражданстве» - о событиях стрелецкого бунта 1682 года. Введение раскрывает взгляды автора на роль и задачи письменной истории в жизни человеческого общества. Опираясь на авторитет Библии, Сильвестр стремится показать, что история испокон веков является социальной памятью, определяющей правильное общественное поведение человека. Историческое «беспамятство» грозит погибелью и личности, и государствам. Общество не может быть разумным, не отличая правого от неправого, добро от зла, — поэтому панегирическая история, которую любят все имущие власть, бессмысленна и тлетворна. Подлинная история, доказывает Медведев, должна правдиво освещать хорошее и дурное, подвиги и злодейство. Ни высокое положение, ни даже царская власть не спасают от праведного суда истории, несмотря на опасности, которым всегда подвержен настоящий историк. Используя библейские притчи, Сильвестр подводит читателя к социальному конфликту, которому он посвятил свое произведение. Автор указывает примеры гибели безумных властителей, осмелившихся свирепо притеснять своих подданных; показывает, сколь опасно уклонение государственных мужей от своих гражданских обязанностей, позволяющее злодею захватить единоличную власть; наконец, вспоминает случаи спасения одним мудрым человеком (и даже женщиной) пошатнувшегося государства. По мнению Медведева, московские события поучительны для всех граждан, особенно же для власть имущих. Семён Ремизов. В конце XVII века он составил чертёж всей Сибири. В 1701 году – Атлас Сибири и «Историю Сибирскую». Последняя представляет собой ряд небольших статей, каждая из которых написана над определённой иллюстрацией, выполненной самим Ремизовым. Канва произведения – Емловская летопись, дополненная многочисленными татарскими и русскими преданиями, песнями и плачами. В 1703 году дополнена Кунгурской летописью – одной из редких казачьих летописей.
Историография.
1. Историография как специальная историческая дисциплина. Предмет и задачи курса. Периодизация отечественной и зарубежной историографии. Историография – история исторической науки. В переводе слово «историография» означает историописание. Историография – отрасль исторической науки, специальная историческая дисциплина, изучающая процесс накопления исторических знаний, истолкование исторических явлений, смену методологических направлений и концепций в исторической науке. Историография – совокупность исследований, посвящённых определённой теме. Историография должна подчеркнуть актуальность темы, идейно-политические взгляды историка (консерваторы, либералы, радикалы), методологические критерии (марксизм-ленинизм, неокантианство и тому подобное). Историография – совокупность исторических произведений определённой эпохи, периода (труды, написанные в эпоху о которой идёт речь). А также совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом или национальном отношении.
Место историографии среди всех исторических наук важно. Она присутствует во всех исторических работах. Знания по историографии предполагают ориентировку во всех направлениях исторической науки.
Предмет историографии. Дореволюционный период: · Изучение биографий отдельных историков и их исторических трудов. Например, работы С. М. Соловьёва: «Г. Ф. Миллер», «Н. М. Карамзин и его литературная деятельность: История государства Российского». · Изучение процесса развития исторической мысли, как и почему происходила смена исторических концепций. Например, работа П. Н. Милюкова «Главные течения русской исторической мысли». Советский период: · Рубинштейн Л. Н. «Русская историография». · Изучение истории развития исторической науки в связи с общим развитием общественной и научной мысли. · 1950-1960-е годы. Дискуссия о предмете историографии. · Изучение истории накопления знаний о развитии человеческого общества, история усовершенствования методов исторических исследований, история борьбы различных течений в области истолкования общественных явлений. («Очерки истории исторической науки в СССР»); · Изучение истории исторических знаний, не только процесс накопления, но и распространения исторических знаний в обществе. (Шмидт, Черепнин,, Шапиро); · Изучение истории исторической науки в целом (Нечкина, Сахаров, Городецкий). Современный период: Предмет историографии – изучение сложного, многогранного и противоречивого процесса развития исторического знания и исторической науки в целом.
Задачи историографии: · Изучение объективных условий и факторов развития исторических знаний и исторической науки (общественно-политический контекст); · Изучение теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке, а также изучение их борьбы и смены; · Изучение исторических концепций, процесса их утверждения и смены. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историка или группы учёных как на весь ход исторического развития в целом, так и на его различные проблемы и стороны. Историография изучает, как создавалась и развивалась историческая концепция, какую роль она сыграла в развитии науки; · Изучение проблематики исторических исследований на разных этапах исторической науки; · Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки, всей системы исторического образования в стране; · Анализ процесса эволюции средств научной информации и распространения исторических знаний, их воздействия на общественное сознание; · Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействие зарубежной философской и научной мысли на российских учёных. Периодизация отечественной и зарубежной историографии. Историография, как самостоятельная наука выделилась из исторической науки только в XIX веке. Периодизация российской историографии определяется двумя потрясениями (Октябрьская революция и распад СССР) и разделяет историографию на: · Дореволюционный период; · Советский период; · Современную историографию. На Западе же таких потрясений не было, но также случились два знаковых события, потрясшие весь мир. Это Первая и Вторая мировые войны. Поэтому, зарубежная историография делится так же на три этапа: · До Первой мировой войны; · Межвоенный период; · Период после Второй мировой войны. · Иногда выделяют четвёртый период – современную историографию.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|