Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование рынка ценных бумаг России





Конспект лекций

по дисциплине «Рынок ценных бумаг»
Тема 1. Теоретические основы функционирования рынка ценных бумаг

Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов.

Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг (РЦБ) или фондовый рынок. Рынок ценных бумаг отличается от рынков любых других товаров по своему специфическому товару – ценной бумаге[1]. Появление и развитие РЦБ связано с ростом потребности в привлечении финансовых средств в связи с расширением производственной и торговой деятельности.

Рынок ценных бумаг как один из сегментов финансового рынка позволяет наиболее эффективно перераспределить финансовые средства от субъектов, располагающих ими в избытке, к субъектам, испытывающим в них дефицит (рис.1.1)

Взаимосвязь между основными участниками финансовой системы наглядно отображена на рис.1.1.[2], который представляет собой диаграмму движения финансовых потоков. Средства через разные элементы структуры финансовой системы перетекают от компаний, имеющих излишки финансовых средств (на диаграмме прямоугольник слева), к тем, у кого наблюдается их дефицит (прямоугольник справа).

На рис. 1.1 видно, что некоторые финансовые потоки направлены от одних экономических субъектов (с избыточными средствами) к другим (с дефицитом) через финансовых посредников, например через банки (нижний маршрут движения финансовых потоков на диаграмме). В то же самое время другие перемещаются, минуя этих посредников, т.е. через финансовые рынки (верхний маршрут).



Взаимодействие между продавцами и покупателями может осуществляться непосредственно либо опосредованно. В первом случае удовлетворение взаимного интереса осуществляется с помощью прямого финансирования, во втором — финансированием через посредников, т. е. в виде опосредованного финансирования.

Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают три группы экономических субъектов: домашние хозяйства; фирмы; государства.

Каждый из указанных субъектов в конкретный период времени может находиться в состоянии сбалансированности своего бюджета, либо его дефицита, или профицита. В последних двух случаях у экономических субъектов возникает либо потребность в заимствовании финансовых средств, или возможность в размещении временно свободных средств на выгодных для себя условиях. Финансовые рынки, собственно, и предназначены для того, чтобы наиболее эффективно были учтены и реализованы интересы потенциальных продавцов и покупателей.

Рынок ценных бумаг можно определить как особый сегмент финансового рынка, на котором складываются отношения по поводу купли-продажи специальных документов (ценных бумаг), имеющих собственную стоимость, свободно обращающихся и свидетельствующих об отношениях совладения, займа и производных от них между тем, кто привлекает ресурсы, выпуская ценные бумаги, и теми, кто их приобретает.

Рынок ценных бумаг будет полноценно функционировать и развиваться, если существует полная свобода передвижения инвестиций, т.е. ликвидность, которая может существовать только при условии наличия такого числа покупателей и продавцов, которое будет достаточным для того, чтобы удовлетворять требования спроса и предложения.

Функции РЦБ, выполняемые им в условиях развитой экономики:

1. функция регулировщика инвестиционных потоков.Благодаря рынку ценных бумаг происходит переток денежных ресурсов из морально устаревших отраслей и предприятий в более современные, предполагающиенаибольшую рентабельность вложений. Это связано с тем, что доход по ценным бумагам большей частью зависит от прибыли предприятия: чем больше прибыль, тем больше доход по ценным бумагам, чем больше доход по ценным бумагам, тем больше на них спрос, а следовательно, и курс ценной бумаги на вторичном рынке.

2. функция обеспечения массового характера инвестиционного процесса— позволяет любымэкономическим агентам (в том числе и обладающим номинально небольшим инвестиционным потенциалом), имеющим свободные денежные средства, осуществлять инвестиции в производство путем приобретения ценных бумаг.

3. информационнаяфункция. Рынок ценных бумаг очень чутко реагирует на происходящие и предполагаемые изменения в политической, социально-экономической, внешнеэкономической и других сферах жизни общества (разнообразные индексы).

4. функция демократизма в управлении экономикой на микроуровне.Владение ценной бумагой позволяет либо получать определенный доход от деятельности крупного хозяйствующего субъекта, либо участвовать в управлении его деятельностью.

5. функция инструмента государственной финансовой политики.Основным рычагом, через который реализуется эта функция, является рынок государственных ценных бумаг, посредством которого государство воздействует на денежную массу и, следовательно, на расширение или сокращение уровня ВНП.

В целом, рынок ценных бумаг выступает инструментом привлечения свободных денежных средств, являясь альтернативной формой финансирования предприятий и государства.

Классификация видов рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих видов ценных бумаг. Так различают:

– международные и национальные рынки ценных бумаг;

– национальные и региональные (территориальные) рынки ценных бумаг;

– рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.);

– рынки государственных и корпоративных ценных бумаг;

– рынки ценных бумаг и производных инструментов и т.п.

В таблице 1.1 представлена широкая классификация рынков ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, — это сложная структура, имеющая много характеристик. В зависимости от этого его можно рассматривать с разных сторон, и его разные характеристики попарно отражают ту или иную сторону рынка ценных бумаг. Составные части рынка ценных бумаг в своей основе имеют не только тот или иной вид ценной бумаги, но и способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций в рынке ценных бумаг необходимо выделять рынки:

• первичный и вторичный;

• организованный и неорганизованный;

• биржевой и внебиржевой;

• традиционный и компьютеризированный;

• кассовый и срочный.

В зависимости от стадии обращения ценной бумаги различают первичные и вторичные рынки. Первичный рынок — это рынок, на котором происходит первичное размещение ценной бумаги. Функция данного рынка состоит в мобилизации новых капиталов.

.Вторичный рынок это рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. На данном рынке происходит перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов.

В зависимости от уровня регулируемости рынки ценных бумаг могут быть организованные и неорганизованные. На первых обращение ценных бумаг происходит по твердо установленным правилам, регулирующим практически все стороны деятельности рынка, на вторых участники сделки самостоятельно договариваются по всем вопросам.

В зависимости от места торговли различают биржевые и внебиржевые рынки ценных бумаг. Биржевой рынок означает, что торговля ценными бумагами ведется на фондовых биржах, однако большинство видов ценных бумаг обращается вне бирж. Если биржевой рынок по сути всегда есть организованный рынок, то внебиржевой рынок может быть как организованным, так и неорганизованным («уличным», «стихийным»). В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой подавляющее значение имеет только организованный рынок ценных бумаг, который представлен либо фондовыми биржами, либо внебиржевыми системами электронной торговли.

В зависимости от типа торговли рынок ценных бумаг существует в двух основным формах: традиционной и компьютеризированной.

Традиционный рынок это традиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели ценных бумаг (обычно в лице фондовых посредников) непосредственно встречаются в определенном месте и происходит публичный гласный торг (как в случае биржевой торговли) или ведутся закрытые торги, переговоры, которые по каким-либо причинам не подлежат широкой огласке.

Компьютеризированный рынок это разнообразные формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи. Для него характерны.

а) отсутствие физического места встречи продавцов и покупателей; компьютерные торговые места располагаются непосредственно в офисах фирм, торгующих ценными бумагами, или непосредственно их продавцов и покупателей;

б) непубличный характер процесса ценообразования, автоматизация процесса торговли ценными бумагами;

в) непрерывность во времени и пространстве процесса торговли ценными бумагами.

В зависимости от сроков, на которые заключаются сделки с ценными бумагами, рынки ценных бумаг подразделяются на кассовые и срочные. Кассовый рынок (рынок «спот», рынок «кэш») — это рынок немедленного исполнения заключенных сделок, при этом чисто технически их исполнение может растянуться на срок до одного-трех дней, если требуется поставка самой ценной бумаги в физическом виде.

Срочный рынок ценных бумаг — это рынок с отсроченным, обычно на несколько месяцев, исполнением сделки. Как правило, традиционные ценные бумаги (акции, облигации) обращаются на кассовом рынке, а контракты на производные инструменты рынка ценных бумаг — на срочным рынке.

 

 

Классификация ценных бумаг

Классификация ценных бумаг – это деление ценных бумаг на виды по определенным признакам.

Виды ценных бумаг представлены ниже:

1) по содержанию финансовых отношений:

- долговые;

- долевые;

2) по форме существования:

- документарные;

- бездокументарные;

3) по видам эмитентов:

- государственные;

- муниципальные;

- коммерческих организаций;

4) по способу формирования:

- первичные (классические);

- вторичные (производные);

5) по степени связи с конкретным владельцем:

- именные;

- на предъявителя;

6) по периоду обращения:

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные;

И др.

Одной из прочих классификаций является классификация ценных бумаг на основные и производные.

Основные ценные бумаги – это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив (обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др.). При этом в число активов, на которые дает право ценная бумага, не могут входить другие ценные бумаги. Основными ценными бумагами являются: акции, облигации (за некоторыми исключениями), векселя, банковские сертификаты, чеки, коносаменты, закладные, складские свидетельства.

Производные ценные бумаги можно подразделить на две группы:

– это ценные бумаги, выражающие имущественное право (обязательство), возникающее в связи с изменением цены базисного актива, т.е. актива, лежащего в основе данной ценной бумаги. К этой группе относятся фьючерсные и опционные контракты, форварды.

– это ценные бумаги, выпускаемые на базе основных ценных бумаг, т.е. дающие право на получение какой-либо основной ценной бумаги. К ним относятся варранты, депозитарные расписки, стрипы, а также некоторые виды облигаций (так называемые конвертируемые облигации).

 

Кроме приведенной характеристики, ценные бумаги можно классифицировать по целому ряду других признаков:

1. В зависимости от национальной принадлежности выделяют ценные бумаги отечественные или иностранные.

2. По форме выпуска выделяют эмиссионные и неэмиссионные (индивидуальные) ценные бумаги. Эмиссионные ценные бумаги выпускаются обычно крупными сериями, в больших количествах, и внутри каждой серии все ценные бумаги абсолютно идентичны. Это обычно акции и облигации. Неэмиссионные ценные бумаги выпускаются поштучно или небольшими сериями.

3. В зависимости от эмитента, т.е. того, кто выпускает на рынок ценную бумагу, выделяют государственные, корпоративные, индивидуальные ценные бумаги.

4. По уровню риска, который в силу тех или иных причин присущ ценным бумагам, последние условно могут быть поделены на:

- безрисковые — это ценные бумаги, которые имеют самый возможно (максимально) низкий в рыночных условиях уровень риска;

- рисковые — это ценные бумаги, уровень риска которых превышает уровень риска, имеющийся у безрисковых ценных бумаг.

Наглядно деление ценных бумаг по уровню имеющегося у них риска обычно изображается в виде графика, вкотором одновременно иллюстрируется связь между уровнем риска и доходностью ценной бумаги или рыночного инструмента на ее основе (рис. 1.3).

 

5.. По наличию начисляемого дохода ценные бумаги подразделяются на доходные и бездоходные. С точки зрения начисляемого дохода ценные бумаги, как правило, являются доходными, но могут быть и бездоходными, когда для их владельца они есть простое свидетельство на товар или на деньги, а не капитал. Доход по ценной бумаге может начисляться в форме дивиденда (акции), процента (долговые бумаги) или дисконта, т.е. разницы между номиналом ценной бумаги и более низкой ценой ее приобретения.

6. В зависимости о степени обращаемости ценные бумаги делятся на рыночные и нерыночные. Основные виды ценных бумаг являются рыночными, т.е. могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Однако в ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограничено, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме как тому, кто ее выпустил, и то через оговоренный срок. Такие бумаги называются нерыночными.

 

Отметим, что классификации ценных бумаг, отраженные в ГК РФ и ФЗ «О рынке ценных бумаг» различны. В частности, к ценным бумагам относят акции, облигации, чеки, коносаменты, складские свидетельства и др.

Юридическое определение каждой из перечисленных видов ценных бумаг дается либо в самом Гражданском кодексе, либо в соответствующих законах, регулирующих выпуск и обращение конкретных ценных бумаг.

В свою очередь, каждый из видов основных ценных бумаг делится на подвиды и т.п., вплоть до ценной бумаги, выпускаемой конкретным лицом. В этом смысле каждый вид ценной бумаги представляет собой систему внутри самого себя, которая есть подсистема во всей системе ценных бумаг. Дифференциация видов ценных бумаг на подвиды и группы рассматривается в главах, посвященных соответствующей ценной бумаге.

Подробнее конкретные виды ценных бумаг будут рассмотрены нами в соответствующем сегменте настоящей дисциплины.

 


Классификация эмиссии

Для понимания сущности эмиссии, осуществляемой компаниями, определения ее целей важно представлять себе отдельные виды эмиссии.

Эмиссию можно классифицировать по нескольким признакам.

1. По очередности проведения эмиссию подразделяют на первичную и последующие. Первичная эмиссия имеет место тогда, когда образуется акционерное общество и необходимо сформировать уставный капитал. Последующие эмиссии преследуют более широкий круг целей, так как они связаны с финансированием инвестиционной деятельности эмитента и расширением его хозяйственной деятельности.

2. В зависимости от формы существования эмиссию можно разделить на открытую и закрытую. Открытая эмиссия (публичная) предполагает предложение выпускаемых ценных бумаг неограниченному кругу потенциальных инвесторов и публичное объявление о предполагаемой эмиссии, сопровождаемое обязательством о раскрытии информации. Закрытая эмиссия(частная) предполагает предложение заранее определенному кругу инвесторов, поэтому при ней не требуется раскрытие информации. Независимо от формы акционерного общества первичная эмиссия может осуществляться только в закрытой форме.

3. По способу размещения выделяют четыре вида эмиссии:

○ Распределение среди учредителей при первичной эмиссии;

○ Распределение среди акционеров при последующих эмиссиях;

○ Подписка (предполагает заключение договора купли продажи акций между эмитентом и инвестором);

○ Конвертация (замена ценных бумаг одного вида на другой на предлагаемых эмитентом условиях). Возможны следующие разновидности конвертации:

- выпуск ценных бумаг, конвертируемых в акции;

- выпуск ценных бумаг, конвертируемых в облигации;

- конвертация акций в акции с большим или меньшим номиналом;

- конвертация при консолидации или дроблении;

- конвертация акций в акции с иными имущественными правами.

4. По форме существования выпускаемых ценных бумаг выделяют эмиссию документарных и бездокументарных ценных бумаг. При эмиссии бездокументарных ценных бумаг они существуют только в виде записей на специальных счетах. При эмиссии документарных ценных бумаг эмитент обязан в соответствии с законом выпускать сертификаты ценных бумаг.

В законодательстве определены случаи, когда имеет место недобросовестная эмиссия.

Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, установленной законом, которые являются основаниями для отказа уполномоченными государственными органами в регистрации выпуска ценных бумаг, признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии ценных бумаг.

Выпуска может быль приостановлен или признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений:

¨ нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства РФ;

¨ обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации;

¨ и др.

При выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии регистрирующий орган может приостановить эмиссию до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг. Возобновление эмиссии осуществляется по специальному решению регистрирующего органа.

В случае признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным все ценные бумаги данного выпуска подлежат возврату эмитенту, а средства, полученные эмитентом от размещения выпуска ценных бумаг, признанного недействительным, должны быть возвращены владельцам.

Все издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным (не состоявшимся) и возвратом средств владельцам, относятся на счет эмитента.

Виды размещения эмиссионных ценных бумаг представлены на рис.20 презентации[3].

Размещение акций может производиться всеми перечисленными способами. Размещение облигаций производится только путем подписки на них или конвертации в них других ценных бумаг.

Распределение ценных бумаг — это их размещение среди заранее известного круга лиц без заключения договора купли-продажи. Эмиссия путем распределения возможна только для акций, но не для облигаций.

Распределение акций имеет место в двух случаях:

1) при учреждении акционерного общества; в этом случае учредители делают взносы в уставный капитал в форме денег или имущества, но нет юридической покупки акций;

2) когда источником увеличения уставного капитала акционерного общества является его собственный капитал (добавочный, нераспределенная прибыль и др.). В этом случае акционеры получают акции без какой-либо оплаты, безвозмездно.

Подписка — это размещение ценных бумаг путем заключения договора купли-продажи (т. е. на возмездной основе). В случае акций подписка представляет собой их размещение при увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций.

Подписка может осуществляться в двух формах:

• закрытая — это размещение ценной бумаги среди заранее известного, ограниченного круга инвесторов, определяемого условиями размещения;

• открытая — это размещение ценной бумаги среди потенциально неограниченного круга инвесторов на основе широкой публичной огласки без какого-либо преимущества одних приобретателей перед другими. Ограничения могут иметь место лишь в случае реализации преимущественного права на приобретение новых выпусков акций акционерами, наличия ограничений на владение максимальным количеством акций одним акционером и в случае приобретения ценной бумаги нерезидентами.

Конвертация — это размещение одного вида ценной бумаги путем ее обмена на другой вид на заранее установленных условиях.

Допускается конвертация:

• облигаций в облигации, привилегированные акции и обыкновенные акции;

• привилегированных акций в привилегированные акции и обыкновенные акции;

• обыкновенных акций в обыкновенные акции при реорганизации акционерного общества. Не разрешается конвертация обыкновенных акций в облигации или привилегированные акции.

Размещение ценных бумаг в форме конвертации обычно осуществляется как результат предшествующего размещения конвертируемых ценных бумаг или при реорганизации акционерного общества в любых его формах (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).

Обмен (как юридический способ размещения) — это размещение акций акционерного общества, созданного в результате преобразования в него общества с ограниченной ответственностью или кооператива. В данном случае имеет место не обмен акции наденьги (покупка) или на иные ценные бумаги (конвертация), а обмен долей или паев указанных организаций на акции возникшего на их основе акционерного общества.

Приобретение (как юридический способ размещения) — это размещение акций вновь возникшего акционерного общества в результате его выделения из другого акционерного общества или преобразования в акционерное общество государственного предприятия или некоммерческого партнерства.

Цели размещения эмиссионных ценных бумаг. Размещение имеет своей целью привлечение эмитентом финансовых средств на заемных условиях (в случае выпуска облигаций) или путем увеличения уставного (собственного) капитала (в случае выпуска акций), но только делается это по правилам и под контролем со стороны государства в лице его органов, регулирующих рынок ценных бумаг.

Процедура эмиссии

По российскому законодательству компания не может одновременно проводить эмиссию ценных бумаг различных категорий и типов.

В России выпуск ценных бумаг в обращение (эмиссия), их продажа первым владельцам (инвесторам) — физическим и юридическим лицам — осуществляется при:

- учреждении акционерного общества и размещении акций среди его учредителей;

- увеличении размеров первоначального уставного капитала акционерного общества путем выпуска акций;

- привлечении заемного капитала юридическими лицами, государством, государственными органами или органами местной администрации путем выпуска облигаций и иных долговых обязательств.

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы:

- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

- размещение эмиссионных ценных бумаг;

- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Решение о выпуске ценных бумагв обществе, как правило, утверждается советом директоров.

При учреждении акционерного общества это решение принимается в соответствии с договором о его создании уполномоченным органом акционерного общества. Это решение должно быть зарегистрировано в органе государственной регистрации ценных бумаг и содержать данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Так, законодательство РФ указывает обязательный объем информации, который должен содержаться в решении о выпуске ценных бумаг.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.

Проспект ценных бумаг должен содержать:

- краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

- краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

- основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;

- подробную информацию об эмитенте;

- сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента;

- подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;

- сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;

- бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию;

- подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

- дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им эмиссионных ценных бумагах.

Эмитент и гаранты выпуска (если таковые имеются), а также инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу ценных бумаг первым владельцам, обязаны обеспечить каждому покупателю возможность ознакомления с условиями продажи и проспектом эмиссии до момента покупки данных бумаг. Поэтому публикация проспекта эмиссии является обязательной.

Эмитент и инвестиционные институты, производящие продажу акций первым владельцам, обязаны также обеспечить всем им равные ценовые условия приобретения (цена акций одного выпуска в этом случае должна быть одинаковой).

Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (далее - регистрирующий орган).

Размещение эмиссии.Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено Федеральным законом.

Размещение ценных бумаг на первичном рынке может происходить в форме распределения, подписки либо конвертации. При распределении речь идет о распределении дополнительных акций акционерного общества среди его акционеров. При конвертации эмитированные ценные бумаги обмениваются на ранее выпущенные облигации либо на акции с большей или меньшей номинальной стоимостью.

Рыночное размещение выпущенных ценных бумаг происходит в основном по подписке, два других способа практически не дают возможности изменить состав держателей ценных бумаг компании.

Среди акций, размещаемых путем подписки, выделяют акции компаний, которые уже присутствуют на рынке, и первые открытые подписки на акции. Во втором случае речь идет о превращении закрытой компании в открытую и о привлечении внешних, «посторонних» акционеров. Это характерно практически для всех акционерных обществ, достигших определенной стадии развития и желающих мобилизовать дополнительный капитал.

Для стимулирования спроса среди клиентов руководство компании эмитента проводит целую серию мероприятий-презентаций под общим названием (на жаргоне фондового рынка) «гастроли». Во время «гастролей» менеджеры компании стараются произвести положительное впечатление на институциональных инвесторов, открыто обсуждая с ними перспективы бизнеса. Такие заявления менеджеров являются законными, пока они делаются в устной форме.

Окончательный объем выпуска акций первичного размещения и его цена определяются компанией и ведущим андеррайтером после завершения «гастролей».

Непозднее 30 дней после завершения размещения ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган. Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:

1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

2) количество размещенных ценных бумаг;

3) фактическую цену размещения ценных бумаг;

4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги;

5) и др.

Андеррайтинг

Для проведения подписки эмитент чаще всего использует специализированных посредников — компании по ценным бумагам, инвестиционные компании, банки.

Для обозначения процедуры вывода ценных бумаг эмитента на рынок с помощью инвестиционного посредника часто используется термин «андеррайтинг» (underwriting), т. е. подписка. В этом случае можно говорить о применении данного термина в широком смысле слова, показывающем участие третьего лица (посредника) в процедуре выпуска.

По законодательству в большинстве стран компании могут также проводить прямое открытое размещение акций (Direct Public Offering, DPO), т.е. размещение, при котором компания обходится без помощи андеррайтеров и продает свои акции напрямую инвесторам. Однако ликвидность DPO, как показывает практика, бывает крайне ограниченной.

Тема 3. Акция

Официальное юридическое определение акции дается в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг»: акция — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Также в данном законе отмечается, что акция является именной ценной бумагой.

В соответствии с нормами ГК РФ акцией можно назвать ценную бумагу, из номинальной стоимости которой складывается уставный капитал коммерческой организации, называемой акционерным обществом.

Держателями акций могут выступать как юридические, так и физические лица, а также государство.

Пример акции отображен на рис.3.1.

 

Акции обладают следующими свойствами:

• акция — это титул собственности, т.е. держатель акции является совладельцем акционерного общества с вытекающими из этого правами;

• она не имеет срока существования, т.е. права держателя акции сохраняются до тех пор, пока существует акционерное общество;

• для нее характерна ограниченная ответственность, так как акционер не отвечает по обязательствам акционерного общества. Поэтому при банкротстве инвестор не потеряет больше того, что вложил в акцию;

• для акции характерна неделимость, т.е. совместное владение акцией не связано с делением прав между собственниками, все они выступают как одно лицо;

• акции могут расщепляться и консолидироваться

Корпоративные действия - это действия, посредством которых компания меняет структуру или организацию своего акционерного капитала:

1. Бонусная эмиссия – это бесплатное размещение акций среди всех существующих акционеров, пропорционально имеющимся у них акций. В результате бонусной эмиссии компания не привлекает новых средств.

2. Выпуск прав – компания предлагает дополнительные акции существующим акционерам за определенную сумму в количестве пропорциональном имеющимся у них пакетам акций.

3. Дробление акций (сплит) – компания ставит своей целью сократить номинальную стоимость каждой акции и размещает бесплатно среди существующих акционеров компенсирующее количество акций для поддержания стоимости их пакетов акций.

4. Консолидация акций — это сокращение числа акций, сопровождаемое пропорциональным увеличением их номинальной стоимости. Это действие, обратное дроблению.

5. Возврат капитала – применяется в том случае, когда компания полагает, что не может получить достаточную прибыль, позволяющую обеспечить акционерам доходность не ниже среднерыночной.

Классификация видов акций:

1.В зависимости от порядка владения: именные и предъявительские.

2.В зависимости от типа Акционерного общества: акции открытых акционерных обществ и акции закрытых акционерных обществ.

3.В зависимости от размещения:

Размещенные – это акции уже приобретенные акционерами;

Объявленные – нереализованные акции.

4.В зависимости от объема прав:

Привилегированные акции – это акции, занимающие промежуточное положение между облигациями и обыкновенными акциями.

Обыкновенные акции — это акции, в составе прав которых имеется право голоса ее владельца на общем собрании акционерного общества.

Преимущества привилегированных акций над обычными проявляются в дивидендах и правах при ликвидации акционерного общества. При том, что владельцы привилегированных акций не наделены правом получать дивиденды, они должны получить их раньше, чем владельцы обычных акций. Вместе с тем при ликвидации общества владельцы привилегированных акций имеют преимущественные права на оставшиеся активы в сравнении с владельцами обычных акций.

Стоимостная оценка акций. Доходность акций.Номинальная стоимость акции указывается на лицевой стороне акции. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций АО должная быть одинаковой и обеспечивать всем держателям равный объем прав.

Эмиссионная стоимость акции – это цена, по которой ее приобретает первый держатель. Превышение эмиссионной цены над номинальной стоимостью называется эмиссионной выручкой. Она не может быть использована на цели потребления и должна быть присоединена к собственному капиталу АО.

- Рыночная цена (курс акции) – это цена, по которой она продается и покупается на вторичном рынке.

 

Курс акции = Дивиденд (руб.) х 100%

ссудный процент (%)

Формулы доходности акций:

Доходность дивидендная = Дивиденды выплаченные : Рыночная цена акции Х 100%

Доходность дивидендная перспективная = Прогнозируемые дивиденды : рыночная цена х 100%

Доход на акцию (EPS) = (Прибыль – Налоги – все процентные выплаты – Дивиденды по привилегированным акциям) : Количество обыкновенных акций в обращении

Отношение цены к доходу на акцию (Р/Е) = Рыночная цена акции : Доход на акцию

Стоимость чистых активов = (Активы – Все долги и издержки) : Количество обыкновенных акций в обращении

Коэффициент b - это мера эластичности процентного изменения цены акции по отношению к одновременному изменению индекса рынка.

 

Факторы, влияющие на доходность акций:

1) Размер дивидендных выплат;

2) Колебания рыночных цен;

3) Уровень инфляции;

4) Налоговый климат.

Категории акции с точки зрения доходности

Ø «Гвоздь программы» – это акции, обладающие высокой ликвидностью, позволяющие получить доход, даже от небольшого колебания цен.

Ø «Премиальные»– это акции, являющиеся лидерами, по росту курсовой стоимости.

Ø «Обаятельные» – это акции молодых компаний, активно повышающихся в цене.

Ø «Центровые» - это лидеры, гру









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.