Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОЗНАЧАЕТ ЛИ ВЫРАЖЕНИЕ «ПО ДОМАМ» ПРОПОВЕДЬ ОТ ДВЕРИ К ДВЕРИ?





В основном, учение Свидетелей Иеговы о проповеди по домам базируется на таких стихах, как Деяния 5:42 и 20:20. В «Переводе нового мира», изданном Обществом Сторожевой башни, эти стихи звучат так:

И каждый день в храме и по домам не переставая учили и возвещали благую весть о Христе, Иисусе.

И что я [Павел] не уклонялся от того, чтобы говорить вам обо всём полезном и учить вас всенародно и по домам.

Свидетели понимают выражение «по домам» как предписание последовательно ходить от одной двери к другой, посещать незнакомых им прежде людей в их домах и квартирах. (В английском «Переводе нового мира» используется недвусмысленное выражение from house to house, подразумевающее проповедь «от дома к дому».) Но является ли такое понимание обоснованным или единственным?

Когда впервые был опубликован «Перевод нового мира», Общество Сторожевой башни сосредоточило много внимания на оригинальном греческом выражении (кат’ оикон), которое было переведено словосочетанием «по домам». Подчеркивалось, что предлог ката (который имеет массу значений, в том числе с, по, на, в, на протяжении, касательно» используется здесь в разделительном смысле. На этом основании утверждалось, что выражение «по домам» несет смысл проповеди «от двери к двери», то есть посещение одной двери за другой, например, при последовательном посещении домов, находящихся на одной улице[243].

Но, если задуматься, это утверждение не выдерживает проверки. Во-первых, разделительный смысл — это не то же самое, что последовательный. Человек может ходить «по домам», посетив сначала дом в одном районе, затем дом где-нибудь ещё, подобно тому, как врач посещает больных на дому. Для этого вовсе не требуется последовательно «обрабатывать» один дом за другим, или приходить в одну квартиру за другой к незнакомым людям.



Утверждение о том, что греческое выражение ката оикон непременно обозначает лишь последовательное хождение от одного дома к другому опровергается также и самим «Переводом нового мира».

Не многим Свидетелям Иеговы известно, что то же самое словосочетание (кат' оикон), которое в «Переводе нового мира» в Деяниях 5:42 передано выражением «по домам» (а в английском Переводе нового мира — «от дома к дому»), также встречается в Деяниях 2:46 (где говорится, согласно переводу Свидетелей: «И день за днём единодушно пребывали в храме, и ели в своих домах, и принимали пищу с великой радостью и искренностью сердца»). Ниже приводятся копии подстрочного перевода христианских греческих Писаний, опубликованного Обществом Сторожевой башни (так называемый «Подстрочник Царства», Kingdom Interlinear Translation). В левой колонке содержится греческий текст с буквальным пословным переводом на английский язык, в правой — русский вариант «Перевода нового мира»:

Деяния 2:46:

Деяния 5:42:

 

Если сравнить греческий текст в первом и втором стихах, то можно увидеть, что в обоих случаях используется одно и то же греческое выражение (кат' оикон), в одном и том же грамматическом смысле (разделительном). Однако в русском Переводе нового мира в Деяниях 2:46 это выражение переводится не «по домам» или «от дома к дому», а «в своих домах». По какой причине?

По той причине, что очень трудно вообразить себе учеников Иисуса, которые бы обходили дома на улице с целью принимать пищу в одном доме за другим. Поскольку Общество Сторожевой башни использует словосочетания «по домам» и «от дома к дому» для описания систематической проповеди по домам, было бы нежелательно использовать то же самое выражение и в этом стихе, где говорится о совместном приеме пищи в домах друг у друга. Как указывалось выше, большинство Свидетелей Иеговы не задумывается о разных вариантах перевода одного и того же греческого выражения, а Общество Сторожевой башни предпочитает не привлекать внимания к этой непоследовательности и не указывает на нее открыто.

В Деяниях 20:20 это словосочетание появляется снова, хотя слово «дом» использовано здесь во множественном числе (кат’ оикос):

 

 

И в этом случае передача обсуждаемого греческого сочетания на другой язык язык зависит от решения переводчиков. Главный переводчик английского «Перевода нового мира», Фред Френц, понимал это, поскольку в примечании к стиху из Деяния 20:20, согласно изданию в крупном шрифте, предлагается альтернативное прочтение: «в ваших домах».

Никто не утверждает, что переводить греческое словосочетание кат’ оикон словами «от дома к дому» или «по домам» неправильно. Это вполне подходящие выражения, и они используются и в других переводах — в том числе и в Деяниях 2:46. Какое из выражений избрать для передачи мысли оригинала в каждом из этих текстов — «по домам», «в своих домах» или «переходя из дома в дом» — решать переводчику. Но совершенно неправильно пытаться придать этому словосочетанию исключительный смысл, которого в нем не содержится.

Очевидно, что апостолы и другие ранние христиане посещали людей в их домах. Совсем не столь очевидно то, что они занимались такой же методичной проповедью по домам, как Свидетели Иеговы сегодня. Можно говорить об этом, но данные утверждения не будут иметь под собой совершенно никаких доказательств.

В своем стремлении представить проповедь от дома к дому в качестве самого правильного христианского способа подражать Христу в распространении знаний из Божьего Слова, Общество Сторожевой башни использует не только эти стихи. Другой часто используемый отрывок из Писания находится в Матфея 10:9-14. Здесь Иисус отправляет учеников в проповедь и дает им свои наставления:

В какой город или деревню ни войдёте, отыскивайте, кто в них достоин, и оставайтесь там, пока не уйдёте. Входя в дом, приветствуйте тех, кто в нём; и если дом достоин, то пусть мир, который вы желаете ему, придет на него, а если недостоин, то пусть мир ваш вернётся к вам. Если где-нибудь не примут вас или не послушают ваших слов, то, выходя из того дома или города, отрясите пыль с ног ваших.

В литературе организации привлекается особенное внимание к словам «отыскивайте, кто в них [городе или деревне] достоин». Утверждается, что речь идет о проповеди от одного дома к другому, во время которой происходит поиск людей, восприимчивых к благой вести. Однако при этом забывается о словах из контекста, где говорится: «оставайтесь там, пока не уйдёте» (стих 11). Эти слова практически никогда не обсуждаются в изданиях Свидетелей Иеговы, поскольку из них явно следует, что Иисус ведет речь не о проповеди по домам, а о поиске ночлега.

Многие из этих вопросов и свидетельств были представлены на рассмотрение Руководящего совета не один раз, и вот по какому поводу.

В 1972 году было выпущено новое пособие для служения в организации, названное «Организация для проповеди о Царстве и подготовки учеников» [Organization for Kingdom-Preaching and Disciple-Making, англ.]. Мне было поручено подготовить треть материала, в том числе главу под названием «Ваше служение Богу». Всю свою жизнь в качестве Свидетеля Иеговы я проявлял активность в посещениях людей от дома к дому и продолжал заниматься этой деятельностью будучи членом Руководящего совета, а также после своего увольнения из главного управления в 1980 году. Каждый месяц на протяжении сорока трех лет своего членства в организации я старался участвовать в этой деятельности, посетив буквально десятки тысяч домов. Месяцы, когда я не участвовал в этом виде служения, были редким исключением[244].

К 1972 году я уже не был убежден, что Писание поддерживало точку зрения, которой я так долго придерживался: что проповедь от дома к дому была характерным способом распространения благой вести среди ранних христиан. (Несмотря на это, я по-прежнему активно занимался этим видом служения.) То, что христиане имели обязанность делиться благой вестью с другими, было очевидно и бесспорно. В назначенной мне главе руководства я ясно представил эту обязанность, в чем каждый может убедиться, прочитав указанный материал. Но я не нашел в Библии никаких конкретных указаний проповедовать благую весть определенным предписанным способом.

То, что Иисус Христос, его апостолы и ученики посещали людей на дому, было также очевидно и неоспоримо. Но в Писании нигде не указано, что они при этом ходили от двери к двери. Я не мог с чистой совестью использовать стихи из Деяний 5:42 и 20:20 для подкрепления этой точки зрения. Поэтому в руководстве я описал посещения от дома к дому как эффективный способ нахождения людей, но не ставил своей целью представить данный вид проповеди в качестве библейского предписания.

Написанный мной материал был передан Карлу Адамсу. Карл прочитал и утвердил его, после чего направил его президенту. Впоследствии полное руководство было вынесено на рассмотрение Руководящего совета. Вопросу о том, следует ли использовать данные библейские стихи в обоснование проповеди от дома к дому, было уделено пристальное внимание. Рассматривались аргументы как «за», так и «против». Наконец, глава была единогласно одобрена всем Руководящим советом, тогда состоявшим из одиннадцати членов[245].

Так продолжалось на протяжении нескольких лет. В течение первых трех лет после выхода пособия наблюдался большой численный рост Свидетелей Иеговы. В 1976 году количественный рост и общая активность очень замедлились. Становилось ясно, что падение было связано с неисполнением ожиданий в отношении 1975 года, которые подпитывались в литературе организации[246]. В этой ситуации некоторые из авторов в Обществе стали настаивать на повторном рассмотрении возможности использования стихов из книги Деяний в обоснование необходимости проповедовать благую весть от двери к двери. Они хотели подчеркнуть, что данный вид проповеди был жизненно важным, что он лежал в основе христианской жизни[247].

Сэм Бак из Писательского отдела представил для нашего рассмотрения статью под названием «Как проповедовали Иисус и его последователи?», в которой делались попытки поддержать данную точку зрения. Писательский комитет Руководящего совета, членом которого являлся и я, обсудил его материал на одном из своих еженедельных собраний. На встрече в качестве секретаря Писательского комитета присутствовал Карл Адамс, хотя он и не являлся членом Руководящего совета. Во время обсуждения он заметил, что статья «пытается подогнать Писание под заранее сложившееся мнение».

Еще раньше я попросил другого служителя Общества из числа опытных авторов поделиться своими замечаниями о представленном материале[248]. Он написал:

Тон статьи вызвал у меня чувство, будто мы вкладываем в Писание собственные убеждения; мы заставляем библейские стихи говорить то, что сами хотим услышать…

Я думаю, поступая так, мы упускаем один важный момент. Каждый должен восхвалять Бога, проповедовать. Важно само по себе исполнение этого указания, а не используемый при этом метод. Если раньше христиане не ходили от дома к дому, это не значит, что этого нельзя делать нам, и наоборот — если они проповедовали по домам, это не обязательно означает, что мы обязаны поступать так же. Они встречались в синагогах, но мы не проводим своих встреч в церквях. Мы проводим международные конгрессы, однако нет никаких указаний на то, что такие конгрессы были у них… Зачем настаивать лишь на одном понимании? Зачем делать проповедь по домам мерилом всего служения? Задача в том, чтобы найти людей. Не столь важно, как мы достигаем этой цели. Главное, чтобы люди, которым мы свидетельствуем, чувствовали, что мы проявляем к ним любовь и стремимся помочь им.

На обсуждении между пятью членами Писательского комитета единогласия достигнуто не было, поэтому дело было передано Руководящему совету. В надежде, что обсуждение будет сосредоточено на Писании, и что именно в нем мы будем черпать поддержку для той или иной точки зрения, я решил изучить все отрывки из Евангелий и книги Деяний, в которых хотя бы отдаленно описывалось проповедование благой вести. Результаты исследования я изложил в виде таблицы, занявшей двенадцать страниц. Кроме этого, я подготовил сравнительную таблицу, отражавшую прочтение трех стихов из книги Деяний (2:46; 5:42 и 20:20) в двадцати семи английских переводах Нового Завета[249]. Копии обеих таблиц были предоставлены каждому члену Руководящего совета.

В качестве иллюстрации ниже приводится таблица, отражающая варианты прочтения в русских переводах:

Перевод Деяния 2:46 Деяния 5:42 Деяния 20:20
Винокуров (подстр.) по дому по дому по домам
Вишенчук от дома к дому по домам по домам
Восстановительный по домам; сноска: дóма по домам; сноска: дóма по домам
Громов по домам по домам по домам
Кассиан по домам по домам по домам
Кузнецова в домах у себя дóма по домам
Кулаков с домах своих по домам по домам
Левинская дóма дóма — (не издан)
Логачев по домам по домам по домам
НМ в своих домах по домам по домам
Победоносцев по домам по домам на дому
РБО (1824) по домам по домам по домам
Слово жизни по домам по домам переходя из дом в дом
Синодальный по домам по домам по домам
Современный в домах у себя из дома в дом в каждом отдельном доме
Церковнославянский по домам в домах по домам
ШАМАШ по домам по домам по домам

 

Объем этой книги не позволяет привести все 12 страниц другой таблицы. В ней описывалась проповедническая деятельность служителей первого века; всего было приведено около 150 отдельных случаев «свидетельствования» (описания одного и того же случая из разных Евангелий группировались под одним пунктом).

Из этих 150 случаев, описанных или упомянутых в пяти библейских книгах, только 34 имели какое-либо отношение к «дому» или «домам». В числе последних — четыре отрывка, наиболее часто использующихся в литературе Свидетелей Иеговы в обоснование необходимости проповедовать по домам. Это рассказ об Иисусе, дающем указание своим двенадцати апостолам, его наставления семидесяти ученикам перед тем, как послать их на проповедь, и два случая из книги Деяний, в которых появляется словосочетание «по домам». Поскольку нашей целью было выяснить, о чем в действительности говорилось в этих четырех сообщениях (описывалась ли в них проповедь последовательно от одной двери к следующей, или нет), несомненно, остальные тридцать сообщений, в которых встречается слово «дом», должны были стать для нас предметом серьезного интереса, — ведь они могли пролить свет на то, каким образом проповедовали Иисус, его апостолы и ученики. Что же было показано в этих остальных сообщениях, где говорилось о «домах»? Я сообщил членам Руководящего совета, что из тридцати оставшихся примеров:

двадцать один относился либо к домам, в которых Иисус, Петр или Павел останавливались на ночлег, либо к домам, в которые они были приглашены (нередко для приема пищи), включая дома Марфы, Марии и Лазаря, Закхея, Симона кожевника, Корнилия, Лидии, тюремщика в Филиппах, Акилы и Прискиллы, Тита Иуста и Публия;

в семи случаях о домах трудно было сказать что-либо определенное, но, судя по контексту, речь шла либо о месте ночлега, либо о месте проведения собраний, на которых иногда присутствовали все двенадцать апостолов или даже большие толпы народа;

два относились к ситуациям, когда Иисус отправлял исцеленного человека к себе домой.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.