|
Проверка исходного уровня знаний по тестам1. Что такое кариотип? а) совокупность всех генов организма, б) совокупность всех признаков и свойств организма, в) совокупность хромосом, являющихся основными носителями наследственной информации. 2. По какому признаку различаются кариотипы особей одного вида, но разных полов? а) по количеству аутосом, б) по форме аутосом, в) по количеству гетерохромосом, г) по форме гетерохромосом.
3. Какие механизмы обеспечивают сохранение постоянного кариотипа в ряду поколений клеток? а) мейоз, б) митоз, в) оплодотворение. 4. Какие наследственные заболевания можно диагностировать с помощью цитогенетического метода? а) сахарный диабет, б) гемофилия, в) болезнь Дауна, г) фенилкетонурия. 5. Какие заболевания можно диагностировать, используя методику определения полового хроматина? а) синдром Шерешевского-Тернера, б) болезнь Дауна, в) синдром Клайнфельтера, г) синдром Патау. 6. Какие заболевания можно диагностировать, используя амниоцентез? а) атеросклероз, б) трисомия X, в) болезнь Дауна, г) гипертонию. 7. В каких случаях делают амниоцентез? а) возраст матери 36 лет и старше, б) отец — гетерозиготный носитель гена фенилкетонурии, в) у первого ребенка в семье синдром "кошачьего крика". 8. При каких заболеваниях применяются скринирующие программы? а) синдром Эдварса, б) фенилкетонурия, в) галактоземия г) синдром Клайнфельтера. 1.4.2. Разбор теоретических вопросов, которые необходимо усвоить для достижения дели: а) наследственные болезни и их классификация, б) цитогенетический метод: кариотипирование, определение Х- и У- хроматина, в) биохимический метод, скрининг-программа, г) методы ДНК – диагностики, д) амниоцентез и его значение. 1.4.3. Самостоятельная работа студентов. а) проанализировать фотокариограммы больных (№ 1-6), установить наличие хромосомной патологии, записать кариотип в тетрадь; б) решить ситуационные задачи: Задача 1. У молодых здоровых родителей (матери 25 лет, отцу — 27) родился ребенок, которому в родильном доме был поставлен предварительный диагноз: болезнь Дауна. Какие исследования следует провести для подтверждения диагноза? Задача 2. Ребенок гермафродит. Воспитывался в течение нескольких лет как мальчик. При определении Х-полового хроматина выяснилось, что он содержится в 30% клеток. При кариотипировании установлено, что кариотип ребенка 46,XX. Какое заключение можно сделать?
Проведение заключительного тестового контроля
1. Каковы возможности биохимического метода исследования? а) определение типа наследования признака, б) выявление наследственных ферментных аномалий, в) установление степени зависимости признака от генетических и средовых факторов, г) изучение структуры гена. 2. Каковы возможности цитогенетического метода? а) позволяет определить тип наследования признака, б) позволяет диагностировать наследственно обусловленные аномалии развития, связанные с хромосомными и геномными мутациями, в) позволяет иногда прогнозировать вероятность рождения аномального потомства, г) позволяет выяснить соотношение генотипов в популяции. 3. Какие из перечисленных заболеваний относятся к мультифакториальным? а) синдром Клайнфельтера, б) гипертоническая болезнь, с) синдром Дауна д) шизофрения. 4. Какой метод можно использовать для диагностики синдрома Патау? а) биохимический б) цитогенетический с) популяционно-статистический д) дерматоглифики. 5. С помощью какого метода можно поставить диагноз синдрома «кошачьего крика»? а) генеалогический, б) биохимический, с) амниоцентез, д) дерматогифики. 6. С помощью какого метода можно поставить диагноз: фенилкетонурия? а) генеалогический б) цитогенетический в) дерматоглифика с) ДНК – диагностика. 7. Какие мутации лежат в основе возникновения молекулярных заболеваний? а) геномные б) генные в) хромосомные аберрации с) транслокация. КРОК-1
1.5. Подведение итогов занятия преподавателем и проверка правильности выполнения работы каждым студентом. 1.6. Место и время занятия: учебная комната, 2 академических часа. 1.7. Оснащение занятия: таблицы, схемы. 1.8. Литература основная (1) и дополнительная (II): (I) 1. Медична біологія /За ред. В.П.Пішака, Ю.І.Бажори. - Вінниця: Нова книга, 2004, 2009. - 656 с. 2. Медицинская биология (под ред. Пишака В.П.), Винница 2004. 3. Биология (под ред. Ярыгина В.Н.) -М., Медицина, 2004, с.66-83. 4. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология с общей генетикой, Киев, Вища школа, 1987, с. 64-75. 5. Руководство к лаб. занятиям по биологии (под ред. В.А. Королева), Киев, Вища школа, 1986, с.38-46. ЗАНЯТИЕ 11. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|