Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и виды стилей руководства





Стиль общения руководителя с коллективом, конечно сильно зависит от его характера, опыта, других благоприобретенных личностных характеристик. Однако, очевидно и то, что уровень развития коллектива в организации предполагает совершенно определенный стиль поведения руководителя в процессе управления производственной деятельностью. Зависимость стиля от уровня развития коллектива существенно сильнее, чем принято считать. По этому, правильно определить рациональное для руководителя сочетание этих двух начал крайне важно. С одной стороны руководитель должен вести себя естественно в процессе руководства коллективом, с другой – он должен учитывать уровень этого коллектива в своей деятельности.

Стиль руководства – характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления персоналом.

Виды стилей, присущие руководителям и зависящие как от личных качеств менеджера, так и от уровня развития коллектива представлены на рис. 16.1.

 
 

 

 


Виды стилей, определяемых личностью руководителя, могут быть рассмотрены в двух концептуальных аспектах – забота о производственных результатах и забота о людях. Этот подход был реализован в 40-х годах в университетах штатов Мичиган и Огайо (США) под руководством профессоров Ральфа Стогдилла и Ренсиса Ликерта (авторство приписывается Роберту Блейку и Сригли Моутону), бала сформирована, так называемая матрица стилей руководства (или «Решетка менеджмента»). Итак, решетка менеджмента строится в координатах «Забота о производственных результатах - Забота о людях» (рис. 16.2).

По осям матрицы откладываются балльные оценки одного из параметров. Максимальная оценка соответствует 9 баллам, что означает:

- заботу преимущественно о производственном процессе (ось Х), когда руководитель стремится заставить подчиненных достичь максимальных производственных результатов;

- предпочтительную заботу о коллективе, всемерную поддержку каждого его члена (ось У), руководитель особое внимание уделяет взаимоотношениям с сотрудниками.

На матричном поле Блейк и Моутон выделили 5 основных позиций, которые позволяют понять суть использования матрицы, это позиции 1.1, 1.9, 9.1, 9.9 и 5.5 (см. рис.16.2).

 
 

 

 


Позиция 9.1. Авторитарное руководство. Руководитель уделяет максимальное внимание производству и минимальное людям. Он демонстрирует авторитарный, жесткий стиль руководства, социальная деятельность руководителя сведена к нулю. Такие руководители считают социальная деятельность есть проявление мягкотелости, ведет к посредственным результатам производственной деятельности. Они, как правило, трудоголики, отличаются высоким уровнем ответственности, интеллектом, организаторским талантом. Однако между подчиненными и таким руководителем всегда сохраняется дистанция, отсутствует личные отношения и взаимопонимание, сохраняется лишь удовлетворительный уровень дисциплины.

Позиция 1.9. Социальное руководство. Руководитель уделяет максимальное внимание коллективу, нуждам и потребностям своих подчиненных и минимальное внимание производству. Такие руководители полагают, что залог успеха в сплоченном коллективе, в котором каждый работник чувствует себя членом «семьи». В коллективе царит атмосфера доверия, взаимопонимания. Текучесть кадров минимальная, удовлетворенность работой в таком коллективе очень высокая. Результаты работы коллектива могут быть достаточно высокими. Однако решения, которые вынужден принимать руководитель, часто носят половинчатый, непродуманный характер, что негативно отражается на производстве. У подчиненных, стремящихся сделать карьеру, часто возникает желание заменить мягкотелого руководителя, злоупотребив его доверием.

Позиция 9.9. Командное руководство. Такие руководители одинаково бережно и ответственно относятся как к людям, так и к производственному процессу. Они стремятся получить максимальный социальный результат при максимальных результатах производственной деятельности. Достижение высоких производственных показателей они обеспечивают широким вовлечением подчиненных в процесс принятия управленческих решений. Это влечет за собой высокую удовлетворенность трудом участников команды, обеспечивает эффективность её деятельности. Блейк и Моутон считали, что в типичных ситуациях именно командный стиль является наиболее успешным.

Позиция 1.1. Примитивное руководство или «отдых на работе». Такие руководители достаточно прохладно относятся как к коллективу подчиненных, так и к производственному процессу. Они считают, что всегда можно прибегнуть к помощи эксперта или специалиста. Такой менеджер скорее просто «хранитель своего портфеля». Но такое положение дел не может продолжаться долго, руководителю либо придется пересмотреть свой стиль управления, либо покинуть занимаемую должность. Эта ситуация возможна в периоды неопределенности, например, предыдущий проект завершен, а новый ещё только на подходе.

Позиция 5.5. Производственно-социальное управление. Эта позиция характеризует руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производственных результатах. Такие руководители склонны к компромиссам, решения принимаются ими самостоятельно, но после обязательного обсуждения с коллективом и внесения необходимых корректив. В качестве положительных характеристик таких руководителей приводятся их заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, постоянство, креативность. Однако, как отмечается исследователями, такой стиль руководства мало способствует повышению конкурентоспособности фирмы, да и внутренняя жизнь коллектива часто не идеальна.

Решетка менеджмента учитывает стиль руководства с позиций личных качеств руководителя и его поведенческих подходов.

Более детальная характеристика стилей управления может быть получена на основе сочетании четырех факторов (см. рис. 16.3):

v направленность руководителя на результат;

v способы мотивации;

v привлечение подчиненных к управлению;

v требовательность.

Авторитарный стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми потребностями, а также в форс-мажорных обстоятельствах.

Демократический стиль следует применять в условиях высокоразвитого коллектива, когда работники заинтересованы в получении результатов, проявляют высокую инициативность и ответственность.

Применение либерального (клубного стиля) свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и её роли в производственном процессе.

Выше рассмотрены основные стили управления, которые могут применяться менеджерами в их производственной практике. Однако надо понимать, что ситуации, возникающие в процессе управления, могут быть весьма разнообразны, различен и уровень подготовки людей к их профессиональной деятельности. Всё это обуславливает необходимость наличия у менеджера возможности некоторого маневра в стиле руководства, т.е руководитель должен владеть несколькими стилями и применять их в соответствии с возникшей ситуацией. В этом смысл ситуационного подхода к выбору стиля лидерства (управления).

 
 

 


Ситуационное лидерство – стили руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы (квалификации, стремления к росту, культура…).

Впервые о ситуационном лидерстве заявили Р. Танненбаум (R. Tannenbaum) и У.Шмидт (W. Schmidt) в 1957 году. Они выделили 7 вариантов поведения лидера:

1. Лидер создает некоторую зону свободы подчиненному для принятия им самостоятельных решений;

2. Лидер делегирует подчиненному полномочия для принятия решений в определенной для него зоне ответственности;

3. Лидер формулирует задачи, определяет проблемы, по которым просит разработать подчиненного варианты решений и принимает лучшее из них;

4. Лидер формирует решения задачи или проблемы и считает возможным обсуждение их с подчиненными, а при необходимости допускает их изменение;

5. Лидер выдвигает идеи и предлагает подчиненным их обсудить;

6. Лидер считает возможным убеждать подчиненных в необходимости принятия его решения;

7. Лидер единолично принимает решения и доводит их до сведения подчиненных.

Перечисленные варианты поведения руководителя могут быть визуально отражены схемой (рис. 16.4).

Имеются и другие модели поведения лидера в зависимости от конкретной ситуации.

 
 

 

 


Можно сформулировать следующие рекомендации руководителю по совершенствованию стиля руководства

Ø Вырабатывайте ценностные установки и личные цели;

Ø Планируйте текущую деятельность и этапы саморазвития;

Ø Регулярно анализируйте достигнутые результаты;

Ø Развивайте коммуникативные умения (слушать, писать, говорить, читать);

Ø Развивайте наблюдательность, учитесь разбираться в людях;

Ø Расширяйте общение с людьми других профессий;

Ø Учитесь сосредотачиваться на главном;

Ø Постоянно ищите новые возможности, проявляйте инициативу.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.