Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие № 5. Мой дневник. Мнение





Цель: создание в группе атмосферы доверия и открытости. Обучение способности высказывать свою точку зрения. Активизация процесса самопознания.

Ритуал приветствия

Никто не знает

Дети сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

— Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажет­ся мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)...»

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

Мой дневник

Психолог рассказывает о дневнике и правилах его ведения. Под­черкивает, что нельзя без разрешения читать чужой дневник, чужие письма, указывает на «суверенность» внутреннего мира другого чело­века, на то, что никто не имеет права вторгаться в этот внутренний мир.

— Наша тетрадь — это наш дневник. Все сделанные записи в на­шей тетради остаются в секрете, и никто не имеет права читать их без разрешения хозяина тетради, даже я (преподаватель).

4. Футболка с надписью

Психолог говорит о том, что всякий человек «подает» себя дру­гим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры «говорящих» надписей. Затем школьникам предлагается в течение 5-7 минут придумать и записать на обложке дневника занятий над­пись на своей «футболке». Оговаривается, что эта надпись в дальней­шем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о школь­нике сейчас — о его любимых занятиях и играх, об отношении к дру­гим, о том, чего он хочет от других, и т. п.

После выполнения задания каждый зачитывает свою запись. Пси­холог во всех случаях предоставляет эмоциональную поддержку. За­тем проводится очень короткое обсуждение.

• О чем в основном говорят надписи на футболках?

• Что мы хотим сообщить о себе другим людям?

В заключение психолог показывает (желательно выполненную в шуточной форме) надпись на своей футболке.

Письмо себе, любимому

— Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? Вы сами. Напишите письмо себе, любимому.

Чего вы хотите достичь?

— Запишите все, чего вы хотели бы достичь. Пусть вас не волнует порядок записи, доступность желаемого или его важность. Записы­вайте все, что приходит в голову.

Если вы хотите быть счастливым, что вам для этого необходимо? Это список того, что вы хотите иметь, чем заниматься, кем быть (на­пример, врачом).

Закончив список, включите в него то, что у вас уже есть и что вы хотели бы сохранить.

Если вы не хотите потерять что-либо в жизни, то сохранение этого потребует определенного времени.

В нашем списке может появиться следующее: «Сохранить незави­симость, дом, положение в семье, отношения и т. д.».

Распределите все желания на три категории:

А — очень, очень важные для вас; Б — очень важные; В — просто важные.

Если желание недостаточно важно, чтобы войти даже в катего­рию В, вычеркните его.

Представьте, какое удовольствие вы получите от каждого пункта. Ну, как вы себя чувствуете? Что вы об этом думаете? Что вы почувствуете, когда все это станет безраздельно вашим?

Можно все это пережить прямо сейчас.

Мнение

— Одной из последних процедур каждого занятия является анке­тирование. Вам нужно ответить на вопросы анкеты, высказав свое мнение о прошедшем занятии.

Отвечая на вопросы, будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом.

Бланк

Твое тренинговое имя___________________

Дата занятия______________

1. Степень твоей включенности:

0123456789 10 (Обведи кружком соответствующий балл.) Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

2. Твои основные ошибки в ходе занятия:

а) по отношению к себе;

б) по отношению к группе;

в) по отношению к ведущему.

3. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

4. Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии и почему?

5. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т. п.).

6. Что ты еще хотел бы написать?

Ритуал прощания

 

Занятие № 6. Точка опоры

Цель: помощь участникам в раскрытии своих сильных сторон. Оказа­ние психологической поддержки с помощью медитации. Актуализа­ция личностных ресурсов участников занятий.

1. Ритуал приветствия

Дети сидят по кругу.

— Начнем сегодняшний день так: встанем (тренер встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное — никого не пропустить.

2. Скажу откровенно...

— Чтобы наша работа от занятия к занятию становилась все более продуктивной, мы будем в начале каждой встречи откровенно де­литься своими впечатлениями о том, что было в прошлый раз. У каж­дого из вас есть возможность поделиться своими ощущениями, рассказать о своих чувствах и мыслях, которые появились в ходе занятия или уже после него. Скажите, что помогало в работе над собой? Что не получилось и почему? Какие претензии есть к членам группы, к тренеру? Все ли понятно в правилах, которые приняла группа? Может быть, есть предложения по их изменению и добавлению новых?

Точка опоры

— У каждого из нас есть сильные стороны, т. е. то, что мы ценим, принимаем и любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем все это точкой опоры, ведь,
действительно, именно эти качества помогают нам в трудную мину­ту. Давайте договоримся «не брать в кавычки» свои слова, не отказы­ваться внутренне от них. Не умаляйте свои достоинства, т. е. говорите
прямо, уверенно, без всяких «но...», «если...», «может быть...» и т. п. Вам дается на это 2 минуты. Даже если вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слушатели могут
только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют пра­ва высказываться. Может быть, значительная часть вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те
или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены.

Сильные стороны

Для определения собственных сильных сторон, возможностей их конструктивного использования, для осознания своей системы цен­ностей большую помощь может оказать совместная работа с другими людьми, возможность поделиться с ними своими мыслями и чувствами.

Все встают в круг в центре комнаты, поближе друг к другу.

— Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет в правую руку руку соседа... подержит его руку в своей; постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредото­чит свое внимание только на том, что слышит, что бы это ни было, пусть каждый некоторое время послушает и постарается узнать зву­ки, которые до него доносятся,., а теперь, не открывая глаз, сконцен­трируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева, ладонях, которых вы касаетесь... постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая холоднее, и запомните, была ли это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)... А теперь по-прежнему с закрытыми глазами раз­нимите руки и сосредоточьтесь каждый на своем дыхании: почувст­вуйте, как воздух входит и выходит через нос и рот, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе.

...А теперь представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, очень спокойная и счастливая. Не затронутая все­ми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полнейшей гармонии, в мире и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некое­го образа — язычка пламени, драгоценного камня или озера с гладкой и спокойной поверхностью. Преисполненная глубокой умиротворен­ностью и радостью, спокойствием, она, эта драгоценная частица, на­ходится в полной безопасности. Она там — глубоко в нас. Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находя­щиеся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, — вы сами. Поста­райтесь вложить это ощущение в ладонь стоящих справа и слева от вас... Откройте глаза.

Эмиграция

— Многие из нас годами живут в одном и том же городе, на одной и той же улице. Все хорошо знакомо, ко всему привыкли, в том числе и к окружающим людям. Но в жизни может всякое случиться... Пред­положим, что вы решили совсем уехать из страны (переехать с роди­телями в другой город или перейти в другую школу в связи с обменом квартиры). С одной стороны, это всегда интересно: новые обстоя­тельства, новые знакомые, а с другой? Как вы думаете, сколько людей и кто конкретно пожалеет о том, что вы уехали? Почему? Что вас свя­зывает с этими людьми? Какие у вас были отношения с ними? Вы им помогали чем-то? Или у вас просто сложились теплые душевные от­ношения?

А скольких и кого именно обрадует ваше решение уехать (перейти в другую школу)? Почему? В чем причина такого отношения к вам? Вы чем-то «насолили» этим людям? Демонстрировали свое превосходство перед ними или отказывались в чем-то помочь? Может быть, вы просто «не сошлись характерами»? Вы пытались что-то изменить в себе, в ваших отношениях с этими людьми? Составьте два списка имен и ответьте на предложенные вопросы. Только будьте до конца откровенны. На обдумывание ответов вам дается 5 минут. После это­го вы соберетесь в группы по 3-4 человека и обсудите со своими партнерами то, что сумели осознать.

Маяк

— Займите удобное положение, закройте глаза, войдите в расслаб­ленное, восприимчивое состояние сознания. Представьте маленький скалистый остров вдали от земли. На вершине острова возвышается маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, по­стоянно дующие на острове, не могу покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посы­лаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помни­те о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом - безопасности для людей на берегу.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе — света, который никогда не гаснет.

7. Проективный рисунок

Всем предлагается выполнить 2 рисунка: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». На выполнение отводится 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна. Все рисунки раскладываются в центре комнаты, затем произвольно выбирается один. Ставится так, чтобы всем было видно. Теперь каж­дый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке — не описыва­ет, что там нарисовано, а говорит о своих ощущениях от рисунка: ка­ким, по его мнению, человек, сделавший рисунок, видит себя, что хо­тел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие вы­скажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор называет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим ри­сунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким обра­зом обсуждаются все рисунки. При обсуждении следует отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.

Ритуал прощания

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.