Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Стимулирующие и компенсирующие выплаты





В соответствии с ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок по согласованию с профсоюзным комитетом организации. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Премия – это денежная сумма, выплачиваемая работнику в качестве поощрения за достижения в работе. С точки зрения правового режима различаются:

1. Премии, выплачиваемые сверх основного заработка определенному кругу работников на основе заранее установленных в положениях о премировании показателей и условий.

2. Премии, выдаваемые на основе общей оценки труда работников вне систем оплаты труда.

Премии первого вида являются дополнительной (составной) частью сдельно-премиальной и повременно-премиальной систем оплаты труда, размер которой зависит от выполнения определенных показателей и условий. Они устанавливаются в процентном отношении к основному заработку (окладу, тарифной ставке). Исходя из целей, в качестве показателей премирования должны устанавливаться соответствующие требования к работникам и коллективам с учетом конкретных задач, стоящих перед ними. Значение показателей в том, что они являются юридическими фактами, дающими право на премию, которое в случае необходимости может быть обеспечено через процедуру рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Круг лиц, подлежащих премированию, его показатели и условия, размеры премий предусматриваются в положениях о премировании, устанавливаемых работодателями по согласованию с профсоюзным комитетом организации.

Премии второго вида не относятся к системам оплаты труда и оплачиваются не за выполнение заранее установленных показателей и условий, а на основе общей оценки работы данного работника. Такие премии не учитываются при подсчете среднего заработка, не подлежат защите в органах по рассмотрению трудовых споров, но заносятся в трудовую книжку в качестве меры поощрения.

Заработок, на который начисляются премии, кроме тарифных ставок и окладов, включает доплаты и надбавки к ним.

Доплаты и надбавки

Доплата к заработной плате – это денежные суммы, которые выплачивают работникам сверх тарифных ставок (окладов) с учетом интенсивности и условий труда.

Надбавка к заработной плате– это денежные выплаты сверх зарплаты, которые имеют своей целью стимулировать работников, а также длительному выполнению трудовых обязанностей в определенной местности или в определенной сфере деятельности (вредные условия труда на производстве, неблагоприятные климатические условия и т.п.).

Для работников в транспортной отрасли устанавливают следующие виды доплат и надбавок:

Доплаты за:

· совмещение профессий (должностей);

· расширение зон обслуживания или увеличения объема работ;

· выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;

· работу с тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда;

· интенсивность труда;

· работу по графику с разделением дня на части с перерывами между ними на 2 ч;

· работу в ночное время;

· работу в вечернее время;

· многосменный режим работы;

· ненормированный рабочий день;

· на период освоения новых норм трудовых затрат.

Надбавки за:

· высокое профессиональное мастерство;

· классность;

· высокую квалификацию;

· сложность выполняемого задания;

· работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

· руководство бригадой, звеном;

· высокие достижения в труде;

· работу по освоению новой продукции, нового оборудования;

· выполнение работ вахтовым методом;

· выполнение особо важной работы на срок ее проведения;

· работу в полевых условиях;

· работу на устаревшем подвижном составе;

· ученую степень;

· персональная надбавка, установленная по решению министра, руководителя ведомства;

· обеспечение значительного удельного веса продукции, соответствующей мировым достижениям, существенное расширение экспорта продукции и повышение технического уровня производства.

Надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам обеспечивают индивидуализацию размеров оплаты труда с учетом таких факторов, которые не отражены в тарифной сетке, например, интенсивность труда отдельного работника, его профессиональное мастерство, отношение к труду или труд в условиях, отличающихся от нормальных. Порядок их установления различен. Ряд надбавок и доплат предусмотрен законодательством, следовательно, их применение для орга-низаций и предприятий является обязательным. К их числу относятся: доплаты работникам за работу в ночное время, за работу во вредных и опасных условиях труда и на тяжелых работах, за сверхурочную работу и др. Другую группу составляют надбавки и доплаты, установление которых относится к компетенции организаций, например, надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, за интенсивность труда, доплаты за совмещение профессий. Их размеры и условия выплаты в соответствии с ТК РФ устанавливаются по согласованию с профсоюзным комитетом организации или в коллективном договоре.

Предприятия автомобильного транспорта осуществляют с учетом действующего законодательства и норм Отраслевого тарифного соглашения по автомобильному транспорту:

· выплату надбавки за разъездной характер работ для водителей автомобилей и других работников автомобильного транспорта, работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, в размерах не ниже норм, установленных в Российской Федерации при служебных командировках;

· доплату за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время;

· оплату времени простоя не по вине работников, в размере не менее 100% тарифной ставки, установленных им разрядов, а для водителей, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах, - не менее 80% их среднечасового заработка;

· оплату сверхурочных работ не менее чем в двойном размере;

· доплату за работу в ночное время всем работникам в размере 40% тарифной ставки (оклада). При введении в организации доплат работникам за работу в многосменном режиме размеры этих доплат составляют 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в вечернюю смену, 40% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночную смену. Ночной считается смена, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время (ночное время – время с 22 ч до 6ч);

· доплату за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере не менее чем предусмотрено ранее действовавшими нормативными актами. Доплаты за работу в тяжелых и вредных, а также особо тяжелых и особо вредных условиях труда устанавливаются организациями по результатам аттестации рабочих мест (в том числе водителя) и оценки условий труда на них и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах.

В организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, работодателем по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза могут устанавливаться надбавки:

· за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, в размере 24% тарифной ставки;

· за классность водителям 1-го класса в размере 25%, водителям 2-го класса – 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

Необходимыми условиями выплаты надбавки за классность являются наличие положений:

· о начислении надбавки за классность водителям;

· о присвоении классности водителям.

Организации могут самостоятельно вводить стимулирующие виды поощрения за непрерывный стаж работы в данной организации, профессиональное мастерство, более эффективный труд, многосменный режим работы, совмещение профессий.

Премирование

Для усиления материальной заинтересованности работников результатами хозяйственной деятельности на предприятиях вводятся системы премирования. Премирование на предприятиях должно быть организовано таким образом, чтобы была установлена прямая зависимость размера премии от величины трудового вклада работника и коллектива в увеличении объемов производства и реализации продукции (работ, услуг), расширение экспорта, повышение технического уровня и качества продукции (работ, услуг), обеспечивались поощрение напряженного, интенсивного труда, проявления инициативы и творческого отношения к делу, а также необходимая ответственность работников за выполнение планов и заданий, соблюдение производственной и трудовой дисциплины.

Премирование работников организуется на основе оперативного учета и бухгалтерской отчетности экономических, организационно-технических и социальных условий труда и производства. Оно может одновременно производиться за выполнение и перевыполнение установленных показателей или же раздельно за их выполнение или за их перевыполнение.

Многообразие требований, предъявляемых к работникам и трудовым коллективам, определяет необходимость применения в премировании системы основных и дополнительных показателей и условий выплаты премий.

Такая система позволяет полнее сочетать стимулирование улучшения общих итогов работы предприятия с личным вкладом отдельных работников, т.е. коллективную и индивидуальную заинтересованность работников в результатах работы предприятия.

Общее число показателей и условий премирования, устанавливаемое для поощрения отдельных работников и трудовых коллективов, может быть различным и должно определяться конкретными условиями их труда и задачами производства.

Для повышения действенности систем премирования число основных показа-телей и условий премирования, устанавливаемых отдельным работникам или трудо-вым коллективам, должно быть минимальным, как правило, не более двух-трех.

При организации премирования на предприятии следует исходить из того, что премии являются не только мерой материального поощрения, но и общественным признанием заслуг работника и должны служить моральным стимулом для улучшения работы других членов коллектива.

Премирование рабочих

Премирование рабочих, непосредственно осуществляющих управление транспортными средствами, обслуживание оборудования транспортных средств, эксплуатацию и содержание технических средств обеспечения движения, следует производить, прежде всего, по следующим показателям (условиям):

· выполнение графиков (расписаний) движения автобусов, нормированных заданий водителям автомобилей;

· улучшение использования подвижного состава;

· соблюдение установленных сроков выполнения работ и сокращение их против утвержденных норм и нормативов;

· высокое качество обслуживания пассажиров, грузоотправителей (грузополучателей), населения и другой клиентуры, обеспечение сохранности багажа и грузов;

· обеспечение качества ремонта и технического обслуживания подвижного состава, механизмов и другого оборудования, гарантирующего их безаварийную работу в течение планового межремонтного периода;

· снижение себестоимости продукции (работ, услуг) и повышение производительности труда;

· выполнение установленных заданий по объемам и качественным показателям работы.

С учетом специфики деятельности предприятий для рабочих могут устанав-ливаться и другие показатели. Размеры премий могут устанавливаться как отдельным рабочим, так и дифференцированно по профессиям и производственным группам в зависимости от значимости выполняемых ими работ. Более высокие размеры премий целесообразно предусматривать:

· на основных участках работы, на линиях (направлениях, маршрутах) с наиболее интенсивным движением, в производствах со сложными техноло-гическими процессами, при освоении новой техники, за снижение себестоимости;

· на участках работы, где применяются технически обоснованные нормы и нормативы, нормированные задания.

В положениях о премировании рабочих должны быть определены конкретные показатели и условия премирования, конкретный перечень упущений, за которые премия не выплачивается или же снижается ее размер.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.